fbpx

Марина НОСОВА

В былые времена речным транспортом Беларуси ежегодно перевозилось 20 млн. т грузов. Сегодня цифры намного скромнее: за 10 месяцев 2013 г. - 3,9 млн. т. Между тем дальнейшая эффективность работы будет зависеть от наращивания внутренних и экспортно-импортных перевозок, считает начальник порта «Мозырь» - филиала РТУП «Белорусское речное пароходство» Владимир ЗАЙЦЕВ.

Белорусское речное пароходство пока в большей степени сосредоточено на внутренних перевозках, тогда как доля экспортно-импортных - незначительна. Хотя еще в советские времена суда порта «Мозырь» возили лес, уголь, руду, кварциты в Украину. После Чернобыльской катастрофы в отрасли начался спад. Толчок к развитию речного транспорта и порта дал визит Президента Беларуси Александра Лукашенко в апреле 2002 г. в Мозырь, инициированный тогдашним министром транспорта Михаилом Боровым.

После длительного перерыва возобновились поставки экспортных грузов (калийных солей). В течение трех лет их объем вырос до 84 тыс. т. Из Украины начали возить гранулированный металлургический шлак, который используется в качестве добавки в цемент. Последние два года порт наладил перевозки лесных грузов. Причем если поначалу баржи сдавали в аренду перевозчикам, то в этом оду взяли на себя весь процесс - от перевалки леса в своем порту из вагонов до выгрузки в порту назначения - Херсоне.

Теперь предприятие само нанимает украинские буксиры, работает с агентами и портами на всем протяжении маршрута. Похожая ситуация и с доставкой полевого шпата: в прошлом году порт «Мозырь» участвовал в доставке двух партий по 1,6 тыс. т для минского ОАО «Керамин» и комбината строительных изделий в Березе. В этом году взял на себя экспедирование 3,3 тыс. т продукта от захода турецкого судна в Херсон до доставки вагонов на станцию «Минск-Южный» в адрес ОАО «Керамин». Дороги уходят… в реки
Уже два года порт занимается перевозками нефтепродуктов нефтеналивными баржами.

- Мы хотели доказать состоятельность идеи перевозки топлива в Украину из порта «Мозырь», в 30 км от которого расположен крупнейший белорусский нефтеперерабатывающий завод. Это предприятие 60% продукции отправляет на экспорт именно в Украину, - отмечает начальник филиала.

В прошлом году появился инвестор, который построил сливной трубопровод для перевалки нефтепродуктов из вагонов. В конце 2012 г. сделали пробную отгрузку, а в этом  суда совершили два рейса в Киев, перевезя 1,5 тыс. т.

У филиала пароходства есть возможности для наращивания таких перевозок собственными силами. В порту имеется 26 тыс. т. тоннажа для навалочных грузов. Есть идея модернизировать части этих мощностей под наливные грузы. Например, в Гомельском Речицком портах построить наливные контейнеры и установить их на баржах. Это позволит возить дизельное топливо, мазут, другие нефтеналивные грузы.

Мощности порта задействованы в перевозке тяжеловесных негабаритных грузов для строительства Белорусской АЭС. Доставляемое пароходством оборудование производят в Волгодонске (Ростовская обл.), в южной части Цимлянского водохранилища. Провезти его по автомобильным дорогам через всю Россию, Украину и Беларусь довольно сложно. Выбрали более рациональный путь: загрузка в Волгодонске на судно «река-море», доставка в Херсон, где груз перегружается на баржи и далее доставляется через Киев до Березино. Оттуда, предприятие «Белдортяжтранс» будет забирать грузы и автотранспортом доставлять на площадку АЭС.

Подсчеты показали, что схема доставки и тарифы принесут хорошую выгоду предприятию. Кроме того, подобные заказы являются хорошей рекламой, обеспечивая поступление новых предложений. В Мозыре ожидают, что в следующем году перевозки дизельного топлива, лесных грузов станут на поток. Уверенно заявить о себе надо еще и потому, что в сфере транспортных услуг водными путями постоянно растет конкуренция, например, со стороны Украины. Ее флот активно возрождается и модернизируется.

- Конкурентоспособность можно повысить за счет накопления опыта работы на внешних рынках и модернизации производственных мощностей. Это также снизит зависимость от состояния внутреннего рынка. Как бы ни развивалась внешняя конъюнктура, вне Беларуси есть страны, покупающие и дизельное топливо, и лес. Это надежнее, чем возить на внутреннем рынке щебень и песок, - считает В.Зайцев.

Пути повышения эффективности начальник порта видит и в расширении номенклатуры перевозимых грузов. Одно из направлений - контейнерные перевозки. У предприятия есть грузовой теплоход «Надежда», построенный в 2002 г. Ранее он перевозил калийные соли. В прошлом году «Надежду» отправили в Речицу на ремонт. Теперь ее вполне можно использовать для контейнерных перевозок, возить грузы из украинских морских портов. Теплоход способен дойти до Николаева, Одессы, Ильичевска и даже выйти на Дунай. Ставки на такие перевозки несоизмеримы со ставками на внутреннем рынке по навалочным грузам. К тому же можно будет перевозить не только контейнеры, но и металлоконструкции.

Этой осенью обсуждалось предложение по доставке оборудования на строящийся с помощью белорусской стороны Гарлыкский горно-обогатительный комбинат в Туркменистане. Поскольку 80% оборудования закупается в Германии и других странах Западной Европы, оттуда его везут в Брест, а потом в Туркменистан. Это не тяжелый, но негабаритный груз. Речники предложили новую схему доставки: из Бреста по рекам до Херсона, потом перегрузка на судно «река-море» и далее по Волго-Донскому каналу до Каспия в Красноводск. Там - перегрузка на автотранспорт и доставка на строительную площадку, расположенную в 100 км от Красноводска.

С точки зрения организации  все упрощается, да и стоимость ниже. Думали грузиться на суда прямо в Брестском порту, но это не позволяет белорусское таможенное законодательство. Поэтому под проект в Мозыре планируют освободить портовый склад на 1200 кв. м и организовать там склад временного хранения (СВХ) для предъявления таможенным органам. Тогда будет возможность завезти в течение зимы часть оборудования для комбината и весной открыть новый маршрут.

Кроме этого, в Гомеле на слипе стоит буксир БТ-01. Когда-то он строился  как теплоход «Пинск» под разряд «озерный». Буксир может работать на всем протяжении днепровского каскада, он в идеальном состоянии, на нем установлены новый корейский двигатель и самое современное навигационное оборудование, модернизирована вся инженерная часть. Буксир можно использовать на перевозках по Днепру. Если будет развиваться и это направление, работа предприятия станет еще более эффективной.

Конкурентное преимущество порта «Мозырь» - хорошее географическое расположение. Он находится на Припяти, которая является наиболее предсказуемой и полноводной рекой. Кроме того, до большой воды около Чернобыля - всего 156 км. При всех равных условиях провозная способность этого порта самая высокая, наиболее выгоден он и с точки зрения доставки экспортно-импортных грузов. В порту есть также 5,5 км железных дорог, развитые весовое и складское хозяйства. В поисках капитала
Начальник порта считает, что на развитие белорусского речного транспорта большое влияние оказывает человеческий фактор. Есть руководитель, который хочет двигать вперед речной транспорт - он развивается, нет такого человека - все замирает. Важно понимать, что белорусский речной флот может перевозить не только песок и щебень.

Разумеется, развитие материально-технической базы сопряжено с серьезными капиталовложениями. Возможно, потребуется привлечение сторонних инвесторов. Пока же они не спешат вкладывать средства в активы, которые находятся в собственности государственного унитарного предприятия. Есть информация, что пароходство включено в план акционирования. Возможно, это будет способствовать приходу инвесторов и дальнейшему интенсивному развитию. Опыт соседней Украины, где все порты прошли через разгосударствление, показал что частные инвесторы способны обеспечить серьезный толчок к модернизации отрасли.

Географическое расположение Беларуси на пересечении грузопотоков с севера на юг и с запада на восток очень интересное с точки зрения не только автомобильных и железнодорожных, но и речных перевозок. У нас есть потенциал, и его следует разумно использовать.

Рассматривается идея создания нового порта, которая может привлечь иностранных инвесторов. В Брагинском районе Гомельской области на Днепре есть населенный пункт Нижние Жары. Глубина реки позволяет заходить сюда смешанным судам «река-море». Здесь можно создать фактически морской порт. Единственное - нет железной дороги. Цена ее постройки до Хойников составляет около 100 млн. долл. На возведение порта с терминалами под контейнерные перевозки, пиломатериалы, металлопродукцию, потребуется еще порядка 8-10 млн. долл. Вместе с тем, расчеты показывают, что подобная инфраструктура быстро окупится, так как появится возможность доставлять грузы с Черного моря через Беларусь в Россию. Цены не кусаются
Тарифы на речные перевозки всегда были выше, чем железнодорожные. Но, после повышения последних на внутреннем рынке с 1 января т.г. тарифы сравнялись. При этом железная дорога практикует дополнительные сборы, ведущие к удорожанию перевозок, тогда как речные порты стараются брать с клиента только оплату за перевозку и за погрузо-разгрузочные работы. Плата за экспедирование или хранение груза не взимается. К тому же провозные способности речных перевозок больше, что позволяет перевозить такие грузы, которые доставлять по железной дороге сложно. Утолить кадровый голод
Но есть одна проблема - текучесть судоводителей. Светлогорский государственный индустриальный колледж осуществляет подготовку судоводителей и судомехаников. На мотористов и поваров обучаются в профессиональном лицее водного транспорта в Гомеле. Чтобы дорасти до капитана, дипломированному судоводителю надо 5-6 лет. Молодежь же хочет все и сразу. Чаще увольняются первые или вторые помощники капитана. С крановщиками проще. Их подготовка занимает меньше времени. Инженерно-технических работников для флота раньше готовили в Ленинградском и Горьковском институтах водного транспорта. Сейчас в БНТУ появился факультет, на котором обучают будущих корабелов и эксплуатационников, что может решить кадровую проблему в будущем. Евростандарты
Порт «Мозырь» переходит на европейские стандарты работы. К этому подталкивает активное сотрудничество с украинскими компаниями. Там, например, уже не используют документы и бумаги, оставшиеся в наследство от СССР. В Беларуси пока только в речном порту «Мозырь» выписываются коносаменты (международные накладные).
Также мозыряне проводят работу по оснащению судов современным навигационным оборудованием и соответствующими программами. Начальник порта или диспетчер, зайдя в интернет, могут отслеживать, где находятся суда, что они перевозят, скоро ли прибудут в порт назначения. В Мозыре стараются поспевать за современными техническими и технологическими тенденциями.

Справка «Директора»
Речной порт «Мозырь» основан в 1963 г. и расположен на 192-м км реки Припять. Длина причальной линии - 800 м. Речной порт имеет 9 буксирных теплоходов; 26 единиц несамоходного флота; 1 земмашину; 1 плавкран. На предприятии работает 140 человек.

Порт «Мозырь» - филиал РТУП «БРП»
247760, г. Мозырь, Портовая улица, 23
Тел.: +375 (236)36-96-50
Факс: +375 (236)36-96-51
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on}