Вячеслав МИЦУРА

Развитие сразу трех производственных направлений – железо-бетонные трубы, железнодорожные шпалы и элементы благоустройства - позволило ОАО «Спецжелезобетон» нивелировать колебания спроса, обеспечив устойчивую загрузку мощностей и хорошие финансовые показатели работы. При этом расположение предприятия в удаленном полесском регионе (в Микашевичах) никак не подрывает конкурентоспособности, убежден его директор Василий БАСЕВИЧ.

Василий БАСЕВИЧПо мнению известного американского экономиста, нобелевского лауреата Майкла Портера, в современном мире конкуренция, так же как и конкурентоспособность, почти не зависит от местоположения. Глобализация позволяет компаниям откуда угодно получать капитал, товары, технологии и организовывать свою деятельность там, где это наиболее эффективно в плане затрат. Похоже, опыт микашевичского предприятия полностью доказал теоретический тезис, а значит, бизнес в белорусских регионах может и должен быть успешным. Уроки шоковой терапии
По словам В.Басевича, выживать в рыночных условиях научила жизнь. В советские времена предприятие было крупнейшим производителем железобетонных труб, а три четверти его продукции отгружались за пределы республики - от Байкала и Средней Азии до Калининграда и Мурманска. Развал СССР без преувеличения стал шоком: в какой-то момент сбыт и производство сократились почти на 90%. Возник вопрос: что же делать дальше? Были даже мысли полностью сменить профиль производства. Однако в итоге приняли решение не только сохранить, но и расширить номенклатуру железобетонных труб.

«Сегодня на постсоветском пространстве мы - самый «продвинутый» их производитель и по объемам, и по качеству, и по ассортименту», - с гордостью отмечает В.Басевич. Рынку предложили широкий выбор микротоннельных, дорожных, напорных, безнапорных труб диаметром 300-2400 мм, а с недавних пор - до 3600 мм. Изделия с солидным запасом прочности. Например, если по стандартам безнапорные трубы должны выдерживать давление до 0,5 атмосфер, то продукция из Микашевич может до 2. Уплотненные стенки и прорезиненные стыки исключают потеки, а если надо транспортировать агрессивные по отношению к бетону жидкости, можно воспользоваться трубами с внутренней пластиковой оболочкой.

Неудивительно, что по мере восстановления покупательского спроса предприятие не только восстановило прежние объемы, но и превысило их.
Впрочем, воспоминания о шоковом падении спроса в начале 90-х не давали покоя, а потому решено было подстраховаться организацией нового производства железнодорожных шпал. После распада СССР БелЖД вынуждена была импортировать эту продукцию, так что идею импортозамещения в партнерстве с ОАО «Спецжелезобетон» руководство железной дороги охотно одобрило - вскоре в Микашевичах появились мощности, позволяющие выпускать до 300 тыс. железобетонных шпал в год. По несущей способности новая продукция не только не уступала, но даже превосходила европейские аналоги, а сбыт гарантировали плановые строительные и ремонтные работы железнодорожников.

Третьим столпом стабильного развития стало производство элементов благоустройства (тротуарной плитки и бордюра) мощностью до 40 тыс. м2 в месяц. Товар быстро стал ходовым как среди покупателей-организаций, так и граждан. Сегодня он присутствует на всех более-менее значимых стройках Полесья и сопредельных регионов.Василий БАСЕВИЧ

Таким образом, сформирован сбалансированный производственный портфель, в котором все три направления заняли примерно равные доли. Это позволило успешно сглаживать сезонные и иные колебания спроса по отдельным видам продукции, работать с высокой загрузкой мощностей при минимальных складских запасах. Во имя эффективности
Но не ассортиментом единым выживают в условиях конкуренции! По мере насыщения рынка товарами цены на нем проседают, а растущие тарифы перевозчиков съедают маржу производителя. Если в прежние годы можно было отгружать продукцию в Россию с рентабельностью 40%, то теперь и 10% рады. В зависимости от региона доставка железобетонных изделий увеличивает себестоимость на 25-50% и более. А ведь часто расстояния измеряются даже не сотнями, а тысячами километров. В прошлом году, например, поставки осуществлялись в Мурманск (2300 км), Сургут и Караганду (3800), Ямало-Ненецкий автономный округ (4400) и даже Красноярский край (4900 км).

Выиграть борьбу на удаленных рынках с местными производителями можно, лишь серьезно оптимизировав производственные издержки. На «Спецжелезобетоне» эту задачу решают за счет основательной модернизации, которой уже подверглись 5 из 6 действующих технологических линий.

В итоге удалось не только расширить производственный портфель, повысить объемы и качество продукции. Совершенствование и автоматизация процессов существенно увеличили производительность труда. Если ранее на производстве 60 тыс. м3 железобетонных изделий в год были задействованы 700 работников, то сейчас 120 тыс. м3 делают 450 человек. Директор «Спецжелезобетона» - убежденный противник подхода «создания рабочих мест ради рабочих мест». Модернизация должна быть направлена лишь на появление высокопроизводительных.

В прошлом году валовая добавленная стоимость (ВДС) на одного среднесписочного работника составила 111,4 млн. руб., или по среднегодовому курсу около 16,7 тыс. долл. Этот показатель движется к среднеевропейскому, и с учетом темпа роста ВДС (за 9 мес. т.г. - 153,5% к аналогичному периоду 2012 г.) по итогам 2013 г. есть шанс довести его до 20-21 тыс. долл., а выручку от реализации продукции – до 70 тыс. долл. на одного работника. И это не предел. Есть резерв для дальнейшей оптимизации персонала, убежден В.Басевич. Правда, мешают архаичные требования законодательства. Например, у нас не разрешено совмещать должности инженера-эколога и инженера по охране труда, если ты киповец, обслуживающий контрольно-измерительное оборудование и автоматику, то не можешь быть электриком и т.д. Многие кадры недозагружены, а производительность труда не достигает своего потенциала. «Получается, мы хотим работать как в СССР, а зарабатывать - как в Германии», - замечает руководитель.Василий БАСЕВИЧ

Наконец, надо признать, что в стране год от года нарастает кадровый голод. Вхождение в трудоспособный возраст малочисленного поколения 90-х, усилившаяся миграция и провалы в сфере профессионально-технического образования - все это серьезные вызовы для тех, кто задался целью проводить эффективную кадровую политику. Достойная заработная плата - один из способов привлечь и удержать квалифицированных работников. При этом доходом 500-700 долл. в месяц уже мало кого заинтересуешь. На ОАО «Спецжелезобетон» средняя зарплата составляет 8,2 млн. руб., у некоторых специалистов она достигает 11-12 млн. (не каждый минчанин может похвалиться такими доходами). Тем не менее предприятие испытывает сложности с набором персонала. На счетчик!
Системным перекосом белорусской экономики остается высокая энергозатратность, которая отягощает себестоимость и подрывает конкурентоспособность отечественной продукции. Проблема все еще характерна для многих предприятий индустрии стройматериалов, но не для «Спецжелезобетона». Там планомерная модернизация последних лет позволила снизить долю энергозатрат в себестоимости до 4% (см. диаграмму). Ввысокопроизводительное оборудование одновременно оказалось и энергоэффективным. Кроме того, сэкономить позволило новое котельное хозяйство. От прежней полуторакилометровой теплотрассы, доставлявшей горячую воду с соседнего «Гранита», решили отказаться - слишком высоки были потери тепла и эксплуатационные затраты. Собственную котельную перевели с жидкого топлива на природный газ. Новая установка обошлась относительно недорого - около 1,4 млрд. руб., так что вложения должны скоро окупиться. Чтобы не тратиться на сложную инфраструктуру, на заводах управления поставили локальные котлы.

 Динамика потребления ТЭР на 1 тыс. м3 продукции
 Василий БАСЕВИЧ

Выполняются показатели по экономии моторного топлива для автомобилей, его потребление к прошлому году сократилось примерно на 7%. Достичь столь ощутимого результата помогли перевод автопарка с бензина на дизтопливо, а также установка GPS-систем, контролирующих передвижение машин. Инвестиции с умом
Разумеется, серьезное обновление основных фондов, модернизация с ориентиром на высокие европейские стандарты - дело затратное, а при использовании крайне дорогих сегодня заемных ресурсов - и вовсе расточительное. Не секрет что некоторые отечественные предприятия, обновив производственную базу ценой роста кредиторской задолженности, вместо финансового благополучия заработали хроническую неплатежеспособность.

«Брать рублевый кредит под серьезную модернизацию - это утопия», - убежден В.Басевич. Даже валютные кредиты под технологический импорт выдаются по ставке около 10% годовых, что заметно дороже ресурсов, доступных для предприятий в Европе.
Стоит отдать должное руководству «Спецжелезобетона», которое почти всю модернизацию смогло провести за счет собственных средств предприятия. И даже бюджетное финансирование не привлекали, хотя могли бы, ведь контрольный пакет акций АО принадлежит государству. Напротив, предприятие перечисляет часть прибыли в бюджет, в т.ч. 24% - в инновационный фонд Минстройархитектуры. Так что в распоряжении компании остается только 40% от конечного финансового результата.

А когда приходится привлекать заемное финансирование, на «Спецжелезобетоне» здраво оценивают его стоимость и по возможности минимизируют издержки. Например, позволит лизинг оптимизировать налоговые платежи - значит, ему и приоритет. Клиент - дело тонкое
Выручка от реализации - основной финансовый источник. И чтобы он не пересох, слаженно должен работать сбыт. Сегодня на складе «Спецжелезобетона» - 1-2-дневный объем выпуска продукции. Недостижимая мечта для многих промышленных предприятий! Но В.Басевич стремится увеличить складские запасы до недельного производства, а своих подчиненных настраивает, чтобы там присутствовал максимальный перечень номенклатуры. И если клиент позвонит, то должен услышать в ответ: «приезжайте - берите».
Емкий склад также нужен, когда идут значительные объемы заказов. Ведь ждать никто не любит. Скорость важна и при освоении новых модификаций продукции - это верный способ отстоять заказчика. «Лет 7 назад во время строительства гребного канала в Бресте неожиданно понадобилась труба диаметром 2000 мм, - вспоминает руководитель. - За несколько дней разработали оснастку - и выдали нужный продукт, немало удивив строителей».

Особое отношение к крупным инфраструктурным проектам, за которые есть смысл побороться и в Беларуси и за ее пределами. «Такие объекты отслеживаем еще на этапе проектирования, стараемся, чтобы запроектировали именно наши трубы, для этого готовим разную документацию, доказываем свое преимущество как надежного поставщика», - рассказывает директор. В основном такие стройки финансируются из госбюджета, поэтому если удалось заключить договор на поставку, как правило, проблем с расчетами не бывает, да и в цену можно заложить хорошую рентабельность. Сложнее с промышленными объектами, которые теперь чаще возводятся частными структурами (особенно в России). Там, переговоры зачастую идут долго, а покупатель старается максимально сбить цену.

Бывает, что у нового крупного заказчика возникают сомнения: а сможет ли предприятие из полесской глубинки сделать все качественно, в срок и в должных объемах? Сомневающихся приглашают посмотреть производство своими глазами - на «Спецжелезобетоне» привыкли удивлять гостей (в хорошем смысле этого слова). Высокие технологический уровень и слаженность работы неизменно вызывают уважение, а для кого-то являются примером для подражания.Василий БАСЕВИЧ Народная мудрость
Замедление белорусской и российской экономик, влияющее на объемы строительства, а также рост девальвационных настроений в обществе вызывают тревогу у руководителя «Спецжелезобетона». «Но я по-крестьянски рассуждаю - «паміраць сабраўся, а жыта сей», - обозначил свою жизненную философию В.Басевич. Модернизация и совершенствование бизнес-процессов создали запас прочности, а экспорт, на который приходится примерно четверть отгружаемой продукции, формирует достаточно валютной выручки, чтобы покрывать технологический и промежуточный импорт, и при этом у предприятия оставалась свободная для продажи валюта.

К тому же рынок жилья в Беларуси, России и других постсоветских странах далек от насыщения. Например, в нашей республике на одного человека приходится 23 м2, а в Европе - в среднем 50 м2. Так что в будущем и государство, и граждане постараются использовать все возможности для решения жилищного вопроса, а значит, будет создаваться инфраструктура, благоустраиваться территории. К тому же в большинстве случаев железобетонные изделия остаются вне конкуренции по сравнению с другими материалами. Так, ставшие модными года 3 назад пластиковые трубы показали себя несостоятельными на раскисших грунтах, где они деформировались и всплывали, нарушая сток. Да и цены на этот товар кусаются.

А если технологический прогресс предложит более прогрессивное решение, «Спецжелезобетон» будет на полшага впереди своих конкурентов, заверил директор. «Наши лучшие решения уже не раз копировали. Что ж - тогда опять создаем что-то новое. В любом случае вершки этих решений мы сорвем. У меня хорошие связи с европейскими партнерами, у которых многое заимствую на перспективу, отслеживаю новые направления. Но как производственник считаю, что моя задача - не изобретать, а разумно использовать то, что уже изобретено».
И в чем точно можно быть уверенным - В.Басевич, отдавший предприятию 35 лет жизни, со времени его строительства и ввода в эксплуатацию, сделает все, чтобы его детище продолжало успешно развиваться.

Справка «Директора»
Предприятие «Спецжелезобетон» начало работу в 1984 г. Неоднократно становилось лауреатом различных конкурсов и премий в области качества. Вся продукция сертифицирована в Беларуси, а шпалы железобетонные и трубы железобетонные безнапорные также сертифицированы в Российской Федерации. Имеется полный комплект нормативной и технической документации: СТБ и ТУ РБ, технологические карты, удостоверения гигиенической регистрации, ИСО 9001-2009.
Основные рынки сбыта - Беларусь и страны СНГ, а также Балтии. В 2012 г. объем экспорта составил 8,54 млн. долл., за 9 мес. т.г. - 7,1 млн. долл., сальдо внешнеторгового баланса - 6,3 и 5,66 млн. соответственно, рентабельность продаж - 6 и 9,7%. Всего в январе-сентябре 2013 г. заказчикам отгружено 150 км труб, 360 км бордюров, 205 тыс. м2 тротуарной плитки.

ОАО «Спецжелезобетон»
225680, Брестская обл., Лунинецкий р-н, г. Микашевичи, п/о Гранитное
тел.: +375 (01647) 43-810, 43-829, 43-831
факс: +375 (1647) 43-806
www.mikabet.by
mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}