Уважаемые читатели!
Меры по модернизации промышленности в 2013 г. и значительные капитальные вложения в предыдущие годы пока не дали ощутимого эффекта. Отрицательное сальдо в торговле товарами по итогам 2013 г. составило 4,56 млрд. долл. Свести дебет с кредитом в платежном балансе и избежать девальвации удалось за счет положительного сальдо по услугам (+ 2,8 млрд. долл.) и займа, предоставленного Российской Федерацией.
Поэтому в Правительстве постепенно осознают, что проблема конкурентоспособности лежит не только в технологической сфере, но и в области эффективности труда. Поскольку на переход от государственной собственности к частной политической воли пока не хватает, начали озвучиваться меры повышения заинтересованности в труде благодаря безработице. Впервые от руководителей высшего звена управления об этом довелось услышать в августе 2012 г. В интервью журналу «Директор» тогдашний губернатор Минской области Б.В. Батура сказал, что для повышения ответственности работников в труде, целесообразно допустить безработицу в пределах хотя бы 2%. В текущем году эту мысль озвучил уже премьер-министр М.В. Мясникович, удвоив возможный уровень показателя.
О необходимости высвобождения лишней численности работающих мы писали не раз. Но вот, похоже, лед тронулся. В действенности этого рычага мне удалось убедиться еще в 1990 г. во время учебы в Англии. Нашу группу руководителей оборонных предприятий в процессе знакомства с английскими фирмами привезли в логистический центр. Меня удивило очень быстрое перемещение погрузчиков по складу. Я спросил менеджера, будут ли они больше платить водителям, если те смогут передвигаться еще быстрее. Последовал отрицательный ответ. А как изменится оплата, если они снизят скорость? И вновь последовало: «Никак». Тогда что заставляет их так быстро ездить? Менеджер пояснил, что за воротами много желающих занять их место.
Прошло 24 года, но желающих по статистике не уменьшилось. В Германии на декабрь 2013 г. уровень безработицы составлял 6,8%, Италии - 12,7, Польше - 13,2, Испании - 26, а в среднем по Евросоюзу - 12,1%. В условиях рыночной экономики бизнес не может содержать излишнюю численность, он должен думать о конкурентоспособности. Иначе дело обстоит в постсоветских республиках. На Украине этот показатель - 1,8%, в Казахстане - 5,2, России - 5,6, Беларуси - 0,5% экономически активного населения. При этом производительность труда по валовой добавленной стоимости в Беларуси ниже, чем в Евросоюзе в «производстве, распределении электроэнергии, газа и воды» - в 21,6 раза, в «обрабатывающей промышленности» - в 2,8, в «строительстве» - 1,9, на транспорте и связи - в 2,75 раза.
Оптимизация численности, конечно, изменит соотношение, повысит конкурентоспособность товаров, но достаточное ли это условие. Есть еще плоскость эффективности управления. И надо сказать только административным контролем, каким бы жестким он ни был, поднять ее до уровня, основанного на частном интересе, не удастся. Для этого нужны реальная приватизация, кровная заинтересованность хозяина предприятия в повышении его эффективности. В Беларуси же, как и в России, отказ от государственной собственности дается тяжело и затянулся на десятилетия. Велико еще стремление построить «рыночный социализм». Часто в подтверждение этой позиции приводится Китай. Между тем в Поднебесной проведена глубокая приватизация, которая действительно в первоначальный план реформ не входила. Но, как пишет С. Гуриев в своей монографии «Мифы экономики»: «Когда надежды улучшить работу госпредприятий исчезли, началась приватизация малых и средних госпредприятий и частичная приватизация крупных». За шесть лет (с 1993 г.) вдвое сократилась доля госпредприятий в ВВП. И все последующие годы процесс продолжался. Но и это еще не все. Как говорил поэт: «Воля, воля, если сил невпроворот». Для руководителей-предпринимателей сила заключена в знании современного управления, рынков, конкурентов, их методов организации производства и продвижения продукции. С наскока это не освоить. Нужны годы теоретической и практической работы по изучению зарубежного опыта. Поэтому у постсоветских республик выход только в объединении усилий, использовании внутреннего рынка и постепенном вхождении в международное разделение труда.
С уважением, А.Н.Ковтуненко