Уважаемые читатели!
Отсутствие реального снижения потребления за истекшие 5 лет после мирового финансово-экономического кризиса не позволяет практически всем странам перелистнуть страницу напряженности и перейти к уверенной положительной динамике. Напротив, рост оплаты труда, осуществление социальных программ при незначительном повышении производительности труда ведут к удорожанию факторов производства, снижению конкурентоспособности экономики, росту внешнего долга, вынужденной эмиссии и, как следствие, к инфляции, уменьшению темпов роста ВВП.
Осознание необходимости рациональной экономии, с одной стороны, и выполнение предвыборных обещаний во время президентской кампании о реформе здравоохранения - с другой, поставило богатейшую страну перед угрозой дефолта, до которого в октябре отсчитывали часы. И хотя компромисс был найден, но основа проблемы не устранена. Америка не может жить без эмиссии, которая подтачивает ее экономику.
В России средняя заработная плата уже сравнялась с оплатой труда в ряде стран Восточной Европы. Как отмечают специалисты, цены на энергоносители на российском рынке в полтора раза выше, чем на американском. В результате экономика теряет конкурентоспособность и прогноз по росту ВВП на 2013 г. уже снижен до 2%. В этих непростых условиях премьер-министр Д.А.Медведев в статье «Время простых решений прошло» сформулировал стратегию развития экономики.
В самой стратегии принципиально новых подходов нет, но тактика свидетельствует о том, что правительство готово к более решительным действиям, чем ранее. Во-первых, предлагается отказаться от «сохранения занятости любой ценой, независимо от экономических соображений». Справедливо указывается на то, что «залог социальной стабильности состоит в создании условий для профессионального роста, а не в консервации того, что уже отжило свой век». И в стратегии, и в тактике особо выделено обеспечение предпринимательской свободы и создание конкурентной среды для модернизации и инновационного развития.
Модернизация определена как отказ от неконкурентоспособных производств и создание новых эффективных рабочих мест благодаря поддержке малого и среднего бизнеса. Названы и конкретные меры. Так, с 2014 г. снижен барьер по численности работающих на предприятии с 30 до 7 человек для получения льгот в сфере информационных технологий. Региональным и местным органам власти предоставлена возможность вводить налоговые каникулы для малых предприятий. Предложено расширить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса, определить квоты на приобретение товаров и услуг малого и среднего бизнеса в системе государственных и муниципальных закупок. Наряду с этим обозначено понимание того, что основной проблемой в развитии бизнеса является отсутствие дешевых и длинных денег. Осенью Государственная Дума должна рассмотреть соответствующий законопроект.
В середине октября в докладе министра энергетики РФ А.В.Новака на совещании по вопросам развития нефтехимической промышленности под руководством Президента РФ в Тобольске прозвучали практические меры по материализации изложенной Д.А.Медведевым стратегии. В связи с признанием созданной в советский период структуры отрасли неконкурентоспособной намечено перейти к организации шести кластеров, которые принципиально должны поменять отраслевую логистику. Более того, наращивание современных перерабатывающих мощностей позволит, несмотря на рост добычи нефтегазового сырья к 2030 г. в 2,3 раза - до 65 млн. т, увеличить переработку с 31 до 59%, что обеспечит динамику выпуска крупнотоннажных полимеров с 3,3 до 22,3 млн. т, или почти в 7 раз.
Это не только изменение структуры отрасли, но и продолжение перестройки структуры экономики страны, ибо 1 рабочее место в нефтехимии создает 4,5 рабочих мест в других отраслях. Кроме того, с учетом складывающегося в мире профицита на рынке полимеров намечено расширить их потребление в 2-3 раза внутри страны (сегодня это 31 кг, что ниже в 5 раз, чем в США и в 3 раза, чем в Японии). Реципиентами продукции в первую очередь станут отрасли ЖКХ и строительства, включая дорожное.
Что это означает для Беларуси, у которой ВВП в 2013 г. тоже демонстрирует замедление роста? За 9 месяцев рост показатель увеличился на 1,1%, что почти в 3 раза ниже, чем год назад. При этом за 8 месяцев прирост реальной заработной платы достиг 17,9%, а производительности труда - 2,2. В Минске номинальная среднемесячная заработная плата в августе уже составила 754 долл. Очевидно превышение потребления над ростом объема производства, основанное на эмиссионном кредитовании экономики. Денежная масса за 9 месяцев увеличилась на 15,2%. Все это неминуемо сказывается на снижении конкурентоспособности экономики, невозможности привлечения прямых иностранных инвестиций для создания новых эффективных рабочих мест. При этом модернизация нефтехимической российской отрасли неизбежно затронет загруженность белорусских переработчиков, а это более 30% экспорта. Стремление перерабатывать нефтехимическое сырье в России уже поставило в повестку дня пошлины на поставку сырья за рубеж. И если цель Беларуси - сохранение самостоятельности, то ей необходимо, так же как и России, озаботиться поиском непростых решений. С уважением, А.Н.Ковтуненко
{jcomments on}