№6 (180) - Июнь
Тема номера: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | |
![]() |
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Александр КЛИМОВ
Помимо общих принципов повышения экономической эффективности каждое предприятие может применить собственный набор наиболее действенных инструментов. Правило касается отраслей, сильно зависящих от централизованного финансирования, таких как дорожное строительство. При этом всегда и везде одним из ключевых объектов приложения усилий остается человеческий капитал, считает генеральный директор РУП «Гомельавтодор» Владимир КУЗЬМА.
- В ведении «Гомельавтодора» - вся сеть международных дорожных «коридоров» Восток - Запад и Север - Юг, проходящих по территории Гомельской области. Это участки магистральных дорог М-5, М-8, М-10, дороги, связывающие областной центр с районными райцентрами. Общая протяженность обслуживаемых нами дорог составляет 2280 км.
В состав РУП «Гомельавтодор» входит 8 филиалов, расположенных в Гомеле, Лельчицах, Мозыре, Хойниках, Чечерске, Рогачеве, поселке Медков Светлогорского района и Житковичах. Кроме того, предприятие выполняет функции заказчика, в том числе на участке магистрали М5 Жлобин - Гомель. Реконструкция этого участка финансируется за счет кредитной линии китайского «Эксимбанка», а генподрядчиком является «Китайская корпорация по строительству дорог и мостов» (СRBC). Как заказчики осуществляем технический надзор за работами, выполняемыми подрядными организациями по ремонту и содержанию автодорог, изготавливаем проектно-сметную документацию.
- Почему на М5 в роли генподрядчика выступает китайская корпорация?
- Это предусмотрено условиями договора по предоставлению частично связанного кредита (340 млн. долл.) на реконструкцию дороги. Из выделенной суммы мы должны приобрести у корпорации СRBC товаров и услуг на 35%, что составляет примерно 120 млн. долл.
Часть этих средств потрачено на закупку около 150 единиц современной техники, которая поможет работать производительнее и эффективнее. Приобретены асфальтоукладчики Vogele, погрузчики Shantui, фрезы, экскаваторы, катки, бульдозеры, краны, автобетонные смесители, самоходная вакуумная подметальная машина, которая будет убирать мусор между барьерами, машины для зимнего содержания автодороги, МАЗ-МАНы, мобильная лаборатория, фреза дорожная Wirtgen, итальянская косилка с манипулятором длиной 6 м и т.д.
В прошлом году на закупку оборудования было потрачено около 300 млрд. руб. Вся эта техника будет задействована и на следующем этапе строительства автодороги М5: участке Жлобин - Бобруйск.
- Владимир Юрьевич, в последние годы механизм финансирования дорожного строительства в нашей стране сложно было назвать совершенным. Каким он должен быть, на ваш взгляд?
- К сожалению, в долларовом эквиваленте финансирование на содержание и строительство дорог сократилось за последние годы более чем в 3 раза. На таком фоне страдает рентабельность дорожно-строительных предприятий. Для динамичного развития нам необходима минимальная рентабельность на уровне 10-12%, а не как сегодня - около 2%.
При этом с расширением сети платных дорог почти до 1000 км выросла нагрузка на региональные, идущие в параллельном направлении. И это объяснимо: таким образом перевозчики и водители хотят сэкономить.
При введении дополнительных сборов было обещано направить собранные деньги на строительство и содержание дорог. Пока особого увеличения средств не наблюдается, произошло лишь изменение источников финансирования. Если ранее мы получали средства исключительно из госбюджета, то теперь, как говорят, фифти-фифти.
Более «стройной» и логичной система финансирования была при существовании «Дорожного фонда», который формировался, в частности, за счет акцизов с бензина и налогов при покупке автомобиля. Это был целевой источник сборов для содержания, ремонта и строительства новых дорог в Беларуси, позволявший транспортникам реализовывать многие проекты. В 2010 г. в связи со вступлением в силу нового Бюджетного кодекса дорожный фонд упразднили, и ситуация с финансированием дорожного хозяйства заметно обострилась.
- Как тогда вам удается поддерживать в надлежащем состоянии дороги, внедрять новые технологии?
- Англичане в таких случаях говорят так: думай о пенсах, фунты сами о себе позаботятся. Вот и мы особое внимание уделили, казалось бы, мелочам и нашли внутренние резервы. Если вы заметили, в нашем административном здании практически везде используются энергоэффективные светодиодные светильники.
Для контроля филиалов, которые находятся достаточно далеко от материнской компании, создали систему видеонаблюдения. Это не только улучшает управляемость, но и дисциплинирует людей на местах.
Внедрение новых технологий также помогает экономить ресурсы. К примеру, если ранее для «ямочного» ремонта требовалось несколько единиц техники и до 5-7 человек обслуживающего персонала, то теперь с этой функцией справляется один оператор самоходной машины для заделки ям и выбоин по струйно-инъекционной технологии.
Используем органоминеральные смеси, которые позволяют заниматься ремонтом даже в зимнее время. При этом площадь ремонтируемых за рабочую смену поверхностей, по сравнению с традиционными методами, возрастает в 4-5 раз.
На всех дорогах устанавливаем ограждение, предварительно прошедшее горячее оцинкование. Это даст нам огромный выигрыш в будущем, поскольку такое покрытие не требует ежегодной окраски.
Но внедряя новые технологии, необходимо не забывать о главных инвестициях - в человека: повышение его квалификации и, самое важное - в заработную плату. Поскольку без повышения профессионализма и мотивации все иные вложения в новые механизмы и оборудование скорее всего принесут убытки, а не прибыль.
Многое в эффективности инвестиций зависит и от личности руководителя. Некоторые директора, к сожалению, просто не готовы к «приходу» больших денег, они либо не знают, куда и на что их лучше направить, либо не хотят брать на себя дополнительное бремя ответственности.
- Сейчас идут дискуссии о возобновлении строительства бетонных дорог. Насколько дорожно-строительные организации республики готовы к этому в техническом и профессиональном плане?
- Это не такая простая технология, как на первый взгляд кажется. Для качественного строительства таких дорог, во-первых, необходим цемент стабильного качества, иначе дорожное полотно со временем превратится в сборник пыли и грязи.
Во-вторых, для окончательной полимеризации бетонного покрытия нужна влажная среда, которую может обеспечить укрытие поверхности. Бетон нельзя сушить на солнце, от этого он становится хрупким, теряя до 30% прочности. К тому же движение по такой дороге можно открыть только через три месяца, значит, необходимы альтернативные направления движения.
- Возвращаясь к вышесказанному, насколько вы как руководитель свободны в проведении кадровой политики?
- Ранее, когда входили в систему департамента «Белавтодор», я не мог самостоятельно сменить начальника дорожного управления, все кадровые изменения необходимо было согласовывать с головной организацией. Теперь, когда «приписаны» к Минтрансу, таких проблем нет. Там справедливо считают, что если я несу ответственность за свой фронт работ, то должен иметь возможность подбирать соответствующую команду управленцев.
На уровне местных властей, при назначении руководителей районных филиалов, иногда возникают трения. Но все и всегда решается с пользой для дела, поскольку от кадрового потенциала предприятия зависит эффективность его работы в настоящем и будущем.
РУП «Гомельавтодор»
246050, г.Гомель, ул.Кирова, 22.
е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.gomavtodor.gomel.by
Тел.: +375 232 74-99-08,
Факс: +375 232 22-42-08 (приемная)
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Катерина МАЛАК
К чемпионату мира по хоккею в Минске было открыто 14 новых и реконструированных гостиниц. Количество мест в них увеличилось почти в два раза - до 10 тыс. По оценкам экспертов, за время проведения чемпионата гостиницы получили двухмесячную выручку. Однако теперь многие скептики считают, что на фоне возросшего предложения гостиницы начнут работать себе в убыток. Так ли это, мы побеседовали с генеральным директором ОАО «Минотель» Владимиром СТАШКЕВИЧЕМ.
До и после чемпионата
«Международное спортивное мероприятие такого уровня и масштаба впервые проходило в нашей стране. Конечно же, чемпионат стал проверкой для всех организаций и компаний, которые были задействованы в его обслуживании, в том числе для ОАО «Минотель». Отмечу, что в нашей гостинице «Гарни» во время чемпионата размещался судейский корпус, а в открывшуюся после реконструкции гостиницу «Беларусь» заселили представителей СМИ из разных стран. Наши отели подтвердили высокий уровень сервиса. Полученные отзывы показали, что мы способны обеспечить качественные услуги по размещению гостей и достойный уровень обслуживания при самой высокой загрузке гостиниц», - отметил В.Сташкевич.
Сегодня в Беларусь приезжают гости из других государств, кроме того, иногородние белорусы активно посещают столицу. И те, и другие нуждаются в качественном размещении, поэтому важно наличие на рынке развитой гостиничной инфраструктуры с различными ценовыми предложениями. И такая инфраструктура была создана в ходе подготовки к чемпионату мира. Вместе с тем, рост числа гостиниц при неизменном объеме туристических и бизнес-поездок будет оказывать влияние на доходность гостиничного бизнеса. Поэтому следует работать над увеличением потока туристов, считает руководитель «Минотеля».
По его мнению, чтобы обеспечить заполняемость гостиниц, нужно оказывать услуги комплексно и высокопрофессионально. Иностранный турист надеется на уровень сервиса, к которому он привык. «Поэтому вполне логично, что мы ставим своей целью предоставление услуг, соответствующих ожиданиям гостей», - подчеркивает В.Сташкевич.
На конкурентоспособность гостиницы влияет множество факторов: количество звезд, месторасположение, специализация, емкость номерного фонда, инфраструктура, состояние материально-технической базы, средняя себестоимость номера, численность персонала, наличие поблизости достопримечательностей.
«Наши гостиницы располагают широким перечнем дополнительных услуг, мы можем предложить потребителям продукт с привлекательными характеристиками. Несмотря на обостряющуюся конкуренцию между столичными отелями, нет сомнений в том, что наши гостиницы будут постоянно востребованы», - говорит директор.
Занять свою нишу
«Основной принцип работы предприятия в индустрии гостеприимства - это комфортабельное размещение и качественное обслуживание по демократичной цене, - продолжает В.Сташкевич. - Мы ставим перед собой задачу добиться стабильно высокой заполняемости всех наших гостиниц через реализацию единой политики продаж, внедрение передовых технологий обслуживания в соответствии с действующими белорусскими и мировыми стандартами».
Система управления Обществом доказала свою жизнеспособность, что подтверждают финансово-экономические показатели за последние годы. Рентабельность по основной деятельности не опускалась ниже 30%. По итогам работы за 2011-2013 гг. в связи с закрытием на реконструкцию гостиницы «Беларусь» показатель несколько снизился, но сейчас прогнозируется его рост.
Для оперативного и эффективного руководства всеми направлениями деятельности Общества созданы централизованные службы, укомплектованные высококвалифицированными, опытными специалистами: кадровое подразделение, экономическое, строительное, финансовое, инженерное, служба материального снабжения, безопасности, бухгалтерия.
Неудивительно, что все годы своего существования ОАО «Минотель» являлось устойчиво прибыльным предприятием. У него не было задолженностей по выплате зарплат, платежам в бюджет, расчетам за энергоносители. Находились средства для модернизации объектов. Так, два года назад открыта реконструированная гостиница «Гарни», а в апреле 2014 г. начала работать обновленная гостиница «Беларусь». Также большое внимание уделяется повышению уровня профессиональной подготовки кадров и внедрению IT технологий.
Филиал «Бюро путешествий «Минотель Экспресс» оказывает туристические услуги, в том числе по размещению иностранных граждан в гостиницах ОАО «Минотель», в значительной степени обеспечивая их загрузку.
«Остановив на нас свой выбор, гости не пожалеют, так как получат высокое качество обслуживания, основанное на нашем многолетнем опыте работы в гостиничном и ресторанном бизнесе», - подытоживает В.Сташкевич.
Справка «Директора»
На ОАО «Минотель» приходится 13% номерного фонда города, в том числе в сегменте гостиниц категории «3 звезды» - 30,08%, или 1 146 мест.
В составе ОАО «Минотель» - 4 гостиницы («Беларусь», «Спутник», «Гарни», «Вояж») на 706 номеров разной ценовой категории.
В частности, 22-этажная гостиница «Беларусь» (г. Минск, ул. Сторожевская, 15), располагающая 484 номерами (816 мест), находится в парковой зоне, на набережной реки Свислочь, вблизи от административного и делового центра столицы и станции метро «Немига». Изюминкой гостиницы являются панорамный лифт и аквапарк с саунами, джакузи, водной горкой и водопадами.
Гостиница «Спутник» (г. Минск, ул. Брилевская, 2), благодаря своему расположению недалеко от центра города и доступным ценам, удобна для туристов и деловых людей. В ее фонде - 136 номеров (234 места) различных категорий от эконом-класса до номеров категории «люкс». Во всех комнатах есть спутниковое телевидение, холодильник, телефон, доступ в интернет.
Гостиница «Гарни» (г. Минск, ул. Интернациональная, 11) расположена в культурно-историческом и деловом центре столицы, предоставляет возможность для комфортного размещения в 50 номерах на 96 мест. Неотъемлемой ее частью стал ресторан «Пан Хмелю», предлагающий широкий выбор блюд старобелорусской и европейской кухонь.
Гостиница «Вояж» (г. Минск, ул. Якубовского, 52 А) предлагает 32 уютных номера (65 мест) с балконом, ванной комнатой, кондиционером, телевизором.
Услуги общественного питания обеспечивает филиал «Ресторан «Панорама» на базе ресторанов, кафе и баров различной наценочной категории, расположенных в гостиницах.
В ОАО «Минотель» работает почти 600 сотрудников.
ОАО «Минотель»
220002, г. Минск, ул. Сторожевская, 15
Тел.: +375 17 209 71 00 , +375 17 209 73 19
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.minotel.by
www.hotel-belarus.com
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Владимир ТАРАСОВ
Вопрос о золотовалютных резервах (ЗВР) в последние годы оказался в фокусе финансовой политики страны. В 2011 г. желание сохранить резервы стало причиной того, что Нацбанк прекратил поддержку курса белорусского рубля, смирившись с девальвацией. Однако сейчас власти уверенно тратят резервы на поддержку курса, чтобы не допустить снижения заработной платы в стране.
Нынешнюю государственную политику прокомментировал Президент Александр Лукашенко, отвечая на вопросы парламентариев после обращения с посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 22 апреля: «Если мы будем видеть, что это необходимо, что у нас нет золотовалютных резервов или они опускаются ниже планируемого критического уровня, мы спокойно проведем девальвацию. Если до конца года добавим еще 5-6%, будет нормально». Таким образом, была поставлена цель не допустить сокращения резервов ниже некоторого критического уровня, о котором раньше ничего не сообщалось.
Между тем глава миссии МВФ Дэвид Хофман, посетив Беларусь в апреле, назвал снижающиеся золотовалютные резервы ключевым вызовом для белорусских властей. Выступая от лица МВФ, он настоятельно рекомендовал наращивать ЗВР и не допускать их снижения, поскольку более высокий уровень запасов обеспечивает подушку безопасности на случай негативных изменений в экономике. Правда, Д.Хофман отметил, что вряд ли можно с определенностью установить уровень, ниже которого резервы не должны опускаться.
Таким образом, мнения Президента и руководителя миссии МВФ несколько разошлись. Попробуем разобраться, в том, какой объем ЗВР оптимален для Беларуси.
Дежавю
За последние 6 лет наши ЗВР резко сокращались дважды. Впервые это произошло в конце 2008 г. и, по общепринятому мнению, было вызвано мировым финансовым кризисом, который привел к резкому ухудшению состояния внешней торговли страны. Второй кризис наблюдался в начале 2011 г., когда перед выборами Президента в конце 2010 г. резко увеличили зарплату, что вызвало всплеск спроса на иностранную валюту, для удовлетворения которого пришлось продать часть резервов. В обоих случаях власти вынуждены были пойти на девальвацию рубля и осуществить внешние заимствования.
В настоящее время снижение ЗВР продолжается почти без остановок уже около года. После достижения максимального значения (на 1.07.2012 г. в определении МВФ - 8 329,5 млн.) резервы почти непрерывно сокращались и на 1.05.2014 г. составили 5 477 млн. долл.
Заметим, в определении МВФ к ЗВР относится только часть наиболее ликвидных международных резервных активов страны. Тогда как все запасы в национальном определении на 1 мая составили 6 091,2 млн. долл.
В составе ЗВР преобладают средства в иностранной валюте. В частности, в национальном определении их величина на 1 мая достигла 2 797,9 млн. долл. Стоимость монетарного золота в резервах на ту же дату равнялась 1 840,5 млн. Прочего золота на счетах в иностранных банках было на 228,8 млн. долл. Стоимость других драгоценных металлов оценивалась в 130,8 млн., а драгоценных камней - в 60,3 млн. долл. Прочих активов в составе резервов было на 1 032,9 млн.
Судя по этим данным, ситуация не кажется совсем уж плохой, денег еще довольно много. В связи с этим слова Д.Хофмана о снижении резервов как ключевом вызове для белорусских властей могут показаться чрезмерными. Но если взглянуть на динамику ЗВР, то можно понять причины его беспокойства: при сохранении текущих темпов снижения к концу года Беларусь может лишиться практически всех средств в иностранной валюте, оставшись только с драгоценными металлами, камнями и ценными бумагами.
Динамика ЗВР Беларуси в определении МВФ, млн. долл. |
![]() |
Ситуация напоминает ту, что была перед девальвацией в 2009 и 2011 гг. Тогда ослабление рубля произошло после сокращения резервов примерно на треть по сравнению с ранее достигнутыми максимальными значениями. Сейчас подобное сокращение уже случилось.
Тем не менее, Президент уверяет, что девальвация не планируется. Дело в том, что власть рассчитывает в текущем году на получение 2 млрд. долл. кредита от правительства России, а в 2015 г. - на уменьшение в 2 раза пошлин на экспорт произведенных в Беларуси нефтепродуктов, уплачиваемых в российский бюджет.
Эти средства могут замедлить снижение ЗВР, но вопрос о предельном уровне запасов все равно остается открытым.
Есть ли жизнь без золотого запаса?
В последние годы все привыкли к наличию у Беларуси ЗВР. Уже как-то позабылись времена, когда резервов у страны практически не было. Именно так обстояли дела в 90-х гг., поэтому у руководства Нацбанка и мысли не возникало о том, что надо поддерживать белорусский рубль за счет валютных интервенций, так как поддерживать было особо нечем. В те годы монетарные власти активно эмитировали рубли, а когда спрос на валюту вырастал, рубль девальвировался.
Затем ситуация изменилась, в первые годы ХХI в. Нацбанк осуществлял жесткую денежно-кредитную политику, зарплата в стране была низкая, темпы развития экономики соответствовали ее финансовым возможностям, поэтому необходимости в резервах также не было, причем рубль был относительно стабильным.
А вот затем ситуация изменилась в другую сторону. Беларусь начала копить резервы, что, впрочем, было вызвано не столько улучшением работы ее экономики, сколько продажей некоторых предприятий, в первую очередь Белтрансгаза (за 5 млрд. долл.).
Кроме того, в стране начался быстрый рост заработной платы, который существенно опережал темпы развития экономики, что приводило к усилению спроса на валюту со стороны населения и предприятий. Это стало причиной обвалов ЗВР, один из таких периодов мы сейчас и переживаем.
Так столько же нужно ЗВР для полного счастья? Если Нацбанк и правительство проводят сбалансированную денежно-кредитную политику, не допуская чрезмерного роста зарплаты и производства, то резервы, собственно, не нужны.
Конечно, могут возникнуть какие-то критические ситуации в экономике, вызванные не внутренними, а внешними причинами, но потребность в средствах в этом случае может быть легко удовлетворена за счет внешних заимствований, как это и происходило (Беларусь в трудные времена без проблем получила деньги от МВФ и России).
Международная практика
Такой вывод находится в явном противоречии с общепринятой точкой зрения на резервы. Впрочем, единого мнения о необходимой величине запасов валюты и золота нет.
В частности, согласно рекомендациям МВФ резервы должны превышать трехмесячный объем импорта. Беларусь ежемесячно импортирует товаров и услуг примерно на 3,5 млрд. долл. Исходя из этой величины, резервы в стране должны составлять порядка 10-11 млрд., что примерно в 2 раза больше нынешнего уровня.
Но есть и другие рекомендации. Странам, экспорт которых основан на небольшом количестве товарных позиций, эксперты советуют формировать запас в объеме шестимесячного импорта. Это уже 20-22 млрд.
Но и это не все. Как показал мировой финансовый кризис, резервы могут потребоваться на случай возникновения проблем в расчетах по внешнему долгу, как государственному, так и корпоративному. С поправкой на данное обстоятельство Беларуси следовало бы иметь вообще запредельные запасы валюты, так как только краткосрочная, т. е. погашаемая в течение года, внешняя задолженность государства и предприятий на 1.01.2014 г. составляла 15,2 млрд., а долгосрочная - 23,9 млрд. долл. Под такие долги резервы надо было бы формировать в объеме около 30 млрд.
По всем этим критериям получается, что ЗВР в Беларуси явно не хватает. Поэтому Д.Хофман и рекомендовал наращивать их.
Но каждая страна сама выбирает для себя допустимый уровень резервов. Так, например, бывший председатель Центробанка России Сергей Игнатьев полагал, что для России достаточно ЗВР, покрывающих годовой объем выплат по внешним долгам и трехмесячный импорт товаров и услуг. Но резервы России намного выше, так как страна получает значительную валютную выручку, и Центробанк скупает иностранную валюту, чтобы предотвратить укрепление российского рубля.
Пример дядюшки Сэма
Мнение экспертов, конечно, заслуживает внимания, но если обратиться к международному опыту, то можно сделать вывод, что ЗВР не так уж и важны. Показателен опыт самой крупной экономики мира.
Были времена, когда США сформировали весьма значительные резервы в золоте. В 1949 г. страна сосредоточила у себя 69,9% мировых запасов благородного металла - всего 21,8 тыс. т.
Это обеспечило особое положение доллара. В 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудс ведущими капиталистическими мировыми державами было заключено соглашение, согласно которому доллар занял положение мировой валюты, а правительство США гарантировало обмен своих бумажных банкнот на золото по цене 35 долл. за тройскую унцию. В то время отношение золотого запаса США к долларовой массе в обращении составляло 75%. Но система просуществовала недолго, так как в США не удержались и начали активно печатать доллары. В результате в 1971 г. указанное выше отношение составляло уже всего 16%.
Многие страны поняли, что за долларом больше не стоит золото, и поспешили избавиться от «американца», увеличив собственные его запасы. Начала это процесс Франция. Существует история, согласно которой президент этой страны Шарль де Голль попросил у своего министра финансов объяснить устройство мировой финансовой системы. Тот задал вопрос: «Представьте, что вы художник и хотите продать картину за 10 000 долл. Немец предложил за картину 1 т. стали, араб - 2 т. нефти. А американец отсчитал сотню стодолларовых бумажек и унес вашу картину с собой. Как вы думаете, сколько он вам заплатил?». Президент ответил, что 10 тыс. долл. «А вот и нет, - продолжил министр. - Он заплатил всего-навсего 3 долл., так как печатание одной стодолларовой бумажки обходится правительству США в три цента!»
Насколько правдива эта история, неизвестно, но в 1965 г. правительство Франции обменяло имеющиеся у него на тот момент доллары на золото. Ту же операцию затем проделали Германии и некоторые другие страны. В результате золотые запасы США снизились до 9,8 тыс. т, после чего в 1971 г. президент США Ричард Никсон прекратил подобные обменные операции, а устойчивость американкой валюты стала обеспечиваться размещением валютных облигаций, т. е. внешними заимствованиями.
Мораль историй такова: Беларуси надо стремиться к тому, чтобы валютные резервы были минимальными, а стабильность валюты обеспечивалась жесткой финансовой политикой, экспортом и заимствованиями в случае необходимости. Ну и про запас можно иметь немного металла, на случай обвала доллара и становления новой мировой валютной системы. А высокие золотовалютные резервы пускай формируют те страны, которые получают избыток валюты от внешней торговли.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ. ИНВЕСТИЦИИ
Постановлением Совмина от 26.05.2014 г. № 506 утверждено Положение о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов. Согласно ему государственная комплексная экспертиза проводится в отношении инвестпроектов, претендующих на господдержку, в том числе выделение бюджетных займов и ссуд, предоставление гарантий правительства по кредитам белорусских банков, на финансовую помощь из республиканского бюджета для приобретения технологического оборудования и запасных частей к нему и пр.
По инвестпроектам, предусматривающим инвестиции в инфраструктуру (инженерную, социальную, экологическую, транспортную) и не связанным с получением прибыли (некоммерческий инвестиционный проект), взамен бизнес-плана допускается при обосновании инициатора (органа управления) представлять технико-экономическое обоснование инвестпроекта, разрабатываемое в соответствии с отраслевой спецификой и (или) международными подходами, либо утвержденное обоснование инвестиций.
По проектам стоимостью свыше 70 млн. долл. в рамках маркетинговых исследований организациями проводится всестороннее обследование существующей системы мер товарной, ценовой и коммуникационной политики, а также системы продвижения товаров на рынки сбыта с подготовкой соответствующего отчета.
Постановление Совмина от 26.05.2014 г. № 506 «О бизнес-планах инвестиционных проектов». Вступило в силу 31.05.2014 г. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Индивидуальные предприниматели (ИП), уплачивающие единый налог при осуществлении розничной торговли, обязаны обеспечить наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, реализации и при их перевозке (транспортировке).
Документами, подтверждающими приобретение товаров на территории государств - членов Таможенного союза за наличный расчет ИП, уплачивающими единый налог, являются первичные учетные документы, предусмотренные законодательством государства, на территории которого приобретены товары, с приложением к ним кассовых (товарных) чеков, квитанций или других документов, подтверждающих оплату товаров, а также счетов-фактур, если их оформление предусмотрено законодательством.
ИП по состоянию на 01.07.2014 г. составляют опись остатков товаров, ввезенных в Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза без документов, подтверждающих их приобретение. До 01.03.2015 г. ИП вправе осуществлять розничную торговлю остатками товаров на основании описи.
Указ Президента от 16.05.2014 г. № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами». Вступает в силу 01.07.2014 г. КАССОВЫЕ АППАРАТЫ. НАЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
Совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 21.05.2014 г. № 489/7 установлено, что юридические лица и ИП обязаны установить платежные терминалы, обеспечивающие прием к оплате банковских платежных карточек Visa, MasterCard, «БЕЛКАРТ», в объектах согласно приложению к постановлению, в которых реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, деятельность в сфере игорного бизнеса:
- будут начаты после 22.07.2014 г. - до начала реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса;
- осуществлялись в течение 2013 г. и размер полученной выручки за 2013 г. по каждому объекту составил более 7500 базовых величин (БВ), по объекту системы потребительской кооперации - более 15 000 БВ, объекту бытового обслуживания населения - более 3750 БВ - с 01.01.2015 г.;
- осуществляются и платежные терминалы не установлены, за исключением объектов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, - с 01.07.2015 г. в городах областного подчинения и Минске, с 01.01.2016 г. - в городах районного подчинения, с 01.07.2017 г. - на всей территории Республики Беларусь.
Количество устанавливаемых на объектах платежных терминалов должно соответствовать количеству единиц кассового оборудования, игорных заведений.
Постановление Совмина и Нацбанка от 21.05.2014 г. № 489/7 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16». Вступает в силу 22.07.2014 г. СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ
В порядке эксперимента при реализации в 2014-2016 гг. программ государственного заказа на строительство (возведение, реконструкцию) квартир в многоквартирных жилых домах для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов, стоимость строительства жилого дома и максимальный размер льготного кредита на данные цели определяются исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого дома. При этом такая стоимость должна быть равной прогнозному показателю номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников на месяц приемки в эксплуатацию законченного строительством (возведением, реконструкцией) жилого дома, установленный с учетом нормативной продолжительности строительства, определенной проектной документацией, с применением коэффициента 1,2. Исходя из данной стоимости будет производиться продажа жилых помещений гражданам по договору купли-продажи.
Превышение (снижение) фактических затрат, понесенных заказчиком на строительство, относится на финансовые результаты его деятельности. Превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к договорной (контрактной) цене, относится на финансовые результаты деятельности подрядчика. После завершения строительства, приемки жилого дома в эксплуатацию, полного расчета с подрядными организациями средства, оставшиеся на специальном счете заказчика, перечисляются им на свой текущий (расчетный) счет.
Указ Президента от 06.06.2014 г. № 270 «О реализации программ государственного заказа на строительство жилья». Вступило в силу с 11.06.2014 г. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ. ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ
Постановлением Совмина от 21.05.2014 г. № 491 определено, что лечебно-профилактическим питанием обеспечиваются работники, фактически занятые не менее половины рабочего дня (смены):
- соответствующие перечню производств, работ, профессий и должностей, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания (далее - перечень)
- занятые чисткой, обслуживанием, ремонтом, демонтажем или консервацией оборудования (подготовкой к этим операциям) на производствах. Данные сотрудники обеспечиваются лечебно-профилактическим питанием независимо от того, предусмотрена ли его выдача в структурном подразделении организации, в которое они приняты на работу;
- выполняющие строительные, строительно-монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы на производствах иных организаций, если работники этих производств получают лечебно-профилактическое питание.
Профессии и должности, дающие право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, определяются руководителем организации (его заместителем, уполномоченным согласно системе управления охраной труда) в соответствии с перечнем, утвержденным данным постановлением.
Постановление Совмина от 21.05.2014 г. № 491 «Об утверждении Положения о порядке предоставления и определения объемов компенсации в виде бесплатного обеспечения лечебно-профилактическим питанием работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Вступает в силу 25.07.2014 г.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Ева МАРЦИНКЕВИЧ, юрист
Значительные изменения в правовом поле предусмотрены Законом от 8.01.2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общепита в Республике Беларусь» (далее - Закон). Его основные положения вступают в силу 22 июля 2014 г. Обратим внимание участников розничного бизнеса на ключевые моменты.
В новом Законе под общественным питанием понимается предпринимательская деятельность, направленная на производство, продажу и организацию потребления продукции общепита и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общепита. Торговля - это предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров.
Миру мир
В Законе отражено стремление государства положить конец протекционизму рынков со стороны местных властей. Появились нормы, исключающие излишнее вмешательство госорганов в деятельность субъектов торговли. В частности, в соответствии со ст.27 Закона не допускается устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров между административно-территориальными единицами республики, вводить ограничения продажи отдельных видов товаров, другие ограничения и запреты на осуществление торговли и общепита и (или) давать указания о первоочередной поставке товаров определенным субъектам торговли и общепита. Вне закона теперь понуждение чиновниками к заключению в приоритетном порядке договоров поставки с определенными контрагентами, установление ограничений в выборе контрагента и товаров, создание дискриминационных условий при предоставлении мест для организации объекта торговли или общепита.
Для всех и для каждого
Закреплены требования к организации и осуществлению торговли и общепита, созданию торговых объектов и объектов общепита.
Субъекты торговли вправе определять виды, формы, порядок и условия торговли, цены (тарифы) на товары, услуги, связанные с продажей товаров, порядок размещения рекламы внутри торгового объекта, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг и иные условия организации и осуществления торговли (ст.10 Закона). Субъекты общепита могут определять тип объекта, его класс, порядок и условия осуществления общепита, цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги, порядок размещения рекламы внутри объекта и иные условия организации и осуществления общепита (ст.11 Закона).
Объекты с торговой площадью 400 м2 и более, в т.ч. магазины современного формата и объекты общепита с числом мест 60 и более, а также торговые центры и рынки должны размещаться только в соответствии со схемами стационарных объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, утверждаемыми местными органами власти (ст.13 Закона).
Нестационарные торговые объекты и объекты общепита согласно ст. 14 Закона размещаются на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, в капстроениях (зданиях, сооружениях), находящихся в госсобственности, в соответствии с перечнями, утверждаемыми местными органами власти и публикуемыми на их сайтах.
В ст.20 Закона сохранена норма о необходимости согласовывать с местными органами власти режим работы стационарных торговых объектов, общепита, торговых центров и рынков. При этом на рынках он будет устанавливаться в договорах, предусматривающих предоставление торгового места.
Одновременно Закон отменяет необходимость согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами ассортиментный перечень товаров и (или) продукции собственного производства. Исключение составляют товары, подлежащие включению в ассортиментный перечень (ст.21 Закона). Не требуется устанавливать ассортиментный перечень торговым местам, передвижным средствам разносной торговли, иным объектам и формам торговли, определенным Совмином.
Стационарные объекты торговли и общепита, торговые центры, рынки и другие объекты считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр. Информация о них должна размещаться на сайте Минторга. Перечень сведений, включаемых в Торговый реестр, существенно расширен: помимо данных об объектах торговли и общепита, торговых центрах, рынках, интернет-магазинах, он включает реестры выданных специальных разрешений (лицензий) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, а также сведения о состоянии торговли.
«Славянский базар»
Определены требования к созданию и организации работы рынков, торговых центров, ярмарок, фирменных магазинов и секций.
Под рынком в Законе понимается имеющий в своем составе торговые места имущественный комплекс, оборудованный и предназначенный для продажи сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, продукции рыбоводства, животных и иных товаров, выполнения работ, оказания услуг юрлицами и физическими лицами, в т.ч. ИП.
В зависимости от ассортимента рынки бывают 2 типов: универсальные (менее 80% торговых мест предназначены для осуществления продажи одной группы товаров) и специализированные (80% и более торговых мест предназначены для продажи одной группы товаров). По специализации они подразделяются на сельскохозяйственные, автомобильные, строительные, зооботанические, книжные и т.д.
Рынок создается на основании разрешения местного органа власти. Торговые места предоставляются согласно договорам аренды или иным договорам, содержащим элементы договора аренды (смешанный договор), либо по договорам безвозмездного пользования.
Еще одной новеллой Закона стали требования к созданию и организации работы торговых центров и ярмарок.
В определении Закона торговые центры - это совокупность расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания розничных торговых объектов и иных объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказываются услуги населению.
Ярмарка - организованное в определенном месте и в определенное время мероприятие с предоставлением мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, с заранее публично доведеной до неопределенного круга лиц информацией.
Размер платы за предоставление мест, а также за оказание услуг, связанных с уборкой территории, проведением ветеринарно-санитарной экспертизы и др., определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на ее организацию.
Создание фирменных магазинов, фирменных секций осуществляется товаропроизводителями либо субъектами торговли, получившими право продажи товаров конкретного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого производителя, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (ст.18 Закона).
Фирменная секция создается субъектом торговли либо производителем в торговом объекте. Помимо продажи товаров там также изучается покупательский спрос и готовятся предложения производителям по ассортименту товаров, улучшению качества и повышению их конкурентоспособности.
В зоне www
Законом установлены требования к розничной торговле с использованием сети Интернет.
Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством (ст.19 Закона).
Под интернет-магазином понимается информационный ресурс субъекта торговли в сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.
Собственники (владельцы) информационных ресурсов, оказывающих субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением розничной торговли через интернет-магазин, обязаны: предусматривать в договорах об оказании таких услуг представление субъектом торговли сведений, подтверждающих регистрацию интернет-магазина в Торговом реестре; направлять субъекту торговли, с которым заключен договор об оказании услуг, поступающие замечания и предложения о работе такого субъекта торговли; принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о защите прав потребителей.
Контакт с поставщиком
В ст. 12 Закона установлены требования к заключению и исполнению договоров поставки продовольственных товаров (далее - товаров) между субъектами торговли, общепита и поставщиком.
Закреплена обязанность имеющих сети (крупный магазин) субъектов торговли и общепита, а также поставщиков товаров обеспечить взаимный доступ к информации об условиях отбора контрагента и иным, необходимым для заключения договоров о поставках товаров сведениям. Информация должна размещаться на сайтах организаций или безвозмездно предоставляться по запросу в течение 14 дней со дня его получения.
Стороны определяют цену договора исходя из стоимости товаров, установленной соглашением сторон с учетом требований законодательства о ценообразовании.
В договорах, предусматривающих поставки товаров, не допускается установление:
- запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами запрета;
- требования о внесении поставщиком платы за право поставок в функционирующие или создаваемые объекты торговли, общепита, а также за изменение ассортимента;
- обязательства поставщика возмещать убытки в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на эти товары к субъекту торговли, общепита, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика, а также затраты, не связанные с исполнением договоров, предусматривающих поставки, и последующей продажей партии этих товаров в розницу;
- обязательства субъекта торговли и общепита оказывать поставщику услуги по рекламированию товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение товаров.
Оказание поставщику таких услуг осуществляется на основании отдельных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки товаров. При их заключении не допускается понуждение контрагентов к продвижению продукции.
Кроме того, сторонам запрещено устанавливать в договорах поставки вознаграждения за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. к разгрузке транспорта, приемке по количеству и качеству, перемещению к месту хранения, подготовке к продаже, фасовке, выкладке в торговом зале и на торговом оборудовании, продаже и обслуживанию покупателей.
Договоры, не соответствующие требованиям Закона, должны быть приведены в соответствие с ним в течение трех месяцев после его вступления в силу - с 23.07.2014 г. по 22.10.2014 г. До приведения в соответствие с Законом договоры действуют в части, не противоречащей ему (ст. 34 Закона).
Установлены предельные сроки оплаты товаров в случае, когда договором поставки предполагается отсрочка. Так, товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня их приемки субъектом торговли, общепита. Товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате не позднее чем через 30 календарных дней со дня приемки. На товары, срок годности (срок хранения) которых установлен свыше 30 дней - не позднее чем 45 календарных дней.
Уздечка для сетей
Обратим внимание на требования, направленные на ограничение влияния крупных торговых сетей и сетей общепита (ст.26 Закона).
Таким субъектам запрещается:
- создавать дискриминационные условия, в т.ч. препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, общепита и поставщиков продтоваров;
- понуждать контрагента заключать договор с условиями: запрета на заключение договоров поставки товаров с другими юрлицами, ИП; представления юрлицом, ИП контрагенту сведений о заключаемых договорах с другими субъектами хозяйствования, осуществляющими аналогичную деятельность; снижения поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену таких товаров других продавцов.
Кроме того, нельзя понуждать контрагента заключать договоры со схожими признаками, а также противоречащие требованиям антимонопольного законодательства;
- заключать между собой договор комиссии, договор поручения или смешанный договор, содержащие элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продтоваров. Исключение составляют договоры между субъектами торговли, входящими в одну торговую сеть.
Также запрещается понуждать поставщика товаров к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в договоры, предусматривающие поставки условие о возврате ему товаров, не проданных по истечении определенного срока.
Торговые сети или крупные магазины, доля которых в объеме розничного товарооборота товаров превышает 20%, не вправе приобретать, арендовать дополнительную торговую площадь в пределах соответствующей административной единицы. Ограничение не касается системы потребкооперации.
О контролерах
В заключение обратим внимание на случаи, когда контролирующие органы вправе вынести в отношении проверяемых субъектов требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи товаров. Это продажа товаров, не соответствующих требованиям к качеству и безопасности; продажа без сопроводительных документов, подтверждающих приобретение либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров. К подобным последствиям может привести продажа продукции с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы либо без указания таких сроков, если их установление обязательно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Павел ГАЙДУКЕВИЧ
Примерно в 150 км от Минска, рядом с Новогрудком, находится поселок Любча, известный своим замком конца XVI в. То было время наивысшего подъема Великого княжества Литовского и его знати, которая, накапливая богатства, могла не только получать замки в награду, но и покупать их за собственные средства вместе с прилегающими землями.
Происхождение названия Любча имеет несколько версий. По одной из них великий князь Литвы Миндовг, переправляясь однажды вместе со своим войском через реку, увидел на берегу красивую девушку, в которую влюбился с первого взгляда. Впоследствии она стала его женой, а в память о встрече с любимой место решили назвать Любча.
На протяжении веков Любча неоднократно меняла своих владельцев. Например, в XIII в. была подарена Миндовгом киевскому боярину Кияну, а позднее - жене великого князя Витовта Ульяне. А вот такие известные магнаты ВКЛ как Альбрехт Гаштольд и Ян Кишка приобрели это имение за деньги.
Любчанский замок построен в 1581 г., о чем свидетельствует флюгер с выбитой датой, найденный при раскопках на замковой территории. Это был один из последних замков в ВКЛ, изначально возведенный из дерева и перестраивавшийся на протяжении веков. Его архитектурные элементы имеют много общего с замками в Лиде и Мире: стены толщиной 1,3 м, рядом оборонительный вал, защитный ров, речка.
Строителем и первым владельцами замка был магнат Ян Кишка, сын витебского воеводы Станислава Кишки и княгини Анны Радзивилл. Ян Кишка считался богатейшим вельможей ВКЛ: после смерти отца он получил в наследство более 70 городов и 400 сел. Позже замок переходит к Радзивиллам. Изначально деревянный, с одной каменной башней, защищавшей въездные ворота, замок был перестроен при Николае Радзивилле. Тогда возвели еще три каменные башни и ряд каменных построек, что значительно усилило оборонительные функции. Николай Радзивилл известен тем, что довольно много времени провел в Европе, обучаясь в университетах Германии и вращаясь в среде протестантского и католического духовенства, а в зрелые годы предпринял паломничество по святым местам на Ближний Восток - в Египет и Иерусалим. В XVII в. Любча получила Магдебургское право и собственный герб в виде серебряной подковы с двумя рыбами и тремя золотыми крестами. Впоследствии на гербе появится изображение рыцаря на фоне замковых башен.
XVII в. вошел в историю Великого княжества Литовского и Речи Посполитой как время русско-польской войны 1654-1667 гг. Российская держава набирала мощь и стремилась к расширению границ, тогда как Литва и Польша оказались раздираемы внутренними противоречиями, а демократичная форма правления замедляла принятие важных для государства решений. Одним из знаковых событий того времени стала борьба Речи Посполитой с вольностью запорожского казачества, вылившаяся в череду восстаний конца XVI - начала XVII в. В январе 1654 г. в городе Переяславле (Украина) состоялось знаменитое собрание казачества, вошедшее в историю как Переяславская рада, где казацкая знать под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого присягнула на верность царю Алексею Михайловичу и заявила о присоединении территорий Запорожья к землям русского царства.
Объявленная на этой волне военная компания развивалась с переменным успехом, охватив часть территорий современных Беларуси, России и Украины. Изначально активный характер боевых действий вскоре стал угасать ввиду истощения ресурсов обеих сторон.
Во время владельцем Любчанского замка был Януш Радзивилл, вельможа, носивший титул Виленского воеводы и Великого гетмана литовского. Януш получил блестящее образование в Европе, учился в Лейпцигском и Лейденском университетах. Позднее жил в Англии и Франции. По указу польского короля какое-то время являлся послом Речи Посполитой в Англии и Нидерландах. Примечательный факт: для участия в Смоленской войне 1633 г. Януш нанял в Голландии за свои средства 1000 пехотинцев и 200 драгун и участвовал вместе с ними в боевых действиях, за что впоследствии получил награду короля. В русско-польскую войну руководил боевыми действиями против войск Богдана Хмельницкого. Умер Януш Радзивилл в 1655 г. в разгар войны, в возрасте 43 лет в городе Тыкоцине. По одной из версий он был отравлен.
Итогом войны стал переход значительных территорий восточной части Речи Посполитой, включая Киев и Смоленск, под власть Московского царства. Поражения положили начало полуторовековому периоду ослабления Королевства Польского, которые в итоге привели к его распаду и поглощению другими державами.
Последующая история замка развивалась в духе времени. В ходе русско-польской войны в 1655 г. он был сожжен войсками гетмана Ивана Золотаренко. При этом разрушенными оказались 2 из 4 башен, так что замок утратил свое военное предназначение. Далее он переходил из рук в руки по линии Радзивиллов. В XIX в. очередные владельцы снесли остатки старых построек, а рядом с двумя сохранившимися башнями возвели двухэтажный каменный дворец в неоготическом стиле. В это время им владели дворяне из рода Витгенштейнов, состоявших в родстве с Радзивиллами, а позже - из рода Фальц-Вейнов. Примечательно, что в начале XX в. замок принадлежал Дмитрию Набокову, родственнику русского писателя Владимира Набокова, автора знаменитой «Лолиты». Его сын Николай Дмитриевич, проведя детство в Любче, после 1917 г. с родителями эмигрировал в Европу, затем в США, позже став известным музыкантом, организатором фестивалей и генеральным секретарем музыкальной секции ЮНЕСКО.
В 60-е гг. прошлого века во дворце располагалась школа, в которой был основан местный музей, со временем давший толчок развитию краеведения, реставрации и восстановлению памятника истории.
Сегодня Любчанский замок охраняется государством в рамках госпрограммы «Замки Беларуси». Кроме того, усилиями энтузиастов из числа жителей Любчи создан благотворительный фонд, куда можно перечислить деньги на восстановление памятника старины. Ежегодно на реставрационных работах в Любче трудятся волонтеры из числа любителей истории и археологии. Руководители проекта объясняют свой энтузиазм любовью к родным местам и тем, что Любчанский замок - один из немногих сохранившихся до наших дней, который можно реально восстановить и который по значимости не уступает другим памятникам белорусского средневековья.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Дмитрий ЛИТВИНОВИЧ
Многие знают, что Беларусь называют страной замков, но не все в курсе того, что на ключевых историко-культурных объектах основную часть реставрационных работ выполняет старейшее в стране профильное ОАО «Белреставрация». Чем сегодня живет компания, каковы ее достижениях и планы на будущее? Об этом беседуем с генеральным директором Владимиром ЗМУШКО.
- Владимир Леонидович, насколько востребованы реставрационные услуги в нашей стране?
- Я работаю в сфере реставрации с 2001 г., и до последнего времени спрос на наши услуги только рос. Как будет дальше - покажет время. Думаю, многое будет зависеть от государства и принимаемых им мер по возрождению исторического наследия.
Сегодня мы выполняем весь спектр реставрационных, проектных и восстановительных работ на памятниках истории и культуры. Например, на фасаде делаем не просто декоративное украшение, а полный комплекс работ. Кроме декоративных элементов восстанавливаем штукатурный слой и карнизные тяги, все декоративные элементы, плюс к этому изготавливаем оконную столярку, отливы, подоконники и т.д.
Наша задача - реставрация и воссоздание с сохранением исторического облика. По тем объектам, которые курирует Министерство культуры, государство выступает в роли заказчика. Нас финансируют через казначейство, и мы работаем на подряде. Вместе с тем старинные здания и особняки есть не только на балансе Минкульта, а значит, сотрудничать с нами могут любые организации. В качестве примера назову реконструкцию театра имени Янки Купалы в Минске, которую делал «Стройтрест №7». В рамках подряда все декоративные элементы снаружи и внутри театра восстановлены силами «Белреставрации». Сделали лепнину и декор фасада, внутри - холлы и зрительный зал. Металлические ограждения лестниц кованы нашими руками.
Сейчас продолжаются реставрация Театра юного зрителя, где генподрядчиком выступает «Стройтрест №1 ». Опять все декоративные элементы снаружи и внутри здания выполнены нашими мастерами.
Еще один объект - здание-памятник архитектуры 50-х гг. прошлого века, где располагается Следственный комитет. Там проводим комплекс восстановительных работ по фасаду 7-го корпуса.
- Можно ли сказать, что вы монополисты в своем деле, или все-таки присутствует конкуренция?
- В реставрации есть несколько основных направлений. Это, во-первых, декоративные лепные элементы внутри и снаружи здания. Второе направление - позолота и все, что с ней связано. Третье - металлоковка: лестничные ограждения, решетки, ворота, козырьки и металлические беседки, всевозможные малые архитектурные формы. Четвертое - столярка (окна, ворота, лестницы, поручни, деревянные ограждения). Пятое - литейное производство. Шестое - реставрация монументальной и станковой живописи и многое другое. Весь комплекс работ в республике может выполнять только одна организация - это «Белреставрация». Есть отдельные частные фирмы, которые работают в узком сегменте, выдавая элементы наружного декора и лепнины. Есть специализирующиеся на металле и умеющие делать ковку. Кто-то занимается столяркой, но двери, окна и резьбу к ним в Беларуси изготавливаем только мы.
Чтобы заниматься реставрационными работами в Беларуси, не нужно проходить процедуры сертификации и лицензирования. Этим пользуется большое количество различных фирм, что, к сожалению, приводит к низкому качеству выполняемых работ. Необходим законодательный акт, который бы регламентировал реставрационную деятельность. К слову, в России все работы на памятниках архитектуры давно лицензированы и сертифицированы, а у нас - пока нет.
- Расскажите о наиболее значимых объектах «Белреставрации» за последние годы.
- К их числу можно отнести Мирский замок, который начали реставрировать еще в 1984 г., а закончили только в 2010 г. Сегодня он представляет собой два корпуса. В одном - гостиница-ресторан, в другом - музейная часть, экспозиционные залы и подвалы. Рядом с замком - часовня-усыпальница, построенная представителями династии Святополк-Мирских, владевших замком после Радзивиллов. Это объект также входит в комплекс.
Гостиница построена по последнему слову техники с применением технологий так называемого «умного» дома, когда по хлопку включается свет, а при закрытии дверей отключаются все системы. Естественно, «умную» начинку делали субподрядные организации, но восстановление исторического облика и все общестроительные, включая несущие конструкции здания, полов, стены и декоративные элементы, работы выполнены нами.
Второй наиболее значимый объект - дворцово-парковый ансамбль в Несвиже, сданный в эксплуатацию в 2011 г. Если в Мире мы были генподрядной организацией и могли привлекать субподрядчиков, то в Несвиже выступили в роли субподрядчика. Тем не менее, все декоративные вещи: от элементов на фасаде и до внутренних интерьеров дворца Радзивиллов - также наших рук дело.
- Какие материалы сегодня используются при воссоздании исторических объектов? Можно ли в ходе реставрации применять, скажем, отечественные кирпичи или штукатурку?
- Целенаправленное производство реставрационных материалов в Беларуси не налажено. Да и большой потребности в этом нет. Если говорить о восстановлении кирпичной кладки, то осуществляется так называемая вычинка, когда в стене фрагментарно выбивают и крошат разрушенные кирпичи, а на их место кладут новые, добротные. Естественно, это не совсем обычные кирпичи, есть специальные требования по циклам морозостойкости. В частности, в ходе восстановления Костельной башни Новогрудского замка мы подали спецзаявку с определенными характеристиками, и Горынский кирпичный завод для нас изготовил особенный кирпич. Он гораздо прочнее и по многим характеристикам превосходит обычный.
Восстанавливать кладку можно также при помощи специальных смесей немецкой фирмы «Реммерс». Если кирпич потерял только фактурный слой 2-5 мм, то нет смысла его менять полностью. В этом случае счищается верхний слой и наносится специальный состав из смеси под цвет кирпича, его характеристики, структуру и внешний вид. В итоге он смотрится как новый. Некоторые белорусские компании также начали изготавливать подобные смеси, а значит, в перспективе можно говорить об импортозамещении в нашей сфере.
- Насколько структура предприятия отвечает географии работы, охватывающей всю Беларусь?
- Действительно, уникальность нашего предприятия в том, что мы единственные, кто предлагает комплекс реставрационных работ на всей территории страны. Проводим реставрацию в Полоцке, Могилеве, Гомеле (дворец Румянцевых-Паскевичей, часовня и усыпальница), Гродно, Щучине. Ни один значимый объект не восстанавливался без нашего участия. Крупнейшие из них - конечно, Мир и Несвиж, где мы работали последние 25 лет.
Помимо головного предприятия «Белреставрация» есть производственный филиал «Брестреставрация», предоставляющий весь комплекс реставрационных услуг, а также проектные филиалы в Минске и Бресте. Цеха металло- и деревообработки, керамический участок, кузница и литейный цех находятся в Минске, в промзоне Колядичи. В столице также расположены наши реставрационно-художественные мастерские, где работают лепщики, позолотчики, художники и резчики по дереву, чеканщики.
Примечательно, что специальных учебных заведений, готовящих реставраторов, в стране нет. Только одно училище в г.п. Мир выпускает рабочих по специальностям: керамист, резчик по дереву, каменщик-облицовщик, художник. Однако главным образом обучение рабочих кадров ведем собственными силами на базе объединения. Зарплата на предприятии - средняя по строительной отрасли, что способствует привлечению специалистов и сохранению кадрового потенциала.
- Возможен ли экспорт услуг в сфере реставрации?
- В России мы не работаем в силу законодательных барьеров, упирающихся в вопросы сертификации и лицензирования. Помимо этого, чтобы работать в России, необходимо открыть там предприятие. Все это сопряжено со значительными финансовыми затратами. Нам предложили участвовать в реставрации Большого театра в Москве, но условия не устроили.
Около 12 лет назад приобрели опыт реставрации купола и позолоты мечети в одной из стран Средней Азии.
В Польше и Прибалтике сегодня свои хорошие школы реставраторов, поэтому с ними сотрудничаем в основном в рамках семинаров по повышению квалификации. Недавно состоялся обмен опытом с реставраторами из Германии.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- В ближайшее время планируем участвовать в работах по восстановлению Костельной и Щитовой башен Новогрудского замка, реставрации большого дворцового комплекса в Святске и еще нескольких объектов. Наши проекты в основном не коммерческие и дотируются государством. Соответственно объемы зависят от госпрограмм по восстановлению исторического наследия. Думаю, государству выгодно финансировать такие проекты, так как объекты старины привлекают в страну туристов. Полагаю, работы в ближайшие годы нам предстоит немало.
Приглашаем к сотрудничеству государственные и частные организации.
Справка «Директора»
История «Белреставрации» началась в 1968 г., когда при Министерстве культуры БССР были созданы специальные научно-реставрационные производственные мастерские. В 1985 г. они были реорганизованы в НПО «Белреставрация», которое после 1991 г. стало ОАО «Белреставрация»
За годы работы предприятие отреставрировало 2 замка, 3 дворца, музей народной архитектуры и быта, мемориалы Я.Коласа, Я.Купалы, М.Богдановича, множество церквей, костелов, скульптур, различных произведений искусства.
На объектах историко-культурного наследия «Белреставрация» выполняет своими силами весь комплекс реставрационно-восстановительных работ - от разработки научно-проектной документации до ввода объектов в эксплуатацию: реставрационно-строительные работы, реставрацию монументальной и станковой живописи, лепного декора, керамики, скульптуры, столярных изделий, графики, книг, предметов декоративно-прикладного искусства.
На предприятии трудятся высококвалифицированные историки, инженеры, архитекторы, художники, керамисты, чеканщики, резчики по дереву, позолотчики, лепщики, камнетесы, кузнецы, мебельщики, модельщики, столяры, скульпторы. Штатная численность - 255 человек на головном предприятии и 484 в целом в объединении.
На ОАО «Белреставрация» действует интегрированная система менеджмента качества, экологии и охраны труда в соответствии с МС ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001.
ОАО «Белреставрация»
220033, Минск, пр-т Партизанский, 31
Тел./факс: +375 (17) 298-16-10
www.minskrest.by
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Ольга БЕННЕР, бизнес-аналитик, член совета Белорусского союза предпринимателей
Во всем мире растет интерес к энергоэффективным домам, причем одним из основных критериев их оценки становится потребление энергии в отопительный период. В ряде стран уже появились здания с нулевым энергопотреблением и даже так называемые «активные дома», которые не принимают, а отдают энергию в сети.
Концепция пассивного дома была сформулирована еще в 1988 г. немецким физиком и инженером Вольфгангом Файстом, сотрудником Института строительства и охраны окружающей среды. Файст рассчитал энергетические балансы здания, которое при использовании определенных технологий вообще не требовало специальной системы отопления. Первый такой дом (трехэтажное здание на четыре квартиры) был построен в 1991 г. в Дармштадте. Позднее в этом немецком городе ученый основал Институт пассивного дома (www.passiv.de), где были разработаны общеевропейские стандарты для строительства жилья такого типа...
продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Игорь РАПТУНОВИЧ, партнер юридической компании «Арбитриум», arbitrium.by
На вопрос «Что вы подразумеваете под понятием «безопасность предприятия» многие руководители, наверное, ответят что-то о «рейдерском захвате», «воровстве товаров» и еще о каких-либо шаблонных правонарушениях. При этом будут считать, что к их предприятию это практически не имеет отношения. Хотя точный ответ на этот вопрос может дать лишь системный анализ факторов безопасности.
Насколько эффективны технические средства контроля? Кто больше может украсть: рабочий-несун или офисный работник, обладающий информацией и профессиональными навыками? Невозможно в одной статье описать, в чем состоит процесс организации безопасности бизнеса. Но перечислить основные угрозы мы попытаемся. И сделаем это на примере предприятия розничной торговли.
В целом риски можно разделить на пять основных групп.
Риски со стороны персонала предприятия (воровство товара, вынос «на себе», употребление на рабочем месте, воровство выручки, умышленное внесение ошибочных данных в учет и отчетность).
Риски согласованных действий персонала и третьих лиц (сговор с целью кражи, вывоз товара вместе с мусором, по поддельным документам, заказ работ и товаров по завышенным ценам с целью получения «отката»).
Риски причинения ущерба предприятию со стороны покупателей (потребление товара в торговом объекте, расчет фальшивыми деньгами, замена этикеток с целью занижения стоимости товара, махинации с карточками)...
продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Алиса ХОРТ
Самая главная составляющая успеха - знание, как общаться с людьми.
Теодор Рузвельт
Причина неудач как лидеров, так и рядовых работников компаний часто кроется в неумении или нежелании пройти период социальной адаптации на новом месте работы. В таких случаях поможет понимание основ психологии человеческих взаимоотношений.
Любая деятельность подразумевает общение с людьми. Поэтому умение ладить с окружающими (не только с клиентами, но и с коллегами по работе) становится ключевым фактором успеха. От таких навыков зависит как карьера одного человека, так и эффективность всей организации, где этот человек работает. На практике умение располагать к себе людей иногда оказывается более продуктивным, чем опыт и стаж. Собственно опыт и стаж мы можем приобрести только через общение. Итак, круг замкнулся...
продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Вадим ИОСУБ, финансовый аналитик официального партнера Альпари в Минске
Белорусский рубль падает, на Forex доллар берет реванш, сырьевые рынки будоражит геополитическая напряженность.

В мае доллар вновь ожидаемо подорожал тринадцатый месяц подряд, однако при этом внезапно подешевел евро, прервав одиннадцатимесячную тенденцию роста. Хотя причин для особой радости нет: это демонстрация не силы белорусской валюты, а слабости европейской. Ощутимо окреп российский рубль. В результате стоимость валютной корзины вновь выросла.
По итогам мая доллар США вырос с 9 980 до 10 090 (+1,1%), преодолев важную психологическую отметку в 10 тыс. бел. руб., евро снизился с 13 840 до 13 730 (+0,79%), а российский рубль поднялся с 277 до 291 (+5,05%). В результате стоимость валютной корзины выросла в мае на 1,76%.
Всего за пять месяцев с начала года доллар подрос на 6,10%, евро - на 4,97%, российский рубль - на 0,17%, тогда как вся валютная корзина прибавила 3,71%.
«Американец» продолжает плавный и ожидаемый рост, а договоренности с Россией о выделении межгосударственного кредита на 2 млрд. долл. и разговоры о возможном предоставлении последнего транша кредита АКФ ЕврАзЭС на 440 млн. долл. добавляют уверенности, что плавная девальвация может быть сохранена до конца года...
продолжение читайте в печатной версии журнала
{jcomments on}