fbpx

колонкаУважаемые читатели!
Не будет преувеличением сказать, что в последние месяцы и особенно недели внимание основных мировых политических игроков и средств массовой информации приковано к Украине.

По сути страна стала полигоном столкновения интересов США и России. Под видом продвижения демократии заокеанские и европейские стратеги стараются ослабить политическое влияние России как супердержавы на мировые и экономические процессы, а в перспективе исключить ее из борьбы за сырьевые ресурсы планеты. Для этого Украину пытаются сделать членом НАТО и враждебным России государством. Исходя из допроса «российского стрелка», задержанного на российской границе после возвращения с Майдана, среди бойцов правого сектора  было около 40 американцев, примерно столько же немцев и какое-то количество поляков. В стремлении достигнуть поставленной цели демократы закрывают глаза и на снайперов, стрелявших по противостоявшим лагерям, и на призывы к оголтелому национализму, пропитанному бандеровской идеологией, и на запрет русского языка. На нем по переписи 2001 г. говорит 50,9% украинцев и 95,7% русских, удельный вес которых хотя и снизился с 1991 г. на 4,8%, но по-прежнему значителен и составляет 17,3%. В Крыму же - 77%, в Донецке - 74,9, Луганске - 68,8, Запорожье - 48,2, Одессе - 41,9, а в Севастополе - 90,6%.

Столь безответственные действия националистов и западных держав не могли не привести к сепаратистским настроениям и действиям. Не могла в стороне остаться и Россия, и не только исходя из необходимости защиты русского и русскоязычного населения, но также потому, что «над Крымом и Севастополем мог подняться натовский флаг». Не безразлично России и то, какое государство будет на южной границе. С украинцами русские прожили до 1991 г. 337 лет, переплетаясь экономически и родственно. Но это, исключая западные земли, которые после Речи Посполитой (ХV - ХVIII вв.) были разделены между Австрией и Россией (Волынь, Полесье), а в 1921 г. отошли Польше. В 1939 г. на них проживало 5 млн. украинцев, а на территории советской Украины - 28 млн.

Национально-освободительное движение, возникшее еще в начале 20-х гг., не утихло и с приходом в 1939 г. советской власти. Немцев встречали как освободителей. Выпущенный в 1937 г. из польской тюрьмы Степан Бандера после захвата немцами Варшавы в 1939 г. создает Украинскую повстанческую армию (УПА) численностью более 200 тыс. человек, в том числе 15 тыс. в составе дивизии «Галичина». Присягая немцам, армия ведет борьбу с партизанами и Польской Армией Крайовой на территории Западной Украины, Буковины и Полесья за «самотийную» Украину, «без господ помещиков, капиталистов и большевистских комиссаров». «Сумская» дивизия УПА воевала под Сталинградом, а «Вильна Украина» - под Дрезденом.

Остатки Украинской национально-освободительной армии, насчитывающей 80 тыс., после войны ушли в подполье к «лесным братьям», где вели борьбу до начала 50-х гг. Степан Бандера бежал в Мюнхен и 15 октября 1959 г. был застрелен чекистами.

Стоит ли удивляться ярым националистическим настроениям на Западной Украине, которые последние 22 года поощрялись руководителями страны при полном равнодушии России.

Иная история у Крыма. Она связана со скифами, готами, Византией, половцами, Крымским ханством, Османской империей, но никак не с Украиной. Со времени присоединения Екатериной II Крыма к России в 1783 г., строительства портов и создания флота под руководством князя Потемкина Россия имела уверенный доступ к Черному морю. В состав Украинской ССР Крымская область передана в 1954 г. В феврале 1991 г. на основе референдума была образована Крымская Автономная ССР, в мае 1992 г. принята Конституция Республики Крым и введена должность президента, которые просуществовали до 1995 г. В 1998 г. принята новая Конституция Автономной Республики Крым, что усилило пророссийские настроения. Возврат Крыма России справедлив и логичен в свете действий правого сектора. Поэтому кликушество прессы, в том числе отдельных белорусских изданий («Экономическая газета» от 17.03.2014 г. № 18) о введении войск и захвате Крыма имеет мало общего с действительностью.

Более очевидно, что новая власть в Украине сможет сохранить целостность страны, если попытается строить взаимоотношения западных областей и юго-востока страны на основе конфедерации и отказа от национализма. В противном случае не исключены и даже очень вероятны аналогичные референдумы в Донецкой, Луганской, Запорожской  и Одесской областях. Россия же, по заверениям ряда политиков, предпримет меры для защиты интересов русского населения данных регионов.

К сближению этого района с Российской Федерацией подталкивает и экономика. На Западе продукция украинского машиностроительного сектора никому не нужна. И как только экономическое положение в этих областях начнет ухудшаться, вероятность референдумов резко повысится. Украинская экономика, как и белорусская, во многом зависит от российских нефти и дешевого газа. Поэтому, думая о сохранении суверенитета, надо заботиться о реформировании экономики: развивать потенциально конкурентные отрасли, отказавшись от очевидно убыточных предприятий, созданных в советский период. В Украине на это денег нет и не будет, несмотря на «щедрую» помощь Запада. Поэтому основные события еще впереди. С уважением, А.Н. Ковтуненко

{jcomments on}