fbpx

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Строительство нового нефтепродуктопровода «Новополоцк - Фаниполь» обещает существенно улучшить логистику доставки дизтоплива и бензина с ОАО «Нафтан» в столичный регион. О новом проекте читателям журнала рассказал директор ОАО «Полоцктранснефть Дружба» Василий ДРОБОТОВ.

БелоруснефтьПожалуй, излишним было бы объяснять то, какую важную роль играют светлые нефтепродукты в энергообеспечении народно-хозяйственного комплекса страны. Критическое значение здесь имеют не только наличие топлива, его качество и цена, но и условия доставки - в части скорости, безопасности, а также стоимости. В последние годы основная нагрузка в этом деле ложилась на железнодорожный и автомобильный транспорт, теперь появилась перспектива подключить и трубопроводный.

Как ожидается, новый магистральный продуктопровод протяженностью 293 км соединит ОАО «Нафтан» с нефтебазами РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» в г. Фаниполь Дзержинского района Минской области и в н.п. Крулевщизна в Докшицком районе Витебской области. Это позволит поставлять трубопроводным транспортом на два объекта совокупно до 1,45 млн. т нефтепродуктов в год. Архитектурным проектом на все работы, включая подготовительные, определено 48 месяцев. В то же время В.Дроботов нацелен на еще более оперативную реализацию проекта - за 2 года. На такие сроки директор ориентирует и потенциальных подрядчиков. Хорошо забытое старое
А ведь в советские времена прокачка нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, что называется, была на пике моды. В 60-80-е гг. прошлого века на территории Беларуси построили целую сеть трубопроводов, предназначенных для обеспечения внутренних потребностей республики в энергоносителях, а также для их транзита в Восточную Европу. В частности, в конце 80-х началась прокладка нефтепродуктопровода «Полоцк - Минск», который должен был обеспечить топливом центральные регионы Беларуси, а затем - протянуться на запад в страны СЭВ. Правда, достроили его только до Фаниполя. С распадом СССР «труба» оказалась невостребованной. Из-за низких тарифов на транспортировку топлива железной дорогой заказчиков на трубопроводную прокачку не нашлось.

Белоруснефть

В связи с созданием Единого экономического пространства и унификаций железнодорожных тарифов России и Беларуси тариф трубопроводного транспорта стал более конкурентноспособным. Предвидя такое изменение конъюнктуры, в системе концерна «Белнефтехим» задумались о возрождении трубопроводного транспорта на республиканских маршрутах. Впервые с предложением рассмотреть возможность прокачки нефтепродуктов к руководству «Полоцктранснефть Дружба» обратился тогдашний заместитель гендиректора по обеспечению углеводородным сырьем ПО «Белоруснефть», а ныне генеральный директор «Нафтана» Владимир Третьяков. На «Дружбе» это предложение посчитали интересным и взялись за подготовку технико-экономического обоснования.

В мае 2013 г. расчеты ТЭО одобрили на заседании технического совета концерна «Белнефтехим» - так была дана путевка в жизнь проекту по прокачке светлых нефтепродуктов из Новополоцка в столичный регион. Правда, транспортировку решили осуществлять не по прежнему трубопроводу «Полоцк-Минск», а по новому, который будет проложен в техническом коридоре старого. На то есть сразу несколько причин. Длительное существование в режиме ожидания, а также незаконные врезки третьих лиц негативно сказались на техническом состоянии прежней трубы. К тому же, как показали расчеты, оптимальным является использование трубопровода диаметром 273 мм, тогда как у проложенного в советское время он составляет 426 мм. Только на уменьшении диаметра трубы и, соответственно, объемов закачки технологических нефтепродуктов можно сэкономить несколько миллионов долларов.

Белоруснефть

Горизонт окупаемости
По словам директора ОАО «Полоцктранснефть Дружба», тарифы на прокачку топлива по новому продуктопроводу будут ниже уровня тарифов на железной дороге. Более того, после возврата суммарных инвестиционных затрат их планируют снизить почти вдвое. Факторами конкурентоспособности также станет мгновенная скорость доставки: заказчик, приобретающий бензин или дизтопливо у ОАО «Нафтан», сможет оперативно забрать его на нефтебазах в Крулевщизне и Фаниполе. При этом транспортировка углеводородов по трубопроводу не будет сопряжена с такими экологическими и другими рисками, как если бы доставка осуществлялась наземным транспортом.

Вероятно, некоторых заказчиков заинтересует также транспортировка светлых нефтепродуктов российского производства: благо есть техническая возможность использовать магистральный нефтепродуктопровод «Унеча - Вентспилс».

Так что по совокупности факторов доставка бензина и дизтоплива трубопроводным транспортом из Новополоцка до Крулевщизны и Фаниполя должна быть востребованной среди широкого круга потребителей.

Белоруснефть

С целью снижения сроков окупаемости проекта поставлена задача максимально удешевить строительство. Помимо действующих технических коридоров продуктопроводов и вспомогательной инфраструктуры, планируется использовать мощности резервуарного парка нефтепроводов. Окупить инвестиционные расходы на новый трубопровод в ОАО «Полоцктранснефть Дружба» рассчитывают за 7 лет его эксплуатации. Проблемы эволюционируют в задачи
Заметим, история развития «Дружбы» и, в частности, реализация проекта по строительству нового продуктопровода - пример того, как предприятия могут и должны приспосабливаться к меняющимся условиям хозяйствования. Были времена, когда новополоцкая компания без преувеличения гремела на всю страну. В 2001 г. она смогла достичь максимальных после развала СССР объемов перекачки нефти - 34 млн. т. В основном «черное золото» шло транзитом из России в страны Балтии, на терминалы Вентспилса, Бутинге, а также Мажейкяйский НПЗ (Литва). Обильная валютная выручка позволяла безбедно жить хозобществу, ощутимо наполнять государственную казну налоговыми и иными отчислениями.

Но «золотой век» транзита нефти через Полоцк закончился с созданием Россией собственной Балтийской  трубопроводной системы  в обход стран-транзитеров. Речь идет о проектах БТС-1 и БТС-2. В 2003 г. останавливается транзит нефти на Вентспилс, в июле 2006 г. - на Мажейкяй. После того как балтийское направление оказалось невостребованным, единственным потребителем нефти, прокачиваемой ОАО «Полоцктранснефть Дружба», остался ОАО «Нафтан».

Белоруснефть

Однако самым тяжелым выдался 2012 г., когда Россия начала отгрузку «черного золота» через БТС-2. В тот год почти 70% нефти на «Нафтан» было доставлено по наименее выгодному для нас маршруту. Изменение структуры маршрутов транспортировки нефти по независящим от хозбщества причинам привело к снижению фактической выручки по основному виду деятельности и дефициту средств, необходимых для выполнения плановых обязательств.

В условиях обвала выручки решено было двигаться по пути решительного сокращения издержек. Оптимизировали штат работников: сотрудникам, достигшим пенсионного возраста (таковых было более 30 человек), предложили выйти на заслуженный отдых, что и произошло по соглашению сторон со всеми выплатами согласно коллективному договору. В наиболее экономный режим привели графики техобслуживания и ремонта. Чтобы получить дополнительную выручку и более эффективно задействовать кадры, начали брать на себя функции подрядной организации, в частности, взялись за работы на объектах ОАО «Гомельтранснефть Дружба».

Кроме того, по возможности отказались от услуг сторонних подрядных организаций на собственных объектах, своими силами реконструировали переход нефтепровода «Сургут - Полоцк» через реку Западная Двина, систему пожарной сигнализации гостиничного комплекса «Дружба». Увеличить доходы помогла более активная сдача в аренду зданий, сооружений и возмездное размещение оборудования операторов мобильной связи на вышках линейной части трубопроводов.

Белоруснефть

Одновременно начались переговоры с ОАО «АК «Транснефть» с целью убедить заказчика в целесообразности перераспределения объемов прокачки нефти на «Нафтан» по более экономически выгодному маршруту «Унеча - Полоцк». Взаимопонимание удалось найти - и в 2013 г. на долю этого маршрутаа пришлось 70% транспортировки, что в свою очередь способствовало увеличению выручки. В этом году «Унеча - Полоцк» также остается основным маршрутом доставки «черного золота», что вкупе с комплексом мероприятий по минимизации затрат позволило предприятию укрепить устойчивый финансово-экономический результат. Более того, по итогам 9 месяцев 2013 г. ОАО «Полоцктранснефть Дружба» оценивается аналитиками как одно из наиболее эффективных хозобществ Беларуси.

«Проблемы являются таковыми только на первоначальном этапе, после осмысления они превращаются в задачи», - делится управленческой философией В.Дроботов. При этом целью, по его убеждению, должна быть эффективная работа предприятия, а не выполнение отдельно взятых показателей. Зато когда будет достигнута эффективность, то и показатели окажутся на высоте.

Белоруснефть

Сейчас хозобщество нацелено на то, чтобы закрепиться на устойчивой траектории развития. Строительство продуктопровода «Новополоцк - Фаниполь» является частью этой задачи, так как введение его в эксплуатацию позволит примерно удвоить выручку предприятия. Продолжается расшивка «узких мест» на уже действующих объектах. Например, замена двух электродвигателей на промежуточной нефтеперекачивающей станции «Горки» нефтепровода «Унеча-Полоцк» при минимальных инвестиционных затратах (около 350 млн. руб.) позволит увеличить объемы перекачки по наиболее экономически выгодному маршруту.

В ОАО «Полоцктранснефть Дружба» полагают, что пришло время для более смелых решений в части реконструкции имеющихся мощностей трубопроводного транспорта, ведь сейчас они загружены лишь на 17%. После ввода в эксплуатацию балтийских трубопроводных систем Россией практически не осталось надежд на возобновление транзита нефти в страны Балтии по белорусским трубопроводам. Так появляются новые задачи, эволюционирующие из проблем.

Справка «Директора»
ОАО «Полоцктранснефть Дружба» специализируется на доставке трубопроводным транспортом российской нефти из Западно-Сибирского региона, Татарии и Поволжья на ОАО «Нафтан».
История предприятия восходит к 1967 г., когда приказом  Львовского управления магистральных нефтепроводов  «Дружба»  от 13.10.67 г. № 363 было создано Полоцкое управление нефтепровода «Дружба».  В 1991 г. на его базе образовано Новополоцкое предприятие по транспорту нефти «Дружба» (НПТН «Дружба»). В декабре 2010 г. произошла реорганизация в ОАО.
В настоящий момент хозобщество владеет нефтетрубопроводами:
«Унеча-Полоцк 1» - 380 км,
«Унеча-Полоцк 2» - 380 км,
«Сургут - Полоцк» - 83 км,
«Полоцк-Вентспилс» - 112,5 км,
«Полоцк-Биржай-Мажейкяй» - 112,5 км.
Кроме того, на балансе предприятия - ряд инфраструктурных объектов, а также гостиничный комплекс «Дружба».

ОАО «Полоцктранснефть Дружба»
211440, г.Новополоцк, ул. Кирова, 1
Тел.: (214) 51 22 46
Тел./факс: (214) 51 23 90
www.druzhba.by

{jcomments on}