fbpx

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Белорусская элита в целом созрела к проведению структурных реформ в экономике страны. По крайней мере, о них активно говорится на всех уровнях, в т.ч. в эшелонах власти. Правда, до сих пор нет четкого плана и ориентиров на этот счет. Например, экономисты все чаще заявляют о необходимости увеличить долю услуг в ВВП. Ведь данный сектор генерирует более высокую добавленную стоимость, имеет меньшую энерго- и импортоемкость по сравнению с промышленностью, быстрей наращивает экспорт.

Алесь ГЕРАСИМЕНКОО целесообразности переформатирования ВВП в сторону большего удельного веса услуг заговорили еще в бытность премьера Сергея Сидорского. Подтолкнули сложности с экспортом в 2008-2009 гг. на фоне мирового финансового кризиса, а также растущая проблема отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Правда, ни при тогдашнем, ни при нынешнем главе Совмина Михаиле Мясниковиче идея так и не получила комплексного развития. Взамен правительство сосредоточилось на реализации программных документов по отдельным отраслям.

Приехали
Между тем очевидная неспособность белорусской экономики демонстрировать устойчивый рост все настойчивей сигнализирует о необходимости проведения структурных реформ. В этом году именно промышленность и схожее по сути производства сельское хозяйство стали основным тормозом белорусского ВВП (см. диаграмму).

 Влияние основных видов экономической деятельности на формирование темпов роста ВВП в январе-октябре 2013 г., %
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Скромный прирост экономики в 1,1% по итогам 10 месяцев достигнут лишь благодаря повышению налогов в этом году, тогда как валовая добавленная стоимость, собственно, характеризующая экономический рост, прибавила символические 0,2%. А ведь проблема не только в «просевшей» нефтянке, падение отмечено в текстильном и швейном производстве, металлургии, машиностроении, выпуске целлюлозы, бумаги и др.

Ситуация стала предметом серьезного недовольства со стороны главы государства. Выслушав 29 ноября отчет правительства и Нацбанка, Александр Лукашенко пообещал, что если по итогам I квартала 2013 г. ситуация не изменится, громких отставок не избежать: «Всю «голову» правительства мы сносим сразу. Дальше я прощать и терпеть бездействие не буду».
Воспрянет ли духом белорусская экономика в следующем году? Оценки Совмина на этот счет меняются то вверх, то вниз. Изначально в проекте прогноза социально-экономического развития на 2014 г. фигурировали 5,7% прироста ВВП, потом лишь 2,7%, а непосредственно перед отчетом у Президента показатель вновь подняли до 3,3%. К слову, Всемирный банк прогнозирует нам еще более скромный результат - 1%.

Что делать?
В последнее время усилия экономических властей были направлены на совершенствование законодательства и общее улучшение деловой среды в стране, что рассматривалось как составная часть институциональных реформ. Успехи Беларуси на этом пути признаются как отечественными субъектами хозяйствования, так и внешними институтами. Например, в одном из наиболее авторитетных глобальных рейтингов Всемирного банка (Doing Business) Беларусь за 7 лет поднялась со 129-го на 63-е место среди 189 стран. Однако рост в этом рейтинге не имеет прямой корреляции с динамикой национальных экономик (см. таблицу). Среди 11 стран СНГ Беларусь уступает в Doing Business-2014 лишь Армении (37-е место), но одновременно имеет наименьший показатель по росту экономики. Хуже дела обстоят только на Украине, которая и вовсе скатилась в рецессию.

Любопытно, что наиболее динамично ВВП растет в азиатских республик, где условия ведения бизнеса получили наихудшие оценки от ВБ. При этом самый стремительный экономический рост в этом году демонстрирует Туркменистан, который и вовсе не попал в рейтинг.

 Сравнение места стран СНГ в Doing Business-2014 с темпами роста экономики по итогам трех кварталов 2013 г. к аналогичному периоду 2012 г.
 Страна Место в рейтинге Динамика ВВП, %
Азербайджан70105,4
Армения37102,6
Беларусь63101,1
Казахстан50105,7
 Кыргызстан68109,2
 Молдова78104,9
 Россия92101,3
 Таджикистан143107,4
 Туркменистан-110,0
 Узбекистан146108,1
 Украина11298,5

Не особо впечатлены нашими реформами иностранные инвесторы. Исследовательский центр ИПМ, проанализировав зависимость между иностранными инвестициями на душу населения и условиями ведения бизнеса в 163 странах, пришел к выводу, что при нынешних позициях республики в Doing Business ПИИ должны составлять не менее 3,5 млрд. долл. против фактических 1,376 млрд. долл. в 2012 г.

Да, есть целый ряд причин, почему буксует белорусская экономика. Ей объективно нужно время, чтобы приспособиться к условиям ограниченного эмиссионного кредитования, на реальный сектор давят высокие процентные ставки по коммерческим кредитам, не все гладко у нашего основного экономического партнера - Российской Федерации. Но есть и факторы, которые скорее связаны с недоработками регулятора, а точнее с нежеланием менять сложившуюся экономическую модель. Институциональные реформы носят узкий характер, а потому не перерастают в структурные.

Упрощение условий регистрации нового бизнеса и некоторые другие законодательные подвижки позволяют Беларуси перманентно увеличивать число субъектов хозяйствования. Только за 10 месяцев года в стране появилось 17 834 организации! В основном они создавались как раз в сфере услуг (в строительстве - 1 778, торговле - 6 115, в секторе транспорта и связи - 3 840, гостиничном и ресторанном бизнесе - 368), тогда как в обрабатывающей промышленности появились 1 638 новых предприятий, а в сельском хозяйстве - 379.

Пополнение семьи субъектов хозяйствования, впрочем, не приводит к ощутимой трансформации экономики и общей макроэкономической стабилизации. Полагаем, настоящие сдвиги начнутся лишь, когда власть наберется смелости провести более-менее значительное разгосударствление реального сектора, а заодно откажется от протекционистской политики по отношению к нежизнеспособным предприятиям и отраслям. Подобные решения требуют политической воли, а их реализация может иметь болезненные социальные последствия, но как гласит древняя мудрость, «нельзя перейти реку, не замочившись».

Пока же чрезмерная концентрация активов и всех видов ресурсов в руках государства, а также нежелание расставаться со сложившейся отраслевой структурой просто не оставляют достаточно питательной среды для роста компаний в новых секторах. Время - деньги
Конечно, если бы в Беларуси была проведена масштабная приватизация, то спустя одно-два десятилетия отраслевая трансформация произошла бы сама собой, эволюционным путем. Эффективные собственники (частники) постепенно перераспределили бы активы в пользу более прибыльных и устойчивых отраслей, в т.ч. сферы услуг. Но столь значительный временной лаг - непозволительная роскошь для нашей страны. Да и власть не демонстрирует готовности к серьезному разгосударствлению экономики.

Так что возрастает необходимость в осознанном проведении правительством структурных отраслевых реформ - в целенаправленном наращивании доли услуг в ВВП. Какие из них развивать прежде всего? Поскольку республика все еще не сбалансировала внешнюю торговлю, в приоритете должны быть те, кто способен активно наращивать экспорт без привлечения значительного промежуточного импорта. В их числе сектор информационно-коммуникационных технологий, туризм, инженерные, архитектурные, логистические, экспедиционные услуги. Достаточно импортоемки, но вместе с тем конкурентоспособны на внешних рынках транспортная отрасль и строительство.

По многим из этих секторов вложения дают на порядок большую отдачу, чем инвестиции в привычное для нас промпроизводство. Туда и нужно направлять капитал в рамках системного подхода.

{jcomments on}