Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Производители чулочно-носочных изделий в ближайшие годы будут вынуждены концентрировать свои продажи на традиционных для нас рынках сбыта. Предпосылок для серьезного прорыва в дальнее зарубежье объективно не просматривается - такое мнение в интервью нашему журналу высказал директор СООО «Конте Спа» Андрей МАШКОВ. В то же время и на постсоветском рынке, особенно на фоне событий этого года, продавать стало сложнее. Чтобы удержаться, приходится максимально оптимизировать затраты и оперативно корректировать сбытовую политику.

конте- Андрей Юрьевич, и все-таки сложности со сбытом у предприятий белорусского легпрома возникли раньше, чем в 2014 г. - практически сразу после вступления России в ВТО в 2012 г. Снижение ввозных пошлин в ЕЭП обострило конкуренцию на традиционных для нас рынках. Какова ситуация по вашей группе товаров?

- Мы, конечно, тоже почувствовали некоторое усиление конкурентной борьбы, в то же время я бы не сказал, что после вхождения России в ВТО для нас что-то изменилось кардинально. И до 2012 г. мы соперничали на традиционных рынках с именитыми европейскими брендами. В целом мы достаточно конкурентоспособны, поэтому в 2013 г. удалось несколько прирастить продажи продукции «Конте Спа» на экспорт, в т.ч. на стагнировавший российский рынок. Рост также показали рынки Украины, Казахстана.

Так что снижение тарифной защиты не стало пока чем-то фатальным, тем более что страны ЕЭП пытаются защищать внутренние рынки, в т.ч. посредством некоторых изъятий. Куда больше нас беспокоит тотально развивающийся диктат крупных сетей в России, которые сильно «отжимают» маржинальных производителей. Зачастую приходится продавать товар в сетях с нулевой рентабельностью. И мы пока не видим надежной стратегии массового присутствия на прилавках российских сетей максимальным ассортиментом.

Сложностей добавляют действующие в Беларуси ограничения по сроку возврата валютной выручки. Достаточно сказать, что некоторые европейские поставщики предлагают отсрочку на отгруженный в Россию товар до 300 дней.

Чтобы сохранить конкурентоспособность на российском рынке, в прошлом году мы начали оперативно корректировать сбытовую политику: в нескольких регионах стали участвовать собственным капиталом в дистрибуции, более детально контролируя товаропроводящую сеть, шире выдавали товарные кредиты. Постарались более пристально и системно отслеживать ситуацию - и это дало результаты. Хотя, признаюсь, российский рынок в целом слабопредсказуемый, приходится глубоко вникать в особенности каждого региона. Кое-где законы экономической и маркетинговой теории работают слабо, без связи с какими-то климатическими, территориальными, этническими особенностями. конте

- А как встретили сюрпризы этого года? С какими результатами планируете его завершить?

- По итогам I квартала мы удержались в объемах продаж. А вот что будет дальше - боюсь прогнозировать. До Майдана мы вышли на докризисные объемы продаж в Украине, теперь же наблюдаем там лавину обрушений деловых связей и расчетов. В России серьезный удар по покупательской способности на чулочно-носочном рынке нанес обвал российского рубля. Девальвация прошла и в Казахстане, хотя в этой стране ситуация несколько лучше.

- Так, может, стоит активнее двигаться в сторону дальнего зарубежья…

- Мы, конечно, пробуем диверсифицировать поставки, в частности, через собственную ТПС продвигаем продукцию в Польше. Но основную сложность для нас представляет то, что Европа - рынок с устоявшимися консервативными вкусами. Там потребительские предпочтения на чулки и колготки исторически сформировались раньше, чем у нас. Сегодня почти вся Европа ходит в итальянских колготках, и «перевоспитать» их едва ли возможно. В южных регионах наша продукция не востребована в силу климатических особенностей, тогда как выход на рынок Северной Америки сопряжен с колоссальными финансовыми затратам по насыщению товарами торговых предприятий и рекламному сопровождению продаж. Пошаговая стратегия, которую мы применяем на традиционных рынках, там не работает. 

- Теоретически преодолеть консервативность рынка и уйти от расходов на продвижение может работа по давальческим схемам. Рассматриваете ли возможность производить у себя те же итальянские бренды для последующего экспорта в ЕС?

- Подобная форма кооперации позволяет сформировать только производственную маржу, да и то в незначительных размерах. Мы же из этих штанишек выросли. Взяв курс на формирование собственных брендов, компания «Конте Спа» сделала ставку на поступательное развитие и освоение рынков, когда мы, формируя производственную добавленную стоимость, имеем и торговую прибыль.конте

- Ваша концепция при этом ближе к европейской модели, где превалирует качество, или азиатской, где конкурентоспособность достигается преимущественно за счет цены?

- Ближе к европейской. Мы выпускаем брендовую продукцию, а потому потребительские симпатии завоевываем, прежде всего, высоким качеством. Хотя у нас есть задумка дополнительно предложить рынку бюджетные колготки: качество у них тоже будет на должном уровне, но мы удешевим их за счет упрощения некоторых конструктивных особенностей и снижения маркетинговых затрат. 

В каком-то смысле нас выручает то, что для серьеезных китайских производителей чулочно-носочный рынок ЕЭП не является приоритетным в части экспорта. Легкая промышленность Поднебесной сосредоточена в основном на внутреннем потреблении. На экспорт поставляется преимущественно продукция под заказ российских торговых сетей. Работает и мелкий опт через «челноков». Но мир не стоит на месте, и мы допускаем возможную экспансию Китая в наш сегмент рынка в будущем, к чему уже сегодня готовимся.

- На фоне падения платежеспособного спроса для производителей чулочно-носочных изделий жизненно важной стала оптимизация всех видов издержек. На что в этом деле делает ставку «Конте Спа»?

- Есть несколько крупных блоков, формирующих затраты. Если говорить о производстве, то резерв экономии мы видим в оптимизации энергопотребления, а также в максимальной автоматизации производственных процессов и снижении доли ручного труда. Например, сейчас проходят наладку три итальянских роботизированных комплекса, которые позволят убрать 4 ручные операции. Процессы от зашивания мыска и разрезки/сшивания торса до формования будет выполнять один робот. Для нас сокращение ручного труда важно еще и потому, что в Гродно, где находятся основные производственные мощности компании, сложился высокий уровень оплаты труда, при том что выплата зарплаты является одной из основных статей затрат. конте

К примеру, в брестском регионе средняя заработная плата по отрасти существенно ниже. В этом году группа компаний «Конте» увеличила свою долю в уставном фонде Брестского чулочного комбината до 67%. Полагаю, что более широкое использование производственной площадки этого предприятия и возможный перенос туда хлопкового производства из Гродно поможет нам ощутимо оптимизировать издержки и повысить ценовую конкурентоспособность производимой в Республике Беларусь чулочной продукции в целом.

Сейчас работаем над модернизацией брестского предприятия, обновляем традиционную линейку продукции, внедряем новую. Пока рано говорить о коммерческом успехе этого проекта, но компания нацелена на положительный результат.

В любом случае прежней остается наша основная цель - максимальное удовлетворение запросов потребителей. Вдохновляет то, что в этом деле мы ощущаем обратную связь. Не так давно компания стала обладателем свидетельства Национального центра интеллектуальной собственности о признании общеизвестным товарного знака Conte elegant. За это прежде всего огромное спасибо потребителям!

СООО «КонтеСпа»
г. Гродно, ул. Победы, 30
Тел.: +375 (152) 50-95-41
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.conte.by

{jcomments on}