Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Непростая ситуация в машиностроительной отрасли вызывает тревогу у топ-менеджеров и представителей органов власти. Стагнация постсоветских экономик негативно сказалась на сбыте инвестиционной группы товаров, к которой, в частности, относится автомобильная и тракторная техника, что в свою очередь ударило по предприятиям-производителям. Тем не менее, нет причин для паники, убежден директор ОАО «Борисовский агрегатный завод» Андрей ЛОБАЧ.

Руководство этого предприятия, специализирующегося на выпуске автокомпонентов, видит значительные резервы в оптимизации производственных процессов и совершенствовании сбытовой политики.

От объединения - к холдингу
Три года назад в Беларуси был образован холдинг «Автокомпоненты», в который вошли 13 промышленных предприятий страны, а управляющей компанией определено ОАО «БАТЭ». Создание холдинга объяснили необходимостью консолидировать усилия предприятий по проведению единой политики, объединению сбытовой и снабженческой деятельности. Правда, члены созданной «семьи» оказались слабо связаны между собой технологическими и производственными «узами».

Поэтому А.Лобач считает: дополнительные возможности для развития следует искать в налаживании производственной «вертикали». В таком формате при отсутствии налогообложения, оборота по возмездной и безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, имущественных прав в пределах холдинга и т.п. можно снизить издержки, а в итоге - конечную стоимость продукции.

К тому же наличие «обратной связи» между потребителем и поставщиком формирует более интеллектуальный алгоритм управления, позволяет мгновенно и точно реагировать на изменяющиеся экономические условия. Усилятся и прямые мотивационные связи, ведь партнеры заинтересованы в положительном результате.  И это давно подтверждено более чем 40-летней историей совместного плодотворного сотрудничества «БЗА» и Минского моторного завода.

Ориентация на экспорт
По словам директора завода, ОАО «БЗА» старается расширить круг потребителей за счет автосборочных производств Российской Федерации: автомобильного завода «Урал», ОАО «Алтайский моторный завод», «Ростсельмаш», КАМАЗ и т.п. С этого года начались поставки на конвейер Ярославского моторного завода.

- Сотрудничество с ярославским ОАО «Автоди́зель» является для нас наиболее перспективным, поскольку там налажено производство средних рядных четырех- и шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 мощностью от 120 до 320 л.с. по стандартам Евро-4 с потенциалом перехода на Евро-5 и Евро-6. Не исключено, что в дальнейшем возможны поставки узлов для двигателей 840-й серии, - поясняет А.Лобач.

Помимо России ОАО «БЗА» поставляет продукцию в Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Молдову, Украину, Литву, Болгарию, Венгрию, Пакистан. В этом году к списку стран-партнеров добавились Польша и Египет. В первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт в дальнее зарубежье вырос в 2,3 раза.

Впрочем, в силу специфики производства предприятию невозможно уйти из ниши инвестиционных товаров, которая, как правило, первой реагирует на замедление экономики. Роль подушки безопасности может выполнить частичная переориентация на рынок запасных частей, где спрос существует при любой конъюнктуре. И это понятно, ведь как бы ни развивалась ситуация, технику на прикол никто ставить не будет.

Заманчивым для сбыта представляется сегмент автокомпонентов для легковых автомобилей, но это достаточно закрытая территория и ее, во-первых, невозможно «покорить» за короткий промежуток времени. А во-вторых, вхождение туда станет реальным лишь тогда, когда в нашей стране будет организовано производство двигателей для легковых автомобилей. Пока автосборочные предприятия получают уже укомплектованные моторы. К тому же прохождение всех сертификационных ступеней для организации нового производства потребует не только больших временных затрат, но и значительных материальных вложений.

Гонка технологий
Переход предприятий двигателестроения на выпуск более экологичных агрегатов по нормам выброса Евро-4 и Евро-5 потребовало оборудования совершенного иного класса точности и производительности. Причем не только обрабатывающего, но и измерительного. Одновременно с модернизацией Борисовский завод внедрил систему бережливого производства, которая позволяет снизить издержки и повысить качество продукции.

Заработная плата, поясняет А.Лобач, напрямую привязана не к количественным, а к качественным показателям. Тесный контакт с конечными потребителями помогает мгновенно реагировать на их замечания и предложения, а при досрочном отказе оборудования проводятся тщательный анализ причин и оперативное их устранение.

Внедряется система «пять «С» - сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование. Для визуализации организованы бригадные доски, листы проблем и решений, разработаны подробные рабочие инструкции, организован контроль качества на каждом рабочем месте. Сейчас ведется работа по внедрению японской системы организации производства и снабжения - канбан, позволяющей реализовать принцип «точно в срок».

При разработке новых изделий создается рабочая группа, куда входят конструкторы, технологи, экономисты, что дает возможность даже на начальном этапе конструирования выбрать оптимальный вариант решения тех или иных инженерных задач. Уже сегодня предприятие выпускает около 70 моделей турбокомпрессоров, одно- и двухцилиндровых пневмокомрессоров, водяные и масляные насосы, приводы гидронасосов и т.п.

Упор делался на реорганизации участков, от которых в большей степени зависит качество конечных изделий. При этом приоритет отдавался комплексному подходу, менялся не отдельный станок, а вся технология производства - от начала до конца.

Еще один резерв - оптимизация потреблении энергии и материалов. Уже на проходной ОАО «БЗА» понимаешь, что к экономии энергоресурсов здесь относятся без формализма. На большом табло - цифры потребления воды, газа, электроэнергии и сколько средств на их оплату израсходовано в предыдущем месяце. По словам директора, такая информация помогает работникам более осознанно подходить к своим обязанностям, ощущая себя не второстепенными «винтиками», а полноценными участниками производственных и технологических процессов. Кроме того, есть возможность проследить потребление энергии и материалов отдельным и технологическими участками и цехами, привязав его к динамике заработной платы.

Все для человека
Противостоять объективным рыночным сложностям помогает сплоченный коллектив. Поэтому руководство не жалеет времени и средств на создание благоприятных условий для труда и отдыха. Территория завода местами напоминает ботанический сад, в котором ландшафтные дизайнеры развернули соревнование в искусстве создания цветочных композиций. Это сделано не для внешнего лоска, а для людей и для компании, подчеркивает А.Лобач. Ведь красота влияет не только на настроение, но и на культуру производства, а значит, на качество и конечную прибыль.

Хорошим тоном стало развитие семейных производственных династий. Вот и А.Лобач является продолжателем таких традиций, его отец, Николай Лобач, возглавлял предприятие с 1989 по 1999 г.

Справка «Директора»
На созданном в 1878 г. предприятие вначале производили пиломатериалы и спички. Кроме того, на его базе была организована судоверфь. В 1957 г. она из-за незначительного объема производства была ликвидирована, а завод стал пионером в развитии новой для Борисова отрасли - машиностроения. Первоначально освоили выпуск гидромеханизмов к трактору «Беларус», затем производство маслонасоса, водяного насоса, топливных и масляных фильтров, что и определило дальнейшую специализацию компании.

ОАО «БЗА»
222517, Минская обл., г. Борисов, ул. Н-Неман, 1а
Тел.: +375 177 72-26-35
Тел./факс: +375 177 72-04-78
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.bza.by
{jcomments on}