fbpx
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID 651.

Ева МАРЦИНКЕВИЧ, юрист

Значительные изменения в правовом поле предусмотрены Законом от 8.01.2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общепита в Республике Беларусь» (далее - Закон). Его основные положения вступают в силу 22 июля 2014 г. Обратим внимание участников розничного бизнеса на ключевые моменты.

В новом Законе под общественным питанием понимается предпринимательская деятельность, направленная на производство, продажу и организацию потребления продукции общепита и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общепита. Торговля - это предпринимательская деятельность, направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров.

Миру мир
В Законе отражено стремление государства положить конец протекционизму рынков со стороны местных властей. Появились нормы, исключающие излишнее вмешательство госорганов в деятельность субъектов торговли. В частности, в соответствии со ст.27 Закона не допускается устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров между административно-территориальными единицами республики, вводить ограничения продажи отдельных видов товаров, другие ограничения и запреты на осуществление торговли и общепита и (или) давать указания о первоочередной поставке товаров определенным субъектам торговли и общепита. Вне закона теперь понуждение чиновниками к заключению в приоритетном порядке договоров поставки с определенными контрагентами, установление ограничений в выборе контрагента и товаров, создание дискриминационных условий при предоставлении мест для организации объекта торговли или общепита.

Для всех и для каждого
Закреплены требования к организации и осуществлению торговли и общепита, созданию торговых объектов и объектов общепита.
Субъекты торговли вправе определять виды, формы, порядок и условия торговли, цены (тарифы) на товары, услуги, связанные с продажей товаров, порядок размещения рекламы внутри торгового объекта, условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг и иные условия организации и осуществления торговли (ст.10 Закона). Субъекты общепита могут определять тип объекта, его класс, порядок и условия осуществления общепита, цены (тарифы) на продукцию, товары и услуги, порядок размещения рекламы внутри объекта и иные условия организации и осуществления общепита (ст.11 Закона).

Объекты с торговой площадью 400 м2 и более, в т.ч. магазины современного формата и объекты общепита с числом мест 60 и более, а также торговые центры и рынки должны размещаться только в соответствии со схемами стационарных объектов торговли и общепита, торговых центров и рынков на территории соответствующей административно-территориальной единицы, утверждаемыми местными органами власти (ст.13 Закона).
Нестационарные торговые объекты и объекты общепита согласно ст. 14 Закона размещаются на землях общего пользования населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, в капстроениях (зданиях, сооружениях), находящихся в госсобственности, в соответствии с перечнями, утверждаемыми местными органами власти и публикуемыми на их сайтах.

В ст.20 Закона сохранена норма о необходимости согласовывать с местными органами власти режим работы стационарных торговых объектов, общепита, торговых центров и рынков. При этом на рынках он будет устанавливаться в договорах, предусматривающих предоставление торгового места.
Одновременно Закон отменяет необходимость согласовывать с местными исполнительными и распорядительными органами ассортиментный перечень товаров и (или) продукции собственного производства. Исключение составляют товары, подлежащие включению в ассортиментный перечень (ст.21 Закона). Не требуется устанавливать ассортиментный перечень торговым местам, передвижным средствам разносной торговли, иным объектам и формам торговли, определенным Совмином.

Стационарные объекты торговли и общепита, торговые центры, рынки и другие объекты считаются созданными со дня внесения сведений о них в Торговый реестр. Информация о них должна размещаться на сайте Минторга. Перечень сведений, включаемых в Торговый реестр, существенно расширен: помимо данных об объектах торговли и общепита, торговых центрах, рынках, интернет-магазинах, он включает реестры выданных специальных разрешений (лицензий) на оптовую торговлю и хранение алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, на розничную торговлю алкогольными напитками и (или) табачными изделиями, а также сведения о состоянии торговли.

«Славянский базар»
Определены требования к созданию и организации работы рынков, торговых центров, ярмарок, фирменных магазинов и секций.
Под рынком в Законе понимается имеющий в своем составе торговые места имущественный комплекс, оборудованный и предназначенный для продажи сельскохозяйственной продукции, дикорастущих плодов, ягод, продукции рыбоводства, животных и иных товаров, выполнения работ, оказания услуг юрлицами и физическими лицами, в т.ч. ИП.

В зависимости от ассортимента рынки бывают 2 типов: универсальные (менее 80% торговых мест предназначены для осуществления продажи одной группы товаров) и специализированные (80% и более торговых мест предназначены для продажи одной группы товаров). По специализации они подразделяются на сельскохозяйственные, автомобильные, строительные, зооботанические, книжные и т.д.

Рынок создается на основании разрешения местного органа власти. Торговые места предоставляются согласно договорам аренды или иным договорам, содержащим элементы договора аренды (смешанный договор), либо по договорам безвозмездного пользования.
Еще одной новеллой Закона стали требования к созданию и организации работы торговых центров и ярмарок.

В определении Закона торговые центры - это совокупность расположенных на определенной территории, спланированных как единое целое и (или) централизующих функции хозяйственного обслуживания розничных торговых объектов и иных объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказываются услуги населению.

Ярмарка - организованное в определенном месте и в определенное время мероприятие с предоставлением мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) либо заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, с заранее публично доведеной до неопределенного круга лиц информацией.
Размер платы за предоставление мест, а также за оказание услуг, связанных с уборкой территории, проведением ветеринарно-санитарной экспертизы и др., определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на ее организацию.

Создание фирменных магазинов, фирменных секций осуществляется товаропроизводителями либо субъектами торговли, получившими право продажи товаров конкретного производителя с использованием товарного знака либо фирменного наименования этого производителя, в т.ч. на условиях договора комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (ст.18 Закона).

Фирменная секция создается субъектом торговли либо производителем в торговом объекте. Помимо продажи товаров там также изучается покупательский спрос и готовятся предложения производителям по ассортименту товаров, улучшению качества и повышению их конкурентоспособности.

В зоне www
Законом установлены требования к розничной торговле с использованием сети Интернет.
Субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре, и с использованием доменного имени, право на администрирование которого получено субъектом торговли в порядке, установленном законодательством (ст.19 Закона).
Под интернет-магазином понимается информационный ресурс субъекта торговли в сети Интернет, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта.

Собственники (владельцы) информационных ресурсов, оказывающих субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением розничной торговли через интернет-магазин, обязаны: предусматривать в договорах об оказании таких услуг представление субъектом торговли сведений, подтверждающих регистрацию интернет-магазина в Торговом реестре; направлять субъекту торговли, с которым заключен договор об оказании услуг, поступающие замечания и предложения о работе такого субъекта торговли; принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства о защите прав потребителей.

Контакт с поставщиком
В ст. 12 Закона установлены требования к заключению и исполнению договоров поставки продовольственных товаров (далее - товаров) между субъектами торговли, общепита и поставщиком.

Закреплена обязанность имеющих сети (крупный магазин) субъектов торговли и общепита, а также поставщиков товаров обеспечить взаимный доступ к информации об условиях отбора контрагента и иным, необходимым для заключения договоров о поставках товаров сведениям. Информация должна размещаться на сайтах организаций или безвозмездно предоставляться по запросу в течение 14 дней со дня его получения.

Стороны определяют цену договора исходя из стоимости товаров, установленной соглашением сторон с учетом требований законодательства о ценообразовании.

В договорах, предусматривающих поставки товаров, не допускается установление:
- запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение сторонами запрета;
- требования о внесении поставщиком платы за право поставок в функционирующие или создаваемые объекты торговли, общепита, а также за изменение ассортимента;
- обязательства поставщика возмещать убытки в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на эти товары к субъекту торговли, общепита, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика, а также затраты, не связанные с исполнением договоров, предусматривающих поставки, и последующей продажей партии этих товаров в розницу;
- обязательства субъекта торговли и общепита оказывать поставщику услуги по рекламированию товаров, маркетингу и другие подобные услуги, направленные на продвижение товаров.

Оказание поставщику таких услуг осуществляется на основании отдельных гражданско-правовых договоров, не предусматривающих поставки товаров. При их заключении не допускается понуждение контрагентов к продвижению продукции.

Кроме того, сторонам запрещено устанавливать в договорах поставки вознаграждения за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, в т.ч. к разгрузке транспорта, приемке по количеству и качеству, перемещению к месту хранения, подготовке к продаже, фасовке, выкладке в торговом зале и на торговом оборудовании, продаже и обслуживанию покупателей.

Договоры, не соответствующие требованиям Закона, должны быть приведены в соответствие с ним в течение трех месяцев после его вступления в силу - с 23.07.2014 г. по 22.10.2014 г. До приведения в соответствие с Законом договоры действуют в части, не противоречащей ему (ст. 34 Закона).

Установлены предельные сроки оплаты товаров в случае, когда договором поставки предполагается отсрочка. Так, товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 календарных дней со дня их приемки субъектом торговли, общепита. Товары, на которые срок годности (срок хранения) установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате не позднее чем через 30 календарных дней со дня приемки. На товары, срок годности (срок хранения) которых установлен свыше 30 дней - не позднее чем 45 календарных дней.

Уздечка для сетей
Обратим внимание на требования, направленные на ограничение влияния крупных торговых сетей и сетей общепита (ст.26 Закона).

Таким субъектам запрещается:
- создавать дискриминационные условия, в т.ч. препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из него других субъектов торговли, общепита и поставщиков продтоваров;
- понуждать контрагента заключать договор с условиями: запрета на заключение договоров поставки товаров с другими юрлицами, ИП; представления юрлицом, ИП контрагенту сведений о заключаемых договорах с другими субъектами хозяйствования, осуществляющими аналогичную деятельность; снижения поставщиком цены товаров до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) не превысит минимальную цену таких товаров других продавцов.

Кроме того, нельзя понуждать контрагента заключать договоры со схожими признаками, а также противоречащие требованиям антимонопольного законодательства;
- заключать между собой договор комиссии, договор поручения или смешанный договор, содержащие элементы одного или всех указанных договоров, предметом которых является поставка продтоваров. Исключение составляют договоры между субъектами торговли, входящими в одну торговую сеть.

Также запрещается понуждать поставщика товаров к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в договоры, предусматривающие поставки условие о возврате ему товаров, не проданных по истечении определенного срока.

Торговые сети или крупные магазины, доля которых в объеме розничного товарооборота товаров превышает 20%, не вправе приобретать, арендовать дополнительную торговую площадь в пределах соответствующей административной единицы. Ограничение не касается системы потребкооперации.

О контролерах
В заключение обратим внимание на случаи, когда контролирующие органы вправе вынести в отношении проверяемых субъектов требование (предписание) о приостановлении (запрете) продажи товаров. Это продажа товаров, не соответствующих требованиям к качеству и безопасности; продажа без сопроводительных документов, подтверждающих приобретение либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов и (или) документов, подтверждающих качество и безопасность товаров. К подобным последствиям может привести продажа продукции с истекшими сроками годности и (или) сроками хранения, сроками службы либо без указания таких сроков, если их установление обязательно, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

{jcomments on}