Евгений КОРШУН
Обвал рынка калия, спровоцированный решением «Уралкалия» разорвать партнерские отношения с «Беларуськалием», приблизил отпускные цены к точке убыточности для большинства глобальных производителей калийных удобрений. И пока неясно: достиг рынок дна или ралли на снижение продолжится.
С июля 2013 г. мировые цены на калийные удобрения потеряли более 15%. В декабре на бирже Ванкувера (Канада) тонну хлористого калия стандартного качества можно было купить за 332 долл. против 392,5 долл./т в июле. Стоимость двусторонних контрактов между производителями и покупателями удобрения во многих случаях опустилась еще ниже. По данным российских «Ведомостей», в июле-сентябре «Уралкалий» и вовсе снизил средние экспортные цены на 21% -до 272 долл./т. Чтобы не потерять рынки сбыта, другие производители удобрений, в т.ч. «Беларуськалий», были вынуждены включиться в демпинговую гонку.
В стремлении избежать убытков крупнейшие игроки калийного бизнеса начали уменьшать объемы производства, увольнять персонал или переводить его на неполный рабочий день. По состоянию на конец декабря 2013 г. Potash Corp (Канада) уволил порядка тысячи работников, 10%-ное сокращение запланировала компания ISL (Израиль).
ОАО «Беларуськалий», похоже, также вплотную приблизилось к точке убыточности. Как свидетельствует открытая финансовая отчетность, в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. компания сократила выручку на 26% - до 15 191 млрд. руб., а чистую прибыль в 7,5 раза - до 806,8 млрд. (и это без поправки на инфляцию и девальвацию). Если же от результатов трех кварталов отнять результат за полугодие, то в III квартале (июль-сентябрь) калийный гигант получил более чем скромные 30,4 млрд. чистой прибыли. Для сравнения: в 2012 г. у «Беларуськалия» средняя за квартал чистая прибыль составила 1,67 трлн. руб.
С учетом продолжившегося обвала цен в октябре-декабре 2013 г. можно предположить, что под конец года предприятие и вовсе приблизилось к нулевому финансовому результату, а может, даже сработало в минус.
В сложившейся ситуации «Беларуськалий» делает то же, что и большинство его конкурентов, - снижает объемы производства. По данным Белстата, в январе-ноябре 2013 г. выпуск калийных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ сократился на 14,1% - до 3 917,8 тыс. т, в т.ч. в ноябре к предыдущему месяцу - на 10,9%. Открытая отчетность также зафиксировала уменьшение среднесписочной численности работников комбината в январе-сентябре на 220 человек, или на 1,2% - до 18 495 сотрудников. И хоть в новогоднем выступлении, размещенном на официальном сайте «Беларуськалия», его гендиректор Валерий Кириенко назвал сокращения «неприемлемой мерой», предприятию сложно избежать непопулярных кадровых решений. Тем более что, по признанию руководителя, численность работников комбината примерно в два раза выше, чем на аналогичных конкурирующих производствах.
Шок - это по-нашему?
В Беларуси социальная политика почему-то часто ассоциируется с удержанием на предприятиях избыточной рабочей силы. Даже при благоприятной конъюнктуре рынка такой подход ухудшает конкурентоспособность и финансовые показатели субъектов хозяйствования. В условиях обвала спроса или цен «социализм» становится непозволительной роскошью. Как непозволительно и содержание на балансе разного рода вспомогательных и непрофильных активов.
Организацию хозяйствования на «Беларуськалии» можно рассматривать как белорусскую экономику в миниатюре - она до сих пор не претерпела структурной трансформации. Но шоковое воздействие рынка вынуждает начать таки движение в направлении реформ. В качестве одного из первых антикризисных шагов комбинат наметил выделение вспомогательных служб в самостоятельные подразделения. Следует полагать, речь идет о создании на их базе обособленных юридических лиц. Первыми в 2014 г. на вольные хлеба отправят Хозрасчетный проектно-конструкторский отдел (ХПКО) и Ремонтно-строительно-монтажное управление (РСМУ). Следом - автотранспортный цех и сельскохозяйственное управление.
«Когда вспомогательный цех выводится в самостоятельную единицу, у него появляется возможность, не теряя заказов от «Беларуськалия», заработать, выполняя работы для других заказчиков, - аргументирует решение В.Кириенко. - К примеру, в этом году объемы ремонтно-строительных работ в ОАО сократились. Что мешает РСМУ находить и выполнять новые заказы?»
В.Кириенко убежден, что передать часть функции на аутсорсинг с обособлением подразделений следовало еще несколько лет назад, не дожидаясь тяжелых времен. Но лучше поздно, чем… Другими путями «Беларуськалию» вряд ли удастся снизить заводскую себестоимость калийных удобрений, которая в сравнении с конкурентами, по некоторым оценкам, выше 100 долл. на тонну продукта.
Да, в Солигорске уже отмечен рост социальной напряженности. Заявление некоторых ответственных лиц «Беларуськалия» о возможной выплате сотрудникам выделяемых подразделений выходного пособия было воспринято некоторыми как сигнал неминуемых увольнений. Но даже если и так. Не лучше ли сократить избыточный персонал сейчас, чтобы впоследствии создать новые рабочие места на экономически окрепших, модернизированных и конкурентоспособных предприятиях? Ведь прежде чем распределять блага в рамках социального подхода, их еще надо создать, а для этого требуется обеспечить эффективную работу активов.
Строже на «Беларуськалии» намерены быть с теми, кто не выдерживает сроки оплаты за поставленную продукцию (в основном это отечественные сельхозпредприятия). Дополнительный резерв в оздоровлении экономики и финансов видится в энергосбережении, модернизации и увеличении производительности труда.
Гадание на калийной гуще
Весомый урожай зерновых и других культур, достигнутый в мире в 2013 г., ускорил истощение возделываемых земель, что вкупе с общим оживлением мировой экономики и ростом ценовой доступности калийных удобрений создает задел для будущего роста спроса на них. По оценкам Potash Corp, глобальное потребление калия в этом году может выйти на исторические максимумы на уровне 55-58 млн. т. Аналитики «Уралкалия» и вовсе надеются на достижение планки в 60 млн. т.
Все это создает потенциал для восстановления конъюнктуры. Впрочем, мировые цены на калийные удобрения, возможно, пока не нащупали дна. Слишком уж сильным оказалось влияние «калийного развода» между российским и белорусским производителями. Этой зимой крупнейшие мировые компании продолжают предоставлять значительные скидки в надежде сохранить покупателей и свою долю на рынке. Аналитики полагают, что в таких условиях рост цен может возобновиться не ранее II квартала, а спрос на калий начнет усиливаться не ранее II полугодия.
Так что, как минимум еще несколько месяцев придется работать в условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры.
Овчинка и выделка
С экономической точки зрения, решение «Уралкалия» выйти из состава «Белорусской калийной компании», объявив принцип «объемы превыше цены», выглядит достаточно авантюрным. Да, российскому производителю удалось обвалить рынок, а вместе ним и собственную капитализацию, но получены ли ожидаемые выгоды?
По итогам 9 месяцев 2013 г. выручка компании сократилась на 25% - до 2,47 млрд. долл. (заметим, динамика почти такая же, как у «Беларуськалия»). При этом объем производства почти не изменился, составив 7,2 млн. т хлоркалия, а продажи упали на 9% - до 6,9 млн. т.
Отчаянный демпинг цен в октябре-декабре и выход на точку убыточности компаний-конкурентов, сопровождавшийся сокращением объемов производства и продаж, частично позволил «Уралкалию» переделить рынок в свою пользу. Но целевые показатели, обозначенные менеджерами российского производителя при смене сбытовой стратегии, все равно не были достигнуты в полной мере. В IV квартале по сравнению с III кварталом 2013 г. объемы производства увеличились на 4%, что позволило компании по итогам года произвести 10 млн. т хлоркалия при целевом рубеже 10,5 млн. т. К тому же пока не известен конечный финансовый результат работы по новым правилам.
Менеджеры «Уралкалия» заявляют о низкой себестоимости их удобрений, однако едва ли им удалось серьезно сместить точку убыточности по сравнению с другими аналогичными производствами. Более вероятно, что сейчас им приходится балансировать в пределах нулевой рентабельности.
Аналитики Sberbank Investment Research и «Уралсиб Кэпитал» сходятся во мнении, что, скорее всего, «Уралкалий» будет вынужден вернуться к прежней стратегии приоритетности цен.
Остальные крупные производители удобрений в результате экстренной оптимизации издержек и тем более в случае восстановления мировых цен на калий конечно же попытаются вернуть свои доли на рынке. Так что в долгосрочной перспективе россияне вряд ли получат ощутимый положительный эффект от развязанной ими ценовой войны.
Уроки интеграции
Пока результатом игры на понижение стал конфликт с белорусскими властями, закончившийся арестом тогдашнего гендиректора Владислава Баумгертнера. Экстрадиция В.Баумгертнера в конце ноября в Россию не ознаменовала для него выход на свободу. Сначала бизнесмен был помещен в одно из московских СИЗО, а с 10 декабря - под домашний арест, который, по решению Басманного суда Москвы, продлен до 14 апреля. В настоящий момент уголовное дело В.Баумгертнера находится в производстве Следственного комитета России. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 201 УК РФ, а именно в том, что, «являясь лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, использовал свои полномочия вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, что повлекло тяжкие последствия».
Также под давлением официального Минска произошла смена собственников «Уралкалия»: 20% его акций выкупил «Уралхим» принадлежащий Дмитрию Мазепину, еще 27% перешли в собственность группы ОНЭКСИМ и некоторых других компаний Михаила Прохорова.
Впрочем, пока не ясно главное, повлечет ли передел собственности изменение сбытовой стратегии и будет ли заключено новое картельное соглашение о продажах с «Беларуськалием», позволяющее вернуть контроль на 40% глобального рынка калийных удобрений. Новые собственники и менеджеры «Уралкалия» воздерживаются от комментариев на этот счет, тогда как представители российских властей делают противоречивые заявления. Выступая 10 декабря в Нью-Йорке, первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил, что правительство не будет настаивать на восстановлении партнерства с Беларусью в калийном бизнесе. Однако 27 декабря посол России в нашей стране Александр Суриков заявил, что новые владельцы «Уралкалия», скорее всего, пойдут на это.
На принятие решений продолжает оказывать давление политическая составляющая. Но как показал 2013 г., даже курирование интересов отрасли на высшем государственном уровне не гарантирует контроль над ситуацией. Личная встреча Александра Лукашенко с Сулейманом Керимовым в конце 2012 г. не помешала бывшему собственнику «Уралкалия» вывести его из состава БКК. Впрочем, что удивляться, братство и дружба - это скорее категории из лексикона политиков, тогда как интерес большинства бизнесменов сосредоточен на оборотах и прибыли. В этой связи любые альянсы между госкомпаниями (вроде «Беларуськалия») и частным капиталом представляются достаточно рискованными.
Война на калийном фронте - урок для многих предприятий, отраслей, а может, и всей белорусской экономики. Как бы ни складывалась политическая и экономическая конъюнктура, строить планы развития лучше, не пеняя на братские узы, покровительство государства и не дожидаясь, пока грянет кризис. Ставку следует делать на повышение эффективности и конкурентоспособности.
{jcomments on}