Сергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук

Несмотря на двадцатилетний  период взаимоотношений Беларуси с многосторонней торговой системой ГАТТ/ВТО и активную дискуссию в обществе по поводу присоединения к этой Организации, по-прежнему можно слышать вопрос: что приобретет страна от полноправного участия в ВТО?

ВТОПрежде всего следует оценить ожидаемый «эффекта участия» Беларуси в многосторонней системе регулирования торгово-экономических отношений. Другими словами, необходимо, взвесить выгоды, которые получит страна от присоединения к ВТО, и издержки, которые она понесет от выполнения обязательств полноправного участника Организации.

В пользу участия в многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО говорят следующие аргументы:
- широкомасштабное распространение режима наибольшего благоприятствования  (РНБ) будет обеспечивать отечественным экспортерам недискриминационные условия торговли;
- создается предсказуемая и безопасная торговая среда для экспорта товаров и услуг вследствие использования торговыми партнерами согласованных на многосторонней основе юридических норм и правил;
- улучшается доступ к рынкам сбыта;
- открывается возможность участвовать в многосторонних соглашениях, касающихся всех аспектов глобальных торговых отношений;
- появляется возможность содействовать совершенствованию многосторонней торговой системы посредством переговоров в рамках ВТО;
- открывается доступ к механизму разрешения споров для защиты экономических интересов страны в случае, если они будут ущемлены торговыми партнерами.

Участие Беларуси в ГАТТ/ВТО будет содействовать созданию в стране предсказуемой инвестиционной среды.
Открывающиеся возможности обеспечиваются механизмами, заложенными в основу функционирования многосторонней торговой системы.
В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 159 стран. Учитывая данный факт, а также то, что в условиях РНБ все страны разделяют экономические выгоды, вытекающие из любого снижения ставок таможенных пошлин, можно утверждать, что именно в рамках ВТО режим наибольшего благоприятствования является тем  конкретным механизмом, который обеспечит предприятиям Беларуси свободное и безусловное получение преимуществ, вытекающих из наилучших торговых условий, согласованных полноправными участниками многосторонней торговой системы. Это в свою очередь будет способствовать укреплению и расширению торгово-экономических связей на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и общей заинтересованности.

Одним из фундаментальных принципов функционирования многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО является регулирование внешней торговли с помощью таможенных тарифов. В соответствии с существующими правовыми нормами «никто из стран-участниц не должен устанавливать или сохранять на ввоз любого товара из территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов» . Такой подход способствует справедливой конкуренции и сдерживает партнеров от необоснованного использования торговых барьеров.

Качественный аспект полноправного участия страны в ВТО проявится в том, что многосторонняя система регулирования торгово-экономических отношений окажет стабилизирующее воздействие на выработку национальной внешнеторговой политики. Обязательства, взятые страной на многосторонней основе, всегда имеют для зарубежных партнеров более весомое значение, чем обязательства на двусторонней основе.
Присоединение Беларуси к ВТО станет стимулом к активному реформированию экономики и внедрению современных технологий, позволяющих выпускать конкурентоспособную на мировых рынках продукцию.

В пользу полноправного участия Беларуси в ВТО говорит и анализ соглашений, действующих в рамках многосторонней торговой системы. Например, Соглашение по выполнению Статьи VI ГАТТ-1994 содержит более детализированные правила в части применения антидемпинговых мер, метода определения того, какой товар продается по демпинговым ценам; какие критерии принимать во внимание при определении ущерба, нанесенного отечественной промышленности демпинговым импортом; каким процедурам необходимо следовать для инициирования и проведения антидемпинговых расследований.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) включает в сферу многостороннего регулирования активно развивающуюся отрасль мировой экономики, на долю которой в настоящее время приходится около 16% глобального торгового оборота.
Режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле услугами - основополагающий ГАТС. Неразрывно с РНБ связан принцип национального режима . Еще одним важным принципом ГАТС является транспарентность:  договаривающиеся стороны должны обеспечивать свободный доступ ко всей информации, законам, административным положениям и распоряжениям, относя-щимся к компетенции многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО.

Международная торговля услугами является достаточно привлекательной точкой приложения усилий внешнеторговых, транспортных, строительных, туристических, научно-исследовательских и других секторов отечественной экономики с целью включения в глобальные цепочки поставок.

Хотя перечисленные выше выгоды и будут доминировать, необходимо учитывать издержки, которые понесет Республика Беларусь в случае присоединения к ВТО в качестве полноправного участника. Это, прежде всего, издержки экономического и социального характера в период адаптации экономики к более жесткой международной конкуренции в условиях либерализации внешнеэкономических связей. Определенные средства придется потратить на приведение национальной законодательной базы в соответствие с международными нормами и правилами, а также создание институционального механизма контроля за выполнением многосторонних обязательств.
Участие в ВТО потребует выплаты взносов в регулярный бюджет Организации, оплаты расходов по участию делегаций Беларуси в заседаниях ВТО и проведению разного рода переговоров. ВТО

Серьезной проблемой, которую приходится решать в процессе присоединения к ВТО, является обеспечение соответствия национального законодательства в области внешнеэкономической деятельности положениям многосторонних соглашений в рамках ВТО.
Полноправное участие в многосторонней торговой системе ГАТТ/ВТО накладывает ряд обязательств, ограничивающих до определенной степени свободу выбора средств регулирования внешнеэкономических связей, т.е. управление внешнеэкономическим комплексом Республики Беларусь может осуществляться лишь теми методами, которые не противоречат нормам и принципам ВТО. Ведь в соответствии с договоренностями «Уругвайского раунда»  полноправным участником ВТО может стать страна, признающая и соблюдающая все без исключения соглашения и договоренности, действующие в рамках многосторонней торговой системы.

Противники присоединения страны к ВТО часто озвучивают тезис о том, что, став полноправным участником многосторонней торговой системы, Беларусь сузит возможности использования такого инструмента регулирования товарных потоков, как Таможенный тариф. Такая позиция справедлива лишь отчасти. На современном этапе развития международных торгово-экономических отношений роль Таможенного тарифа существенно изменилась.

Данный инструмент регулирования внешней торговли, по сути, утрачивает две из трех своих основных классических функций:
- защита национального рынка от конкурирующей продукции, поставляемой из-за рубежа;
- содействие созданию новых рабочих мест.

Остается лишь фискальная функция, которая важна для правительств в зависимости от степени развития национальной экономики и состояния государственного бюджета.
Наиболее распространенными в пользу высокого уровня тарифной защиты являются аргументы о необходимости оградить от сильных зарубежных конкурентов формирующиеся производства, а также социально значимые отрасли экономики, как то сельское хозяйство или текстильная промышленность.

Но здесь надо учитывать, по меньшей мере, два важных аспекта: как долго будут формироваться те или другие национальные производства, и какой товар, с точки зрения его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, предложат они «на выходе».
Новые научно-технологические разработки меняют содержание и структуру современной промышленности. Они становятся определяющим фактором в обеспечении устойчивого развития отраслей и повышении конкурентоспособности не только выпускаемой продукции, но и экономической системы в целом!

Степень либерализации международных рынков и конкурентоспособность товаров, предлагаемых на этих рынках, взаимосвязанные переменные: по мере увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции рынки (и прежде всего - национальные) становятся более открытыми.
Здесь уместно напомнить, что на момент создания ГАТТ (1947 г.) уровень средневзвешенного тарифа на промышленные товары составлял 39%, а по итогам «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) многосторонних торговых переговоров - 3,7%. Иначе говоря, менее чем за 50 лет функционирования многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО средневзвешенный тариф на промышленные товары сократился в 10 раз.
В заключение хотелось бы отметить, что Беларусь, являясь полноправным членом Таможенного союза с Россией и Казахстаном, подписала и ратифицировала Договор от 19.05.2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Согласно Статье 1 этого Договора, с момента присоединения любой из стран-членов Таможенного союза к ВТО положения всех без исключения Соглашений ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой страны к многосторонней торговой системе, становятся составной частью правовой системы Таможенного союза.

На практике это означает следующее: хотя Беларусь не является членом ВТО, внешнеэкономический комплекс страны должен функционировать в соответствии с правилами многосторонней торговой системы ГАТТ/ВТО. Иначе говоря, Беларусь де-факто уже имеет обязательства перед ВТО в отсутствие прав на использование инструментов этой организации для защиты своих национальных экономических интересов. Устранить дисбаланс можно лишь, успешно завершив процесс присоединения страны к ВТО в качестве полноправного члена.
{jcomments on}