Уважаемые читатели!
Уже не раз приходилось писать о том, что причина кризиса 2008 г. - в несоответствии формируемого экономикой фонда потребления объему потребностей, гиперболизированных, в первую очередь, американской экономикой. Поэтому выход из кризиса лежит в кардинальном увеличении производительности труда, но это возможно лишь при переходе к пятому и шестому технологическим укладам (см. ж-л «Директор» № 2, 2013 г.) или сдерживании потребления.
Федеральная резервная система США для выхода из кризиса с 2008 г. осуществляет «политику количественного смягчения (QE)», заключающуюся в квотировании вбрасывания в экономику средств через ежемесячную скупку казначейских облигаций и ипотечных бумаг по минимальным ставкам в объеме 85 млрд. долл. Это позволяет не допускать резкого роста процентных ставок по кредитам, обеспечивая развитие экономики доступными заемными ресурсами с учетом контроля над инфляцией.
Больший объем этих средств уходил в крупные развивающиеся страны, поскольку Европа осуществляла план жесткой экономии, а растущие на инвестициях экономики Китая, Индии, Бразилии, России обеспечивали хорошую прибыль при приемлемом риске.
Но свертывание программы количественного смягчения вначале до 75, а затем и до 65 млрд. долл. на фоне европейской экономии, приведшей к сокращению экспорта из развивающихся стран, вызвало укрепление доллара и отток капитала с ранее привлекательных рынков. Бегству инвестиций способствовала и политическая нестабильность в странах-реципиентах. Особенно процесс ускорился в начале 2014 г. Так, в январе из фондов акций, ориентированных на развивающиеся рынки, выведено 12,2 млрд. долл. Между тем за весь 2013 г. эта цифра составила 15 млрд. Отток фиксируется и по настоящее время. Последний раз такая динамика была только в 2002 г.
Что касается России, то отток инвестиций в 2013 г. превысил уровень 2012 г. на 34,5% и оказался больше объема поступлений на 31,4 млрд.долл. Для борьбы с инфляцией принимались и меры по уменьшению денежной массы, что сократило выдачу кредитов экономике. В результате рост ВВП составил 1,3% при инфляции 6,5%.
С учетом возможного сохранения и тем более усиления санкций в связи с событиями на Украине отток иностранных инвестиций явно усилится. Эти процессы не повлияли только на те страны, где как и в Беларуси прямые иностранные инвестиции практически отсутствуют. Но в отличие от Узбекистана, где похожая картина с прямыми иностранными инвестициями, в Беларуси нет газа. Наш рынок в России и ее проблемы - это наши проблемы.
Международный валютный фонд в складывающихся условиях рекомендует ужесточать монетарную политику и проводить агрессивные структурные реформы, полагая, что именно внутренняя деятельность предопределит успехи, несмотря на внешние вызовы.
Но способна ли сейчас Россия, экономика которой на 70% зависит от экспорта нефти и газа, осуществить структурные реформы? Об этом много говорится, что-то пытаются делать, но ощутимых результатов пока нет. Изменить ситуацию мог бы перевод расчетов за нефть и особенно за газ на рубли. Аналитики отмечают, что в свое время Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи предприняли такие попытки. Итог их деятельности известен. Но Россия не Ирак и не Ливия. Предложение правильное и существенно способствовало бы развитию экономики России и в целом евразийского пространства, но для этого надо настойчиво и энергично работать. Необходимо создать свой бренд нефти, открыть фондовые биржи и международные банки, способные обеспечить доступность рублей, создать логистику продажи сжиженного газа малыми партиями. На это нужно время, и осуществить проект ранее 2020 - 2025 гг. вряд ли получится.
Что касается Беларуси, то наши возможности по структурным реформам еще меньше, но не используются даже те, которые не требуют больших затрат. Например, высвобождение на предприятиях излишней численности. Что же касается горячо обсуждаемой модернизации, то инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах в 2012 г. по сравнению с 2011 г. сократились на 11,7%, а в 2013 г. увеличились к предыдущему году только на 7,4. Если допустить, что они использовались рационально, во что крайне тяжело поверить, то отдача будет только через два - три года, а пока индекс промышленного производства в процентах к 2012 г. снизился на 4,8%. ВВП с 2013 г. увеличился только на 100,9% при инфляции - 19%. Рост производительности труда составил 2,2%.
О необходимых реформах и в первую очередь о важности задействования частной инициативы говорилось не раз. Остается надеяться, что идея наконец овладеет массами. С уважением, А.Н. Ковтуненко
{jcomments on}