Павел ГАЙДУКЕВИЧ
Примерно в 150 км от Минска, рядом с Новогрудком, находится поселок Любча, известный своим замком конца XVI в. То было время наивысшего подъема Великого княжества Литовского и его знати, которая, накапливая богатства, могла не только получать замки в награду, но и покупать их за собственные средства вместе с прилегающими землями.
Происхождение названия Любча имеет несколько версий. По одной из них великий князь Литвы Миндовг, переправляясь однажды вместе со своим войском через реку, увидел на берегу красивую девушку, в которую влюбился с первого взгляда. Впоследствии она стала его женой, а в память о встрече с любимой место решили назвать Любча.
На протяжении веков Любча неоднократно меняла своих владельцев. Например, в XIII в. была подарена Миндовгом киевскому боярину Кияну, а позднее - жене великого князя Витовта Ульяне. А вот такие известные магнаты ВКЛ как Альбрехт Гаштольд и Ян Кишка приобрели это имение за деньги.
Любчанский замок построен в 1581 г., о чем свидетельствует флюгер с выбитой датой, найденный при раскопках на замковой территории. Это был один из последних замков в ВКЛ, изначально возведенный из дерева и перестраивавшийся на протяжении веков. Его архитектурные элементы имеют много общего с замками в Лиде и Мире: стены толщиной 1,3 м, рядом оборонительный вал, защитный ров, речка.
Строителем и первым владельцами замка был магнат Ян Кишка, сын витебского воеводы Станислава Кишки и княгини Анны Радзивилл. Ян Кишка считался богатейшим вельможей ВКЛ: после смерти отца он получил в наследство более 70 городов и 400 сел. Позже замок переходит к Радзивиллам. Изначально деревянный, с одной каменной башней, защищавшей въездные ворота, замок был перестроен при Николае Радзивилле. Тогда возвели еще три каменные башни и ряд каменных построек, что значительно усилило оборонительные функции. Николай Радзивилл известен тем, что довольно много времени провел в Европе, обучаясь в университетах Германии и вращаясь в среде протестантского и католического духовенства, а в зрелые годы предпринял паломничество по святым местам на Ближний Восток - в Египет и Иерусалим. В XVII в. Любча получила Магдебургское право и собственный герб в виде серебряной подковы с двумя рыбами и тремя золотыми крестами. Впоследствии на гербе появится изображение рыцаря на фоне замковых башен.
XVII в. вошел в историю Великого княжества Литовского и Речи Посполитой как время русско-польской войны 1654-1667 гг. Российская держава набирала мощь и стремилась к расширению границ, тогда как Литва и Польша оказались раздираемы внутренними противоречиями, а демократичная форма правления замедляла принятие важных для государства решений. Одним из знаковых событий того времени стала борьба Речи Посполитой с вольностью запорожского казачества, вылившаяся в череду восстаний конца XVI - начала XVII в. В январе 1654 г. в городе Переяславле (Украина) состоялось знаменитое собрание казачества, вошедшее в историю как Переяславская рада, где казацкая знать под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого присягнула на верность царю Алексею Михайловичу и заявила о присоединении территорий Запорожья к землям русского царства.
Объявленная на этой волне военная компания развивалась с переменным успехом, охватив часть территорий современных Беларуси, России и Украины. Изначально активный характер боевых действий вскоре стал угасать ввиду истощения ресурсов обеих сторон.
Во время владельцем Любчанского замка был Януш Радзивилл, вельможа, носивший титул Виленского воеводы и Великого гетмана литовского. Януш получил блестящее образование в Европе, учился в Лейпцигском и Лейденском университетах. Позднее жил в Англии и Франции. По указу польского короля какое-то время являлся послом Речи Посполитой в Англии и Нидерландах. Примечательный факт: для участия в Смоленской войне 1633 г. Януш нанял в Голландии за свои средства 1000 пехотинцев и 200 драгун и участвовал вместе с ними в боевых действиях, за что впоследствии получил награду короля. В русско-польскую войну руководил боевыми действиями против войск Богдана Хмельницкого. Умер Януш Радзивилл в 1655 г. в разгар войны, в возрасте 43 лет в городе Тыкоцине. По одной из версий он был отравлен.
Итогом войны стал переход значительных территорий восточной части Речи Посполитой, включая Киев и Смоленск, под власть Московского царства. Поражения положили начало полуторовековому периоду ослабления Королевства Польского, которые в итоге привели к его распаду и поглощению другими державами.
Последующая история замка развивалась в духе времени. В ходе русско-польской войны в 1655 г. он был сожжен войсками гетмана Ивана Золотаренко. При этом разрушенными оказались 2 из 4 башен, так что замок утратил свое военное предназначение. Далее он переходил из рук в руки по линии Радзивиллов. В XIX в. очередные владельцы снесли остатки старых построек, а рядом с двумя сохранившимися башнями возвели двухэтажный каменный дворец в неоготическом стиле. В это время им владели дворяне из рода Витгенштейнов, состоявших в родстве с Радзивиллами, а позже - из рода Фальц-Вейнов. Примечательно, что в начале XX в. замок принадлежал Дмитрию Набокову, родственнику русского писателя Владимира Набокова, автора знаменитой «Лолиты». Его сын Николай Дмитриевич, проведя детство в Любче, после 1917 г. с родителями эмигрировал в Европу, затем в США, позже став известным музыкантом, организатором фестивалей и генеральным секретарем музыкальной секции ЮНЕСКО.
В 60-е гг. прошлого века во дворце располагалась школа, в которой был основан местный музей, со временем давший толчок развитию краеведения, реставрации и восстановлению памятника истории.
Сегодня Любчанский замок охраняется государством в рамках госпрограммы «Замки Беларуси». Кроме того, усилиями энтузиастов из числа жителей Любчи создан благотворительный фонд, куда можно перечислить деньги на восстановление памятника старины. Ежегодно на реставрационных работах в Любче трудятся волонтеры из числа любителей истории и археологии. Руководители проекта объясняют свой энтузиазм любовью к родным местам и тем, что Любчанский замок - один из немногих сохранившихся до наших дней, который можно реально восстановить и который по значимости не уступает другим памятникам белорусского средневековья.
{jcomments on}