Уважаемые читатели!

реформыНа состоявшемся в начале сентября саммите G20 в Петербурге главы государств договорились о «проведении всеобъемлющих структурных реформ». В итоговом выступлении В.В.Путин пояснил, что план действий включает меры по регулированию рынка труда, налогообложению, развитию человеческого капитала, модернизации инфраструктуры и регулированию товарных рынков.

Все эти направления в полной мере актуальны и для Беларуси. О необходимости структурных реформ и связанным с этим перераспределением трудовых ресурсов мы писали не раз. Есть в республике и соответствующие программные документы, но на практике преобладает стремление сохранить имеющиеся рабочие места и, в лучшем случае, модернизировать их, несмотря на очевидное отсутствие должного финансирования. Поддерживается жизнедеятельность убыточных предприятий, не имеющих рынков сбыта. Для этого создаются холдинги, вынуждающие еще рентабельно работающие предприятия делиться средствами. При этом все понимают, что сколько в труп не вливай жизненных сил, он не оживет, но, сохраняя свои рабочие места, ничего не предпринимают, полагая, что проблема сама рассосется. В реальности же она лишь нарастает. Некоторые экономисты, обсуждая проблему регулирования рынка труда, справедливо указывают на то, что и модернизация предполагает высвобождение численности работающих. Между тем, с учетом имеющихся финансовых ресурсов, как внутренних, так и зарубежных, при действии только этого фактора можно было бы надеяться на реальную убыль работающих. Тем более что средний возраст на промышленных предприятиях более 40 лет. Но проведения структурных реформ требует рынок. С традиционной белорусской продукцией все сложнее находить потребителей. Снижение ее поставок на российский рынок в первом полугодии 2013 г. наглядно это продемонстрировало. Нужна концентрация материальных и интеллектуальных ресурсов для организации эффективных рабочих мест, требуется производственная кооперация с обладателями передовых технологий. В наших условиях это, в первую очередь, российские предприятия.

Но принимая данный тезис, мы выходим на необходимость институциональных преобразований. События с Белорусской калийной компанией наглядно показали, что «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Слишком разные интересы: получение прибыли с российской стороны и выполнение доведенных заданий с белорусской. Какой же предприниматель, кровно заинтересованный в прибыли, отдаст в руки соучредителя всю дилерскую сеть? Сработал принцип должностной инструкции: не записано - не делаю. По сути произошло столкновение двух алгоритмов хозяйствования: социалистического и капиталистического. И очевидно, что этот урок инвесторы будут помнить долго, а посему вхождение государственных предприятий в кооперацию с частными российскими, а тем более с производителями из дальнего зарубежья максимально затруднено.

Требуется реальная приватизация, подразумевающая возникновение частного собственника, следствием которой неизбежно станут и высвобождение численности работающих, необходимость переподготовки кадров, изменение структуры экономики в направлении уменьшения доли промышленности в формировании ВВП. В противном случае продолжится достаточно быстрое снижение конкурентоспособности белорусской экономики.

Важным противодействием этому процессу должно стать и развитие человеческого потенциала. К сожалению, условия хозяйствования последних 20 лет продуцируют не предпринимателей, а исполнителей. При этом, с учетом определенной раздвоенности, благодаря вплетению в хозяйственную практику элементов капиталистических устоев утрачена и четкость работы прежней административной системы. Нередко возникает впечатление о самодостаточности государственного аппарата управления. Устранение несложных проблем может тянуться годами. Срабатывает принцип: не принимай решение, которое кому-либо когда-нибудь может не понравиться. В результате документы подписываются максимально коллегиально, чтобы не с кого было спросить.

Изменить ситуацию с формированием конкурентоспособного человеческого потенциала могут снижение регуляторных функций государства и развитие предпринимательской инициативы на основе расширения микрокредитования. Использование этих факторов важно не только для Беларуси. Россия первые шаги в этом направлении делает на уровне регионов. Способствует и развитию человеческого потенциала, а также регулированию рынка труда и повышению конкурентоспособности экономики модернизация инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, связи, сферы коммунального хозяйствования.

Это направление может вобрать в себя не только излишнюю и высвобождаемую с промышленных предприятий численность работающих, но и создает благоприятные условия для развития бизнеса.

Что касается работы по регулированию товарных рынков, то Беларуси, не входящей в ВТО, рассчитывать на участие в этом процессе проблематично. Вероятнее всего достигать каких-либо результатов в рамках Единого экономического пространства, пытаясь договариваться с партнерами о специализации промышленности с учетом различных форм кооперации, включая субконтрактацию, а также развитие других секторов экономики, исходя из единого понимания целей развития.

Только системная и целенаправленная работа может в перспективе обеспечить конкурентоспособность экономики.

С уважением, А.Н.Ковтуненко

{jcomments on}