Наталья КОРЖ

Недавние кадровые решения Президента по результатам посещения ОАО «Борисовдрев» - повод задуматься о принципах подбора людей на руководящие должности, их подготовке и оценке работы. Как решать проблему управленческих кадров на уровне страны, области и предприятия? Своим мнением на этот счет поделился генеральный директор гомельской обувной фабрики «Батичелли» Наум КАЦ.

Наум КацУправленец - это не технолог и не производственник. Это тот, кто знает и говорит, куда предприятие должно двигаться.

Задача собственника (не важно - частника или государства) - найти таких людей. В случае назначения директоров на госпредприятия логичным было бы проводить что-то вроде тендера, считает руководитель «Батичелли».  В конкурсную или отборочную комиссию помимо представителей властей, в том числе самого губернатора, должны входить психологи, аналитики, которые на основании тестов и объективных данных смогли бы принять решение, подходит ли человек на такую должность. Кто на «скамейке запасных»?
При губернаторах целесообразно создать аналитические центры, которые могли бы не только отбирать управленцев, но и сопровождать их в течение первого года работы. Можно найти сотни специалистов, а потом отобрать из них десятки руководителей. За два-три месяца обучить, подготовить - и в итоге создать команду топ-менеджеров. Директор «Батичелли» уверен, что подобные центры вполне способны переломить проблему неэффективного управления. Пока же в большинстве случаев директора назначают только потому, что он хорошо говорит или просто «свой парень».

Сложности с подбором эффективных руководителей также связаны с тем, что у губернаторов «короткая скамейка запасных» из управленцев, которые могли бы конкурировать с выпускниками Гарварда и других западных университетов. В Беларуси много ученых и экспертов. За относительно короткое время они могли бы разработать программу переподготовки руководителей новой формации. Чем больше появится таких топ-менеджеров, тем больше будет возможностей у губернаторов или мэров отбирать, а затем рекомендовать Президенту людей на должности директоров предприятий.

Н.Кац за расширение полномочий губернаторов. У них должна быть возможность предоставлять инвесторам неэффективно используемые производственные площади по минимальной арендной ставке. Таких площадей на разных госпредприятиях хватает. Немало примеров, когда организации почти не работают, пустуют, а инвесторам рядом приходится возводить новые производственные помещения. Проблема в том, что  руководители областей и районов напрямую не распоряжаются имуществом неэффективных госкомпаний. Но если губернатор, например, отвечает за предприятия в регионе, то он должен иметь такие полномочия. Вот когда они у него появятся, тогда и спрашивать с него можно в полной мере.
Возможно, даже стоит отказаться от деления на республиканскую и коммунальную (областную и городскую) собственность. Губернатор как представитель государства должен иметь право распоряжаться всеми ее видами и формами. Со своей стороны директора, допустив экономические провалы на своих предприятиях, должны быть готовы ужаться в площадях.

Одновременно нужды прозрачные правила, позволяющие оценить эффективность использования госимущества. Н.Кац предлагает сопоставлять производственные площади с количеством рабочих мест и объемами выпуска продукции, можно также отслеживать динамику этих показателей к некоему базовому периоду, например, к 1991 г.

Если цифры устойчиво падают – нужно вмешательство государства в лице губернатора. Пришел инвестор, предложил проект - губернатор принимает решение о передаче под него неэффективно используемые цеха.

С другой стороны, не следует искать слишком простых решений проблемы, как то предлагают некоторые чиновники – например, повысить налог на неэффективно используемую недвижимость. Модернизация – также не является панацеей. Кто ее проводит у нас? Зачастую люди, которые способны делать объем, а не деньги. Между тем модернизация - это не замена «железа», а новый уровень мышления и управления. Она должна произойти в головах людей. Главное - решить какой продукт производить, нужен ли он потребителю, а не то, какое оборудование купить. В этом основная задача и талант руководителя. Именно таких управленцев должен найти собственник предприятия.
 
Не эффектный, а эффективный
Кстати, директор «Батичелли» кроме производства детской обуви активно занимается консалтингом. Анализируя ситуацию на различных предприятиях, он пришел к выводу, что проблемы не зависят от размера компаний и форм собственности. Равно как и пути преодоления сложностей одинаковы - пролегают через внедрение новых систем управления и организации производства. Только за счет такой реорганизации можно добиться снижения себестоимости на 25-30% без дорогостоящих вложений на строительство новых производственных площадей, закупку специального оборудования, убежден Н.Кац. Универсально полезной для разных компаний может быть цепочка «моделирование - организация - технология - оборудование», выстроенная на фабрике «Батичелли». О новационном подходе предприятия в организации производственных процессов мы подробно писали в выпусках журнала №№2, 4 и 8 за этот год.

Директор «Батичелли» делится своей системой с другими руководителями. Он уже проконсультировал более 30 предприятий. Ни на одном из них до этого не было коэффициента загрузки более 31%. С такой низкой эффективностью невозможно конкурировать с западными компаниями, у которых этот показатель в среднем составляет 90%. Наш рабочий закрутит одну гайку - и ждет. Такая же картина и на стройках, где строители часто томятся в ожидании работы. Все это - следствие непонимания или нежелания директоров пересматривать систему управления.

На Западе властвует «технологическое время. Каждая операция должна выполняться за определенный промежуток времени -  не меньше и не больше. Он рассчитывается технологами, направлен одновременно на повышение трудовой дисциплины и мотивацию рабочих. Последним также не нужно искать материалы и комплектующие или ждать, когда их подадут. Пришел на рабочее место - все необходимое уже есть.

Важно, чтобы изделие собиралось просто, как автомат Калашникова. Для этого сборка должна пройти конструкторско-технологическую проработку, чего зачастую не делается - теряется технологическое время, растут издержки, снижается конкурентоспособность. Здесь и возникает вопрос: кто и как управляет процессом? 

Разница между управленцами в Беларуси и на Западе - в уровне образования. За западными специалистами стоят Гарвард, Оксфорд и так далее, в наших университетах тоже готовят руководителей, но такого ли уровня? По оценкам Н.Каца, во главе белорусских предприятий лишь 7% действительно талантливых и современных управленцев, которых, как говорят, поцеловал в макушку Бог. Остальные 93% - руководители старой закваски.

Кроме того, нельзя не заметить разницу в поставленных задачах. Если на Западе - это рост капитализации, то для большинства директоров в Беларуси - увеличение объемов производства. Стоит длинная очередь из директоров госпредприятий, просящих денег на производство, пополнение оборотных средств, модернизацию. Но кто и как будет их отдавать?

К сожалению, многие руководители государственных предприятий считают себя не наемными топ-менеджерами, а собственниками. Они берут бюджетные средства, не будучи готовы их вернуть. А работать следует так, чтобы получать прибыль и отдавать ее собственнику, т.е. государству. Это должно стать основой мышления руководителей новой генерации. Осознание задачи следует рассматривать как один из критериев отбора управленцев в рамках тендера или иной кадровой технологии.

Ни один хозяин предприятия не будет терпеть директора, который приносит убытки. У нас же один заваливает предприятие, ему на смену приходит другой, но компания продолжает лежать на дне. Почему? Потому что директора не подготовлены. Изменить картину в целом по экономике можно, лишь оперативно и активно взявшись за образование отечественных топ-менеджеров.
Следует также усвоить аксиому, что прибыль можно получать, не гоняясь за объемами и высокой рентабельностью. На Западе хорошей считается рентабельность 7%. Медлить нельзя!
Для реформ в экономике необходима политическая воля. Настало время государству избавляться от балласта, который не умеет работать и управлять, который считает, что модернизация - это всего лишь закупка оборудования, а инвестпроект - замена старых деревянных окон на пластиковые. Государство вполне может остаться хозяином крупных предприятий и добиться их эффективной работы. Тогда как приватизацию следует начинать с  продажи компаний со среднесписочной численностью работников до 200 человек.

Впрочем, продавать активы или нет, и если продавать, то по какой цене – это дело собственника, то есть государства. Вялость процессов разгосударствления не должна использоваться некоторыми предпринимателями в попытке объяснить собственные провалы и неэффективность. Пока деловое сообщество страны разделилось на два крупных лагеря – тех кто хотел бы сохранить доминирование госсобственности в экономики, и тех, кто желает ее массовой распродажи. При этом мы видим относительно небольшую третью группу – тех, кто не ждет, что государство ему что-то продаст по дешевке или вовсе отдаст, а самостоятельно успешно развивает бизнес. Именно в этой прослойке сегодня преимущественно сконцентрировались те 7% избранных директоров, которые являются опорой и надеждой белорусской экономики.

Многие наши чиновники и топ-менеджеры уповают на интеграционные процессы на постсоветском пространстве, надеются, что емкий рынок ЕЭП обеспечит им дополнительный толчок в развитии. Но одновременно они забывают, что это рынок высококонкурентный, выиграют на нем только успешные предприятия, которыми управляют эффективные директора. Только усовершенствовав систему поиска и подбора управленцев в стране, мы можем надеяться на положительный эффект от нашего участия в ЕЭП, а в перспективе – от интеграции в глобальный рынок в виде присоединения к ВТО.

Не важно, каким предприятием будет руководить топ-менеджер новой формации. Ему надо платить за то, что он успешно продает товар, а не за то, что выпустит много никому не нужной продукции во имя объемов. Директорам необходимо давать возможность участвовать в акционерном капитале, в т.ч. выплачивать бонусы можно не наличными деньгами, а акциями предприятия, тогда и руководитель будет заинтересован в росте их капитализации, что достигается лишь путем улучшения финансово-экономических показателей.
Из всех подобных нюансов состоит эффективный менеджмент. Успех предприятий зависит от того, знает ли директор современные технологии управления и умеет ли ими управлять, а успех страны – в умении правительства создать институциональные условия для совершенствования подготовки и мотивации кадров высшего звена.

ООО «Обувная фабрика «Батичелли»
246031, г. Гомель, ул. Фадеева, 1а
Тел./факс: (0232) 54-22-01
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}