Павел ГАЙДУКЕВИЧ
История Беларуси рубежа XV-XVI вв. отмечена укрупнением Великого княжества Литовского. Это период расцвета его элиты, когда крепости и замки строились уже не только королями и великими князьями, но и их окружением. ВКЛ того времени действовало и развивалось в тесном федеративном союзе с Королевством Польским и испытывало значительное влияние европейской культуры, что нашло свое отражение в том числе в произведениях архитектуры.
Одним из мощнейших и красивейших замков ВКЛ того времени был замок в нынешнем поселке Геранены Ивьевского района Гродненской области. Располагаясь неподалеку от столицы княжества - Вильно - в средние века Геранены принадлежали литовским магнатам Гаштольдам - одному из самых знатных и могущественных родов. По знатности и степени влияния с ними могли сравниться разве что Радзивиллы. Их предки в свое время переселились на белорусские земли из Литвы в поисках убежища от крестоносцев.
Гаштольды исправно служили великим князьям литовским, за что и получили имение в Гераненах и владели им с 1430 по 1542 г. Изначально деревянно-каменный, замок вскоре превратился в каменное сооружение, окруженное мощной системой фортификационных укреплений. Его отличительной особенностью стали 2 пояса обороны. В XVI в. возрастает значение артиллерии, потребовавшее дополнительных мер по защите крепостей. Так, в Гераненах по периметру замка насыпали 700-метровый защитный земляной вал высотой 9 м, обнесенный рвом глубиной 4 м и шириной 15 м. По углам вала располагались башни-рондели, предназначенные для размещения артиллерии и гарнизона. Весенние талые воды и осенние дожди заполняли ров водой, делая цитадель неприступной. Объехать замок было также практически невозможно, так как вокруг простиралась заболоченная местность. Замок строился в форме квадратного кастэля размером 27 на 27м с толщиной стен 2м и четырьмя башнями по периметру на насыпном земляном валу. Он имел не только военное, но и светское предназначение - служил резиденцией местного магната. Посреди двора, ближе к западной стене, здесь был построен двухэтажный дворец с графскими покоями. Изначально деревянный, со временем он также был перестроен в каменный.
аштольды относились к политической элите ВКЛ наравне с Радзивиллами, Сапегами, Пацами и другими магнатами, строившими в XV-XVI вв. на белорусских землях дворцы и определявшими их развитие. Гаштольды вошли в историю княжества тем, что в разные периоды занимали важные посты в управлении государством. Родоначальник династии служил воеводой у князя Гедемина и погиб в бою с крестоносцами в 1362 г. Его сын впоследствии стал Виленским наместником, а внук Ян в 1447 г. числился Виленским воеводой. Сын Яна, Мартин, был воеводой Киевским и Трокским. В свою очередь его сын Альбрехт Гаштольд (1480-1539), получив образование в Кракове, оставил значительный след в истории рода. При нем с 1519 по 1529 г. Гераненский замок был окончательно перестроен по проекту архитектора Мизелио. В 1530 г. Гаштольды получили от Папы Римского титул графов (наличие замка - один из атрибутов его получения).
Альбрехта называли самым влиятельным политиком Литвы XVI в. отстаивавшим независимую внешнюю политику ВКЛ. Он участвовал практически во всех значимых военных конфликтах того времени: битвы под Новогрудком и Смоленском, Оршанская (1508) и Полоцкая (1513). Альбрехт со свитой сопровождал делегацию ВКЛ в поездке в Австрию к императору Максимилиану. В 1522 г. он получил титул Виленского воеводы и канцлера Литвы, после чего к нему обращались не иначе как к вице-королю Литвы. Примечательно, что он имел право использовать в печатях красный воск вместо зеленого, что дозволялось только особам королевского рода.
С Гераненским замком и родом Гаштольдов также тесно переплетена история рода Радзивиллов. Все знают легендарное привидение Несвижского замка Барбару Радзивилл, которую именуют также Черной панной Несвижа, но мало кто знает, что в юности она вышла замуж за графа Станислава Гаштольда, сына Альбрехта и более четырех лет прожила в Гераненском замке - до момента его смерти. У них не было детей, поэтому после смерти графа имение должно было отойти казне. Король польский Сигизмунд II Август приехал в Геранены для решения вопроса о наследстве и влюбился в Барбару. Вспыхнул бурный роман, который впоследствии привел к тайному венчанию влюбленных. Вопреки давлению королевы-матери Боны Сфорцы и прочих влиятельных родственников Сигизмунд настоял на признании Барбары его женой и королевой польской.
Последующая история брака трагична: через год после коронации Барбара умерла от загадочной болезни и была похоронена в Вильно. Возможной причиной смерти историки считают отравление ядом по приказу королевы-матери. По преданию, весь путь к месту захоронения - от Кракова до Вильно - король прошел пешком, рядом с гробом Барбары. Безутешный Сигизмунд пытался вызвать к жизни ее дух с помощью магии. Так в Несвижском замке после одного из спиритических ритуалов появилось привидение Барбары Радзивилл.
В XVII в. род Гаштольдов угасает, а Гераненский замок вскоре приходит в упадок.
О значимости Геранен в экономической и политической жизни ВКЛ XV-XVIII вв. говорит тот факт, что в конце XVI в. в Гераненском замке прошло несколько съездов шляхты с целью утверждения единого кандидата на польско-литовский престол, а на съезде 1575 г. была выбрана кандидатура венгерского короля Стефана Батория.
Замок значительно пострадал в ходе Русско-Польской и последующих войн. Известно, что в период Северной войны 1708 г. в нем жил претендент на Польский трон Станислав Лещинский.
В 1752 г. указом короля Станислава Августа Понятовского Гераненам было даровано Магдебурское право. Город заимел свой герб с изображением пронзенного мечом сердца - символом несчастной любви Барбары Радзивилл и Сигизмунда II Августа.
В начале XIX в. еще существовал и руины первого этаж замка - до нас дошла картина художника Наполеона Орды с их изображением. К концу века замок был окончательно разрушен и разобран местным населением на кирпичи. Примечательно, что до сегодняшних дней сохранился костел-каплица, который во времена Гаштольдов был обнесен каменной стеной и носил оборонительные функции, служа дополнительной преградой на пути неприятеля к замку. Именно в нем проходило венчание Станислава Гаштольда и Барбары Радзивилл. Костел несколько раз перестраивался и сегодня привлекает внимание туристов и исследователей.
В наши дни о былом величии замка Гаштольдов напоминают только остатки стен, элементы фундамента и заросший ров. Руины включены в госпрограмму «Замки Беларуси» и подлежат консервации и сохранению в неизменном виде. Они практически неразличимы издали, так как покрыты зарослями леса и кустарника. Глядя на остатки этой твердыни белорусского средневековья, невольно приходишь к мысли о скоротечности жизни и непредсказуемости истории. Время беспощадно к могуществу и славе, которые всегда имеют свое начало и конец: для кого-то - величественный, а для кого-то - печальный. Предсказать заранее ход истории не может никто, возможно, в этом и заключается секрет притягательности ее памятников.
{jcomments on}