Павел ГАЙДУКЕВИЧ

Структурная перестройка белорусской экономики предполагает создание конкурентоспособных и эффективных производств. На микроуровне каждое предприятие решает эту задачу индивидуально. Любопытен опыт ОАО «ЭКТБ», которое сосредоточилось сразу на нескольких производственных направлениях, значительно расширив портфель продукции.

ЭКТБВ советское время это экспериментальное конструкторское технологическое бюро (ЭКТБ) занималось разработкой и проектированием оборудования для производства фурнитуры в легкой промышленности. Действовал также цех по изготовлению опытных образцов изделий, который и помог коллективу предприятия выжить после развала СССР, а с 1993 г. наладить выпуск собственной готовой продукции. Аббревиатуру ЭКТБ решили сохранить в качестве названия нового предприятия. О развитии ОАО рассказывает его директор Иван ЩИКНО.

- Иван Брониславович, насколько оправдан широкий ассортимент изделий и направлений деятельности в рыночных условиях?

- Диверсификация продукции себя оправдывает. У каждого вида изделий своя сезонность, своя особенность спроса. И это помогает держаться на плаву. Фурнитура - наш наиболее известный бренд, в общем объеме производства занимает около 40%. По 30% приходится на кожгалантерею и металлоизделия. В ассортименте - пуговицы, пряжки, сумки, чехлы для одежды, рюкзаки, торговое оборудование из металла для книжной торговли, почтовых отделений и магазинов . Выпускаем также урны, стойки, вешалки, стеллажи для одежды и обуви, коляски.

Кроме того, занимаемся оптовой торговлей в качестве представителей Петербургского комбината имени Кирова, который выпускает нитки. Работаем не только на отечественном рынке. Небольшие объемы отгружаем в Польшу и Литву, но основной потребитель, конечно же, в России. Без трудностей не бывает. В России, к примеру, существуют проблемы, связанные с подтверждением об уплате НДС. В случае их решения мы могли бы продавать пуговиц в 2 раза больше. Многие российские предприятия и ИП работают за наличный расчет и не хотят заниматься оформлением документов, в том числе по НДС. Из-за этого мы вынуждены отдавать продукцию фирме-посреднику, а уже потом она поступает конкретному покупателю. В Польше и Литве таких проблем нет, там все процедуры четко отработаны и регламентированы.

- На российском рынке оптимального результата многие добиваются только после вхождения в торговые сети. Вам это удалось?

-Частично да. Мы с ними работаем, но пока в небольших объемах, так как не можем давать большие скидки. Тяжело также конкурировать с ИП, ведь они могут заниматься производством в домашних условиях, снижая цену. Мы же действуем в рамках требований к качеству и сертификации, а это связано с дополнительными затратами. Наши основные покупатели - представители предприятий среднего звена, которым мы предлагаем на выбор большой ассортимент изделий.

Сбыту помогает маркетинг, который на нашем предприятии строится по направлениям деятельности. Недавно три наших сотрудника прошли обучение менеджменту в рамках ПРООН. Два раза в год участвуем в специализированных выставках в Москве и Санкт-Петербурге. Ассортимент сумок, которые мы выпускаем, насчитывает сотни видов изделий, пуговиц - тысячи. Естественно, при таких объемах необходима довольно сильная дизайнерская школа. Сейчас активно занимаемся этим направлением.

Своей фурнитурой нам удалось охватить такие крупнейшие швейные центры России, как Иваново, Пенза, Саратов. Сегодня туда отгружаем довольно большие объемы продукции, склады не затоварены. Стремимся не только произвести, но и быстро продать, а для этого нужны качественные изделия. ЭКТБ

- Насколько содействует сбыту политика предприятия в области качества?

- Качество нашей продукции подтверждено ГОСТами, производство сертифицировано по ИСО 9001. С гордостью могу сказать, что за последние 20 лет наши пуговицы стали настоящим брендом. Сегодня изделия такого уровня не производят ни в России, ни в Литве, ни в Польше. В России подобные предприятия можно пересчитать по пальцам: они работают в Москве, Подмосковье и Владимирской области. На моей памяти, а я работаю директором уже 12 лет, три аналогичных российских предприятия закрылись. В прошлом году у одного из них мы купили практически полный комплект итальянского оборудования в довольно хорошем состоянии. Причины закрытия разные, но мне кажется, что основная - это сложность конкуренции с китайскими производителями.

По торговому оборудованию конкурентов больше, как в Беларуси так и в Росии.

- Соперничать с китайцами можно лишь при сопоставимой себестоимости. Могут ли на вашем предприятии обеспечить достаточно низкий уровень затрат?

- Ищем пути снижения себестоимости за счет модернизации производства, например, переходим к применению барабанов с использованием листовой технологии. Кроме того, очень серьезно занимаемся поиском дополнительной ниши по сбыту металлоизделий. С россиянами конкурировать по ним сложнее, так как металл приобретаем в России, и его доставка увеличивает себестоимость. ЭКТБ

Чтобы снизить себестоимость продукции, необходимо закупать материалы непосредственно в Китае контейнерами, а мы делаем это через российских перекупщиков, потому что работаем с малыми партиями. Одного контейнера ткани из Китая нам достаточно для работы в течение 2 лет, но тогда мы заморозим оборотные средства. Могилевский «Моготекс» готов сделать ткань любого качества, но ее длина - не менее 5 км. Нам же необходимо максимум 100-150 м, поэтому покупаем остатки крупных партий, в итоге не всегда можем диктовать свои условия. Выход - в переходе на более внушительные объемы производства. Кредиты на модернизацию сегодня  довольно затратны, поэтому активно используем различные варианты лизинга. 

- Каким видится будущее ЭКТБ?

- Сегодня ЭКТБ функционирует в форме ОАО с 10%-ной долей государства. Работаем с полной самоокупаемостью, без государственной поддержки. Средняя зарплата на предприятии - 4,9 млн. руб., к концу года планируем ее очередное повышение. Коллектив стабильный, штатная численность - 158 человек. В перспективе - создание СП с поляками по производству детских колясок. Сейчас при их производстве каркасы поставляем из Польши, а корзинки шьем из белорусских тканей. В ближайшее время планируем освоить полный объем выпуска и того и другого у себя. Производство будет ориентировано в основном российский и белорусский рынки. В перспективе также расширение существующего ассортимента: покупка автоматов, изготавливающих пуговицы миллионными партиями, выпуск пуговиц с лазерной гравировкой. Кожгалантерею со временем пополнит производство страховочных ремней, подъемного оборудования для строителей, металлоизделия - фурнитура для вентилируемых фасадов. Сегодня все это в Беларусь завозится в основном из Китая, но по некоторым позициям мы в состоянии конкурировать. Наше предприятие в 2013 г. отмечает 20-летие производственной деятельности. Примечательно, что за это время удалось перейти от ручного труда к механизированному. Будем расти и дальше, но уже на более высоком технологическом уровне.

ОАО «ЭКТБ»
220028, Минск, ул.Маяковского, 115
тел.: (+37517) 223-05-08
факс: (+37517) 223-05-08
www.ektb.by
{jcomments on}