Вячеслав МИЦУРА
Активное развитие мясного животноводства позволило нашей стране по объемам производства мяса и мясопродуктов превысить потребности внутреннего рынка. Мясная отрасль стала одним из крупных экспортеров в структуре национальной экономики, тогда как экономическая эффективность экспорта начала сильно влиять на конечный финансовый результат сельхозорганизаций и перерабатывающих предприятий.
Тем не менее, итоги работы в 2013 г. несколько разочаровали. С одной стороны, статистика зафиксировала увеличение объемов реализации сельхозорганизациями скота на убой (в т.ч. КРС на 9,9%, свиней на 6,1%) и производства говядина и свинины на 9,7% и 10,6% соответственно. С другой - конъюнктура цен на мясную продукцию на внутреннем и внешнем рынках не позволила многим организациям и предприятиям покрыть производственные и иные издержки. Не помогло даже существенное увеличение экспорта, так как зачастую мясо и мясопродукты приходилось сбывать по ценам ниже себестоимости. Отрасль понесла убытки. В этой связи ценным является опыт отдельных хозяйств, таких как ОАО «Беловежский» (Каменецкий район), сумевших сохранить положительный финансовый результат. Секретами устойчивого развития с читателями журнала поделился генеральный директор ОАО «Беловежский» Юрий МОРОЗ.
По итогам 2013 г. рентабельность от реализации свинины в ОАО «Беловежский» составила 4,9%, говядины - 3,2%, прибыль от реализации - 17,6 и 1,2 млрд. соответственно. Да, это несколько меньше, чем планировалось, но предприятию, как и остальным представителям мясной отрасли, приходилось работать в условиях достаточно неблагоприятной конъюнктуры.
«В начале года в России упали цены на свинину - примерно до 75 росс. руб. за килограмм, так что отгружали туда с рентабельностью «минус» 4-6%, вплоть до апреля несли убытки», - вспоминает Ю.Мороз. Отказаться от экспорта предприятие не могло, объемы производства мяса в «Беловежском» таковы, что для устойчивого сбыта надо продавать на внешних рынках порядка 60% продукции. При этом диверсифицировать поставки в пользу внутреннего рынка не было особого смысла: его перенасыщение мясной продукцией на фоне ограниченного покупательского спроса также вызвало снижение цен до уровня, не позволяющего сформировать устойчивую положительную рентабельность.
К лету конъюнктура несколько улучшилась, но решение России ограничить ввоз белорусской свинины на несколько месяцев вновь расстроило все планы. И лишь к концу года условия работы стабилизировались.
Впрочем, нет худа без добра. Конъюнктурные стрессы 2013 г. подвигли ОАО «Беловежский» к мобилизации всех резервов и решительной оптимизации затрат, дали нужный опыт и закалку для противостояния будущим рыночным колебаниям. С марта по июнь себестоимость килограмма свинины в живом весе удалось снизить с 18 тыс. до 15 тыс. руб., или примерно на 17%! Опыт - достойный изучения и подражания. Прояви остальные наши аграрии и переработчики аналогичную расторопность и эффективность - сегодня мясная отрасль не погрязла бы в многомиллиардных убытках и долгах, а количественный рост производства сопровождался бы должным качественным финансовым результатом.
Экономная экономика
Успех «Беловежского» в оптимизации затрат основывается на нескольких составляющих, а его фундамент закладывался на протяжении нескольких лет.
Поскольку до 70% себестоимости в животноводстве приходится на корма, основной упор был сделан на совершенствование процессов их заготовки, хранения и кормления животных. Поголовью «Беловежского» (101,5 тыс. голов свиней и 11 тыс. КРС) ежедневно надо 200 т комбикормов. Обеспечение таких объемов - уже непростая задача. В год требуется примерно 60 тыс. т зерна, из которых 40-45 тыс. т организация производит сама, остальное закупает у соседей. «С хозяйствами стараемся жить в содружестве, помогаем с пахотой, севом, в уборке урожая, если надо - подсобим выплатить зарплату.
За это они рассчитываются зерном и молодняком животных», - рассказывает Ю.Мороз. Будучи базовым хозяйством, «Беловежский» выполняет роль своеобразного локомотива сельскохозяйственного производства в регионе. И хоть формально организация не является холдингом (производственные активы объединены в рамках одного юридического лица, а кооперация с соседями не подкреплена вертикально интегрированным связями в виде владения их пакетами акций), фактически бизнес-процессы выстроены по правилам агропромышленного холдинга, причем достаточно эффективного.
Экономия начинается уже на этапе полевых работ. Установка специальных датчиков обеспечила полный контроль за расходом топлива тракторным и автомобильным парком. Ни один водитель теперь не может слить топливо, ведь если расход солярки или бензина не будет соответствовать реальному пробегу и выполненному объему работ, недостачу удержат из зарплаты. То же касается и водителей машин по доставке готовой мясной продукции. Нововведения оказались достаточно болезненными для коллектива. Не секрет, что для многих сельчан слив и перепродажа топлива стали второй «работой». «Поначалу некоторые трактористы просто бросали ключи – мол, мы не будем так работать», - признается гендиректор «Беловежского». На то, чтобы переломить ситуацию, приучить людей к новым правилам, ушло около двух лет. Зато, наращивая объемы производства, организация ежегодно сокращала расход моторного топлива примерно на 10%.
Транспортные расходы также удалось снизить за счет усовершенствованной логистики доставки и хранения зерна. Раньше склады были разбросаны по различным колхозам - теперь их разместили рядом с сушилкой и собственным комбикормовым заводом. Последний практически полностью обеспечил ОАО «Беловежский» комбикормами. Их, благодаря высокой автоматизации производственных процессов, завод выпускает 20 т в час, при том, что в смену трудятся лишь 7 человек.
Свою лепту в экономику внесла и работа с белковым сырьем, формирующим до 70% себестоимости кормов. Импортный подсолнечный и соевый шрот, а также рыбную муку, ранее закупаемые вагонами, почти полностью заменили отечественные рапсовый жмых и масло. Благо в непосредственной близости расположилось ООО «Агропродукт», специализирующееся на переработке маслосемян рапса. Под эту культуру «Беловежский» отвел более 1 тыс. га, обеспечив предприятие-партнера сырьем и стабильными заказами, а себя - ценной добавкой к кормам. При этом соседство двух производств позволило поставлять на комбикормовый завод белковое сырье (масло и жмых рапса) вообще без транспортных затрат.
Не секрет, что белорусская экономика в целом, и мясная отрасль в частности, все еще грешат высокой энергоемкостью производства. Помимо моторного топлива многие животноводческие хозяйства и перерабатывающие комбинаты расходуют на единицу продукции слишком много электричества и природного газа. В «Беловежском» эти энергоносители поставили на счетчик и в прямом, и в переносном смысле. По словам Ю.Мороза, любая планерка начинается с того, вложился ли производственный участок в жесткий лимит потребления. Памятка с напоминанием о нормативах энергии - буквально на каждой двери. Какой результат? Достаточно сказать, что расход природного газа на обогрев животноводческого комплекса уменьшился в 10 раз!
Во главу угла также поставлен рост производительности труда с одновременной оптимизацией численности персонала. Держать избыточное количество работников накладно для любого предприятия. По подсчетам руководителя «Беловежского», только закупка спецодежды формирует 2,4% в себестоимости конечной продукции, добавьте сюда транспортные расходы на доставку персонала, помощь работникам в решении жилищного вопроса и, конечно, заработную плату. Хочешь больше зарабатывать - больше и качественней работай, а организация поможет в росте производительности современным оборудованием и автоматизацией процессов. Руководствуясь этим принципом, в «Беловежском» перманентно наращивают удельную выработку. За 2013 г. в расчете на одного работника в сопоставимых ценах она увеличилась на 7% - до 427,2 млн. руб. сельскохозяйственной продукции. Да и люди не против брать на себя дополнительные объем: скажем, раньше на одного работника животноводческого комплекса приходилось по 1800 голов свиней, теперь 3600. Зато и зарплата растет пропорционально. За 9-10 млн. руб. в месяц есть смысл проявлять старательность и трудолюбие.
Ассортимент, умноженный на качество
Сформировать добавленную стоимость «Беловежскому» помогает собственный мясокомбинат, на котором перерабатывается 94% производимой хозяйством свинины в живом весе, или 19,7 тыс. т по итогам 2013 г, а также КРС. Потребителям предлагают широкий ассортимент свиного и говяжьего мяса, субпродуктов, вареных, варено-копченых, сырокопченых, полукопченых колбасных изделий, а также разного рода полуфабрикатов. Правда, иногда коррективы вносит все та же конъюнктура. Бывает, что на экспорт выгодней продавать сырье. «Хоть закрывай перерабатывающий цех», - парирует руководитель. Однако при любом раскладе рынка на «Беловежском» продолжают выпуск колбасных изделий, ведь потерять эту нишу легко, куда сложнее восстановить позиции.
Впрочем, если рассматривать долгосрочный период, работа мясокомбината подтверждает теорию о создании дополнительной добавленной стоимости в сфере переработки. К тому же диверсификация производства в мясном бизнесе - это всегда новые возможности по сбыту продукции. В случае с «Беловежским» эффект от расширения ассортимента усиливается качеством продукции. Колбасные изделия под торговой маркой «Бел-Морис» завоевали потребительские предпочтения не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. «В отличие от многих российских комбинатов мы делаем колбасы только из свежего мяса, используем натуральные специи. За 30 лет работы мы никогда не применяли сою или водопоглощающие добавки», - не без гордости отмечает руководитель.
На мясокомбинате действуют системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009 и управления на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР (по СТБ 1470-2004). Неудивительно, что «Беловежский» является обладателем многих дипломов и наград, в т.ч. одной из наиболее престижных - Премии правительства в области качества.
Без альтернативы
В обозримой перспективе Россия, а точнее ее близлежащие регионы, останутся основным внешним рынком сбыта белорусского мяса и мясопродуктов. В ЕС нам дорога пока закрыта, да и по стоимости там конкурировать мы не можем, также сложно поспорить по цене с украинскими производителями. Относительно благоприятна конъюнктура цен в Казахстане, но удаленность рынка вызывает значительное удорожание продукта. По оценкам Ю.Мороза, оптимальное плечо доставки мясной продукции ограничено примерно 1 тыс. км. В эту зону входят Москва и пристоличный регион, с натяжкой - С.-Петербург. На более значительные расстояния экономически целесообразны только очень крупные поставки, которые, как правило, представляют собой сборные грузы сразу нескольких белорусских производителей. При этом для хозяйств и мясокомбинатов Брестской и Гродненской областей задача еще сложнее - им в сторону российской границы только по родной Беларуси приходится преодолевать полтысячи и более километров.
Располагаясь в крайне западном регионе нашей страны, «Беловежский» старается компенсировать транспортные расходы за счет совершенствования логистики и схемы расчетов с российскими контрагентами. В частности, ставку сделали на крупного московского оптовика ООО «Торговый дом «Белая вежа», которому предложили значительные объемы по взаимовыгодной цене. Примечательно, что российская компания взяла на себя обязательства забирать продукцию непосредственно на мясокомбинате «Беловежского», взамен она получила скидки, привязанные к объемам закупки. Важно и то, что стороны договорились о сжатых сроках расчетов: по сырому мясу они составляют 2 дня, по колбасной продукции привязаны к предельным срокам реализации (вареные колбасы - до 7 дней, сыровяленые - до 30).
Не заглядывая вдаль
Сегодня никто не берется давать долгосрочные прогнозы по конъюнктуре мясного рынка России, от которого так зависят белорусские производители. В начале 2014 г. спрос там усилился, цены подросли. На руку нам оказался запрет Россельхознадзора на импорт свинины из ЕС в связи со вспышкой африканской чумы в Литве. Вот и на «Беловежском» в январе экспорт увеличился, рентабельность продаж свинины выросла до 12-15%, а значительная валютная выручка помогла погасить долги, образовавшиеся в трудные месяцы 2013 г.
Впрочем, Ю.Мороз понимает, что это не повод расслабиться. За временной передышкой, без сомнения, вновь последует накал конкурентной борьбы, ведь российский рынок уже перерос период насыщения. С одной стороны, Россия продолжает наращивать собственные объемы производства: по мясу птицы они уже сопоставимы с внутренним потреблением в стране, по свинине - близки к этому уровню. С другой - схождение в ВТО упростило дорогу импорту из-за пределов ЕЭП. Ставки ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций по свинине снизились с 20% от таможенной стоимости (но не менее 0,53 евро/кг) до 15% (но не менее 0,4 евро/кг). По этой причине, кстати, произошел обвал цен в начале прошлого года, больно ударивший по нашей мясной отрасли.
Очевидно, что на фоне глобализации торговли дальнейшее развитие мясного рынка будет связано с переделом его долей в пользу наиболее эффективных игроков. «Боевая закалка» в части решительной оптимизации затрат еще сыграет хорошую службу «Беловежскому» и другим белорусским производителям.
Насыщенность мясного рынка также подталкивает задуматься о здоровой диверсификации сельскохозяйственных и перерабатывающих производств. Например, в ОАО «Беловежский» своеобразной подушкой безопасности стало параллельное развитие молочного животноводства. По итогам 2013 г. оно обеспечило 13,2% совокупной выручки предприятия (без НДС), при том, что именно здесь была достигнута наиболее значительная рентабельность от реализации (32,6%). В конце 2013 - начале 2014 г. в месячном исчислении рентабельность и вовсе достигла 60%!
С одной стороны, помогло повышение закупочных цен, с другой - сказалась эффективность хозяйствования. В отличие от большинства других белорусских хозяйств в прошлом году «Беловежский» увеличил и валовой надой на 6% - до 22,5 тыс. т, и удой от коровы - на 3% - до 7 263 кг, 84% сданного на переработку молока соответствовало классу экстра, 9% - высшему сорту. В основе завидного результата все та же системная работа с кормами и в целом высокая технологичность сельхозпроизводства.
Достигнув таких показателей, можно с оптимизмом смотреть в будущее.
ОАО «Беловежский»
225078, Брестская обл., Каменецкий р-н, п. Беловежский
Тел.: +375 1631 37774
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.belmoris.by
{jcomments on}