Марина НОСОВА

Советский лозунг «Кадры решают все!» сегодня приобрел повышенную актуальность. Год от года директорат предприятий заявляет о растущем дефиците по широкому перечню рабочих специальностей. Этой осенью в белорусской столице прошли сразу несколько конференций, на которых ученые, преподаватели и бизнесмены совместно искали решение данной проблемы. К ее обсуждению подключился и директор Минского государственного профессионального лицея №12 строительства Сергей ТЕСЕЛКИН, согласившийся ответить на вопросы журнала «Директор».

Теселкин- Сергей Владимирович, на ваш взгляд, чего больше в кадровой проблеме: влияния неблагоприятной демографической ситуации, миграции специалистов за рубеж, недоработки системы образования? Или все нужно рассматривать в комплексе?

- Проблема нехватки квалифицированных кадров, в том числе в строительной отрасли, - комплексная. В первую очередь она вызвана оттоком специалистов за границу, куда, как правило, уезжают высококвалифицированные рабочие. Кроме этого, происходит миграция между предприятиями внутри страны. Люди ищут более высокие зарплаты, которые становятся главным стимулом к смене места работы.

Также сказывается демографическая ситуация. На примере нашего лицея как одного из базовых поставщиков рабочих строительных специальностей в Минске видно, что в последнее время снижается набор абитуриентов, соответственно, сокращается и выпуск молодых специалистов. Если ранее мы принимали порядка 300 человек, то сегодня - 200.

Еще одна проблема - малая мотивация у абитуриентов к получению специальности и дальнейшей работе. К сожалению, многие выбирают профессионально-техническое учебное заведение по остаточному принципу. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок получил высшее образование или, по крайней мере, среднее специальное, и мало кто - профессионально-техническое. Абитуриенты, которые к нам поступают, приходят с достаточно невысоким средним баллом. Это довольно сложные учащиеся. Более половины - из малообеспеченных семей, большой процент сирот. Как бы мы ни старались, порой нам сложно качественно подготовить таких ребят.

Решать все эти проблемы нужно комплексно и всем вместе. В первую очередь строительным организациям, поскольку от них зависит их привлекательность как работодателей. Необходимо создать соответствующие условия труда, обеспечить полный социальный пакет, комфортное вливание молодых специалистов в коллектив, их закрепление. К сожалению, не всегда мы видим такие старания со стороны предприятий.
Мы также должны повышать качество образования выпускников, делать их более конкурентоспособными на рынке труда, учить по новым технологиям, с использованием новых материалов.

- Какова ситуация на рынке труда по специальностям, которые готовит ваш лицей?

- Буду говорить о кадрах в Минске. Сколько бы мы не подготовили специалистов - всех их «поглотит» рынок. Спрос на рабочую силу строительных профессий высок. Вы сами, наверное, замечаете, как много публикуется объявлений о наборе строителей. Нужны отделочники, плотники, столяры, маляры, каменщики, бетонщики.

Наш лицей осуществляет подготовку маляров, штукатуров, облицовщиков-плиточников, столяров, плотников, станочников деревообрабатывающих станков, укладчиков напольных покрытий, а также монтажников санитарно-технических систем и оборудования, электросварщиков и слесарей-сантехников. Таким образом, специализируемся преимущественно на отделочных строительных специальностях. Определили свою нишу и профиль и не стараемся взяться за подготовку всех строительных квалификаций. Для выбранных направлений развиваем материально-техническую базу. Создали свой ресурсный центр обучения по специальности «Отделочные строительные работы», учебно-производственные мастерские оснастили самым современным оборудованием. Мы плотно работаем с компаниями - ведущими производителями строительных материалов. Они инвестируют в образовательный процесс, дают бесплатно материалы и делятся технологиями. Это помогает получить на выходе достаточно квалифицированных специалистов.
 Что касается оплаты труда, я думаю, сколько бы предприятия ни платили - работникам все равно будет мало. Уже сегодня зарплата в строительной отрасли в Минске довольно высокая: от 6 до 16 млн. руб. Она зависит от квалификации и выработки, поскольку на стройках в основном сдельная оплата труда. Если сравнивать с заработками в России, то у нас она, конечно, несколько меньше. Но у тех, кто трудится в Беларуси, и расходы меньше - на питание, жилье и т.д.

- Каковы пути преодоления кадрового голода?

- Считаю, что прежде всего сами строительные организации должны разрабатывать кадровую политику и предлагать уровень оплаты труда, которые позволят закрепить специалистов и снизить текучесть кадров. Здесь многое зависит от руководителя предприятия, административного персонала. А вот государственным органам необходимо пересмотреть нормы расценок в отрасли, чтобы у строительных организаций появилась возможность реализовывать кадровую политику. Теселкин

- Вы приняли участие в седьмом Дне немецкой экономики, где рассматривался немецкий опыт дуальной системы образования, при котором теоретическое обучение активно сочетается с практикой. Как оцениваете сложившиеся в Германии традиции, и что мы могли бы почерпнуть для себя оттуда?

- При дуальном подходе человек сначала ищет работодателя, который заключает с ним договор и направляет на обучение в специальные профессиональные центры. Там он получает теоретические знания, а практические - на предприятии. Таким образом, учащийся приобретает около 70% практических навыков и 30% теоретических. При этом будущий специалист изначально заинтересован в получении знаний, он сам ищет учебный центр и там учится. У нас профессиональное образование устроено иначе. Мы набираем абитуриентов, готовим их, а потом ищем, куда распределить.

Хотя, нужно отметить, в Беларуси есть элементы дуального образования, так называемый целевой набор. При поступлении в учреждение образования заключается трехсторонний договор между учащимся, учреждением и базовым предприятием, которое потом возьмет выпускника на работу. Но наша практика показывает, что строительные организации, к сожалению, пока не заинтересованы в развитии такого подхода. Ведь им сначала надо найти молодого человека, который пожелает у них трудоустроиться, направить его на обучение, обеспечить параллельную производственную практику и только потом получить дипломированного специалиста. Предприятия привыкли работать по старинке. Вы, мол, дайте нам готового специалиста, а мы будем с ним работать. Пусть представители учреждений образования ходят по школам, занимаются профориентацией, набирают и учат, считают они.

Из немецкого опыта дуального образования нам необходимо почерпнуть более тесную связь предприятия и учебного центра. Строительные организации сами должны быть заинтересованы в подготовке кадров, искать людей, направлять их к нам на обучение. Это было бы правильнее.

- Есть ли опыт развития дуального подхода на базе вашего лицея? Какие уроки извлекли и на что теперь нацеливаетесь?

- Мы пока не применяем и не можем применить дуальный подход. У нас есть стандарты образования, нормативная база, которые регламентируют образовательные процессы. И пока эти стандарты не пересмотрены, перейти на дуальную систему мы в полной мере не можем. Пытаемся лишь внедрять ее элементы. Совместно с немецким АО «UZIN AG Utz» организовали обучения по новой специальности «Укладчик напольных покрытий». Наша учебная документация прошла экспертизу и утверждена Министерством образования.

Если раньше больше работали в мастерских лицея, то сейчас ориентируем учащихся на получение практических знаний, стараемся, чтобы они чаще были задействованы на строительных объектах. К нам приходит заказчик, и мы уже на его стройке обучаем специалистов. Ребята параллельно и деньги зарабатывают, и учатся. Кроме того, сотрудничество с немецкой компанией позволяет использовать в образовательном процессе самые современные материалы и оборудование, действительно дает возможность готовить высококвалифицированных специалистов.
Но мы не зацикливаемся на одной фирме, обучаем работе с различными материалами и технологиями, в том числе белорусскими.

- Каковы ваши рекомендации предприятиям, желающим обеспечить себя профессиональными кадрами?

- Повторюсь, они должны закреплять людей прежде всего прогрессивными формами оплаты труда. Также следует инициировать перед государством пересмотр существующих расценок на работы и наладить более тесное сотрудничество с учреждениями профессионально-технического образования. Если компании не будут с нами работать, вкладывать в нас средства, то нам будет сложно выпускать специалистов с достаточно высоким уровнем квалификации.

А руководителям предприятий я бы в первую очередь напомнил, что они работают с людьми и свое внимание должны уделять потребностям человека. Если директор сможет создать должные условия для работников, то его организация будет развиваться. Лозунг «Кадры решают все!» актуален и сейчас. Будут хорошие кадры - будет и эффективно организованный труд, и качественный продукт, и в целом успешный бизнес. От редакции
Основной причиной дефицита квалифицированных кадров рабочих специальностей является слабая вовлеченность предприятий в их подготовку. К такому выводу пришли участники седьмого Дня немецкой экономики, прошедшего 8 октября в Минске под общей темой «Профессиональные кадры для экономики - концепции, опыт, перспективы». Эксперты попытались выяснить, что из опыта подготовки рабочих специальностей можно перенести на белорусскую землю. Тем более что экономики наших стран похожи по отраслевой структуре, совпадает и охват специальностей, по которым ведется подготовка: 252 у нас против 246 в Германии.

Но существенно отличаются подходы в обучении. Если в нашей республике основную организационную и финансовую нагрузку берет на себя государство и учреждения образования, то в Германии - предприятия. Немецкие фирмы выступают не только заказчиками на подготовку будущих специалистов, но и являются площадками для практического обучения, которое по продолжительности превосходит теоретические занятия в классах. В этом суть дуального образования Германии. В него вовлечены прядка 0,5 млн. немецких предприятий из 3,7 млн. действующих в стране. В системе промышленно-торговых палатах Германии работает 336 тыс. мастеров производственного обучения, около 160 тыс. экспертов входят в экзаменационные комиссии, контролируя качество образования. Реальный сектор также выступает основным финансовым донором для системы профобразования, ежегодно вкладывая в нее порядка 20 млрд. долл., тогда как госбюджет - только 3 млрд. Впечатляет и конечный результат - сегодня в рамках дуальной системы рабочую специальность приобретает каждый второй немец.

В Беларуси финансирование профессионально-технического образования в последние годы также существенно возросло, правда, в основном за счет госказны, в частности, инновационных фондов. В целом на образование у нас тратится около 6% госбюджета, что является хорошим показателем даже для стран ОЭСР. А вот многие предприятия не только устранились от процесса обучения, но даже не могут толком сформулировать квалификационные требования учреждениям образования. Поэтому попытки некоторых иностранных фирм применить в нашей стране опыт дуальной системы образования должны стать объектом изучения для многих отечественных предприятий.

Например, помимо упомянутой в интервью немецкой фирмы UZIN Utz, ресурсные центры по подготовке специалистов в Беларуси в сфере машиностроения также организовали компании KELLER, FESTO, HAAS, в автосервисе - VOLKSWAGEN и LUCAS - NUELLE GmbH, мебельном производстве - IMA, сантехнических системах - Kermi.
Их успешный опыт в подготовке специалистов доказывает, что кадровая проблема в стране вполне преодолима. Были бы желание и старания.
{jcomments on}