Алесь ПОЛЕССКИЙ
Отмеченное в последние годы сокращение потребления хлеба в стране, с одной стороны, стало свидетельством роста благосостояния граждан, которые наполнили свой рацион более дорогими продуктами. С другой - в непростой ситуации оказались производители хлебобулочных изделий, ведь это ударило по их сбыту. Но нет повода для отчаяния, убеждена генеральный директор ОАО «Гомельхлебпром» Наталья ВЕРОМЕЕВА.
- Наталья Викторовна, насколько серьезно сокращение потребления по вашей группе товаров в Беларуси и, в частности, в Гомельской области?
- Согласно статистическим данным в 2012 г. в стране было произведено 569,3 тыс. т хлебобулочных изделий, что на 1,5% меньше объемов 2011 г. На Гомельщине их потребление также сокращается (за последние 5 лет в среднем на 2% в год). В 2008 г. на одного члена домашнего хозяйства приходилось 91 кг, а в 2011 г. - уже 79 кг этого продукта.
Сложности добавило увеличение количества производителей хлебобулочных изделий, в частности, за счет крупных торговых сетей, многие из которых обзавелись собственными пекарнями. Сейчас в Гомеле и Гомельской области ими располагают такие торговые сети, как «Евроопт», «Гиппо», «Алми», «Родная сторона», «БелМаркетКомпани». Что касается каналов распределения продукции, то можно отметить рост доли розничной торговли хлебобулочными изделиями через торговые точки формата сумермаркет, гипермаркет и дискаунтер.
Очевидно, что на фоне глобализации торговли дальнейшее развитие хлебобулочного рынка будет связано с переделом его долей в пользу наиболее эффективных игроков. Поэтому очень важно находить не экстенсивные, а интенсивные методы хозяйствования, направленные, прежде всего, на эффективность производства - совершенствовать технологический процесс, отвечать на запросы рынка, использовать современное высокотехнологичное оборудование, просчитывать каждый маркетинговый шаг.
- Какую роль в достижении этой задачи отводите модернизации основных фондов?
- Ежегодно в развитие производства направляется до 50 млрд. руб. Сегодня более чем на 80% обновлена активная часть основных средств предприятия, практически все цеха имеют новые комплексно-механизированные энергосберегающие линии, которые дают возможность мобильно переходить с одного вида продукции на другой и выпускать широчайший ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий.
Разработка новых ассортиментных направлений проводилась как с учетом белорусских народных традиций, так и с применением нетрадиционных видов сырья.
Освоен выпуск бездрожжевого хлеба с использованием хмелевой композиции. Внедрены инновационные технологии производства замороженных хлебобулочных и кондитерских изделий, в частности, круассанов, слоек, пышек, блинов, пончиков и блинчиков с самой разнообразной начинкой на любой вкус, пиццы с грибами, креветками, с ветчиной и сыром, по-мексикански, по-деревенски и прочих изделий. В замороженном виде они поставляются в магазины ведомственной торговли, где по заказу покупателя и в его присутствии выпекаются. Технологии замороженных хлебов и кондитерских изделий открыли новые горизонты для экспорта, ведь данная продукция может храниться до трех месяцев, не теряя своих вкусовых качеств.
На предприятии работает 6 итальянских разделочных линий, что позволило значительно увеличить выпуск популярных слоеных изделий (в среднем до 2 т в сутки). Тщательно продуман ассортимент диетической продукции, ее мы производим до 8,5 тыс. т в год, и лечебно-профилактической (до 2 тыс. т).
Хлебозаводами освоен выпуск французских багетов, итальянских чиабатов с хрустящей корочкой, которые пришлись по вкусу нашим покупателям. Выпечка таких изделий требует соблюдения определенных условий. К примеру, влажность теста должна быть до 80%. Благодаря нашим технологам, из белорусской муки мы получаем изделия отличного качества. В целом французская выпечка - это новое направление для Беларуси, которое уже нашло своих покупателей.
Программа модернизации позволила увеличить производство импортозамещающей продукции в 2,5 раза, расширить ассортиментный перечень. Если 5 лет назад ее объем составлял только 5-10%, то сегодня в кондитерской продукции достигает 80% при годовом объеме производства 3,3 тыс. т.
В 2011 г. мы разработали и начали внедрять дополнительную программу модернизации путем организации новых производств, реализовав в 2012-2013 гг. 10 инновационных проектов. Так, в Гомеле на производстве №2 установлена линия для выпуска вафельных трубочек. Ежемесячно мы реализуем 6,5-7,5 т этой импортозамещающей продукции. На Калинковичском хлебозаводе появилась линия жевательного мармелада. Его мы продаем по 5-7 т в месяц, и объемы продолжают расти. На производстве №4 в Гомеле установлена линия по выпуску линейки сахарного печенья и бисквитов - еще дополнительные объемы на 12 т в месяц. Освоили совершенно новое направление - сухие завтраки, для чего установили технологическое оборудование на производстве №3. Выпускаем кукурузные палочки, сухие завтраки в виде шариков и подушечек с начинками, муку экструзионную и мучные композитные смеси. На производстве №2 имеется линия леденцовой карамели с различными вкусами и ароматами. На двух заводах предприятия начали изготавливать булочную мелкоштучную продукцию, которая пользуется большой популярностью в Европе. У нас так называемые «чешские булочки-рогалики» и «кайзер-булочки» также нашли постоянного потребителя.
- И все-таки ставка лишь на поиск новых ниш на стагнирующем рынке хлебобулочных изделий представляется рискованной… Пробуете ли сбалансировать производство за счет иных категорий товаров?
- Мы перепрофилировали один из хлебозаводов Гомеля в цех безалкогольных напитков, установив автоматизированную линию производства кваса классического с использованием живых квасных культур. Замечу, упор сделан не на искусственные квасные напитки, а на живой квас. Также наладили выпуск безалкогольных напитков на сахаре и подсластителях. Начали с традиционных и любимых разными поколениями покупателей «Ситро», «Дюшеса».
Отрадно, что в конкурсе «Чемпион вкуса» в рамках выставки «Белагро-2013» квас ОАО «Гомельхлебпром» «Для Вас» получил диплом второй степени, и это при том, что он впервые выставлялся и соперничал с такими конкурентами, как «Квас Старажытны» ОАО «Криница» и «Квас Хатні» компании Хайнекен.
- Важнейшим фактором успеха является качество выпускаемой продукции. Как за него боретесь?
- О высоком качестве товаров ОАО «Гомельхлебпром» свидетельствует не только расположение покупателей, но и многочисленные награды, полученные на международных выставках. Такому результату предшествовала кропотливая ежедневная работа по контролю качества, повышению технической и технологической дисциплины.
На предприятии внедрена интегрированная система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001, СТБ ИСО 14001, СТБ ИСО 18001 и система НАССР, что обеспечивает соответствие изделий требованиям безопасности к пищевой продукции.
- Как чувствуете, в целом можете противостоять экспансии торговых сетей и росту конкуренции с их стороны в части организации собственных пекарен?
- Как говорится, конкуренция - двигатель прогресса, она не позволяет успокаиваться, заставляет думать о завтрашнем дне. Крупные сетевые кампании вынуждают нас находиться в «тонусе», мы многому у них учимся. Применяем новые технологии маркетинга и сбыта: реализуем продукцию через крупные логистические центры, стимулируем продажи за счет предоставления партнерам оптимальных договорных условий, установливаем фирменное стилизованное оборудование для выкладки продукции предприятия, внедряем современные метода мерчендайзинга, создаем имиджевую упаковку.
Сбыту способствует собственная торговая сеть. Благодаря ей продукцию удается предельно оперативно доставлять до потребителю. В то же время с помощью своей торговли можно знакомить людей с новинками производства, эффективней задействовать рекламу. Своя сеть - это еще и огромные возможности для исследования покупательского спроса. Поэтому практически ежедневно проводим выставки-ярмарки, дегустации, анкетирование покупателей. Наша ведомственная торговля насчитывает 130 торговых объектов, обеспечивающих не менее 120 млрд. руб. товарооборота в год. Через нее реализуется 13% всей хлебобулочной и 40% кондитерской продукции предприятия. Почти треть товарооборота нашей сети составляют товары, произведенные ОАО «Гомельхлебпром». В ведомственных торговых объектах работают цеха горячей выпечки, которые дают весомые дополнительные объемы товарооборота - до 2 млрд. руб. в год. Замечу, покупатель проявляет больше интереса к магазину, если чувствует там аромат горячих булочек и круассанов.
- Насколько серьезно удалось продвинуться на внешние рынки? Достаточно ли экспортного потенциала у хлебобулочных и кондитерских изделий?
Наше предприятие одним из первых в хлебопекарной отрасли вышло на внешние рынки. Начинали с поставок на 400 тыс. долл. в год, ежегодно прирастая в объеме до 20%. Тому способствовали расширение ассортимента и рост числа субъектов товаропроводящей сети в Российской Федерации. Основными покупателями гомельского хлеба стали жители Брянской, Смоленской, Липецкой, Псковской областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга.
Особой популярностью на российском рынке пользуется белорусский хлеб, выпекаемый по классическим тхнологиям. В частности, отмечен повышенный спрос на хлеб «Радамир», «Гранд», «Гомельский медовый», «Гомельский сувенир», «Пикник», «Волотовской по-домашнему». Полюбились россиянам и кондитерские изделия: пряники «Светлогорские» с зеленым чаем, сушки «Хрустяшки», коврижка «Минская». Эти изделия неоднократно получали дипломы на конкурсах «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации», «Лучшая продукция года». А пряники «Светлогорские» с зеленым чаем стали обладателями Золотой медали на Международном смотре качества кондитерских изделий.
Кроме того, на российский рынок реализуем квас натурального брожения «Для Вас».
Выходу на новые рынки способствует активная выставочно-ярмарочная деятельность. В 2013 г. «Гомельхлебпром» принял участие в 239 таких мероприятиях в различных регионах РФ. Наши товары регулярно выставляются в Воронеже, Ярославле, Туле, Калуге, Санкт-Петербурге, Москве.
В 2014 г. планируется увеличение экспортных поставок как по прямым связям, так и за счет выставочно-ярмарочной деятельности. Основная тема - это, конечно же, хлеб, который мы начали поставлять в розничные торговые сети РФ. В этом году планируем обеспечить экспорт уже в размере 2 млн. долл. И останавливаться на этом не собираемся.
- Удалось ли достичь качественных экономических результатов посредством модернизации, расширения ассортимента и сбыта?
- Внедрение современного энергосберегающего хлебопекарного оборудования позволило в течение последних 3 лет ежегодно снижать энергоемкость производства на 35 - 40%. При увеличении стоимости топливно-энергетических ресурсов их удельный вес в себестоимости уменьшился более чем на 3%. Экономия ТЭР в среднем в год составляет свыше 500 т условного топлива, это более 400 тыс. м3 газа и более 330 тыс. кВт•ч электроэнергии. Энергосбережение оставило в распоряжении предприятии более миллиарда рублей оборотных средств.
Организация новых производств и внедрение инновационных проектов позволили за 2,5 года получить свыше 47 млрд. руб. дополнительной выручки и более 18 млрд. руб. добавленной стоимости. Годовая выручка на 1 работающего увеличилась на 7 тыс., а ВДС - на 4,6 тыс. долл., что дало возможность в два раза повысить среднюю заработную плату: с 338 долл. в месяц в эквиваленте в 2011 г. до 600 долл. сейчас. Заметим, произошло это на фоне растущего курса доллара. Появилась возможность выделять больше средств на различные социальные выплаты. В 2013 г. в рамках коллективного договора они составили свыше 6 млрд. руб, а социальный пакет на 1 работника - 2,5 млн. руб. в год
Инновационные проекты и освоение новых видов продукции стали своеобразной подушкой безопасности, которая позволила компенсировать потери выручки в результате сжатия и перераспределения рынка хлебобулочных и кондитерских изделий.
В нашем инновационном портфеле еще немало идей. В их осуществлении я вижу дальнейшую перспективу развития предприятия.
Справка «Директора»
Предприятие ведет свою историю с 1928 г., когда на базе двух пекарен был построен первый хлебозавод в Гомеле.
Сегодня ОАО «Гомельхлебпром» - это сложный производственный комплекс, который объединил выпуск различной пищевой продукции (от хлеба и кондитерских изделий до напитков), ведомственную торговлю и сельскохозяйственное производство. В состав акционерного общества входят 4 структурных подразделения в Гомеле (производства №2, №3, №4 и база производственно-технического обслуживания), а также 7 хлебозаводов-филиалов, расположенных в городах области (Добруше, Жлобине, Калинковичах, Мозыре, Речице, Рогачеве, Светлогорске). Кроме того, ОАО «Гомельхлебпром» принадлежат филиал Гомельский «Хлебторг» и сельскохозяйственное производственное предприятие (СПП) «Светиловичи». На площадях филиалов и структурных подразделений функционирует 9 кондитерских цехов, эксплуатируется 52 хлебопекарные печи и 23 линии по производству импортозамещающей продукции. В составе Светлогорского хлебозавода работает цех общественного питания.
Доля ОАО «Гомельхлебпром» на рынке хлебобулочной продукции Гомеля и Гомельской области составляет около 65%. Ежесуточно предприятие вырабатывает до 160 т хлебобулочных и до 12 т кондитерских изделий.
Среднесписочная численность работников - более 3 500 человек.
В статье использован снимок Николая Ботвинника.
ОАО «Гомельхлебпром»
246050, г. Гомель, ул. Интернациональная, 8
Тел.: (0232) 21-50-13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.gomelhlebprom.by
{jcomments on}