Марина НОСОВА

По данным ассоциации БАМЭ, в 2012 г. рынок транспортно-экспедиционных и логистических услуг увеличился на 23% - до 1,595 млрд. долл. Этому помимо прочего способствовал рост активности компаний-экспедиторов, которые выполняют роль связующего звена между грузоотправителем, транспортной компаний и получателем. Преимущества такого посредничества очевидны - передача экспедиционных функций на аутсорсинг позволит заказчику оптимизировать работу ряда служб и отделов (ВЭД, доставки, склада), а значит - сократить издержки и повысить конкурентоспособность своей продукции. Чем выгодны транспортно-экспедиционные услуги производителям и импортерам? Каково будущее рынка? На эти и другие вопросы ответил директор частного транспортно-экспедиционного унитарного предприятия «Сервис М Логистик» Виталий ЛАЗУК

Сервис М Логистик- Значительный рост рынка в 2012 г. я в первую очередь связываю с отменой лицензирования транспортно-экспедиционных и логистических услуг. Это привело к тому, что появилось множество новых субъектов хозяйствования. Для промышленных предприятий, перевозчиков, грузополучателей - это, конечно, выгодно, ведь рынок формирует оптимальную цену, создаются конкурентные преимущества для доставки продукции основных белорусских экспортеров.
Кроме этого, данный рост я связываю с тем, что статистика стала учитывать услуги логистических центров. Пусть их немного, но это крупные компании с хорошим оборотом. Многие теперь хотят получать комплекс логистических услуг, а не обращаться к мелким игрокам рынка.

- Виталий Иванович, в чем выгода от сотрудничества именно с вашей компанией? Наверняка есть некие «изюминки», которые отличают «Сервис М Логистик» от других транспортно-экспедиционных компаний.

- Растущая глобальная конкуренции требует минимизации издержек. Именно цена является определяющей в выборе поставщика услуг. Выживают только те, кто предлагает наименьшие ставки и высокий уровень оказания услуг, работает в условиях большого оборота. Наша компания специализируется на предоставлении 2PL-услуг, т.е. занимается транспортно-экспедиционной деятельностью. Мы организуем доставку грузов автомобильным либо сразу несколькими видами транспорта в формате мультимодальных перевозок.

Сегодня у Беларуси достаточно высокий товарооборот со странами Юго-Восточной Азии. Мы доставляем туда продукцию крупных белорусских экспортеров, именно они прибегают к услугам экспедиторских компаний. Мы организуем отправку продукции в порты Балтии или Украины, а потом - морскими контейнерными путями в порты Юго-Восточной Азии. Также грузы из этих стран поставляются в Беларусь. Организация мультимодальных перевозок грузов и является нашим конкурентным преимуществом.

По статистике БАМЭ, в Беларуси работает 654 транспортно-экспедиционных и логистических предприятий, в том числе 12 логистических центров и 280 индивидуальных предпринимателей. В ассоциацию входит 124 члена, но не все они занимаются смешанными перевозками грузов. Мы гарантируем предоставление комплексной, качественной услуги в данном сегменте.

- Как за 13 лет работы «Сервис М Логистик» совершенствовалось качество оказания услуг?

- Качество в большей степени зависит от персонала. Думаю, не только нашей компании, но и многим другим приходится решать задачу повышения компетентности работников. Особенно актуально это для 3PL-услуг. После обучения в течение испытательного срока и положительного решения о зачислении сотрудников мы отправляем их в учебные центры «БАМЭ-Экспедитор» и «БАМАП-Веды» для повышения компетентности в организации перевозок. Нам бы хотелось принимать на работу уже готовых специалистов с транспортным образованием, но основные вузы находятся в Минске и Гомеле, а мы работаем в Гродно. Приходится решать проблему за счет организации курсов. В целом квалификации сотрудников придаем большое значение, поскольку без этого говорить о качестве услуг невозможно.

Качество также определяется отточенными годами связями с нашими подрядчиками - перевозчиками и страховыми компаниями. Мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы на предприятии. Три составляющие: компетентный персонал, связи с подрядчиками и совершенствование бизнес-процессов - основа нашей работы. Насколько четко и компетентно проходят переговоры с подрядчиками, быстро и эффективно достигаются соглашения, настолько и качественно оказываем мы услуги.

- Осуществляете ли экспорт услуг?

- Мы работаем не только с крупными белорусскими предприятиями, которые в основном экспортируют свою продукцию, но и с их контрагентами. Один из наших клиентов - Белорусский металлургический завод, его продукцию - металлокорд - мы поставляем на многие шинные заводы в Европе и России. Поэтому среди клиентов есть австрийские, немецкие и российские компании, которые пользуются нашими транспортно-экспедиционными услугами. Они уверены в «Сервис М Логистик» как в надежном экспедиторе, поскольку мы хорошо знаем рынок, привлекаем лучших белорусских перевозчиков, делаем это быстро и четко.

- Могут ли белорусские компании-экспедиторы в условиях сохраняющегося принципа резидентства в ЕЭП полноценно обслуживать российских производителей и импортеров, наращивая экспорт услуг в этом направлении?

- Принцип резидентства касается брокерских услуг. Это одна из основных проблем, которую должны решить в рамках Таможенного союза. Должна быть проведена унификация таможенного законодательства и разрешительной системы. При оказании транспортно-экспедиционных услуг этот принцип не действует. Рынок ТС позволяет нам как резидентам Беларуси работать и с резидентами России. Однако у российских экспедиторов есть привилегии по участию в тендерах, которые проводят крупные российские компании. Чтобы преодолеть эту проблему, многие белорусские компании вынуждены открывать бизнес и в России.

- В этом году на рынке сложилась непростая конъюнктура цен на транспортные услуги, что сказалось на маржинальности перевозок. Как себя в таких условиях чувствуют компании-экспедиторы?

- Действительно, в этом году на рынке сложилась непростая ситуация. После отмены лицензирования и появления льгот Декрета от 7.05.2012 г. №6 по ввозному НДС и таможенной пошлине при покупке транспортных средств на белорусском рынке появилось много новых транспортных компаний. Они в основном начали работать на рынке СНГ, в меньшей степени - Евросоюза. Именно в СНГ мы ощутили снижение ставок фрахта и усиление конкуренции. Если в предыдущие годы с учетом повышения цен на топливо, девальвации российского рубля рост фрахта составлял 5-6%, то в этом году наблюдаем противоположную ситуацию - цены упали. Появилось много предложений. Хотя крупные клиенты продолжают работать с прежними партнерами, они одновременно проводят переговоры по снижению цены в силу увеличения предложений на рынке. Понимая это, мы идем на уменьшение наших комиссионных и ставок фрахта для перевозчиков. Сервис М Логистик

Экспедиторский бизнес не является высокорентабельным, поэтому приходится бороться за каждого клиента. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, меняем подходы к ценообразованию и качеству услуг. Сегодня работаем от оборота.

- Как заявляет руководство БАМЭ, после отмены лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности появились многочисленные недобросовестные исполнители, в результате чего страдает доверие к экспедиторам, особенно со стороны зарубежных заказчиков. Заметили ли вы такую проблему?

- Ситуация противоречивая. Отмена лицензирования дала положительный эффект для развития данных услуг и экономики страны в целом. С другой стороны, действительно появились лжеструктуры, которые просто уводят грузы. Чтобы избежать неприятных инцидентов, мы тщательно проверяем перевозчиков.
Да, в ходе привлечения сторонних транспортных и экспедиторских компаний существуют риски потерять груз. Как решить эту проблему? Можно вновь вернуть лицензирование, навести порядок в Беларуси. Но многие лжекомпании работают в России, Украине.

- Поддерживаете ли идею БАМЭ вернуть лицензирование?

- Считаю, что возврат лицензирования полностью не решит проблему. Хочу отметить, что существующая для госпредприятий система тендеров отсеивает мелкие и недобросовестные структуры. Почему бы этим не заниматься и крупным частным предприятиям? Порой при выборе экспедиторской компании решение принимает менеджер среднего звена. Если это крупные объемы, дорогие грузы - здесь и появляются риски.

Спросить, в случае чего, с работника будет непросто. Возвращать лицензирование не стоит, лучше обратить внимание на критерии выбора надежного экспедитора. Уважающая себя компания должна иметь богатый опыт, хорошие отзывы клиентов, договор страхования ответственности экспедитора.

- Каков ваш прогноз для рынка транспортно-экспедиционных услуг в Беларуси?

- По моему мнению, будет неизбежно происходить укрупнение бизнес-единиц и отсеивание мелких экспедиторов, которые появились в 2012-2013 гг. Мировая экономика, как мы видим, стагнирует, почти нет роста объемов грузоперевозок. Соответственно нарастает конкурентная борьба за существующие грузы.

Хочу также отметить, что у многих прибалтийских, польских, немецких логистических компаний есть желание прийти на белорусский рынок и взять под контроль грузопотоки. Они видят перспективы в рамках ТС, позволяющего работать не только с белорусским грузами, но и с транзитным потоком в Россию и Казахстан.

Также считаю, что с учетом программы развития логистической системы Беларуси до 2015 г. будет создана основа для более эффективного функционирования транспортно-экспедиторских компаний. Участникам этого бизнеса стоит задуматься о дальнейшей стратегии развития. Если будет сделан неверный выбор, то мы окажемся за пределами рынка. Отмирание ИП и небольших компаний произойдет значительно быстрее, тенденция уже налицо. Приход иностранных компаний через создание совместных предприятий или покупку действующих выгоден для Беларуси. Чтобы заработала логистика у нас, надо интегрироваться в мировую логистическую систему. Без грузопотоков, которые могут создавать крупные компании, нам не обойтись. Они также принесут новые технологии по минимизации издержек. Такой сценарий я вижу на ближайшие 3-5 лет.

Справка «Директора»
Компания Сервис М Логистик работает на рынке 13 лет, с 2010 г. - под брендом SML. Открыт филиал в России. Сотрудничает с ОАО «Белорусский металлургический завод», ОАО «Речицкий метизный завод», ОАО «Гродно Азот» ПТК «Химволокно», ОАО «Нафтан» завод «Полимир», ОАО «МАЗ» и другими крупными производителями. Компания предоставляет услуги по организации доставки грузов автомобильным, морским и железнодорожным транспортом. За 2012 г. выручка составила 4,62 млрд. руб. Организует поставку грузов автотранспортом в Германию, Австрию, Италию, Венгрию, Чехию, Польшу, Румынию, Сербию, Словакию, Россию, Турцию, мультимодальные перевозки в Китай, Тайвань, Корею, Ливию, Грецию. Штат компании - 14 человек.

ЧТЭУП «Сервис М Логистик»
230005, г. Гродно, ул. Дзержинского, 97а
тел./факс: (0152) 702-801
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.smlby.com
{jcomments on}