fbpx

Вячеслав МИЦУРА

Беларусь, как и большинство европейских государств, установила целевые ориентиры по развитию альтернативной энергетики и использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Правда, наши планы гораздо скромнее, чем в Западной Европе. Почему? На что страна может и должна ориентироваться? Мы попросили подключиться к дискуссии председателя правления Ассоциации «Возобновляемая энергетика» Викентия РУСАНА и исполнительного директора этой Ассоциации Владимира НИСТЮКА.

Владимир НИСТЮК

-    Сегодня доля местных ресурсов в котельно-печном топливе в нашей стране составляет около 25%, при этом доля возобновляемых источников не превышает 10%, и то благодаря включению туда древесины. Как вы оцениваете такое обстоятельство? В том ли направлении развивается у нас альтернативная энергетика?
Владимир Нистюк (В.Н.): - Действительно, в настоящее время доля энергии из возобновляемых источников в Республике Беларусь составляет примерно 5%, а в балансе котельно-печного топлива - около 10%, тогда как удельный вес древесины в общем балансе ВИЭ достигает 60%.

Вместе с тем общий потенциал ВИЭ (ветра, солнца, гидроресурсов, биогаза, геотермальной энергии) в Беларуси вполне мог бы сравниться с потенциалом европейских стран, многие из которых уже сегодня вышли на рубеж 20% в энергобалансе и даже серьезно превышают этот показатель.

На международном саммите «Группы восьми» (G8), состоявшемся в 2006 г. в Санкт-Петербурге, принят важный документ - «Глобальная энергетическая безопасность», который в качестве приоритетов обозначил экологически чистую низкоуглеродную энергетику, ВИЭ, инновационные энергетические технологии, а также повышение энергоэффективности и энергосбережения.

Одновременно в 2006 г. Еврокомиссия в «Зеленой книге» обозначила план ЕС «20-20-20», предполагающий, что к 2020 г. в объединенной Европе на 20% должны быть снижены выбросы углекислого газа в атмосферу, на 20% повышена доля ВИЭ в структуре энергопотребления и на 20% сокращены общие энергозатраты по сравнению с 1999 г. А к 2030 г. поставлена задача достичь 30% ВИЭ в энергобалансе.

К слову, в Беларуси уже около десятка городов вошли в международный проект «Соглашение мэров» и взяли на себя такие же обязательства.
Согласно кадастру ВИЭ, по данным на конец 2013 г. в республике работали 232 установки, использующие ВИЭ, общей установленной мощностью 288,9 МВт.

Значительная часть этих объектов (156) работает на древесном топливе и других видах биомассы, а также на энергии естественного движения водных потоков.
Викентий Русан (В.Р.): - Полагаю, целесообразно обозначить наиболее значимые энергоустановки на ВИЭ в нашей стране. В 2011 г. введена в эксплуатацию ветроэнергетическая установка (ВЭУ) мощностью 1.5 МВт (в Новогрудском районе) со среднегодовой выработкой электроэнергии около 3,8 млн. кВт/. Всего же в республике работают 18 ВЭУ общей мощностью почти 4 МВт.

В 2010 г. в Солигорском районе введена в эксплуатацию отечественная гелиоводонагревательная установка тепловой мощностью 160 кВт. Аналогичная появилась в пансионате «Озерный» Нацбанка. Ожидается, что в дальнейшем ежегодно при строительстве индивидуальных жилых домов в сельской местности будет вводиться около 1 тыс. гелиоводонагревателей. Кроме того, уже сейчас в стране работают солнечные электростанции (вольтайки) суммарной мощностью около 1 МВт. В 2011 г. Гомельским облисполкомом и ирландской компанией был подписан инвестиционный договор о размещении в южных районах Гомельской области двух солнечных электростанций суммарной мощностью около 24 МВт.

В настоящее время в Беларуси эксплуатируются 49 ГЭС суммарной мощностью 33,4 МВт, что составляет около 3% от технически доступного потенциала водотоков. При этом около 55% действующих мощности приходится на долю 22 ГЭС, находящихся в хозяйственном ведении предприятий ГПО «Белэнерго». Мощность самой крупной Осиповичской ГЭС, введенной в эксплуатацию в 1953 г., составляет 2,175 МВт. Кроме того, заработала первая в республике ГЭС средней мощности (Гродненская) на 17 МВт.

Суммарная выработка электроэнергии всеми гидроэлектростанциями республики в 2008 г. составила 39 млн. кВт.ч, в 2009 г. - 44 млн. кВт.ч.
Использование низкопотенциальной геотермальной энергии ограничивается применением тепловых насосов. В стране их уже около 1000. Например, на 13 объектах предприятия «Минскводоканал» внедрены тепловые насосы общей мощностью 1,6 МВт с суммарной выработкой теплоэнергии 1,7 тыс. Гкал. Самая крупная геотермическая установка мощностью 1-1,5 МВт для обеспечения тепличного комбината «Берестье» действует в пригороде Бреста.

- Какие направления ВИЭ наиболее перспективны, на ваш взгляд?
В.Р.: - С точки зрения наличия объемов сырья - биогазовая отрасль. С учетом развитого животноводства и растениеводства, а также наличия большого количества промышленных и твердых бытовых отходов биогаз имеет очень хорошую перспективу.

В настоящее время в нашей стране функционирует 11 биогазовых комплексов и 4 электростанции на свалочном газе. Среди обладателей подобных установок следует отметить ОАО «Гомельская птицефабрика» - 0,33 МВт, КСУП «Племзавод «Белорусский» - 0,33 МВт, СПК «Агрокомбинат «Снов» - 2,0 МВт, СПК «Лань-Несвиж» - 1,4 МВт, СПК «Рассвет им. КП. Орловского» - 4,8 МВт, агрофирма «Лебедево» Молодечненского района - 0,5 МВт, Вилейский филиал ОАО «Молодечненский молочный комбинат» - 0,32 МВт (на молочной сыворотке). При этом, пожалуй, наиболее продолжительный и успешный опыт эксплуатации биогазового комплекса имеет КСУП «СПЦ «Западный» (0,5 МВт).

Потенциальная энергия, заключенная в твердых коммунальных отходах республики равноценна 470 тыс. т условного топлива (т у.т.). При их переработке в целях получения газа эффективность составляет 20-25%, что эквивалентно 100-120 тыс. т у.т. Только по областным городам ежегодно из коммунальных отходов можно получить биогаза около 50 тыс. т у.т., а по г. Минску - до 30 тыс. т у.т. Кроме того, во всех крупных городах имеются многолетние запасы таких отходов, которые только создают проблемы для окружающей среды, в том числе из-за эмиссии парниковых газов. До 2015 г. предусмотрено строительство 11 комплексов по утилизации свалочного газа суммарной электрической мощностью 11,3 МВт.

Общий энергетический потенциал, заключенный в осадках сточных вод, составляет 53,1 тыс. т у.т. К 2015 г. для их использования предусмотрен ввод в эксплуатацию 17 объектов суммарной электрической мощностью 18,4 МВт. До 2020 г. перспективными для внедрения являются 19 объектов с общим потенциалом выхода биогаза 56,2 млн. м3 (45 тыс. т у.т.) в год при установленной электрической мощности когенерационных установок 19 МВт. Таким образом будут полностью обеспечены потребности канализационно-насосных станций в электроэнергии.

- Какие меры следует принять государству, чтобы максимально использовать энергетический потенциал и достичь энергобезопасности?
В.Н.: - Прежде всего, постоянно развивать и совершенствовать нормативную базу, которая стимулировала бы внедрение возобновляемых источников энергии. Пока, например, повышающий коэффициент введен только при оплате электроэнергии из возобновляемых источников. Никаких стимулов для продажи тепла нет.

А это - серьезный объем энергии, получаемой на тепловых насосах и биогазовых установках.

Важнейшей задачей является подготовка кадров для новой энергетической отрасли. К сожалению, только три вуза готовят специалистов новой специальности - инженер-энергоменеджер. Не лишним было бы четко отладить систему повышения квалификации уже действующих кадров в энергетике, экологии и других отраслях экономики. К сожалению, многие из тех, кто мог бы инициировать новые подходы к ВИЭ, оказать содействие в их внедрении, слабо просвещены и образованы в данной сфере.

На наш взгляд, недостаточно настойчиво работает белорусская наука. Научные учреждения не ставят задачу развивать чистую энергетику, крайне мало собственных отечественных разработок, да и они - в основном удел одиноких изобретателей, которые никак не поддерживаются.
Руководство страны давно поручило создать венчурный фонд для финансирования рискованных проектов, но в условиях экономического кризиса эти планы пока пробуксовывают.

- А созрели ли наши предприятия, чтобы широко использовать возможности возобновляемой энергетики? Как оцениваете интерес директоров к этой теме?
В.Н.: - Директорский корпус страны хорошо понимает и позитивно принимает идею внедрения ВИЭ. Ведь многие из данных технологий помогают решать проблемы энергосбережения и использования отходов для получения энергии на предприятиях. А эти темы для руководителей очень актуальны.

Отмечается высокая активность частных предприятий. В преддверии повышения тарифов на электроэнергию, в условиях нарастающих природных катаклизмов бизнесмены, фермеры, владельцы агроусадеб, частные лица принимают меры по обеспечению энергетической автономности своих объектов.

Наиболее востребованы солнечные коллекторы для нагрева воды. Эта технология достаточно простая, а значит, и недорогая, не в пример солнечным электростанциям. Лидерами в использовании новых источников энергии являются предприятия Минтранса и Минсельхозпрода. Ряд объектов создан Минэнерго: эффективно работает ветроагрегат в Новогрудском районе, ГЭС в Гродно. Активность в развитии возобновляемой энергетики проявляет «Белоруснефть», которая не только внедряет солнечные панели на заправочных станциях и других объектах, но и является инвестором масштабных проектов в сфере ветроэнергетики. Серьезные проекты планирует реализовать компания «Трайпл».

- Какую роль в усилении энергобезопасности страны играет ваша Ассоциация?
В.Р.: - Созданная в 2009 г., Ассоциация «Возобновляемая энергетика» главной целью своей деятельности считает формирование экономической, социальной и научно-технической политики по использованию ВИЭ в различных областях экономики страны.
В соответствии с Уставом основными задачами Ассоциации определены сотрудничество с наукой, развитие НИР и их внедрение в производство, совершенствование нормативной базы ВИЭ, подготовка и повышение квалификации кадров, информационная деятельность, обмен опытом, международное сотрудничество.

Так, для научного и информационного обеспечения при Ассоциации создан научно-технический экспертный совет (НТЭС), в состав которого вошли ведущие представители академической, отраслевой и вузовской науки, известные специалисты, включая руководителей научных подразделений, докторов наук и профессоров.

НТЭС занят определением приоритетных направлений и перспектив развития в области возобновляемой энергетики, научно-технической и экономической экспертизой программ, проектов и документации, разрабатываемых субъектами хозяйственной деятельности в области ВИЭ. Кроме того, членам Ассоциации и другим субъектам хозяйствования оказывается научно-техническая помощь, включая инжиниринговые услуги, консультации по экономическим вопросам, содействие в повышении квалификации персонала и т.д.

В.Н.: - В составе Ассоциации на середину июня т.г. работает 66 субъектов, среди которых Департамент по энергоэффективности Госстандарта, три районных исполкома, ОАО «Белгорхимпром», ОАО «Гродногазстройизоляция», УО «Международный государственный экологический университет им. А.Д. Сахарова», оборонное предприятие ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей», несколько других крупных государственных промышленных предприятий, ОАО «Приорбанк» и др.

Для воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к природе и энергии сотрудничаем с общеобразовательными школами и общественными институтами.  Членами Ассоциации являются четыре школы и три общественных объединения.
Все хорошо понимают, что только общими усилиями государства, науки, образования, бизнеса и гражданского общества можно быстро и эффективно продвигать инновации, в том числе и в энергетике. Вот мы и стараемся быть прообразом государственно-частного партнерства.

{jcomments on}