Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

По мнению ректора Белорусского государственного университета транспорта (БелГУТ), профессора, доктора технических наук Вениамина СЕНЬКО, его университет стал первым вузом страны, где реализована концепция «золотого треугольника». Создан учебный и научно-производственный комплекс, который позволяет максимально сократить срок профессиональной адаптации выпускников, повысить экономическую эффективность работы молодых специалистов.

БелГУТОбъединение под одной крышей образования, науки и производства позволяет университету оставаться флагманом высшего образования республики в области транспорта и транспортной науки, а также строительства. БелГУТ интегрирован в международную образовательную систему, выполняет фундаментальные и прикладные исследования, сотрудничая с учебными и научными учреждениями других стран.

Университет является единственным вузом в области транспорта в республике. В состав университета входят Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов транспортного комплекса Республики Беларусь, Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта с отраслевыми научно-исследовательскими лабораториями, Научный центр комплексных транспортных проблем, Научно-исследовательский центр экологической безопасности и энергосбережения на транспорте. Под эгидой университета созданы и успешно работают Орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг БелГУТ, а также Испытательный центр железнодорожного транспорта «СЕКО».

- Предвидя активное развитие вагоностроительной отрасли Беларуси, мы стали инициаторами создания испытательного центра железнодорожного транспорта, - подчеркивает В.Сенько. - Без этого важного звена весь производственный комплекс белорусского вагоностроения не имел бы таких перспектив развития, как сегодня. Его создание не только снизило импорт услуг в данном рыночном сегменте, но и позволило открыть новое экспортное направление. Во многом благодаря этому в прошлом году впервые в истории университета оказано экспортных услуг на 1,2 млн. долл. Сейчас мы заключили договоры на проведение испытаний с организациями из 11 стран, в том числе из Китая, Украины, стран Балтии, Польши, России и т.д. И если на этот центр мы потратили примерно 3 млрд. руб. собственных средств, то доходов получили  5 млрд.

Действительно, формирование по сути новой для страны вагоностроительной отрасли стало катализатором развития как образовательной, так и научно-исследовательской деятельности университета. Производство грузовых вагонов освоено на СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» и СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод», пассажирские выпускают ОАО «Минский вагоноремонтный завод» и ЗАО «Гомельский вагоностроительный завод». Поэтому неудивительно, что специалисты в области строительства и транспорта востребованы рынком труда настолько, что спрос пока значительно превышает предложение. БелГУТ

- В нашем испытательном центре эффективно работает 12 человек, при этом 8 из них - кандидаты, а четверо - доктора технических наук - не без гордости сообщает В.Сенько. - И если ранее методики для проведения испытания вагонов покупались в России, то теперь мы предлагаем собственные научные разработки. Это достигнуто благодаря научному потенциалу высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава университета, который включает в себя 220 профессоров и доцентов, 24 доктора технических наук, более 150 кандидатов технических наук. То есть свыше 40% преподавателей нашего вуза имеют ученые степени и звания, а это говорит о многом. 

Куем кадры смолоду
Разумеется, научная база создается не на пустом месте. В университете налажен отбор одаренных студентов с целью дальнейшего развития их способностей. Молодежь принимает активное участие в факультетских и университетских турах олимпиад по теоретической механике. Победители приглашаются для участия в городской олимпиаде, которая ежегодно проводится на базе БелГУТа. Кстати, команды этого вуза, начиная с 1994 г., регулярно занимают призовые места на республиканских олимпиадах по теоретической механике, успешно выступают на российских и международных олимпиадах.
Ежегодно с 2005 г. в БелГУТе проводится Международная олимпиада по теоретической механике.

- В этом году в олимпиаде принимали участие 150 студентов из 6 государств: Беларуси, Китайской Народной Республики, Польши, России, Турции, Украины. В предыдущие годы в наших мероприятиях участвовали также представители Ирака, Казахстана, Туркменистана, Швеции, - рассказывает ректор БелГУТа.
Подобная работа способствует дальнейшим научным успехам выпускников. Только за последние 2 года докторские диссертации защитили А.В.Путято и Д.В.Леоненко, готовится к защите кандидатской диссертации М.Г.Кузнецова, в аспирантуру поступил Е.С.Мандрик .Эти ребята ранее побеждали на республиканских и международных олимпиадах по теоретической механике. БелГУТ

- Мы давно мечтали о том, чтобы максимально приблизить обучающую составляющую к потребностям практики, - продолжает руководитель БелГУта. - Это было одной из задач филиалов кафедр. Сегодня мы перешли к принципиально новой форме организации учебного процесса, базирующейся на возможностях испытательного центра «СЕКО». Мы увозим студентов на весь учебный день в центр, где они обучаются с использованием новой техники, технологий. Для этого в центре есть все необходимое: лекционные аудитории, помещения для проведения практических занятий, столовая, душевые. После 6 ч занятий студенты садятся в автобус и через 20 мин они вновь в университете. 

От локального - к глобальному
- Ученые нашего университета являются постоянными участниками научно-технических конференций, симпозиумов, конгрессов как ближнего, так и дальнего зарубежья. За последние десять лет они выступали с докладами в Австралии, Болгарии, Египте, Италии, Китае, России, Словакии, Украине, Франции, Швейцарии, Японии и других странах, - рассказывает В.Сенько. - Так, в первой половине апреля т.г. во Франции проходила крупная международная конференция «Railways 2014», в которой принимали участие ведущие ученые мира по железнодорожному транспорту из более чем 30 стран. Сотрудник нашего университета, доктор технических наук А.В. Путято также выступил с докладом.

Заметим, необходимость и полезность участия в международных научных встречах подтверждается не только обменом опытом и выработкой путей дальнейшего развития научных школ, что весьма важно, но и расширением международных связей, которые зачастую приобретают оболочку совместных научно-исследовательских и научно-практических работ. 

Закономерно постоянное участие специалистов БелГУТа в международных совещаниях по практическим вопросам и проблемам функционирования различных направлений промышленности и, конечно, железнодорожной отрасли, убежден ректор. Например,  участие в работе комиссии по вагонному хозяйству Дирекции совета полномочных представителей стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии, международных технических комиссий по разработке государственных стандартов, различных нормативных правил и методик, международных комиссий по экспертизе и установлению причин крушений и аварий на железнодорожной транспорте и в других важных проектах.

Колыбель БелЖД
Белорусский государственный университет транспорта имеет также аккредитацию как орган по сертификации железнодорожной продукции и услуг - ОС «БелГУТ». В 2006 г. он включен в Реестр организаций, признанных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества и аккредитованных на право проведения работ по оценке соответствия железнодорожной продукции. Такой тандем - орган сертификации и испытательный центр - позволяет ускорить процесс выхода новой техники на железнодорожные магистрали страны и ближнего зарубежья. БелГУТ

На протяжении всей своей истории БелГУТ является главной «кузницей» инженерных кадров для Белорусской железной дороги. В 2011г. тесное сотрудничество официально закреплено двухсторонним соглашением, которое предусматривает повышение квалификации специалистов, взаимодействие в научно-исследовательской и опытно-конструкторской сферы деятельности. В 2013 г. БелГУТ выполнил для предприятий и организаций БелЖД работы по 318 договорам на сумму почти 13 млрд. руб.

Еще более сотни производственных задач, актуальных для развития Белорусской железной дороги, вошли в перечень, предложенный преподавателям БелГУТ в качестве тем курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций. Эти предложения озвучены во время стажировки деканов факультетов транспортного вуза в Минске в начале этого года.
Правда, рассчитывать только на собственные финансовые ресурсы в решении государственных задач университет не может.

- Сейчас железнодорожному транспорту Беларуси необходимо обеспечить безопасность дорожного движения в условиях выработки эксплуатационного ресурса вагонных тележек грузовых вагонов, - отмечает ректор БелГУТ. - Мы предлагаем помочь нам в приобретении соответствующего стенда для испытания ходовых частей тележек, который быстро окупится и улучшит систему безопасности дорожного движения. За счет собственных средств мы пока не в состоянии купить оборудование стоимостью 3 млн. евро. И чем больше затянем процесс оснащения единственного в стране испытательного центра необходимым оборудованием, тем больше в итоге проиграем. БелГУТ
В любом случае университет настроен на максимальное использование своего научного и кадрового потенциала в интересах Беларуси.

- Я стараюсь предельно загрузить работой тех, кто хочет работать, - поясняет ректор БелГУТа. - В научно-исследовательской сфере координируем свою работу с коллегами из России, Украины, стран Балтии. Это позволяет избежать дублирования в научных разработках, более эффективно расходовать финансовые ресурсы. Входим в ассоциацию транспортных университетов «Колея 1520», выезжаем на научные конференции проводимые членами ассоциации, приглашаем зарубежных коллег к себе. Такие тесные контакты способствуют взаимному обогащению.

- Самое главное - нам удалось создать такую образовательно-научную школу, которая уже долгие годы остается конкурентоспособной не только у нас в стране, но и на всем постсоветском пространстве, - резюмирует В.Сенько.

Белорусский государственный университет транспорта
246653, г. Гомель, ул. Кирова, 34
Тел.: 8 (0 232) 77 72 15, 8 (0 232) 95 39 41
е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.belsut.gomel.by

{jcomments on}