fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Наталья КОРЖ

Указ от 16.05.2014 г. №222 наконец вернул индивидуальным предпринимателям право привлекать наемных работников, правда, одновременно озадачил новыми требованиями к документам на реализуемые товары. Последнее обстоятельство уже стало причиной ряда забастовок ИП в различных городах Беларуси. Организаторы страйков заявляют, что новые правила для них неприемлемы и предрекают чуть ли не закрытие многих рынков и торговых центров. Чего же больше в нововведении: преимуществ или недостатков? Мы решили поинтересоваться мнением председателя Белорусского союза предпринимателей Александра КАЛИНИНА.

- Данный документ - результат деятельности рабочей группы, созданной по поручению Президента, в которую входил и я. Нам пришлось решать сложную и довольно конфликтную проблему. Надо было каким-то способом сгладить переход с достаточно либерального режима работы индивидуальных предпринимателей без документов с уплатой фиксированного НДС на новые условия.

В указе затрагиваются два вопроса: налоговый режим и качество товаров. Налоговый режим для ИП, действовавший с 2005 г., не мог существовать вечно, он вводился как временный. К сожалению, фиксированным НДС кое-кто из ИП злоупотреблял, и на территорию Беларуси ввозились контрабандные и контрафактные товары, которые потом легализовались на рынках и в торговых центрах. От этого страдали и потребители, и государство. На это указывали наши партнеры по

Таможенному союзу на уровне руководства правительств. Кроме того, смены налогового режима для ИП для выравнивания условий работы требовали белорусские юридические лица. Перед нами стояла сложная задача: как все увязать, не допустив социальных последствий? Ведь в начале текущего года этим режимом пользовалось 60,5 тыс. индивидуальных предпринимателей.

- Александр Федотович, на какие компромиссы пошли власти с бизнес-сообществом?

- Основным стало принятие решения о довольно длительном адаптационном периоде. До 1 марта 2015 г. ИП имеют право реализовывать зарегистрированные остатки товаров без сопроводительных документов. Дана возможность спокойно найти новых поставщиков, которые будут предоставлять легальные документы.

- Многие предприниматели выдвинули аргумент против Указа, мол, им в России не дают документы. Сложно ли их получать?

- В развитие Указа №222 МНС разработало инструкцию, которая содержит упрощенные требования к документам. Согласно российским и белорусским правилам, при заключении сделки купли-продажи необходим либо чек кассового аппарата, либо квитанция о приеме денег. Если в этом вам отказывают, вы имеете дело с нелегальным поставщиком. Многие же просто данные документы не требовали. Теперь кроме чека ИП необходимо иметь и товарную накладную. При этом жестких требований к ней МНС не будет предъявлять. Такие накладные получить несложно. Это немного хлопотно, возникает документооборот, но справиться с ним предприимчивому человеку не составляет большого труда.

- А что касается сертификации товаров легкой промышленности на соответствие техрегламентам ТС?

- Мы сейчас ведем по данному вопросу переписку с госорганами, ждем появления комментариев. На рабочей группе поднимался вопрос о реализации остатков товаров до 1 марта 2015 г. на условиях, действующих до вступления в силу техрегламента с 1 июля текущего года. То есть товары могут реализовываться без сертификатов и об это должны предупреждаться покупатели. В России также есть огромные остатки товаров без  сертификатов. В Беларуси с 1 июля возникнет ответственность при отсутствии документов о качестве. Если же ИП получил от поставщика сомнительный документ, он не может нести за это ответственность в виде конфискации товаров, это следует из нормы техрегламента. Впрочем, пока не составлена инструкция для четкого понимания, как подтверждать подлинность сертификата в России.

- Не увеличится ли налоговая нагрузка при переходе ИП с режима фиксированного НДС на упрощенную систему налогообложения?

- Наши расчеты показывают, что налоговая нагрузка снизится на 15-25%. Государство тоже ничего не теряет за счет легализации оборота. Здесь соблюдается баланс интересов. Единственное, у ИП возникает необходимость вести учет. Но упрощенная налоговая система адаптирована таким образом, что это можно делать самостоятельно, без привлечения специалиста.

- Стало ли разрешение ИП нанимать сторонних лиц компенсирующим фактором новых условий торговли?

- Несомненно. Прежние ограничения найма ставили наших ИП в неравные условия по сравнению с коллегами в странах ТС. Так, в России ИП имеет право нанимать до 15 работников. Для Беларуси разрешение нанимать до трех человек - это однозначно либеральная мера, стимулирующая развитие предпринимательства не только в торговле, но и в сфере услуг и производства. Последние две сферы требует определенной квалификации работников, в том числе инженерной. Среди родственников таких специалистов было сложно найти. Теперь мы прогнозируем более широкое развитие сервисных центров, ремонтных мастерских, объектов общественного питания, мини-кафе, парикмахерских.

- Рынки и торговые центры не опустеют?

- Думаю, что нет. Определенное количество предпринимателей, через которых шла контрабанда, возможно, закроется. По данным МНС, за январь-апрель количество ИП, работающих по фиксированным ставкам налога, сократилось на четверть. Люди нашли новые схемы поставок и перешли на упрощенную систему налогообложения. В целом количество торгующих на рынках и в ТЦ не уменьшилось. Однако определенное сокращение может быть, и оно связано с тем, что ранее практически все продавцы товаров регистрировались как ИП. Теперь многим проще стать наемными работниками, чем бегать с отчетами в налоговую инспекцию. На количество торговых мест большее влияние оказывает развитие крупных торговых сетей. По предложению бизнес-сообщества принято решение, что их доля в регионах не должна будет превышать 20%. Это позволит развиваться там мелким торговым предприятиям.

- Жизнеспособна ли идея создания торговых баз, которые будут централизованно импортировать товары со всеми документами и потом мелким оптом продавать их ИП?

- На февральском совещании у Президента Минторгу было дано поручение организовать ввоз импортных товаров через свои базы. Процесс пошел. Мы на Червенском рынке в Минске создали секции пяти баз, на которых можно ознакомиться с образцами товаров и заказать их мелким оптом. Цены достаточно конкурентные, поскольку торговая надбавка пока не превышает 5%. Указ №222 создает предпосылки для создания собственных мелкооптовых звеньев. Есть уже частные структуры, которые вкладывают средства в развитие такой сети. Думаю, предприниматели начнут создавать мелкооптовые структуры, поскольку есть экономический интерес. Привозить партии с документами и реализовывать их здесь мелким оптом достаточно выгодно.

- Увидим ли мы в ближайшее время обратный переход ЧУПов в ИП? В каких отраслях?

- Такой процесс возможен в сфере торговли, поскольку для ИП создается понятный и привлекательный режим работы, тогда как ЧУПы не могут закупать товар за наличный расчет по упрощенный схеме.

С учетом всего вышесказанного Указ №222 необходимо рассматривать как прогрессивный. Он дает возможность ИП укрупнять бизнес путем найма работников, стимулирует развитие не только торговли, но и сферы услуг и мелкого производства. Те, кто реально хочет торговать легально, разобрались в документе и просто начали адаптироваться к новым условиям. Негатив идет от тех, через кого проходил поток контрабанды и контрафакта. Для всех других Указ либерален и выравнивает условия деятельности.

{jcomments on}