Марина НОСОВА
В Беларуси набирают размах крупные торговые сети. Государству даже пришлось принять решение об ограничении их доли на местных рынках. Многие мелкие, средние и даже крупные розничные предприятия остро почувствовали влияние сетевого ритейла. У них снизилась рентабельность, а некоторые и вовсе разорились. Как работать в условиях передела рынка - мы побеседовали с главным экономистом КУП «Универмаг «Слуцк» Еленой ГУСЬКОВОЙ.
Не бояться!
В Слуцк также пришел представитель одной из крупнейших торговых сетей страны - «Евроопт».
- Мы готовы к достойной конкуренции. Не стоим на месте, а стабильно год от года развиваемся, расширяем розничную сеть путем присоединения новых предприятий торговли, которые до этого были убыточными. В них вкладываются инвестиции, они приводятся в порядок, оснащаются современным оборудованием и начинают приносить прибыль. За 2011-2013 гг. в основной капитал инвестировано около 7 млрд. руб. собственных средств, - рассказала Е.Гуськова.
В прошлом году предприятие открыло единственное в городе детское кафе «Фруктоша». Там создан красивый современный интерьер, предлагаются разнообразное недорогое меню и развлечения для всей семьи.
В планах - обновление оборудования в парфюмерном отделе универмага, перевод его на самообслуживание. Такая форма торговли внедрена практически во всех магазинах и отделах, принадлежащих КУП «Универмаг «Слуцк». Большое внимание уделяется приобретению и реконструкции основных средств, современным технологиям расчетов. Расширяется оплата за товары с помощью банковских пластиковых карточек и РОS-терминального оборудования. Доля безналичных расчетов в общем товарообороте составляет 17%, что соответствует среднему показателю по стране.
Специальные компьютерные системы в локальной сети предприятия позволили коммерческой службе усовершенствовать формирование заявок поставщикам в электронном виде, отрегулировать сроки поступления той или иной продукции в объемах, необходимых для более полного удовлетворения спроса покупателей, отметила главный экономист.
Слагаемые успеха
В розничном товарообороте предприятий коммунальной формы собственности Слуцка универмаг занимает первое место.
- Секрет успеха - в профессиональном коллективе и в умелом управлении руководителя универмага Натальи Блохиной, - продолжает Е.Гуськова . - В КУП «Универмаг «Слуцк» трудятся специалисты высокого уровня, обладающие богатым опытом организации и ведения торговли. Коллектив постоянно принимает на работу молодых специалистов, которым передается опыт успешных продаж. Именно это является одним из важных конкурентных преимуществ.
На предприятии практически нет текучести кадров. Создана собственная тарифная сетка оплаты труда, учитывающая вклад каждого работника. При этом средняя зарплата оказалась выше, чем в других торговых предприятиях города: за I квартал 2014 г. она составила 4,5 млн. руб.
Еще одно слагаемое успеха - хорошие деловые отношения с поставщиками. Чтобы наполнять секции универмага лучшими товарами, сотрудники коммерческой службы выезжают на предприятия-изготовители. В 2013 г. заключено 1,3 тыс. договоров (на 192 больше, чем в прошлом году). Это позволяет предлагать востребованный товар, а также проводить акции по скидкам, когда снижаются и торговая надбавка, и отпускная цена. Универмаг старается вовремя рассчитаться за поставленный товар: нет проблем с просроченной дебиторской задолженностью. В свою очередь поставщики идут навстречу и предоставляют товары с отсрочкой платежа на довольно длительные сроки.
Однако у товароведов есть предложения по улучшению работы промышленных предприятий. Они советуют более активно проводить импортозамещение (например, шить одежду из джинсовой ткани, кожи, меха), производить больше товаров для людей с нестандартной фигурой. Кроме этого, звучат пожелания, чтобы поставщики более гибко реагировали на спрос, разделяли с торговыми предприятиями ответственность за нереализованный товар и не отказывались от возврата неликвидной продукции или уценки.
Предприятие работает над оптимизацией издержек, покупает энергоэффективное оборудование, экономит на электроэнергии и тепле. Снижать транспортные расходы позволяет собственный автопарк из 14 грузовых автомобилей. Удельный вес данной категории затрат в общем объеме издержек составляет всего 1,8%.
Больше внимание уделяется ценовой политике, постоянно проводится пониторинг цен конкурентов. Каждый четверг в универмаге «Слуцк» организуются вечера выгодных покупок со скидкой с розничной цены от 10 до 20%.
Для увеличения товарооборота специалисты КУП «Универмаг «Слуцк» организуют рекламные кампании, расширенные распродажи товаров. Прямо в торговом зале универмага проводятся демонстрации моделей отечественных изготовителей одежды и обуви, в праздничные дни - выставки-продажи, сезонные ярмарки, торговля с лотков. Всего в 2013 г. организовано 182 выставки-продажи (выручено 10,6 млрд. руб.), 66 рекламных акций, из них 19 - с дегустацией продуктов питания.
Заметим, приоритет в торговле отдается продукции отечественного производства, удельный вес которой в общем объеме товарооборота достигает 90,8%.
В универмаге можно сделать предварительный заказ на отсутствующий в данный момент в продаже товар, доставить бесплатно крупногабаритную покупку на дом. Обслуживаются и льготные категории граждан. Почти 7 тыс. человек предоставляются скидки на швейные товары, верхний и бельевой трикотаж, обувь и чулочно-носочные изделия.
КУП «Универмаг «Слуцк» первым в области разработало дисконтную программу «Для постоянных покупателей», которой можно воспользоваться при покупке товара на сумму от 150 тыс. руб. Дисконтная карта имеет накопительный характер и предусматривает 3 уровня скидок в зависимости от стоимости покупки.
За заслуги
Деятельность слуцкого торгового предприятия отмечена многочисленными наградами и дипломами. В 1998 г. «За высокий уровень и безукоризненную работу по организации обслуживания покупателей на основе применения прогрессивных технологий и форм торговли» коллективу универмага присуждена почетная награда «Бронзовый Меркурий». В 2000 г. кафе «Белорусское Бистро» на республиканском конкурсе «Лучший ресторан, кафе года» стало победителем в номинации «Лучший ресторан, кафе белорусской национальной кухни». В 2001 г. объявлена «Благодарность Президента Республики Беларусь». За успехи в республиканских соревнованиях КУП «Универмаг «Слуцк» шесть раз занесено на Республиканскую Доску Почета в 1999-2011 гг. Столько же раз универмаг оказывался и на районной Доске почета, практически ежегодно побеждая среди торговых предприятий слутчины.
В 2010 г. копилку достижения пополнила очередная почетная награда «Бронзовый Меркурий».
Справка «Директора»
В состав КУП «Универмаг «Слуцк» входят универмаг, 8 продовольственных и 4 непродовольственных магазина; объекты общественного питания (кафе «Белорусское Бистро», «Коктейль-бар», кафе «Фруктоша»), кондитерский цех, магазин комиссионной торговли и мини-рынок.
За 2013 г. розничный товарооборот КУП «Универмаг «Слуцк» составил 320,5 млрд. руб. Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах - 115,6% при прогнозе 109,3%.
На предприятии работает 630 человек.
КУП «Универмаг «Слуцк»
223610, Минская обл., г.Слуцк, ул. Ленина, 175
Тел. :(01795) 2-08-75, тел./факс (01795) 2-05-92
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}