№1 (175) - Январь
Тема номера: ПИЩЕВАЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ | |
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
ПИЩЕВАЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 4 Дорога к сладкой жизни
Кондитерская фабрика «Спартак» кардинально изменила производственную и сбытовую стратегию. Цель - повысить долю на рынке и расширить экспорт.
Вячеслав МИЦУРА 8 По цепочке стоимости
На каком этапе производства продуктов питания формируется максимальная маржа и достигается наибольшая экономическая эффективность?
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ 10 Бизнес с кислинкой
Что позволяет Слуцкому уксусному заводу выжить в условиях растущей конкуренции и стагнирующего спроса?
Марина БЕЛКОВЕЦ 12 Хлеб насущный
Можем ли мы обеспечить должное научное сопровождение для пищевой перерабатывающей промышленности?
Наталья КОРЖ МАКРОЭКОНОМИКА 14 Продаем деньги. Дорого
Высокие процентные ставки - плата за ошибки в экономической политике. Что не так и что нужно изменить?
Алесь ГЕРАСИМЕНКО 18 Ударим по ценам модернизацией
Эффективное обновление основных средств позволит сократить издержки предприятий и замедлить инфляцию.
Борис ГУСАКОВ МИКРОЭКОНОМИКА 22 Конфликт интересов и его преодоление
Как свидетельствует практика, конфликт интересов в процессе объединения активов - распространенное явление. Но минимизировать его последствия можно.
Дмитрий ГАВРИЛЕНКО МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИКА 26 Прибыль - дело системное
(Продолжение, начало в № 11 за 2013 г.)
Какие резервы есть у предприятий для улучшения конечного финансового результата и как их использовать?
Александр ГОЛОВАЧЕВ
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ 28 Закон сохранения
Как компенсировать перевозчикам потери, вызванные сдерживанием тарифов на проезд в городском транспорте?
Марина НОСОВА РЫНКИ 30 Удобрение дружбы и раздора
Обвал мировых цен грозит убытками производителям калийных удобрений.
Евгений КОРШУН
БИЗНЕС И ВЛАСТЬ 33 Административный резерв
Местные власти должны не только требовать от предприятий наращивать экспорт, но и помогать им в этом деле.
Алесь ПОЛЕССКИЙ
БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО 36 С чувством ответственности
Объединим добродетель с коммерческой прибылью.
Алексей ЧУБАТ
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 38 Сколько стоит наше меню БЮДЖЕТ-2014 39 Ноги в кандалах
Баланс между доходами и расходами государства - не прихоть внешних кредиторов, а объективная необходимость.
Владимир ТАРАСОВ ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 42 Помогать или подгонять
Психологические приемы управления способны значительно повысить эффективность работы коллектива.
Лилия АХРЕМЧИК
ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ 44 Под елочку без сюрпризов
В декабре - январе белорусский рубль продолжил поступательное снижение, Forex ждет реванша доллара, тогда как большинство сырьевых товаров дешевеет.
Вадим ИОСУБ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 47 Гениальный быт
Умные гаджеты упрощают нашу жизнь, повышают производительность труда и создают комфорт.
Маргарита ГЕРАСИМЕНКО ПРАВО 50 Мониторинг законодательства (декабрь 2013 г. - январь 2014 г.)
Директору - о правовых новациях.
Елена КОРНУШЕНКО 52 Интернет-торговля на пальцах
(Продолжение, начало в №12 за 2013 г.)
Кассовая дисциплина, обязанности курьера, особенности налогообложения и еще некоторые нюансы…
Ева МАРЦИНКЕВИЧ 54 Прививка от банкротства
Беспечным директорам порой приходится за свой счет рассчитываться по долгам предприятий.
Андрей ШИМОНОВИЧ КЛУБ «ДИРЕКТОР» Здоровье
56 Горло красное
Как уберечься от ангины и действовать в случае заболевания?
Юлия ЕРЕМЕНКО
История и архитектура
58 Башня поколений
Более 700 лет стоит на белорусской земле Каменецкая вежа.
Павел ГАЙДУКЕВИЧ
Искусство
60 Этот максимальный минимализм
Зародившись в Беларуси и получив признание в Америке, новаторское направление вновь возвращается на родину.
Евгений ШУНЕЙКО 62 Минская прописка Шаляпина и Рахманинова
Минский художник Владимир Чернышов представил известных деятелей искусства в новом амплуа.
Феликс ГОРОДНИЧУК Наша жизнь
63 Греет не только любовь
Как не замерзнуть в холодную погоду?
Ян МАРГУС
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Вячеслав МИЦУРА
Новое руководство кондитерской фабрики «Спартак» по своей группе товаров намерено в ближайшие годы увеличить долю на внутреннем рынке с 23 до 27-28% при одновременном наращивании экспортных поставок. Чтобы достигнуть обозначенные рубежи, компания начала масштабную модернизацию производства и обновление ассортимента, изменила принципы работы с торговлей и повысила свою рекламно-маркетинговую активность.
Пищевая перерабатывающая промышленность, и в частности кондитерская отрасль, имеет в каком-то смысле подушку безопасности в виде устойчивого спроса. Шоколад, конфеты и иные сладости (в отличие от инвестиционных и некоторых других товаров) востребованы потребителями и в благополучные времена, и в кризисы. «Сладок» кондитерский бизнес еще и потому, что при грамотном построении производственной и сбытовой политики может быть высокомаржинальным. Правда, осознание этого привлекает в данный производственный сегмент значительное количество игроков, в т.ч. крупные транснациональные корпорации, что определяет высокую конкуренцию.
Так что почивать на лаврах белорусским кондитерами не приходится, тем более что создание ЕЭП и снижение тарифной защиты после вступления России в ВТО упростили доступ на наш рынок иностранным производителям, чем они и воспользовались. По данным официальной таможенной статистики, за 11 месяцев 2013 г. импорт какао и продуктов из него (шоколад, конфеты и прочие изделия) к аналогичному периоду прошлого вырос на 23,8% - до 36,4 тыс. т, а в стоимостном выражении - на 32,3% - до 158,3 млн. долл.
По отдельным позициям кондитерских товаров импорт увеличился в полтора-два раза.
Но, как убежден генеральный директор СП ОАО «Спартак» Олег Жидков, белорусские кондитеры могут и должны выстоять в конкурентной борьбе с иностранными производителями. Для этого гомельское предприятия начало реализацию комплекса мер по повышению конкурентоспособности, в частности, ускорена модернизация.
Дело техники
К сожалению, прежнее руководство фабрики уделяло недостаточно внимания техническому перевооружению. В итоге износ основных средств в конфетно-шоколадном цеху достиг порядка 68%, в бисквитном - 86, карамельном - 95, а вафельном - с учетом морального устаревания оборудования и вовсе приблизился к 100%. Это ограничило возможности «Спартака» в части расширения и совершенствования ассортимента, а также сказалось на маржинальности производства - сложно эффективно управлять издержками при высокой энергоемкости технологических процессов и значительной доле ручного труда. Поэтому для О.Жидкова модернизация производства стала приоритетной задачей. В 2013 г. на нее было направлено 90 млрд. руб., введена новая линия по выпуску нуги и мягкой карамели (конфеты и батончики).
Востребованная на рынке продукция ранее не выпускалась в Беларуси, а потому данный импортозамещающий проект стал достойным ответом «Спартака» иностранным производителям. Проектная мощность новой линии рассчитана на выпуск до 5 тыс. т нуги и карамели в год, что составляет около пятой части объемов производства фабрики. Соответственно у предприятия появился резерв для роста, благо новый продукт показал хорошие продажи в конце прошлого года, потеснив на полках магазинов Mars, Snickers и других конкурентов. Немаловажно и то, что нуга позволила «Спартаку» закрепиться в наиболее ходовой, прикассовой зоне магазинов. А это потенциал для дальнейшего наращивания продаж.
На 2014-2015 гг. запланирована модернизация наиболее проблемного вафельного производства. Чтобы в этот период не потерять покупателя, принято решение старый цех пока не закрывать, а строительство нового вести на отдельной площадке. Реализуя проект в рамках инвестиционного договора с Гомельским облисполкомом, предприятие сможет воспользоваться рядом льгот, предоставляемых Декретом от 6.08.2009 г. № 10, что позволит сэкономить на некоторых фискальных платежах.
При этом наиболее значительную экономическую выгоду сулит переход на энергоэффективное и высокопроизводительное оборудование. В старом цеху для выпечки вафельного листа используют 9 печей, в новом те же объемы будут закрываться одной печью. Значительно повысится автоматизация процессов. В итоге сокращение расходов на топливно-энергетические ресурсы и повышение производительности труда, по расчетам, позволят вафельному производству выйти на среднеевропейский показатель по добавленной стоимости.
Правда, и цена проекта не малая - 13-15 млн. евро. Чтобы выгоду не «съели» банковские проценты, модернизацию на «Спартаке» проводят за счет не только заемных, но и собственных средств. Доля последних, по планам, должна составить не менее 30%. В 2013 г. предприятие получило около 80 млрд. руб. чистой прибыли, так что есть чем подпитывать инвестиционную активность. Что касается кредитов, то их будут брать в валюте по ставкам, приближенным к среднеевропейским. Возможно, привлекут связанные кредиты на поставку оборудования.
Со страной пока не определились, но скорее всего это будет Германия или Австрия, поскольку, по словам О.Жидкова, они - флагманы на рынке. Некоторые линии, произведенные еще в ГДР, безотказно отработали в конфетно-шоколадных и вафельных цехах по 25-30 лет.
К слову, в рамках модернизации на «Спартаке» закупают и оборудование, и технологии. Не только «железо», но и технологические карты и консультации мировых лидеров по отладке производственных процессов становятся гарантией эффективности и высокого качества.
Под знаком эксклюзива
И все-таки каким бы ни было совершенным оборудование, само по себе оно еще не гарантирует создание продукта, способного оправдать вкусовые ожидания потребителей. Успех кондитерского предприятия зависит от умения разработать собственную рецептуру и подобрать ингредиенты для создания продуктов с наиболее изысканным вкусом и ароматом. Этим по истине творческим процессом на «Спартаке» занята производственно-техническая служба в связке с технологами цехов и главным технологом. Созданию любого продукта предшествует тщательный анализ рынка, потребительских предпочтений, технологических возможностей и экономического результата. Часто разработка рецептур выходит далеко за пределы предприятия.
Так было, например, с нугой и мягкой карамелью. Прежде чем приступить к их выпуску на собственной базе, рецептуру в тестовом режиме проверили в одной из немецких производственных лабораторий. Вслед за партией ингредиентов и сырья в Германию направилась группа специалистов предприятия и сотрудников Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию, чтобы на месте отладить все технические и технологические нюансы.
Сотрудничество с белорусскими и зарубежными учеными гендиректор «Спартака» рассматривает как конкурентное преимущество, а потому перед технологами поставил задачу усилить взаимодействие с отраслевой наукой, смелее перенимать опыт ведущих мировых производителей. Руководитель обращает внимание на то, что некоторые транснациональные корпорации сформировали при себе крупные научные центры, сосредоточились на создании принципиально новых, инновационных продуктов, тратят на это колоссальные средства.
Так что работу в связке с учеными, согласование рецептур с НПЦ НАН Беларуси по продовольствию О.Жидков в отличие от некоторых других директоров не считает ненужной тратой времени и денег. Напротив, он благодарен белорусским ученым, в частности, за помощь в повышении сроков хранения кондитерской продукции. А это наряду с вкусовыми свойствами - залог конкурентоспособности кондитерской продукции.
Руководитель «Спартака» надеется, что государство изыщет средства на укрепление материально-технической базы отечественной науки. Это не только ускорило бы расширение ассортимента и повысило качество белорусской пищевой продукции, но и решило бы ряд смежных задач. Например, техническое законодательство ЕЭП требует от производителей шоколада в случае, если в нем содержится более 5% заменителей масла какао, делать соответствующую запись на упаковке. Компании из третьих стран, поставляя товар к нам на рынок, не всегда соблюдают это требование. В данном случае Беларусь могла бы прибегнуть к здоровым нетарифным ограничениям по допуску такой продукции на свой рынок, но у наших лабораторий попросту нет оборудования, чтобы разложить шоколад на составляющие и доказать превышение допустимого количества заменителей.
Не слабое звено
В прежние годы руководители крупнейших кондитерских предприятий страны, в т.ч. «Спартака», не раз организовывали разного рода круглые столы и пресс-конференции, на которых дружно жаловались на «плохую торговлю». Мол, не хочет она работать с белорусскими товарами, слишком увлекается импортом, иностранным производителям отводит лучшие места на полке, а своих - подальше задвигает… В разное время проблему пытались решить административными путями. Это порождало недовольство, конфликты, но так и не дало должного результата.
Гендиректор «Спартака» решил руководствоваться рыночными принципами работы и взаимным интересом. Будучи выходцем из сферы торговли (О.Жидков получил профильное образование, начинал карьеру в должности товароведа Лидского РайПО, курировал розничную торговлю в Гомельском облисполкоме), он хорошо знает чаяния и стремления ритейла. Потому с его приходом фабрика кардинально изменила взаимоотношения с магазинами. Проанализировав конъюнктуру рынка, в т.ч. предложение конкурентов, «Спартак» в среднем на 10-15% снизил отпускные цены на свою продукцию, провел четкое позиционирование в рамках низкого, среднего и премиум сегментов, сделав упор на последние два.
Более агрессивная реклама (расходы на нее увеличились примерно в 5 раз) повысила узнаваемость брендов фабрики и лояльность к ним потребителей. Все это в совокупности повысило спрос, а вместе с ним и интерес торговли к продукции белорусского производителя. Ведь ничто так не стимулирует магазины к сотрудничеству, как рост оборачиваемости товаров на единицу торговой площади.
Еще одним шагом стало увеличение отсрочки платежей за поставленную продукцию на 15-20% - до 30-35 дней для торговых организаций без ведомственной подчиненности и системы Минторга, а также до 45-50 дней - для потребкооперации. Да, некоторые хотели бы получить еще более длительную отсрочку, но разумный предел для производителя уже достигнут. И без того с учетом частого нарушения сроков оплаты со стороны ритейла и ограниченной отсрочки по оплате сырья «Спартак» имеет кассовый разрыв до 20 дней.
Гендиректору и другим менеджерам фабрики нередко приходится прибегать к искусству дипломатии при разруливании различных нюансов договорных отношений. «Мы настроены на то, чтобы находить компромиссы и не доводить деловые отношения до конфликта», - очертил подход О.Жидков.
Мир тесен
Кондитерские изделия - одна из немногочисленных групп товаров, торговля которыми может сохранять высокую рентабельность даже при значительных расстояниях доставки. Сам Бог велел гомельской фабрике и другим аналогичным белорусским предприятиям осваивать внешние рынки. По итогам 2013 г. «Спартак» отгрузил на экспорт 4,66 тыс. т продукции (21,8 млн. долл. в стоимостном выражении), что составило 20,5% к объемам производства. Разумеется, это не предел возможностей. О.Жидков ставит задачу в ближайшие годы довести долю экспорта в отгрузках минимум до 30%. Такое соотношение, по его оценкам, наиболее оптимально для предприятия, позволит выйти на положительное сальдо внешней торговли, даже с учетом инвестиционного импорта, обеспечит должный приток валютных поступлений.
Основным внешним рынком сбыта «Спартака», как и для большинства белорусских предприятий, является Россия, на долю которой приходится около 85% сладких поставок. Впрочем, короткий в географическом плане путь на ее рынок не является самым простым, даже несмотря на максимальное упрощение передвижения товаров в ЕЭП. Жесткая конкуренция за место на полках в российских магазинах усложняется патентной борьбой между производителями. Многие наиболее ходовые наименования изделий, известные еще со времен СССР, оказались «приватизированы».
Права на использование таких названий, как вафли «Черноморские», «Артек», печенье «Мария», «Крокет» и даже овсяное на российском рынке перешли конкурентам. По этой причине часто одну и ту же продукцию в Беларуси и России «Спартак» вынужден продавать под разными названиями. В целом продвижение на российском рынке требует немалых расходов на патентование, да и на своем, белорусском приходится держать ухо востро. После того как несколько лет назад компания «Рошен» начала поставлять к нам продукцию под названием «Барбарис», гомельской фабрике через суд удалось отстоять свое право на товарных знак, так как «Спартак» на тот момент уже являлся его владельцем.
На российском рынке фабрика продолжает использовать одноканальную схему продаж. Правда, в июле прошлого года прежнего генерального дистрибьютора сменили на нового - Белорусскую сахарную компанию, подведомственную «Белгоспищепрому». Работа через одного оптового оператора позволяет эффективно контролировать всю цепочку продаж - вплоть до каждого региона и даже магазина, а также поддерживать ценовую стабильность.
Активно идет освоение новых рынков. Например, на второе место после России по объемам отгрузок вышел Азербайджан. Налажен экспорт в США, Германию, Литву, Эстонию, Болгарию, Казахстан и другие страны.
Любопытно, что наиболее значительную маржинальность продаж «Спартаку» удалось достигнуть в Украине, имеющей развитую кондитерскую промышленность. Достаточно было нащупать собственную нишу в премиальном сегменте, которая не пересекалась с предложением местных производителей, и предприятие в короткие сроки достигло успеха на одном из наиболее конкурентных рынков ближнего зарубежья.
Сегодня большинство украинских производителей в стремлении удешевить продукцию грешат использованием заменителей масла какао, тогда как «Спартак» остается верен классическим рецептурам. Это позволяет гомельскому предприятию быстро находить покупателей из числа ценителей настоящего качественного шоколада. О.Жидков признается, что и к нему выстраивается очередь из поставщиков разного рода дешевых заменителей, но линия предприятия не меняется - шоколад должен быть настоящим. Для этого фабрика определилась с уполномоченным трейдером при Лондонской бирже, который стал гарантом обеспечения ее качественными какао-бобами в установленные сроки.
Новый руководитель «Спартака» в целом с оптимизмом смотрит в будущее. В кондитерском бизнесе, как и в любой отрасли, успех зависит от набора факторов, которые поддаются анализу, оценке, постановке и реализации. У фабрики есть хороший задел в виде многолетнего опыта работы, профессионального коллектива и известного среди потребителей имени. Да, в прежние годы были допущены ошибки, произошло отставание в развитии технической и технологической баз. Возможно, где-то даже сознательно из активов «выжимали» все, что можно было, не особо стремясь инвестировать в развитие. Новая производственная и сбытовая политика уже показала результативность. У старейшего кондитерского предприятия страны, на пороге 90-летия, открылось второе дыхание. Оно готово посоревноваться с молодыми и дерзкими производствами.
246000, г. Гомель, ул. Советская, 63
Тел./ (факс): + 375 (232)60–27-45
www.spartak.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ
В последние годы Беларусь существенно увеличила объемы выпуска и экспорта продовольственных товаров, превратившись в довольно крупного регионального игрока на рынке. В то же время не мешало бы разобраться в экономической эффективности этого сектора производства, в частности, его способности генерировать добавленную стоимость и прибыль.
С пресловутым валом у нас все в порядке, ну, или почти. С 2000 г. наблюдался устойчивый рост производства продукции в сельском хозяйстве (за исключением прошлого года) и в пищевой перерабатывающей промышленности. В несколько раз вырос физический и стоимостной экспорт. По итогам 10 месяцев 2013 г. на внешние рынки отгружено белорусских продовольственных товаров на 3,7 млрд. долл. при положительном сальдо внешней торговли в данном сегменте 2,09 млрд. долл.
В целом благополучная картина складывается по большинству ключевых товарных позиций. На многолетних максимумах - валовой сбор зерновых и зернобобовых, рапса, сахарной свеклы, существенно возросло поголовье скота и птицы, а вслед за ним производство мяса, молока и яиц.
Однако ситуация не так радужна, если присмотреться к качественным результатам работы, особенно на стадии сельскохозяйственного производства. О какой добавленной стоимости может идти речь, если, по итогам трех кварталов в сельском хозяйстве на 1000 руб. продукции пришлось 969 руб. затрат! Это наихудший показатель по затратности среди всех укрупненных отраслей белорусской экономики.
В январе-октябре 2013 г. рентабельность продаж у наших аграриев составила лишь 6,8%. При таком ее уровне в производстве растениеводческой продукции с периодом оборачиваемости капитала, равным одному году (в наших широтах по большинству культур удается собрать лишь один урожай за сезон), невозможно даже перекрыть уровень инфляции. Худо-бедно с этим справляются лишь сельхозорганизации, специализирующиеся на молочном животноводстве, а также производстве яиц и мяса птицы.
К неэффективным можно отнести 75% сельхозорганизаций (их рентабельность колеблется от 0 до 10%, т.е. заметно ниже инфляции), к условно эффективным - 21,1 % (с рентабельностью от 10 до 20%). Лишь у 3,6% организаций показатель превысил 20%, что может обеспечить их финансовую устойчивость.
Неудивительно, что в январе-октябре 2013 г. к аналогичному периоду 2012 г. убыточные сельскохозяйственные организации ухудшили свой конечный финансовый результат в 9,2 раза - до -513,4 млрд., тогда как рентабельные сократили чистую прибыль на 36,7% - до 5,024 млрд. руб. Интересно, что будет с финансовыми показателями, если их скорректировать на объем целевого бюджетного финансирования аграриев? Не секрет, что многие в плюсе лишь благодаря господдержке.
Не губите, мужики!
Основная добавленная стоимость генерируется на этапе переработки сырья - в пищевой промышленности. Маржинальная вилка между выручкой и затратами здесь колеблется в среднем в пределах 10-20%, у отдельных успешных предприятий - еще выше.
Но показатели «пищевки» сильно зависят от стоимости входящего сырья, и стремление аграриев компенсировать неэффективность собственной работы ростом отпускных цен перманентно бьет по конечному финансовому результату промышленных предприятий. С математической точки зрения, рост издержек перерабатывающим комбинатам проще всего переложить на потребителя, повысив цены на мясные, молочные, хлебобулочные изделия и т.п. Так, кстати, и происходило в последние годы, в результате чего Беларусь по стоимости продовольственных товаров в долларовом выражении обогнала большинство стран Западной Европы.
Но снижение ставок ввозных таможенных пошлин в ЕЭП и снятие ряда нетарифных барьеров упростили дорогу к нам импорту из третьих стран (той же Европы), да и внутри Таможенного союза усилилась конкуренция между производителями. В таких условиях так просто цены не повысишь - можно потерять покупателя. А если при этом аграрии задирают цены на сырье - значит, вы теряете в прибыли.
По итогам работы за три квартала 2013 г. в 20 самых убыточных ОАО страны вошли сразу 8 мясокомбинатов! У всех, за исключением оршанского, себестоимость реализованной продукции оказалась выше выручки. Почему? Да, на финансовых результатах многих белорусских компаний сказались крайне дорогие рублевые кредиты. Возможно, кто-то из директоров увлекся модернизацией за счет привлеченных средств, в результате чего предприятия ушли в минус. В таком случае убыточность была бы единичной, но не системной.
Мы же видим типичную для отрасли ситуацию. Например, молокоперерабатывающие предприятия, работающие в точно таких же макроэкономических условиях, сегодня возглавляют список самых прибыльных ОАО, в т.ч. Слуцкий сыродельный комбинат, Лидский молочно-консервный комбинат, «Беллакт», «Савушкин продукт» и др. Скорее всего, в бедах мясной промышленности повинна именно стоимость входящего сырья, которая при сложившейся конъюнктуре цен на конечные продукты переработки не позволяет сформировать маржу. В итоге мы много производим мяса и мясопродуктов, много экспортируем, красиво отчитываемся, но при этом наращиваем убытки.
Результаты работы отдельных перерабатывающих предприятий по итогам трех кварталов 2013 г. (данные Минфина), млрд. руб. | |||
Предприятие | Выручка от реализации | Себестоимость реализованной продукции | Чистый убыток |
Борисовский мясокомбинат | 778,6 | 843,4 | 168,5 |
Слуцкий мясокомбинат | 1 015 | 1 036,6 | 96,4 |
АФПК «Жлобинский мясокомбинат» | 732,5 | 755,9 | 62,8 |
Гомельский мясокомбинат | 694,2 | 710 | 58,9 |
Витебский мясокомбинат | 1 030,7 | 1 044,2 | 50,5 |
Оршанский мясоконсервный комбинат | 408,7 | 407,1 | 49,7 |
Бобруйский мясокомбинат | 393,8 | 412,2 | 48,2 |
Глубокский мясокомбинат | 423,6 | 431,9 | 47 |
Калинковичский мясокомбинат | 460 | 463,2 | 44,8 |
Законы стоимости
На наш взгляд, ситуация с формированием добавленной стоимости на разных этапах пищевого производства должна стать предметом серьезного изучения и властей, и компаний. Возможно, пришло время пересмотреть подходы, связанные с развитием различных подотраслей пищевого комплекса, - вплоть до отказа от субсидирования неконкурентоспособных секторов и переориентации ресурсов в пользу наиболее перспективных.
Например, белорусским аграриям объективно сложно добиться ценовой конкурентоспособности с европейскими производителями в силу разного уровня государственного субсидирования (у нас оно составляет порядка 200 долл./га, в Западной Европе - 300-500 евро/га), а также заметно отличающейся производительности (урожайности культур, надоев, привесов).
Во втором случае дело не только в технологиях и эффективности организации производства, что мы можем улучшить, но и в чисто климатических факторах, а также особенности наших земель, на что повлиять никак нельзя.
И если стоимость польского или немецкого мяса даже с учетом расходов на доставку на 15-20% ниже белорусского, очевидно, что есть смысл переориентировать переработчиков на импортное сырье. То же можно сказать по многим другим сырьевым позициям. Мы не призываем вообще отказаться от помощи селу и перейти на импорт, но сместить акценты аграрного производства в сторону секторов, где страна более конкурентоспособна, можно и нужно.
А для начала следовало бы провести фундаментальные исследования, с привлечением ученых - и определить эти самые сектора.
В целом рискованно инвестировать в производство первичной сельскохозяйственной продукции, которая по сути является биржевым товаров и цены на которую подвержены значительным колебаниям. Куда разумней сосредоточиться на проектах в перерабатывающей промышленности (при сопоставимом колебании цен на сырье и конечный продукт переработчик сохраняет маржинальную вилку).
Более того, у пищевых комбинатов куда больше возможности повышать конкурентоспособность и добавленную стоимость, в т.ч. за счет маркетинговых инструментов. Сегодня на наш рынок хлынул импорт из России, Украины и Западной Европы в ярких и функциональных упаковках, который даже при сопоставимых потребительских свойствах вытесняет белорусские товары.
Растущая глобальная конкуренция на рынке продовольствия не прощает ошибок. Выжить в ее условиях могут только передовые и наиболее технологичные. Решительная оптимизация издержек на всех этапах производства должна сопровождаться привлечением в страну современных технологий. Почему бы, например, не пригласить к нам транснациональные корпорации, обладающие этими технологиями и богатым опытом в продвижении продукции на мировой рынок?
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Марина БЕЛКОВЕЦ
До 1970-х годов в Беларуси уксусные предприятия были в каждой области. Сегодня уксус выпускают только в Слуцке и Слониме. Директор ОАО «Слуцкий уксусный завод» Александр РЫБАК не стал дожидаться отмашки властей на модернизацию. Реконструкция завода прошла на несколько лет раньше - в 2008-2011 гг. Причем руководитель отказался от предложений взять валютные кредиты под импортное оборудование. Обошлись собственными средствами и отечественной линией.
Результат налицо
- Если брать кредиты под существующие проценты, то будешь только на них и работать. Нам предлагали итальянскую линию розлива за 4,5 млрд. руб. в валюте. Купили же белорусскую за 1,5 млрд.. Если бы влезли в валютный кредит, то из-за девальвации никогда бы не расплатились, ушли бы в убытки. Завода вообще не стало бы, - считает директор.
Всего на модернизацию пошло порядка 10 млрд. руб. Реконструкция привела к снижению издержек, в том числе за счет сокращения персонала с 120 до 60 человек. При этом производительность оборудования увеличилась почти в три раза - до 450 тыс. дал в год. Модернизация коснулась и энергетического хозяйства. Полностью перешли на использование местных видов топлива - дров и отработанных масел. Компьютеризировано рабочее место бродильного цеха, что позволяет контролировать температурный и скоростной режим работы окислислителей. В производстве используется оборотное водоснабжение.
Дело вкуса
Сегодня внутренний рынок - основной для сбыта продукции Слуцкого уксусного завода. Она пользуется спросом, но приходится работать в условиях конкуренции со вторым белорусским производителем. Делать это довольно сложно. Слуцкое предприятие покупает сырье на спиртзаводах концерна «Белгоспищепром» по фиксированной цене - 135 тыс. руб. за дал плюс НДС. Слонимский винодельческий завод, имея в структуре собственный спиртзавод, для уксусного производства отпускает сырье по себестоимости.
Конкурентную среду создают и литовские производители. У них есть возможность покупать белорусский спирт по 90 тыс. руб. за 1 дал. Предприятие просчитывало возможности перехода в структуру концерна «Белгоспищепром» и присоединения к одному из его спиртзаводов. Камнем преткновения стала форма собственности. У спиртзаводов она республиканская, а контрольный пакет акций Слуцкого уксусного завода принадлежит Миноблисполкому.
Розничная цена на уксус на внутреннем рынке составляет около 10 тыс. руб. за литр. Если бы не оптовые посредники, была бы ниже, считает А.Рыбак. Мелкие торговые предприятия предпочитают работать с базами и брать у них продукцию в зависимости от сезонности спроса. И все же прямые поставки также налаживаются, например, в крупные торговые сети: завод работает с «Короной» и «Простором».
Продукция реализуется сезонно, что определяет неравномерное пополнение оборотных средств. Приходится договариваться с поставщиками сырья по отсрочке платежей в межсезонный период. Еще один аспект такой работы - существенные складские запасы. Из-за роста производительности после реконструкции в 2012 г. скопилось 150 тыс. дал готовой продукции. Пришлось в 2013 г. снизить производство до 65% к уровню 2012-го. Однако завод все же заработал порядка 2,5 млрд. руб чистой прибыли. А.Рыбак приводит это, как пример необходимости отказаться от доведения до предприятий заданий по объемным показателям. Если есть прибыль, рентабельность, экспорт, то и работу предприятия надо оценивать как успешную, считает директор.
Основными покупателями уксуса являются «Белбакалея» и межрайбазы. Вместе с тем продукция поставляется и на промышленные перерабатывающие предприятия - гормолзаводы, Минский маргариновый завод, Гомельский жировой комбинат, в компании АВС, "Памакс", "Камако". Можно было бы увеличивать поставки на плодоовощные предприятия, но они консервируют продукцию в небольших объемах. Меньше стало заниматься заготовками и население. Директор надеется, что такая тенденция в ближайшее время изменится, и потребление уксуса увеличится.
От классики до модерна
Одним из путей увеличения конкурентоспособности предприятия является расширение ассортимента. Если ранее выпускался только один классический пищевой натуральный спиртовой уксус, то сегодня уже 18 видов: бальзамический, укропный, салатный, яблочный, для пельменей, шашлыков, селедки и т.д. Недавно начато производство винного уксуса на основе белого виноградного вина. Его отпускная цена - 6-7 тыс. руб. за бутылку. Это в несколько раз меньше, чем за аналогичную импортную продукцию. Снижение себестоимости достигнуто за счет использования в качестве сырья конфиската. Планируется и в дальнейшем покупать не только винное, но и спиртовое сырье.
Дилемма рынка
Продукция предприятия поставляется также за рубеж - в Россию и Казахстан. Однако конкурировать на российском рынке сложно, ведь там разрешено использование синтетического уксуса в пищевых целях. Его себестоимость в разы ниже, чем натурального. Хотя слуцкий уксус на различных выставках завоевывает золотые медали и дипломы, российские частные торговые компании в погоне за прибылью заинтересованы в покупке более дешевой, но далеко не полезной продукции. Если бы Россия также приняла решение о запрете использования синтетических уксуса и спирта, то белорусская продукция могла бы конкурировать и экспортироваться в довольно больших объемах. Завод поставляет укус в РФ наливом для использования в производстве майонезов и консервирования. В Казахстан слуцкая продукция идет в розничную торговлю небольшими партиями - по 20 т в квартал. С целью изучения спроса образцы отправлены в Украину.
Евросоюз также интересен как рынок сбыта, но по его законодательству, уксусом могут торговать только европейские предприятия. Причем на рынке в основном востребован бальзамический и виноградный уксус. Например, в Италии на прилавках не найти белых спиртовых, а Германия только недавно разрешила поставки яблочного уксуса.
Однако предприятие продолжает попытки выйти на рынок ЕС. В ближайшее время директор едет на переговоры в Литву. Если получится организовать совместное предприятие, то появится и европейский сертификат на право продажи в Европе.
Японский гриб
А.Рыбак намерен также расширить сферу производства. Из-за использования в технологии бактерий, нельзя, например, заняться розливом вина или соков. Но есть задумка организовать выращивание на буковых колодах деликатесных грибов шиитаке, которые широко применяются в кулинарии, медицине, косметологии. Для этих целей может подойти недавно приобретенный заводом бывший торговый центр на 1000 кв. м.
Кроме того, планируется совместно с литовцами начать производство продуктов для здорового питания.
- Надо искать все возможности для успешной работы, - резюмирует директор.
Справка «Директора»
История Слуцкого уксусного завода восходит к 1875 г., когда в городе была построена частная винокурня. До 1959 г. он работал как спиртзавод. Акционирован в 2004 г., 67% акций принадлежит Миноблисполкому.
В 2013 г. объем товарной продукции составил 14,1 млрд.. руб. (65,1% к уровню 2012 г.), произведено 331 тыс. дал. уксуса (70,3%), объем отгруженной продукции - 18,1 млрд. руб. (109,7%), экспорт - 74,9 тыс. долл. (84,3%), среднемесячная зарплата - 4,2 млн. руб. (112,1%). За 11 месяцев 2013 г. выручка от реализации достигла 23 млрд. руб. (134,9%), выручка на одного работающего - 383,5 млн. руб. (132,7%), чистая прибыль - 2,5 млрд. руб. (76,9%), рентабельность продаж - 15,8%, рентабельность реализованной продукции - 23,1%.
ОАО «Слуцкий уксусный завод»
223649, Минская обл., Слуцкий р-н, д. Покрашево, ул. Заводская, 1
Тел.: +375 1795 7 929;
Тел./факс: +375 1795 7 57 39; +375 1795 7 92 69
Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.slutskiy-uksus.belarusinfo.by
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Наталья КОРЖ
Конкурентоспособность пищевой перерабатывающей промышленности во многом будет определяться качеством научного сопровождения проектов по внедрению в производство новых видов продукции, совершенствованию рецептур и повышению качества продовольственных товаров. Вместе с тем наметившиеся проблемы с кадровым потенциалом отечественной науки посылают тревожные сигналы: сможем ли мы обеспечить отраслевую конкурентоспособность в долгосрочном периоде?
Сразу после развала СССР на постсоветском пространстве сложилась непростая ситуация в отношениях между наукой и белорусскими предприятиями пищевой перерабатывающей промышленности. Более 20 научно-исследовательских институтов остались на территории Украины, России и других стран, тогда как в Беларуси сохранился только филиал Московского молочного института. Со временем он был преобразован в Научно-исследовательский институт молочной и мясной промышленности. Но не только «молочка» требовала научного сопровождения, общее развитие пищевой промышленности требовало разработок технических условий, технологических инструкций, рецептур, стандартов, и т.д. Поэтому постановлением Совмина от 14.02.2001 г. №141 был создан Белорусский научно-исследовательский институт пищевых продуктов, который собрал отдельные лаборатории, институт «Технопрод» и проектный институт, лучших на тот момент ученых республики, а еще через несколько лет на его базе согласно Указа Президента от 18.04.2006 № 242 создан Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию.
С тех пор по проектам центра созданы Барановичский комбинат пищевых продуктов, крахмальные заводы ОАО «Отечество», ОАО «Новая Друть», проведены реконструкция консервного комбината в Быхов, техническое перевооружение всех спиртовых заводов. Одно из серьезных достижений - решение проблемы детского питания. Получены сухие смеси, максимально приближенные по составу к материнскому молоку, появились смеси, обогащенные микроэлементами, добавками для формирования нервной системы ребенка, ряд молочных и консервированных продуктов для детей. При содействии белорусской науки созданы производства детских соков и пюре на
ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат», ОАО «Гамма вкуса» и ОАО «Витебский плодоовощной комбинат». Разработаны технологии производства овощных, рыбно-овощных пюре. В итоге это позволило отечественным производителям завоевать примерно 80% внутреннего рынка детского питания и одновременно существенно нарастить экспорт.
Но за внешним благополучием и результатами все отчетливей просматривается проблема финансирования научных разработок, которая в свою очередь порождает еще одну - кадровую. По словам генерального директора НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Зенона Ловкиса, пришлось столкнуться, в частности, с дефицитом финансирования фундаментальных исследований.
- К сожалению, сегодня на это выделяется недостаточно средств. Должны быть созданы условия, целая система, при которых исследователя не надо будет нагружать производственными проблемами. Он должен работать в лаборатории над созданием нового продукта. Мы своими силами, находя средства, пытаемся продвигать эти вопросы. Нащупываем фундаментальные идеи, первично обрабатываем их, проводим опыты, предлагаем свои проекты. Но в связи с ограниченностью финансирования идет отсев некоторых идей, и не все они находят свое воплощение. Хотелось бы, чтобы финансирование фундаментальной науки у нас было хотя бы на таком уровне, как в России.
Работа с предприятиями пищевой промышленности по созданию новой продукции требует высококвалифицированных научных кадров. Однако существует проблема с их оттоком. У нас в стране это вопрос номер один. При центре есть аспирантура, мы готовим кандидатов наук, исследователей. Но их часто переманивают коммерческие структуры. Чтобы бороться с этим, стараемся обеспечивать им заработную плату не ниже 1000 долл. в месяц, предоставляем жилье. Но сами в полной мере решить проблему не можем. Ее, наверное, надо решать на уровне Президента. Полагаю, начать следует со школы. Необходимо повышать квалификацию педагогов и престижность этой профессии. Считаю, нам надо вернуть советскую систему образования, когда учитель, доцент, профессор, были большим авторитетом.
- Зенон Валентинович, наверняка не только от научного обеспечения зависит конкурентоспособность нашего продовольствия. Какие еще резервы вы видите?
- Основной резерв - работа над повышением качества и безопасности продукции. Если она производится по жестким стандартам, если выдерживается технология, без подделок и фальсификаций - это обеспечит спрос и на внутреннем, и на внешнем рынках. По моему мнению, наша продукция конкурентоспособна из-за отсутствия либо незначительного количества в ней химических добавок. Думаю, нам не стоит ими увлекаться. Как не стоит разрешать производство мясных продуктов по чрезмерно либеральным техническим условиям. Мы должны сохранить нашу базу, чтобы белорусская натуральная продукция не только пользовалась популярностью в России, но и нашла потребителя в Европе и других регионах мира.
Серьезный потенциал имеет органическое сельскохозяйственное производство (его активно развивает Украина). Мы также можем занять эту нишу, тем более что в ней продукция с высокой добавленной стоимостью.
Общеизвестно, что на 60% здоровье человека зависит от пищи. Шесть лет назад начата совместная с российскими коллегами разработка программы Союзного государства по оздоровительному и функциональному питанию. Мы до сих пор над ней трудимся. К сожалению, медленно проходит согласование проектов на уровне министерств и ведомств. Год назад завершены согласования в Беларуси, продолжается эта работа в России. Мы обосновали необходимость реализации этой программы. Считаем, поправить ситуацию со здоровьем нации можно за счет питания. Для этого не нужны большие вложения, необходим тщательный подбор качественных продуктов, сбалансированных по составу, с полезными ингредиентами. Например, в мире разработана продукция, обладающая профилактическим действием к онкологическим, сердечно-сосудистым и другим заболеваниям. Я думаю, мы пробьемся через бюрократические барьеры и реализуем этот проект.
- Как поставить заслон перед недобросовестными производителями продуктов питания, дискредитирующими страну и несущими угрозу здоровью потребителей?
- К сожалению, некоторые производители в погоне за прибылью нарушают технологии, техрегламенты, не выдерживают заявленный состав, а порой и вовсе выпускают фальсифицированный товар. При центре создан Республиканский контрольно-испытательный комплекс по качеству и безопасности продуктов питания, так что мы можем компетентно оценить любой продукт. Например, случалось, производитель заявляет об отсутствии в детском питании крахмала, а исследования показывает, что он есть. Пресекать деятельность недобросовестных предприятий следует двумя путями: путем улучшения системы контроля за присутствующей на рынок продукцией и посредством совершенствования стандартов для ее производства. Так, работа центра по регламентированию технологий, созданию СТБ для соков привела к тому, что с белорусского рынка практически полностью исчезли фальсифицированные продукты этой группы. Для ограничения поступления некачественного винодельческого коньячного сырья были созданы новые стандарты и разработаны методики определения показателей. Теперь качество белорусских коньячных напитков не уступает лучшим зарубежным образцам.
В целом за последние 10 лет нами разработано 107 новых стандартов. Все они гармонизированы с европейскими. Мы это делаем с прицелом вывести белорусскую продукцию на рынок ЕС. Да и после присоединения России к ВТО они должны помочь сохранить нам конкурентоспособность в ЕЭП.
В центре работает орган по сертификации, организован контроль на предприятиях по соблюдению ими международных систем ISO и НАССР. Создана сеть дегустационных комиссий (ЦДК). Все это также способствует поддержанию конкурентоспособности нашей пищевой промышленности.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Алесь ГЕРАСИМЕНКО
Высокая стоимость рублевых заемных ресурсов продолжает оказывать давление на белорусскую экономику. Не менее пагубно и вложение средств в неэффективные проекты. По совокупности этих двух факторов реальный сектор в последние годы работает в большей степени на возврат банковских процентов, чем на формирование добавленной стоимости и получение прибыли.
Статистика и Священное Писание
И в прежние годы экономисты обращали внимание на опережающий темп кредитования экономики по сравнению с ее ростом. На одной из конференций в начале 2012 г. доктор экономических наук Александр Лученок, невзирая на упреки в методологической неточности, обратил внимание на корреляцию прироста ВВП с приростом задолженности перед банками (рис. 1) и то, что второй показатель явно обгонял первый. Уже тогда это заставляло задуматься об эффективности вложений.
По итогам 10 месяцев 2013 г. на фоне 25,1% прироста требований банков к экономике, ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. прирос лишь на 1,1%, а валовая добавленная стоимость - и вовсе на 0,2%. Даже если учесть, что в зависимости от сферы применения и задействованных технологий капитал в реальном секторе сказывается на увеличении добавленной стоимости в среднем через 2-4 года, в 2013 г. мы почему-то не увидели адекватной отдачи от значительного ускорения кредитования экономики в 2009-2011 гг.
Рис. 1. Динамика ВВП и задолженности банкам, трлн. руб.
Образно говоря, мы изо всех сил надавили педаль газа, но наш крайне громоздкий, материало- и энергоемкий автомобиль практически не набирает скорости. Еще одна причина пробуксовки - стоимость денег в экономике. Можно понять иронию директоров, по словам которых, кредиты под 50-60% годовых спокойно берут только те, кто не собирается их возвращать. С учетом средней по экономике оборачиваемости средств (около 120 дней), чтобы «отбить» рублевые кредиты, инвестпроекты без учета расходов на обслуживание кредитов и лизинга должны работать с рентабельностью не ниже 20%, а чтобы одновременно компенсировать инфляционные потери - не менее 25%.
В том числе из-за возросших расходов на обслуживание долгов в прошлом году мы видели ухудшение финансовых результатов экономики. Сегодня редкий директор не возмущается процентными ставками по кредитам, многие открыто обвиняют банки в алчности и непонимании потребностей реального сектора экономики. Словесные перепалки между руководителями компаний и представителями бизнес-союзов, с одной стороны, и банкирами, с другой - давно уже стали привычными на разного рода круглых столах. На одной из таких встреч, организованных минувшей осенью Советом по развитию предпринимательства при Президенте, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов даже узрел в банковском бизнесе библейский грех, а свой тезис подкрепил набором цитат:
«Если даешь взаймы деньги своему брату, бедняку, никогда не поступай с ним, как ростовщик. Тебе не позволено облагать его процентами» (Книга Моисея).
«…И взаймы давайте, не ожидая ничего» (Евангелие от Луки).
«Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на Путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю» (из постановления Второго Латеранского собора 1139 г.).
Математика процентов
Впрочем, взывая к морали и Библии, многие промышленники почему-то забывают, что банки - такие же субъекты хозяйствования, нацеленные на извлечение прибыли, как и предприятия реального сектора экономики. Иначе, если развить рассуждения В.Маргелова, продажу любых товаров и услуг по ценам выше себестоимости тоже следовало бы причислить к числу смертных грехов.
Забывают некоторые директора и о том, что доход банков формирует не столько процент по кредитам, сколько процентная разница между ставками по кредитам и депозитам, а она измеряется достаточно скромными процентными пунктами. Да, наращивая активы (кредиты) без соразмерного увеличения пассивов (депозитов), банки в текущих условиях могут сформировать внушительную маржу. Но такой подход сопряжен с повышенными рисками. В свое время Белорусский банк малого бизнеса увлекся выдачей рублевых кредитов. Поначалу бизнес шел успешно, но после девальвации 2011 г. ранее прибыльные рублевые активы принесли банку значительные убытки. С тех пор финансовые учреждения страны стараются выдерживать баланс между кредитами и депозитами, довольствуясь процентной разницей по ним.
Дороговизна рублевых ресурсов также вызвала закономерное перераспределение кредитных портфелей банков и организаций в пользу иностранных валют. Если в целом по экономике задолженность по кредитам и иным активным операциям в белорусских рублях за 10 месяцев 2013 г. возросла на 16,8%, то в иностранной валюте - на 34,3%. Казалось бы, найдено логичное решение: не устраивают рублевые кредиты - берем валютные. Но такой тренд как минимум сопряжен с ростом кредитных рисков и для банков, и для предприятий. К тому же обслуживание долгов в иностранной валюте стимулирует спрос нее. И без того в последние месяцы чистый спрос на иностранную валюту на всех сегментах рынка стал причиной ползущей девальвации белорусского рубля. Девальвационно-инфляционная спираль начала свою раскрутку, грозя повторить сценарий 2011 г. Понимая опасность подобной перспективы, регулятор в лице Нацбанка минувшей осенью ужесточил кредитно-денежную политику, в частности, для валютных кредитов - банки неожиданно для предприятий вдруг ограничили их выдачу, в т.ч. для платежеспособных заемщиков.
Так, может, регулятор в лице Нацбанка не понимает сложностей белорусских предприятий и, соответственно, не спешит снизить ставку рефинансирования (СР), которая во многом определяет стоимость денег в экономике? Ведь она у нас зашкаливает не только в сравнении с наиболее развитыми странами и регионами, но и с ближайшими соседями (табл. 1). Если же учесть, что в Беларуси СР перестала быть мерилом стоимости денег (в большинстве стран ставки по банковским кредитам превышают ее на 2-3 процентных пункта, у нас - в несколько раз) - самое время бить в набат. Ведь в таких условиях не может быть и речь ни о какой конкурентоспособности национальной экономики в части доступа к денежным ресурсам.
Таблица 1. Сопоставление ставки рефинансирования в различных странах по состоянию на 03.01.2014 г. | |
Страна | Ставка рефинансирования, % |
Беларусь | 23,5 |
Россия | 8,25 |
Украина | 7 |
Австралия | 2,5 |
Канада | 1 |
Великобритания | 0,5 |
ЕС | 0,25 |
Швейцария | <0,25 |
США | <0,25 |
Япония | <0,1 |
Уверены, в Нацбанке прекрасно понимают всю тяжесть ситуации для белорусских предприятий, но одновременно регулятору необходимо как-то воздействовать на инфляцию (обеспечение ценовой стабильности является основной задачей любого центробанка планеты, тогда как изменение ставки рефинансирования - проверенный способ подстегнуть или подавить цены). К тому же в нашем случае важно сохранить привлекательность рубля как инструмента сбережения, для чего СР и привязанные к ней процентные ставки по депозитам должны значительно превышать уровень инфляции и девальвации. В противном случае население и предприятия быстро переведут свои рублевые депозиты в иностранную валюту, а ползущая девальвация на фоне возросшего спроса на доллары и евро перерастет в галопирующую как в 2011 г. с ее шоковыми последствиями.
На нефтяной игле сидели
В высокой стоимости рублевых заемных ресурсов виноваты не алчные банкиры и не забывший о реальном секторе Нацбанк. Да и корни проблемы уходят не в 2011 г., а намного глубже - в благополучные 2000-е. Виной всему - серьезные макроэкономические просчеты, допущенные в последние полтора десятка лет. Прежняя экспансионистская кредитно-денежная политика, при которой стоимость денег в процентном выражении зачастую была ниже инфляции, а растущие запросы в финансировании удовлетворялись за счет печатного станка, вкупе с ручным управлением курсами валют привели к укреплению реального обменного курса белорусского рубля. Это сформировало эффект отложенной девальвации.
Конечно, сама по себе переоцененность национальной валюты еще не означает автоматического ее ослабления в будущем, равно как и не обязательно становится фактором торможения экономики. Например, швейцарский франк как мировая валюта-убежище пользуется повышенным спросом на финансовых рынках, что годами поддерживает его обменный курс на высоком уровне. Тем не менее предприятия Швейцарии, в т.ч. экспортеры, смогли приспособиться устойчиво работать в условиях крепкой национальной валюты. Но если там дисбалансы валютного рынка компенсировались эффективностью ведения бизнеса, то у нас… преимущественно доходами от продажи нефти и нефтепродуктов. Длительное время Беларусь, покупая нефть по ценам, близким к внутрироссийским, продавала произведенные из нее нефтепродукты - по мировым.
Вырученная двумя нефтеперерабатывающими заводами валюта продавалась на внутреннем рынке, покрывая растущий спрос во всех его сегментах и позволяя какое-то время не замечать нарастающих проблем с внешней торговлей и платежным балансом.
Но нефтяная игла в конечном итоге больно уколола белорусскую экономику. Стоило России повысить цену отгрузки нам нефти и добиться перечисления экспортных пошлин с белорусских нефтепродуктов в свой бюджет - как прежняя модель стабильности дала сбой. А временное блокирование поставок нам нефти в начале 2011 г. и вовсе породило панику на внутреннем валютном рынке, что стало катализитором серьезной девальвации рубля. В результате сразу же после подписания в конце 2010 г. документов по ЕЭП страна взамен обещанных экономических выгод получила предельно жесткий финансово-экономический кризис, последствия которого мы продолжаем ощущать по сей день.
Текущие процентные ставки по кредитам сродни высокой температуре тела у больного. Белорусскую экономику основательно лихорадит. Тогда как стоимость рублевого финансирования стала специфической устойчивой реакцией на дисбалансы нашей модели.
Стоит признать, проблема вышла из разряда сугубо экономических, став экономико-психологической. Мы столкнулись с кризисом доверия к национальной валюте, который приходится оплачивать высокими процентными ставками.
Фаст-фуд не пройдет!
Увы, нет простого и быстрого пути преодоления сложившейся ситуации. Ставка рефинансирования по итогам 2013 г. и близко не подошла к прогнозному рубежу в 13-15%. Основные направления кредитно-денежной политики на 2014 г., утв. Указом от 31.12.2013 г. № 586, предполагают снижение среднегодового значения СР до 14-16% при инфляции 11%. На наш взгляд, очень оптимистичные ориентиры.
Даже если в 2014 г. Беларусь получит от России обещанные 2 млрд. долл. очередного стабкредита и максимально возможные 23,5 млн. т нефти для переработки, поступление на внутренний рынок дополнительной валютной выручки поможет успокоить девальвационные настроения, но не обуздать инфляцию. Заметим, второе условие - обязательное для смягчения денежно-кредитной политики. Во-первых, заметное ослабление белорусского рубля и удорожание топлива во II половине 2013 г. уже создали задел для роста цен в 2014 г. (работает принцип инфляционно-девальвационной спирали). Во-вторых, в авангарде стоимостной гонки вновь могут оказаться товары и услуги, цены на которые регулирует государство (например, процент реального возмещения населением расходов ЖКХ все еще предельно низкий ). Но даже если целевые рубежи денежно-кредитной политики будут достигнуты, запланированный уровень процентных ставок означает, что нас ожидает очередной год дорогих денег.
Похоже, что в нашей ситуации справиться с инфляцией и, соответственно, создать предпосылки для значительного удешевления рублевого финансирования в краткосрочной перспективе можно только через подавление внутреннего спроса в стране, т.е. через ограничение роста реальных доходов населения и расходов предприятий. Подобное развитие событий может быть достаточно болезненным и вызвать падение уровня жизни и стагнацию в секторах экономики, зависящих от господдержки. С другой стороны, в условиях свободного курсообразования ограничение внутреннего потребления в Беларуси будет происходить автоматически через механизм девальвации. Вопрос лишь в том, продолжим ли мы движение по спирали круг за кругом, или иными путями ограничим рост внутреннего потребления, чтобы начать-таки структурные реформы, которые позволят нам стабилизировать модель в долгосрочной перспективе.
А начать «лечебное голодание» можно было бы с некоторых госпрограмм. Ведь именно их старательное финансирование вызвало непропорциональный экономическому развитию рост кредиторской задолженности перед банками, подогнало инфляцию и начало давить на рубль в 2013 г. Тем более, что по признанию начальника главного управления монетарной политики и анализа Нацбанка Дмитрия Калечица, выступившего на упомянутом круглом столе, директивное кредитование в рамках госпрограмм приводит к приоритетному финансированию недостаточно эффективных проектов. Это снижает производительность накапливаемого капитала и мешает добиться устойчивого экономического роста.
Пока же активное льготное кредитованные избранных предприятий в рамках госпрограмм продолжается, несколько изменились лишь каналы финансирования. Так, в последнее время основным агентом правительства в этом деле стал Банк развития, кредитные активы которого по состоянию на 1.07.2013 г. превысили 14 трлн. руб.
Заметим, из-под пера руководителей отраслевых министерств и ведомств не перестают вылетать все новые программные документы. Отраслевое лобби не стесняется выдвинуть амбициозные финансовые требования даже по тем направлениям хозяйствования, где в прежние годы аналогичные программы не принесли должного экономического эффекта. Например, после реализации комплекса мер по развитию льняной отрасли в 2006-2010 гг., на что были потрачены немалые бюджетные ресурсы, авторы нового Комплексного отраслевого бизнес-плана на 2013-2015 гг., утв. постановлением Совмина от 20.03.2013 № 201, вновь говорят о технической и технологической отсталости льносеющих организаций, льнозаводов и переработчиков сырья. Низкое качество льна приводит к тому, что страна вынуждена продавать его на экспорт по ценам, примерно в три раза ниже мировых! Где уж тут говорить о формировании высокой добавленной стоимости продукта. Но чиновники не отчаиваются и в этот раз просят еще примерно 0,5 млрд. долл. финансирования. Правда, одновременно быстрой отдачи от вложений они не обещают - расчетный срок окупаемости бизнес-плана составляет 16 лет. Даже в советской экономике такой проект был бы признан неэффективным. Нормативным был срок окупаемости в 6,7 года.
Не будем брать на себя смелость определять приоритетные отраслевые направления для оказания господдержки - на это есть правительство. Обратим лишь внимание на то, что имеющиеся в стране ресурсы почему-то перераспределяются преимущественно в пользу государственных предприятий, тогда как частный малый и средний бизнес, ставший основой устойчивого развития всего западного мира, у нас довольствуется остаточным принципом. В 2012 г. в рамках программ по поддержке малого и среднего предпринимательства субъекты хозяйствования из разных источников смогли получить относительно дешевое финансирование лишь на сумму 74,27 млрд. руб. Для сравнения: это 0,4% плановых расходов республиканского бюджета по статье «Национальная экономика» в 2012 г. Не лучшим образом обстояли дела с финансированием и в 2013 г. В целом, как свидетельствуют данные Минэкономики, из-за сложности и забюрократизированности процедур даже те скромные средства, запланированные в областных и республиканском бюджетах на поддержку частного бизнеса, систематически не осваиваются в полном объеме (рис. 2).
Рис. 2. Освоение денежных средств в рамках программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, %
Щедрость льготного финансирования в рамках госпрограмм для одних (априори неэффективных) - оплачивается заоблачными процентными ставками для других (неспособных стать эффективными в силу дороговизны ресурсов). Разрушить эту порочную формулу могут лишь решительные реформы и отказ от прежних подходов в хозяйствовании. Как бы ни был силен страх перемен - стране придется начать движение в данном направлении. Это лишь вопрос времени, которое, в нашем случае - не просто деньги, а очень дорогие деньги.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2014
Марина НОСОВА
Социальное белорусское государство осознанно удерживает тарифы на городские перевозки пассажиров ниже себестоимости. И, наверное, это правильно. Доступность общественного транспорта во многом определяет качество жизни людей, влияет на работу промышленных и других организаций. Вместе с тем, если страна заинтересована в устойчивой работе коммунальных транспортных предприятий, необходимо создать для них прозрачный и надежный механизм компенсации убытков. Пришло время разработать и принять закон «О городском пассажирском транспорте». Такое мнение в беседе с корреспондентом журнала высказал директор Могилевского городского коммунального унитарного предприятия «Горэлектротранспорт» Сергей МОНАСТЫРЕНКО.
«Договорная» рентабельность
Основная сложность для дотационных предприятий городского пассажирского транспорта - взаимодействие с местными властями, которые принимают решения о бюджетном финансировании. Закон «О городском пассажирском транспорте» станет первым шагом в упорядочении этих отношений, считает С.Монастыренко.
Пока же многое зависит от умения договариваться, хотя при любом раскладе переговоров средств на городской транспорт, как правило, выделяется недостаточно, а суммы бюджетных отчислений не зависят от реальной экономики предприятий. По итогам 3 кварталов 2013 г. выручка предприятий городского электротранспорта в целом по республике колебалась в пределах 5500 - 10770 руб./км при расходах 11700 - 18080 руб./км и покрытии затрат бюджетными субсидиями на уровне 32,7 - 46,4%. На таком фоне убытки составили от 4700 до 7950 руб./км. Многие видят выход в повышении тарифов на перевозки. Но исправление ситуации лишь за счет удорожания проезда, во-первых, может нарушить социальный принцип, во-вторых, будет содействовать раскрутке инфляции.
По мнению С.Монастыренко, одними из первых в законе следует прописать механизмы компенсации затрат на перевозку льготной категории граждан. В Могилеве, например, бесплатно могут ездить около 66, 4 тыс. человек, из которых 33,2 тыс. - учащиеся, при этом именно льготная категория пассажиров преобладает в общем объеме перевозок. Закон должен определить, что именно компенсировать из бюджета: выпадающие доходы или просто убытки от пассажирских перевозок.
Пока при существующей системе предприятию «Горэлектротранспорт» хватает бюджетных субсидий на работу в течение полугода. Потом приходится доказывать необходимость выделения дополнительных средств. Причина - не низкая эффективность или качество работы, а несовершенная система взаимоотношений с теми, кто отвечает за бюджетное финансирование, повторяет С. Монастыренко. Поэтому и нужны реформа управления городским пассажирским транспортом, в т.ч. выстраивания и выполнения договорных (контрактных) отношений, создание единого оператора по городским пассажирским перевозкам
Переменные успеха
Кроме этого, необходимо разработать новую обоснованную формулу для подсчета стоимости проездных билетов. Действующая в отношении декадных и месячных проездных содержит определенную льготу для потребителей транспортных услуг, т.к. не учитывает реальное количество поездок. В итоге, несмотря на полученную предоплату от продажи проездных, предприятия несут дополнительные убытки.
Также необходимо разработать механизм разделения выручки от продажи проездных на несколько видов транспорта. Пока не внедрена единая система оплаты проезда, электронные билеты, карты оплаты, сложно подсчитать, какой вид транспорта сколько перевез пассажиров. В Минске уже начали устанавливать электронные компостеры и валидаторы, в этом году планируется внедрить электронные билеты. С.Монастыренко надеется, что такая система вскоре начнет работать и в областных центрах. Это позволит точно определять пассажиропоток и в зависимости от этого считать экономику перевозок.
Руководитель могилевского предприятия не против здоровой конкуренции между различными видами транспорта, когда власти проводят конкурсы на обслуживание того или иного маршрута. Но следует учитывать особенности электротранспорта: троллейбусная сеть в городе уже создана, а строительство новых контактных сетей запланировано лишь на отдаленную перспективу, что несколько ограничивает конкурентоспособность.
«Горэлектротранспорт» проводит обновление подвижного состава, но при стоимости одного троллейбуса 2,5 млрд. руб. делать это за счет средств предприятия не получается. В свое время была принята госпрограмма обеспечения республики наземным городским электрическим транспортом на 2009-2013 гг.. При плане 112 троллейбусов для Могилева приобретено 72. Причина - нехватка средств в бюджете. Тем не менее удалось снизить износ подвижного состава с 80 до 40%.
Госпрограммой предусматривалось строительство новых линий. Разработана проектная документация, но на реализацию проекта пока также не найдено средств. Давно не модернизировались тяговые подстанции, хотя современные модели - значительно более энергоэффективные. Экономить энергоресурсы удается за счет эксплуатации современных троллейбусов. Но, к сожалению, практически всю эту экономию «съедает» рост тарифов на электроэнергию. За 11 месяцев прошлого года на оплату электроэнергии предприятие потратило свыше 13 млрд. руб., что составило более 20% удельного веса в расходах. Так что если есть необходимость повышать тарифы, то, как считает С.Монастыренко, желательно делать это плавно, ежемесячно и не более чем на уровень инфляции.
По мнению директора, в законе также стоит учесть опыт европейских стран, где для общественного транспорта выделена отдельная полоса движения. Это вкупе с модернизацией контактной сети позволит увеличить эксплуатационную скорость до 40 км/ч - тогда можно будет конкурировать даже с маршрутными такси. Сегодня же средняя скорость троллейбуса - 18 км/ч.
Со своей стороны транспортникам надо стремиться к улучшению качества предоставления услуг за счет внедрения автоинформаторов, электронных табло на остановках, считает директор могилевского предприятия.
Кадры там, где деньги
По словам С.Монастыренко, есть сложности и с оттоком кадров. Профессия водителя троллейбуса теряет свой престиж, в том числе в связи с небольшим уровнем заработной платы. В среднем по предприятию она составляет около 5,5 млн. руб. Увольняются кондукторы и контролеры, что усложняет решение проблемы неоплаченных проездов. Кондукторы, кстати, окупают свою заработную плату и затраты на содержание, увеличивая выручку предприятия. Но их работа все равно не может перекрыть убытки от реализации билетной продукции: за 11 месяцев 2013 г. у «Горэлектротранспорта» они увеличились на 35%, превысив 30 млрд. руб.
Недостаточность оборотных и дотационных средств заставляет предприятие брать дорогие кредиты на выплату заработной платы, закупку запчастей и оборудования. Значительные расходы (около 3 тыс. евро в месяц) сопряжены с обязательным страхованием ответственности перевозчика перед пассажирами. Причем размер страховых премий не зависит от выплат по страховым случаям.
В таких условиях могилевское предприятие ищет любые возможности дополнительно заработать: размещает рекламу, предлагает платную автостоянку, предоставляет другие услуги. Но без дотаций транспортникам все равно не обойтись. Без них сложно выполнить основную задачу - обеспечить качественные пассажирские перевозки.
Справка «Директора»
Могилевское ГКУП «Горэлектротранспорт» работает с 1970 г. В настоящий момент в его подвижном составе - 138 троллейбусов, в штате - 800 человек. За 11 месяцев 2013 г. перевезено 50972 тыс. пассажиров (на 6,5% меньше, чем за аналогичный период 2012 г.), выручка от реализации билетной продукции составила 44,38 млрд. руб. (на 27,7% больше). Расходы выросли на 30,7% - до 74,49 млрд. руб. Убытки с учетом субсидий достигли 7,1 млрд. (+60%), себестоимость перевозок одного пассажира - 1461,4 руб. (+40,3%).
МГКУП «Горэлектротранспорт»
212012, г. Могилев, ул.Челюскинцев, 139
Тел.: (8 0222) 25-50-07
Диспетчерская: (8 0222) 31-08-56
Факс: (8 0222) 25-50-00
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.mogtrollbus.by
{jcomments on}