fbpx

Сергей БЕЛЯВСКИЙ, судья экономического суда Гродненской области

Белорусские экспортеры регулярно сталкиваются с проблемой не предоставления данных об уплате НДС по стране поставки товара (в Российскую Федерацию), что влечет для них ощутимые финансовые издержки. Вместе с тем, как показывает практика, действенной мерой преодоления таких проблем может быть подписание соглашения о штрафных санкциях, применяемых к покупателю при непредоставлении им соответствующих документов продавцу.

Недобросовестные зарубежные контрагенты использовать нулевую ставку НДС на товары по месту отгрузки как существенное конкурентное преимущество для целей последующего уклонения от уплаты косвенного налога на территории Российской Федерации и перепродажи товара. В этой ситуации больше всех страдает отечественный экспортер, которому приходится уплачивать своевременно не внесенный НДС за свой счет.

В то же время судебная практика показала, что реализация соглашения о штрафных санкция позволяет весьма успешно возвращать налоги в бюджет, не перекладывая это финансовое бремя на экспортера.

Примером может служить дело, когда в суд в интересах ОАО (резидента Республики Беларусь) обратился прокурор с иском к ООО (резидент Российской Федерации, г.Москва) о взыскании 2 млн. росс. руб. штрафа за непредоставление документов, подтверждающих уплату НДС в полном объеме.
Между сторонами был заключен контракт, в соответствии с которым истец поставил в адрес ответчика молоко сухое на основании ТТН на общую сумму 20 млн. росс. руб. В качестве применимого права сторонами в контракте определено законодательство РБ, компетентным судом указан экономический суд Гродненской области.

Напомним, порядок осуществления экспортно-импортной деятельности в рамках Таможенного союза имеет определенные особенности в части уплаты такого косвенного налога, как НДС - они закреплены в ст.ст.1 и 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, ратифицированного Законом от 01.07.2010 г. № 144-3 (далее - Протокол). Так, при экспорте товаров с территории одного государства - члена ТС на территорию другого государства-члена ТС налогоплательщиком (плательщиком) государства-члена ТС, с территории которого вывезены товары, применяются нулевая ставка налога НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган предусмотренных протоколом документов.

Такими документами являются:
1) договоры (контракты);
2) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена ТС;
3) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства-члена ТС, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов ТС);
4) транспортные (товаросопроводительные) документы, предусмотренные законодательством государства-члена ТС на территорию другого государства-члена ТС;
5) иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Эти документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При их непредставлении в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, либо иной налоговый (отчетный) период, установленный законодательством государства-члена ТС, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства-члена ТС, с территории которого экспортированы товары.

Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-члена ТС с территории другого государства-члена ТС, если иное не установлено Протоколом, осуществляется налоговым органом государства-члена ТС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров.

Итак, в соответствии с пп.1, 8 ст.2 Протокола если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства - члена ТС и налогоплательщиком другого государства - члена ТС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена ТС, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена ТС, комиссионером, поверенным или агентом.

Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена ТС, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде.

В рассматриваемом деле ответчик по контракту обязался в течение 60 календарных дней со дня отгрузки товара предоставить продавцу третий экземпляр заявления о ввозе товаров, экспортированных с территории Беларуси на территорию России, подтверждающего уплату косвенных налогов (НДС) в полном объеме.

Но доказательств исполнения этого обязательства ответчик суду не представил.
Согласно ст.ст. 310, 311 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней).

В соответствии с контрактом при непредставлении указанного документа покупатель обязан уплатить продавцу штраф в размере 10% от общей стоимости товара, поставленного по контракту.

Поэтому требования истца о взыскании 2 млн. росс. руб. штрафа за непредоставление документов, подтверждающих уплату НДС в полном объеме суд удовлетворил.

Как следует из содержания п.10.4. Постановления Пленума ВХС от 27.05.2011 г. № 8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине» при взыскании госпошлины, расходов по уплате госпошлины со стороны, не являющейся резидентом РБ, в судебном постановлении необходимо указывать взыскиваемую сумму в белорусских рублях. Если цена иска определена в инвалюте, то указывается ее эквивалент в валюте цены иска по курсу Нацбанка на день вынесения судебного постановления.

В соответствии со ст.ст. 126, 133 ХПК с ответчика также взыскали в доход бюджета РБ сумму госпошлины в размере 19 млн. руб. (71 тыс. росс. руб.) по курсу на день вынесения решения.

{jcomments on}