Павел ГАЙДУКЕВИЧ
Вскоре после образования Великого княжества Литовского его властители начали сооружать череду оборонительных укреплений у северо-западных границ, чтобы сдержать агрессию крестоносцев. К числу таких сооружений относятся замки в Лиде и Крево, построенные примерно в одно время – в 30-е гг. XIV в. - по приказу Великого князя Гедимина и вошедшие в оборонительную линию Лида - Крево - Медники - Троки.
Лидский замок выполнен в форме рыцарского кастэля (от итальянского castellum - замок, изначально так назывался укрепленный рвом и валом лагерь римского легиона). В Европе кастэлями окрестили каменные замки с двумя башнями по периметру, предназначавшимися для размещения гарнизона и защиты территории. Они представляли собой сооружения квадратной или прямоугольной формы с большой площадкой внутри. Кастэли строились относительно быстро для того времени. Лидский возвели за 5 лет c применением валунов и камней, пришедших на смену дереву. Замок выдержан в романском стиле с элементами ранней готики. Длина его стен - 80 м, высота - 15, толщина - от 1,5 до 2 м. Сооружение имело защитный ров с севера и искусственный водоем с востока.
Замок в Крево построен в то же время и по тому же принципу. Правда, от Лидского он отличался размерами и имея форму неправильной трапеции. Вокруг него также был сооружен защитный ров, а внутри - искусственный водоем. Неприступные стены замка в высоту достигали 13 м, башни имели подземные ярусы и могли использоваться как темницы.
Оба замка принадлежали Великому литовскому князю Гедимину (1270-1341), а позже его сыну Ольгерду. Гедимин вошел в историю как основатель династии Гедиминовичей и князь, перенесший столицу ВКЛ из Новогрудка в Вильно. Последнее решение было связано с тем, что Новогрудок находился южнее и испытывал постоянные угрозы нападения со стороны татар, галицко-волынских князей и крестоносцев. Таким образом, с 1323 г. Вильно официально упоминается в грамотах литовских князей как столица.
Гедимин, как и его предшественники, проводил политику расширения и укрупнения границ княжества, действуя как военными, так и дипломатическими методами. Будучи отцом шестерых сыновей и троих дочерей, он активно использовал династические браки для усиления своего влияния. Именно таким образом его сын Ольгерд стал княжить в Витебске после смерти своего тестя князя Ярослава. Под началом Гедимина состоялся ряд военных походов на территорию Галицко-Волынского княжества и соседних областей, в состав ВКЛ вошли Полоцкая, Витебская, Волынская, Минская и Турово-Пинская земли, а также территория Белостока и Бельска на западе и Чернигова и Курска на юго-востоке. Гедимин погиб в 1341 г., когда при осаде тевтонской крепости Баербург в него попало пушечное ядро.
После смерти Гедимина среди наследников князя началась борьба за власть, в которой победили братья Ольгерд и Кейстут, рожденные одной матерью. Кейстут признал власть верховного правителя за Ольгердом и получил в наследство Жемайтию, Троки, Гродно, Брест, контролируя западные территории ВКЛ и сдерживая натиск крестоносцев. Восток же отошел под власть Ольгерда.
Став правителем Литвы и получив поддержку и опору на западе в лице Кейстута, Ольгерд (1295-1377) расширял влияние на востоке. В частности, он пытался подчинить Новгород, Псков и Смоленск, которые балансировали между ВКЛ и Москвой и периодически занимали одну из сторон. При Ольгерде в состав ВКЛ вошел Киев, а также состоялась легендарная битва при Синих водах (1362) в центральной Украине, где ВКЛ одержало победу над войском трех ордынских ханов - Котлубая, Димира и Кочубея. После этой победы все земли Киевского княжества вошли в состав Литвы, а татары и монголы еще долго не беспокоили ВКЛ своими набегами. Главным противником Ольгерда на востоке в то время было набирающее силу Московское княжество, подчинить которое было непросто, что выливалось в многочисленные военные конфликты за сопредельные территории. Любопытный факт: Ольгерд трижды осаждал Москву, пытаясь так или иначе включить ее в сферу своего влияния.
После смерти Альгерда в 1377 г. Кейстут стал претендовать на титул Великого князя, хотя официальным наследником считался сын Ольгерда Ягайло. Борьба за власть, разгоревшаяся между двумя князьями, привела к тому, что в 1382 г. по приказу Ягайло Кейстут был захвачен в плен, заточен в башню Кревского замка и задушен. Впоследствии его тело торжественно сожгли в Вильно по языческому обряду.
Пытаясь закрепиться на престоле, Ягайло искал поддержку у соседей, выбирая между Москвой и Польшей, пока не сделал окончательный выбор в пользу запада. Он решает вступить в брак с польской королевой Ядвигой, став польским королем и одновременно Великим литовским князем. Условием брака стало объединение двух государств в одно, о чем была составлена уния, провозгласившая слияние Польши и ВКЛ. Документ подписали 14 августа 1385 г. в Кревском замке (отсюда название Кревская уния). По ее условиям в обмен на польскую корону Ягайло обязался вернуть Польше часть завоеванных земель, принять католичество и упплатить 200 тыс. флоринов за брак с Ядвигой.
Уния дала начало новому федеративному государству, просуществовавшему около 200 лет, хотя фактической инкорпорации ВКЛ в состав королевства так и не произошло ввиду сильных сепаратистских тенденций со стороны могущественных литовских князей.Дальнейшая история обоих замков развивалась в русле событий военной истории нашей страны. Лидский замок после многочисленных осад все же был взят и разграблен крестоносцами в 1392 г. Впоследствии он принадлежал князьям и магнатам ВКЛ. Известно, что в разное время его обитателями были изгнанник Золотой Орды хан Тохтамыш (с 1396 г.), которого планировали использовать для войн с Московией, а с 1493 г. – Довлет-Хаджи Гирей, позже ставший одним из крымских ханов.
Замок сильно пострадал в ходе русско-польской и северной войн (XVII-XVIII вв). В 1794 г. он приютил повстанческие отряды Тадеуша Костюшко. В 1920 г. благодаря усилиям польских историков и археологов в Лидском замке начались восстановительные реставрационные работы. C 1953 г. он официально охраняется государством как памятник архитектуры и сейчас включено в госпрограмму «Замки Беларуси». В нем расположена экспозиция местного музея.
Кревский замок еще в XV в. входил в число 6 самых мощных замков ВКЛ, но впоследствии был частично разрушен в ходе татарских набегов. В 1519 г. был захвачен московскими войсками. Последний раз испытать осаду артиллерии ему пришлось в годы Первой мировой войны, когда через Крево проходила линия фронта. Сохранить и отреставрировать замок уже невозможно, он дошел до нас в виде разрушенных стен и руин одной из башен со следами польской консервации 1929 г. В рамках госпрограммы замок будет законсервирован в неизменном виде ввиду своей большой исторической значимости.
Оба замка - немые свидетели славных времен нашей родины, когда в кровавых битвах рождалось белорусское государство, подписывались акты, имевшие огромное историческое значение. Лидский - удалось сохранить, тогда как Кревский - лишь будоражит воображение своими развалинами. Впрочем, в духовном смысле иногда руины ценнее, чем вновь отстроенные дворцы.
{jcomments on}