Марина БЕЛКОВЕЦ
До 1970-х годов в Беларуси уксусные предприятия были в каждой области. Сегодня уксус выпускают только в Слуцке и Слониме. Директор ОАО «Слуцкий уксусный завод» Александр РЫБАК не стал дожидаться отмашки властей на модернизацию. Реконструкция завода прошла на несколько лет раньше - в 2008-2011 гг. Причем руководитель отказался от предложений взять валютные кредиты под импортное оборудование. Обошлись собственными средствами и отечественной линией.
Результат налицо
- Если брать кредиты под существующие проценты, то будешь только на них и работать. Нам предлагали итальянскую линию розлива за 4,5 млрд. руб. в валюте. Купили же белорусскую за 1,5 млрд.. Если бы влезли в валютный кредит, то из-за девальвации никогда бы не расплатились, ушли бы в убытки. Завода вообще не стало бы, - считает директор.
Всего на модернизацию пошло порядка 10 млрд. руб. Реконструкция привела к снижению издержек, в том числе за счет сокращения персонала с 120 до 60 человек. При этом производительность оборудования увеличилась почти в три раза - до 450 тыс. дал в год. Модернизация коснулась и энергетического хозяйства. Полностью перешли на использование местных видов топлива - дров и отработанных масел. Компьютеризировано рабочее место бродильного цеха, что позволяет контролировать температурный и скоростной режим работы окислислителей. В производстве используется оборотное водоснабжение.
Дело вкуса
Сегодня внутренний рынок - основной для сбыта продукции Слуцкого уксусного завода. Она пользуется спросом, но приходится работать в условиях конкуренции со вторым белорусским производителем. Делать это довольно сложно. Слуцкое предприятие покупает сырье на спиртзаводах концерна «Белгоспищепром» по фиксированной цене - 135 тыс. руб. за дал плюс НДС. Слонимский винодельческий завод, имея в структуре собственный спиртзавод, для уксусного производства отпускает сырье по себестоимости.
Конкурентную среду создают и литовские производители. У них есть возможность покупать белорусский спирт по 90 тыс. руб. за 1 дал. Предприятие просчитывало возможности перехода в структуру концерна «Белгоспищепром» и присоединения к одному из его спиртзаводов. Камнем преткновения стала форма собственности. У спиртзаводов она республиканская, а контрольный пакет акций Слуцкого уксусного завода принадлежит Миноблисполкому.
Розничная цена на уксус на внутреннем рынке составляет около 10 тыс. руб. за литр. Если бы не оптовые посредники, была бы ниже, считает А.Рыбак. Мелкие торговые предприятия предпочитают работать с базами и брать у них продукцию в зависимости от сезонности спроса. И все же прямые поставки также налаживаются, например, в крупные торговые сети: завод работает с «Короной» и «Простором».
Продукция реализуется сезонно, что определяет неравномерное пополнение оборотных средств. Приходится договариваться с поставщиками сырья по отсрочке платежей в межсезонный период. Еще один аспект такой работы - существенные складские запасы. Из-за роста производительности после реконструкции в 2012 г. скопилось 150 тыс. дал готовой продукции. Пришлось в 2013 г. снизить производство до 65% к уровню 2012-го. Однако завод все же заработал порядка 2,5 млрд. руб чистой прибыли. А.Рыбак приводит это, как пример необходимости отказаться от доведения до предприятий заданий по объемным показателям. Если есть прибыль, рентабельность, экспорт, то и работу предприятия надо оценивать как успешную, считает директор.
Основными покупателями уксуса являются «Белбакалея» и межрайбазы. Вместе с тем продукция поставляется и на промышленные перерабатывающие предприятия - гормолзаводы, Минский маргариновый завод, Гомельский жировой комбинат, в компании АВС, "Памакс", "Камако". Можно было бы увеличивать поставки на плодоовощные предприятия, но они консервируют продукцию в небольших объемах. Меньше стало заниматься заготовками и население. Директор надеется, что такая тенденция в ближайшее время изменится, и потребление уксуса увеличится.
От классики до модерна
Одним из путей увеличения конкурентоспособности предприятия является расширение ассортимента. Если ранее выпускался только один классический пищевой натуральный спиртовой уксус, то сегодня уже 18 видов: бальзамический, укропный, салатный, яблочный, для пельменей, шашлыков, селедки и т.д. Недавно начато производство винного уксуса на основе белого виноградного вина. Его отпускная цена - 6-7 тыс. руб. за бутылку. Это в несколько раз меньше, чем за аналогичную импортную продукцию. Снижение себестоимости достигнуто за счет использования в качестве сырья конфиската. Планируется и в дальнейшем покупать не только винное, но и спиртовое сырье.
Дилемма рынка
Продукция предприятия поставляется также за рубеж - в Россию и Казахстан. Однако конкурировать на российском рынке сложно, ведь там разрешено использование синтетического уксуса в пищевых целях. Его себестоимость в разы ниже, чем натурального. Хотя слуцкий уксус на различных выставках завоевывает золотые медали и дипломы, российские частные торговые компании в погоне за прибылью заинтересованы в покупке более дешевой, но далеко не полезной продукции. Если бы Россия также приняла решение о запрете использования синтетических уксуса и спирта, то белорусская продукция могла бы конкурировать и экспортироваться в довольно больших объемах. Завод поставляет укус в РФ наливом для использования в производстве майонезов и консервирования. В Казахстан слуцкая продукция идет в розничную торговлю небольшими партиями - по 20 т в квартал. С целью изучения спроса образцы отправлены в Украину.
Евросоюз также интересен как рынок сбыта, но по его законодательству, уксусом могут торговать только европейские предприятия. Причем на рынке в основном востребован бальзамический и виноградный уксус. Например, в Италии на прилавках не найти белых спиртовых, а Германия только недавно разрешила поставки яблочного уксуса.
Однако предприятие продолжает попытки выйти на рынок ЕС. В ближайшее время директор едет на переговоры в Литву. Если получится организовать совместное предприятие, то появится и европейский сертификат на право продажи в Европе.
Японский гриб
А.Рыбак намерен также расширить сферу производства. Из-за использования в технологии бактерий, нельзя, например, заняться розливом вина или соков. Но есть задумка организовать выращивание на буковых колодах деликатесных грибов шиитаке, которые широко применяются в кулинарии, медицине, косметологии. Для этих целей может подойти недавно приобретенный заводом бывший торговый центр на 1000 кв. м.
Кроме того, планируется совместно с литовцами начать производство продуктов для здорового питания.
- Надо искать все возможности для успешной работы, - резюмирует директор.
Справка «Директора»
История Слуцкого уксусного завода восходит к 1875 г., когда в городе была построена частная винокурня. До 1959 г. он работал как спиртзавод. Акционирован в 2004 г., 67% акций принадлежит Миноблисполкому.
В 2013 г. объем товарной продукции составил 14,1 млрд.. руб. (65,1% к уровню 2012 г.), произведено 331 тыс. дал. уксуса (70,3%), объем отгруженной продукции - 18,1 млрд. руб. (109,7%), экспорт - 74,9 тыс. долл. (84,3%), среднемесячная зарплата - 4,2 млн. руб. (112,1%). За 11 месяцев 2013 г. выручка от реализации достигла 23 млрд. руб. (134,9%), выручка на одного работающего - 383,5 млн. руб. (132,7%), чистая прибыль - 2,5 млрд. руб. (76,9%), рентабельность продаж - 15,8%, рентабельность реализованной продукции - 23,1%.
ОАО «Слуцкий уксусный завод»
223649, Минская обл., Слуцкий р-н, д. Покрашево, ул. Заводская, 1
Тел.: +375 1795 7 929;
Тел./факс: +375 1795 7 57 39; +375 1795 7 92 69
Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.slutskiy-uksus.belarusinfo.by
{jcomments on}