Маргарита ГЕРАСИМЕНКО

Два века назад человек изобрел автомобиль и поезд. Спустя столетие мир впервые услышал о летающей машине, подобной птице, а еще через полвека эта «птица» покорила космос. Казалось бы, человек придумал все известные пути для перемещения: водный, автомобильный, железнодорожный, воздушный - и на этом идеи должны были иссякнуть. Но нет.Уже сегодня изобретатели говорят о многовариантном, гибридном транспорте, когда один вид может трансформироваться в другой. Но даже эта идея несколько меркнет перед новым, революционным решением, пятым видом - трубопроводным электромагнитным транспортом.

Шенжен Хуаши

Чудеса физики

Ученые подобно волшебникам смогли поднять в воздух многотонную машину, противореча силам природы. Или наоборот? Умело используя эти силы.
Что касается электромагнитизма, то накопленные поколениями труды о магнитах впервые вылились в книгу «Естественная магия» Иона Баптиста Порта еще в XVI в., а в XIX в. М. Фарадей открыл закон электромагнитной индукции и ввел в обращение термин «магнитное поле». Но только в начале XX в. в Томском технологическом институте русский ученый Борис Вейнберг в физической лаборатории вуза создал и испытал модель вакуумного поезда на электромагнитной подвеске. Б.Вейнбергу рукоплескал весь мир, о нем писали статьи, снимали фильмы, однако идея транспорта, движущегося в вакууме с помощью силы электромагнитов, все еще ожидала своего воплощения.
И все же с годами человечество становится слишком занятым, желание передвигаться на большие расстояния со сверхскоростью, а значит, и с минимально затраченным временем, берет верх. Первое, хотя и частичное воплощение гениальной идеи Б.Вейнберга стартовало в 1980-х гг. В Германии и Великобритании стали ходить маглевы - поезда, удерживаемые и движимые над полотном дороги силой электромагнитного поля. Сегодня их также используют Япония, Южная Корея и Китай. Попытки ввести маглев в эксплуатацию были предприняты и в СССР. В 1987 г. в Армении начали строить эстакаду, но из-за землетрясения и военных событий проект заморозили.
В отличие от электромагнитной подушки (EMS) поездам с электродинамической подвеской (EDS) требуются дополнительные колеса при движении на малых скоростях (до 150 км/ч). При достижении определенной скорости колеса отделяются от земли и поезд «летит» на расстоянии нескольких сантиметров от поверхности. В случае аварии колеса также позволяют осуществить более мягкую остановку поезда. Но по стоимости создания и эксплуатации EDS-система дорже EMS.
Однако маглев не является вакуумным транспортом, о котором грезил Б.Вейнберг. Поезд этот движется в открытом пространстве, и его скоростной рекорд составляет 531 км/ч. В вакуумной среде, по подсчетам ученых, такой поезд может развивать скорость 1600 км/ч, что почти вдвое быстрее современного пассажирского самолета.
К 2020 г. Китай собирается осуществить проект рельсового поезда в подземном туннеле с пониженным давлением воздуха. Предположительная скорость - около 1000 км/ч. Стоимость 1 км этой подземной дороги оценивается в 2,9 млн. долл.
Последние разработки передвижения в абсолютном вакууме уже близки к практическому воплощению. Так, в 2012 г. Илон Маск, американский изобретатель и владелец компаний Tesla Motors и SpaceX, анонсировал проект под названием «Гиперпетля». Это был его ответ на затянувшуюся строительство высокоскоростной железной дороги California High-Speed Rail с бюджетом в баснословные 60 млрд. долл. И.Маск пообещал представить «Гиперпетлю» лишь за десятую часть этой суммы. Причем предприниматель не собирается патентовать свое изобретение, тем самым давая все возможности для его развития. Hyperloop будет представлять собой капсулы на 28 пассажиров, свободно парящие с помощью магнитных ускорителей в подземном или надземном транспортном туннеле в условиях предельно низкого давления в 0,1 кПа (форвакуума). Солнечные панели на крыше туннеля с лихвой обеспечат достаточное количество энергии: для работы нужно 21 МВт, а панели дадут 57 МВт. Первые пассажирские капсулы планируется запустить из Сан-Франциско в Лос-Анджелес - как раз по маршруту строящейся железной дороги. При этом Илон Маск считает, что 20-долларовые билеты на этот вид транспорта вполне окупят его затраты, так как смогут перемещать до 7,4 млн. человек в год.

Слагаемые идеи

Массачусетская компания Terrafugia пообещала, что к 2015 г. в небо поднимется первый летающий автомобиль. Устройство Transition ближе к самолету, нежели к дорожному транспорту. Для взлета ему потребуется аэродром, до которого он может доехать из гаража хозяина как обычная машина. Однако для управления им понадобится сертификат спортивного пилота, поскольку классифицируется изобретение как легкий спортивный самолет. Стоить Transition будет 279 тыс. долл.
А вот голландское предложение автомобиля-вертолета PAL-V ONE по аналогичной цене превосходит своего конкурента. Поступить в серийное производство он должен уже в 2014 г. Транспортное средство способно взлетать и садиться вертикально, подобно вертолету. На земле устройство напоминает что-то среднее между автомобилем и мотоциклом, а в вертолет его всего за 10 мин превращают раскладываемый пропеллер и хвост. Бензиновый двигатель мощностью 218 лошадиных сил разгоняет машину до 180 км/ч. Расход топлива на земле составляет 8,3 л на 100 км, а в воздухе - 36 л/ч. Запас хода по земле достигает 1200 км, а в режиме полета сокращается до 300-350 км. PAL-V ONE летает на высоте 1200 м и с воздушными судами не пересекается, что делает его доступным для людей, не имеющих лицензию на управление коммерческими самолетами. Кроме того, машина способна разгоняться для взлета на дистанции 165 м и садиться на отрезке 30 м.
Иная форма
Революционным кажется концепт китайского инженера Шенжен Хуаши - городской транспорт будущего 3D Fast Bus. Автобус полностью доказывает известное утверждение о том, насколько простыми могут быть гениальные идеи, и меняет в сознании привычное представление о городском транспорте. П-образная машина шириной 7 м движется над автомобильным потоком по своеобразным рельсам со скоростью 60 км/ч. Вместимость - до 1200 пассажиров. 3D Fast Bus планируется приводить в движение электрической и солнечной энергией, что делает его экологически чистым видом транспорта. Автобус экономит до 860 т топлива в год и, что не менее важно, способен объезжать автомобильные заторы, а точнее - проезжать над ними. Для реализации проекта в Пекине планируется создать инфраструктуру протяженностью 186 км.
В Нидерландах же (г. Валкенбург) власти намереваются наладить выпуск высокоскоростного городского транспорта Wubbo Ockels Superbus. Суперавтобус способен развивать скорость до 250 км/ч, поэтому для него рядом с обычными дорогами будут построены специальные шоссе. Вмещает он 23 пассажира и имеет 8 дверей с каждой стороны. Также, по словам разработчиков,автобус обладает системой обнаружения препятствий с малым временем отклика, электронную систему управления и высокую маневренность.

То ли еще будет

«Умные» автобусы, с легкостью лавирующие над дорожными пробками, автомобиль, способный взлететь в небо по команде водителя, - городской и личный транспорт адаптируется к постоянно растущим запросам человека. А вот успешный старт электромагнитных поездов может существенно повлиять на дальнейшее развитие транспорта дальнего следования. Возможность перемещаться из одной точки планеты в другую быстрее скорости звука кажется весьма заманчивой. Вероятно, уже через пару десятков лет поезда, работающие на дизельном топливе и электричестве, окажутся в прошлом, как это случилось со старым добрым паровозом.

{jcomments on}