Владимир МОТОЛЬСКИЙ

Успешно продавать можно не только прорывные, инновационные продукты, напичканные микроэлектроникой. Для бизнеса главное - найти свою нишу и добиться в ней признания на рынке, считает генеральный директор ООО «Альянспласт» Николай СИЛИНОВ. Конечно, новые планшеты и смартфоны, гаджеты и хитроумные коммуникационные приложения будоражат воображение покупателей, но и в XXI в. люди ежедневно пользуются обычными бытовыми вещами. На них всегда будет спрос, а поэтому их всегда будет выгодно выпускать. Если, конечно, правильно наладить производство и выстроить бизнес-процессы.

АльянспластООО «Альянспласт» выбрало своей специализацией пластиковую упаковку: банки и ведра разнообразных цветов, размеров и объемов от 0,1 до 20,5 л. Емкости из полимеров изобретены не вчера, вроде бы и глубоких ноу-хау найти в них сложно. Тем не менее, для успешного развития компании, повышения конкурентоспособности стандартной продукции большое значение имеет управленческий и организаторский талант ее руководителей. Это удалось ООО «Альянспласт». Сегодня предприятие входит в пятерку ведущих профильных производителей в СНГ, 93% своей продукции поставляет на экспорт. Не только в Россию и Казахстан, но и в Прибалтику, Польшу. Были отгрузки даже в Америку. Идею подсказала жизнь
В коммерцию Н.Силинов пришел на заре зарождения бизнеса после развала СССР. Стартовал в предпринимательской карьере с весьма скромным начальным капиталом - около 3 тыс. долл., вырученных от продажи «немолодого» личного «Москвича». Пришлось ему пройти этап и первоначального накопления капитала. 

«Как и многие первые белорусские бизнесмены, в 90-х гг. занимался торговлей, - рассказывает он. - По-другому заработать денег на открытие более серьезного предприятия просто не было возможностей». Правда, в предпринимательстве главное - чувствовать и предвидеть тенденции. Некогда успешная, исторически оправданная и полезная на заре рыночной экономики схема «купи-продай» уже лет 15 назад стала «сдуваться». Ранее успешные предприниматели, не заметившие эту тенденцию, выпали из «обоймы» бизнеса. «Торговля давала возможность заработать хотя бы небольшой инвестиционный капитал. Но многие «продавцы» всю прибыль расходовали на потребление - дорогие машины, коттеджи, не заботясь о развитии и укреплении своих компаний», - делится наблюдениями бизнесмен.

Н.Силинову бизнес-идею «подкинул» случай. Знакомые предприниматели в 90-х гг. поставляли из Прибалтики в Россию кильку, на месте ее фасовали в пластиковые емкости и успешно реализовывали - благо, на рынке морепродуктов тогда конкуренции практически не было. Но в один прекрасный момент РФ ввела заградительную пошлину на тару. Старая схема поставки стала невыгодной. Тогда и возникла идея организовать выпуск упаковки в Беларуси. 

«Я согласился принять участие в проекте, - вспоминает руководитель. - Тем более что производство для меня не было совершенно незнакомым: успел около 10 лет поработать на заводе слесарем, старшим мастером инструментального цеха. Поэтому технологию изготовления пластиковых изделий знал». Альянспласт

Зарождался ООО «Альянспласт» в небольшом арендованном цеху. Несколько литьевых машин далеко не первой молодости приобрели на закрывшемся латвийском предприятии. На этом оборудовании можно было выпускать вполне конкурентоспособную для того времени продукцию. «Но побывав Европе и посмотрев там на их технологии, понял, что нам необходимо развиваться и развиваться, - вспоминает Н.Силинов. Правда, амбициозные планы пришлось отложить из-за кризиса 1998 г. Но как только экономическая ситуация в стране нормализовалась, принялись за модернизацию. Сначала в Польше приобретали бывшее в употреблении оборудование. Потом, когда появилась финансовая возможность, стали закупать новое, причем уже самое современное, в Германии.

«На старых технологиях нельзя себя уверенно чувствовать на рынке, - продолжает бизнесмен. - Когда спрос лавинообразно растет, значительно превышает предложение и вопрос цены остро не стоит, тогда достойную прибыль может приносить и старое оборудование. Это создает иллюзию устойчивости. Но рано или поздно рынок насыщается. И тогда можно мгновенно потерять на нем свою долю». Микстура от неожиданностей
Н.Силинов убежден, что необходимо всегда смотреть в будущее, стараться иметь запас прочности при самых неожиданных и неблагоприятных изменениях внешних факторов. Кстати, в настоящее время складывается не самая простая ситуация. Если оценивать государства Таможенного союза, то емкость рынка пластиковой тары постепенно растет, перспективы у производителей есть. Но сейчас сбалансировались спрос и предложение, поэтому наблюдается жесткая конкуренция по цене. И белорусские компании оказались не в лучшем положении. ООО «Альянспластик» закупает полимерное сырье у ведущих производителей в странах ЕС. Раньше приобретали в России, но потом европейцы стали предлагать примерно такую же цену при более высоком качестве и лучших финансовых условиях, предоставляя отсрочку платежа до полутора месяцев. Сейчас Россия несколько девальваровала свой рубль к бивалютной корзине. И у белорусских компаний сложилась ситуация, когда сырьевая составляющая себестоимости номинирована в евро, а львиная доля экспортной выручки - в российских рублях.

В некоторых случаях можно повысить цену. Но значительно увеличить прайс не дадут конкуренты, поэтому за счет роста цены реализуемой продукции, по мнению Н.Селиванов, можно компенсировать максимум 2-2,5% себестоимости, или около четверти девальвационных потерь. Оставшийся «разрыв» можно выравнять только за счет оптимизации затрат. Резервы есть. В том числе, и за счет использования современного оборудования.

«Альянспласт» фактически является предприятием европейского уровня - к этому мы и стремились в последние годы, - с гордостью говорит его генеральный директор. - Покупаем только самые современные литьевые машины немецких и австрийских производителей, периферию чаще всего устанавливаем итальянскую. Конкурентам из ЕС мы проигрываем только по уровню роботизации».

Именно автоматизации планируют уделить первостепенное внимание в ближайшие годы в ООО «Альянспласт». В идеале, по расчетам Н.Силинова, как минимум 80% из 120 литьевых машин, установленных на предприятии, должны быть оснащены роботами, которые сразу ведут учет готовых изделий и штабелируют их. Правда, стоит каждый такой робот 40-60 тыс. евро, но они повышают производительность труда в 2-3 раз. Это не только снижает себестоимость, но и решает кадровую проблему. Основная рабочая профессия на «Альянспласте» - литейщик. Ничего сложного в ней нет: необходимо только знать минимальные азы эксплуатации аппарата и добросовестно упаковывать готовые изделия. Эти навыки люди даже со средним образованием легко усваивают прямо на производстве. Но и такие кадры сегодня оказались в дефиците. Не говоря уже про наладчиков оборудования и механиков для его обслуживания. Хорошая репутация белорусского предприятия и отлаженная система дистрибуции позволяют «Альянспласту» наращивать производство, но тормозом является недостаток персонала. Альянспласт

Эту проблему решают двумя способами. Во-первых, ежегодно инвестируют более 1 млн. евро в приобретение более современных, производительных и специализированных машин. Их минус - узкая номенклатура выпускаемой упаковки, но большой плюс - хорошие технические характеристики. Изделие отливается за 4 - 4,5 с. Имея же более сотни единиц оборудования, даже на узкоспециализированных машинах предприятие способно обеспечить широкий ассортимент продукции.

Второе концептуальное решение - развивать производство в малых городах. Недавно «Альянспласт», пользуясь возможностями Декрета от 07.05.2012 г. №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», приобрел здание механических мастерских в Шумилино. Эти производственные площади - около 2000 м2, не использовались 15 лет, сейчас их ремонтируют. В ближайшем будущем планируется часть производства перенести в райцентр. Будет создано 40-50 рабочих мест. И спрос на них есть. По словам Н.Силинова, когда в Шумилино объявили набор 20 литейщиков, конкурс соискателей на каждую вакансию составил до 6 человек! Упорство рынки открывает
Главным кредо предпринимателя должны быть оптимизм, упорство и целеустремленность. Если к чему-то стремиться и работать, обязательно будет результат, уверен Н.Силинов. Скорее всего, успех придет не сразу, но со временем все получится. Наверное, такая позиция и позволила предпринимателю за 15 лет превратить крохотный производственный участок с 3 литейными машинами в современное производство, стать заметным игроком как минимум на региональном рынке.

Впрочем, приходится сталкиваться и с некоторыми перекосами, признается Н.Силинов. Например, в Беларуси хорошо развит нефтехимический комплекс, но получить сырье для упаковки весьма проблематично. Производители, выполняя показатели, стараются по максимуму реализовать продукцию на экспорт. Своим потребителям остаются лишь крохи, да и те по остаточному принципу. Поэтому приходится делать ставку на импортное сырье. Хотя, например, в республике выпускаются серьезные объемы полиэтилена высокого давления. Но по квотам «Альянспласту» достается только 8 т в месяц - около 40% необходимого объема. Хотя этот материал занимает 1-2% в сырьевой базе предприятия. По словам Н.Силинова, если бы работали разумные механизмы кооперации крупных государственных и малых и средних частных производственных предприятий, можно было бы более успешно развивать некоторые направления. Например, его предприятие могло бы более активно осваивать выпуск изделий полиэтиленовой группы. Но для этого должна быть сырьевая «подпорка».
Впрочем, убежден предприниматель, все проблемы рано или поздно решаются. Главное - проявлять упорство в качественном развитии компании.
{jcomments on}