Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Диверсификация рынков сбыта является неотъемлемой частью стратегии развития любой успешной компании. Нельзя класть все яйца в одну корзину. Интерпретация этой житейской мудрости в бизнесе позволяет минимизировать риски и в случае чего - перекрыть «просадки» одних рынков продвижением на других. В необходимости расширять географию сбыта убежден и директор ОАО «Березовский сыродельный комбинат» Владимир ПОПЕНЯ. Наладив выпуск более чем 180 наименований высококачественной продукции, предприятие смогло завоевать предпочтения потребителей не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.

http://www.cheese.byРеспубликанская программа развития молочной отрасли в 2010-2015 гг. (утв. постановлением Совмина от 12.11.2010 г. №1678) предполагает увеличение экспорта молока и молочной продукции до 2,65 млрд. долл. Если текущий темп отгрузок сохранится (за I полугодие 2013 г. их стоимостной объем составил 1,089 млрд. долл.), по году отрасль может выйти на более чем 2 млрд. USD экспортной выручки против 1,098 млрд. долл. в 2009-м. Это соответствует графику 5-летней программы, делая достижимыми ее цели.
Ощутимый вклад в общую «копилку» вносит ОАО «Березовский сыродельный комбинат». За 7 месяцев этого года экспорт товаров предприятия составил 46,2 млн. долл., увеличившись к аналогичному периоду 2012 г. почти в полтора раза. Продукция предприятия пользуется спросом в России, Украине, Молдове, Казахстане, а также странах дальнего зарубежья.

Шаг за шагом
Впрочем, выход и закрепление на внешних рынках - это вторичный шаг. Первично - создание конкурентоспособного ассортиментного портфеля и оптимизация всех видов затрат. А это уже вопросы промышленной политики предприятия.
Разрабатывая программу развития комбината до 2015 г. поняли, что прежде всего надо увеличивать производственные мощности, чтобы справиться с растущими поставками сырья, рассказывает В. Попеня. Начали с приемки молока, установили десять 100-тонных танков, так что теперь на предприятии одновременно может храниться до 1 тыс. т сырья. Установили линии охлаждения, усовершенствовали систему бактериального контроля.

Обеспечив качество сырья, двинулись в сторону глубоких технологических переделов. В частности, было решено усилить профильное направление по производству сыров. Рядом с действовавшей линией мощностью 30 т сычужного сыра в день появилась новая на 40 т/день. Позаботились об автоматизированной упаковке под растущие объемы, а в июле этого года ввели в строй новую линию посолки сыров. Модернизация позволила практически полностью уйти от ручного труда, сейчас операции осуществляют роботы и автоматы, тогда как люди - лишь контролируют их работу.

Как итог, удельный вес сыра в производстве достиг 50%, а совокупный объем его выпуска в этом году, как ожидается, превысит 14 тыс. т. Весомая цифра не только для отдельно взятого комбината, но и для всей страны. Углубление специализации, помимо прочего, помогает добиться признания со стороны потребителей. По результатам конкурса «Выбор года 2012» Березовский сыродельный комбинат признан «Производителем полутвердых сыров №1» в Беларуси. http://www.cheese.by

Сыр - ходовой товар. Ежемесячно Березовский сыродельный комбинат реализует его порядка 1 400 т, из них 1 000 т идет на экспорт. В основном это твердые и полутвердые сорта, на которые приходится более половины физических объемов. Рынку также предложены плавленые, мягкие и рассольные сыры.

С экономической точки зрения, целесообразно направлять производственную программу в сторону товаров с наиболее высокой добавленной стоимостью. Похоже, в Березе с этим все в порядке. По результатам 7 месяцев добавленная стоимость на одного занятого на комбинате составила 23,1 тыс. долл. Интерпретация этих цифр в годовое исчисление свидетельствует о выходе предприятия на западноевропейские показатели производительности труда.

«Сыр всегда был прибыльным», - замечает В.Попеня. Поэтому на предприятии уверены в правильности расстановки производственных акцентов. И хоть в этом году наиболее высокую рентабельность продаж дает сухое молоко, руководство комбината не считает целесообразным резко менять структуру производства. Рынку молочных продуктов свойственны значительные и не равномерные по разным продуктам колебания цен, к тому же работу усложняют периодически вспыхивающие «молочные войны» между странами. Чем шире ассортимент - тем ниже риски, проще обеспечить сбыт, в этом березовские молочники убедились по опыту прежних лет. 

Поэтому вместо узкой специализации на Березовском сыродельном комбинате предпочли развитие сразу нескольких производственных направлений. Вторым по значимости, после сыров, стал выпуск сухих продуктов. При производстве 1 т сыра получается до 10 т сыворотки, или при 70 т сыра в сутки - 700 т. Она и стала сырьем для переработки с использованием сразу нескольких технологий. «Березовский сыродельный комбинат» один из первых в республике применил метод сгущения сыворотки посредством нанофильтрации, после которого на выходе получают деминерализованную сухую сыворотку. Этот продукт востребован на рыке как сырье для производства различных высококачественных продуктов питания. Используется также ультра- и микрофильтрация, при помощи которых получают белковый концентрат. Высокая степень очистки по микробиологическим и другим показателям позволила использовать сухие молочные продукты при изготовлении детского питания.
Перспективным продуктом глубокой переработки сыворотки оказался молочный сахар. «Раньше он не очень пользовался спросом, а теперь только подавай! Спрос большой», - с удовлетворением констатирует директор.

Конечно, развитие и модернизация собственной производственной базы потребовала значительных ресурсов. Только в 2012 г. инвестиции в основной капитал составили 61,8 млрд. руб., за 7 месяцев этого года - еще 10,7 млрд. руб. Привлекли кредиты банков, валютные и рублевые. Последние в силу их дороговизны старались использовать для краткосрочного оборота под финансирование текущей деятельности. За валютные кредиты приобретали оборудование. При этом всегда руководствовались здравым экономическим расчетом, оценивая, на какие проекты целесообразно привлекать кредиты, а на какие - нет. Весомым источником финансирования стали собственные средства предприятия. «Пока на рынке складывается благоприятная ситуация, выручку стараемся не проедать, а вкладывать в модернизацию», -- раскрывает секрет финансовой устойчивости В.Попеня. http://www.cheese.by

Из пассивов - в активы
Примечательно, что производственную программу последних лет верстали с учетом присоединения к Березовскому сыродельному комбинату нескольких проблемных предприятий. Пришлось немало постараться, чтобы эти пассивы, отягощенные миллиардными долгами и изношенными основными фондами, превратить в приносящие прибыль активы.

Первым в 2003 г. под опеку взяли ОАО «Ивацевичский молочный завод». «Я тогда переживал, зная, что представляет это предприятие, - признается В.Попеня. - Его проще было бы закрыть на замок, а людей отправить в отпуск или уволить. Но мы пошли по другому пути». Первое - попытались оптимизировать издержки. Чтобы снизить накладные расходы и улучшить управляемость, завод оформили как цех Березовского сыродельного комбината. Пришлось постараться, чтобы убедить в этом руководство Ивацевичского района, которое после реорганизации формально не досчиталось одного предприятия. Второе - усилили специализацию цеха. В частности, отказались от выпуска сметаны, которую из-за незначительных объемов (0.5 т в сутки), по образному выражению В.Попени, ранее лишь размазывали по трубам. Взамен сосредоточились на мягких сырах и казеине. Параллельно провели масштабную реконструкцию - «от пола до потолков».

По схожему сценарию работали и с присоединенным в феврале 2007 г. убыточным ОАО «Ивановский молочный завод». Там наладили выпуск ЗЦМ. А теперь уже замахнулись на создание нового импортозамещающего производства сывороточно-жировых концентратов, которые входят в состав ЗЦМ и на закупку которых пока приходится тратить от 600 до 800 тыс. евро ежегодно. Предварительная стоимость проекта - в 164 млрд. руб, а реализовать его планируют к 2015 г.

Несколько по иному пути пошли с сельхозорганизациями. Присоединенный совхоз «Племенной завод «Луч» продолжил работу на правах сельскохозяйственного филиала. Такой статут позволяет рассчитывать на более обстоятельную финансовую и иную поддержку со стороны государства. Впрочем, основную ставку опять сделали на оптимизацию издержек, усиление производственной дисциплины и в целом интенсификацию сельхозпроизводства. Начали заниматься развитием молочного стада, благо под боком собственные перерабатывающие мощности. Отстроили новую ферму по последнему слову техники - посмотреть на нее, поучиться приезжают со всей республики.
Опять-таки в целях оптимизации накладных и управленческих расходов еще одно взятое «на поруки» в 2011 г. хозяйство (СПК «Земледелец) объединили с «Лучом». Теперь они совместно дают Березовскому сыродельному комбинату 27 т молока в день, став крупнейшими поставщиками сырья.

Рост сельхозпроизводства в сочетании с автоматизацией процессов позволил значительно повысить производительность труда. Таким образом, спустя несколько лет и этот актив стал прибыльным. http://www.cheese.by

Люди - главный ресурс
И все-таки развитие производственной базы и модернизация вряд ли дали бы должные результаты, если бы в Березе не вели планомерную работу с кадрами. В.Попеня, отдавший 40 лет родному предприятию (из них 26 лет - в должности директора), прошедший путь от слесаря-наладчика до топ-менеджера, прекрасно осознает важность и сложность работы с коллективом.

В 1986 г., когда В.Попеня вступил в должность директора, на предприятии появились новые цеха, значительно увеличилась численность персонала. Чтобы организовать работу, руководитель сделал упор на старые кадры, распределив их костяк по подразделениям. Вокруг «стариков» объединялись новые работники. Для себя В.Попеня решил, что никакого противостояния или противопоставления на предприятии быть не должно. А во главе угла оказался директорский лозунг: «Давайте работать и создавать коллектив!». Болея душой за родной завод, руководитель понимал, что люди - это главная ценность и ресурс предприятия.

Немало пришлось потрудиться с таким бичом нашего общества, как пьянство, особенно в присоединенных сельхозорганизациях. С людьми проводили разъяснительные беседы, кодировали… А с кем-то приходилось просто расставаться.

«Стараемся создавать хорошие условия для работы. Люди видят, как к ним относятся - и стремятся хорошо трудиться», - делится опытом директор. В этом деле важен также личный контакт с человеком. Бывает, идет он на работу утром хмурый. Обязательно следует поинтересоваться, что случилось? Если надо, поддержать словом. А бывает - и просто пошутить. Глядишь, и настроение совсем другое у работника.

Не забывают на ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и стимулировать рублем. В январе-июле среднемесячная заработная плата там составила 6,7 млн. руб. Заметим, не каждое столичное предприятие может похвалиться такими доходами своих работников.
Объединив человеческий потенциал, директор смог достичь высоких показателей экономической эффективности предприятия. Эти старания замечены деловой общественностью - в 2012 г. В.Попене присуждено звание Человек Дела. http://www.cheese.by

Восток-Запад
Итак, технологические процессы отлажены, в коллективе здоровая атмосфера, издержки в разумных пределах, создан достойный и востребованный на рынке продукт. Самое время позаботиться о стабильности сбыта, подстраховав его диверсификацией экспорта. И в этом вопросе чем шире география продаж - тем лучше, убежден В.Попеня.

Работу с Россией выстроили через нескольких крупных дилеров в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов. Отгрузки идут через проверенных временем партнеров, а потому с расчетами, как правило, проблем не возникает. А вот к перспективе работы через торговые дома руководитель присматривается с осторожностью. Тревожит не совсем положительный опыт других белорусских молочных компаний.

Сегодня Россия готова «проглотить» практически любой объем белорусской молочной продукции - в этой стране она всегда была в почете. Но опыт прежних «молочных войн» показывает, что у предприятия, как минимум, должен быть запасной вариант. На Березовском сыродельном комбинате это хорошо понимают и не обходят своим внимание другие страны СНГ. А с недавних пор появился шанс «зацепиться» и за емкий рынок ЕС. Постоянный комитет Евросоюза по пищевой цепи и здоровью животных с 1.07.2012 г. разрешил комбинату поставку молочных продуктов на рынок объединенной Европы. К слову, сыры предприятие поставляло на Запад еще в советские времена, но потом этот канал сбыта был потерян, сейчас туда отгружается технический казеин и текущего года сыворотка. Плюс к этому появилась возможность вновь наладить сбыт продовольственной группы молочных товаров. Ведутся переговоры с зарубежными контрагентами. Правда, задачу усложняют ввозные пошлины ЕС на молочную продукцию. Например, по сырам они составляют 2,1 евро/кг, серьезно урезая маржу производителя. Уже сегодня понятно, что по прибыльности продажи в ЕС будут уступать продажам в России и на других традиционных рынках. Таким образом, ощутимого финансового результата на западном «фронте» можно будет достичь, лишь выйдя на значительные объемы реализации. Впрочем, главное - «зацепиться» за рынок, а там с учетом его масштабов в Европе появится и возможность достичь желаемого экономического эффекта.

Важен также опыт березовских сыроделов в получении европейского разрешения. Достичь желаемого удалось лишь после третьего визита проверяющих из ЕС. Детальной инспекции подверглась вся технологическая цепочка - от фермы и приемки молока до линий переработки и хранения. На каждом этапе инспекторы давали рекомендации, а предприятие - старательно их выполняло. При этом ключевым условием доступа на европейский рынок стали внедрение на комбинате системы анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР) и системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по международному стандарту FSSC 22000. Это потребовало немалых издержек, зато теперь качество продукции из Березы получило международное признание. А с ним - и пропуск на глобальный рынок.

Справка «Директора»
По итогам 7 месяцев 2013 г. выручка ОАО «Березовский сыродельный комбинат» составила 870 млрд. руб., рентабельность продаж 13,5%, прибыль - 64,7 млрд. руб.
Среднесписочная численность работников - 1 284 человек.

ОАО «Березовский сыродельный комбинат»
225210, Беларусь, Брестская обл., г. Береза,
ул. Свердлова, 28
Тел.: +375 1643 22321
факс.: +375 1643 45050
www.cheese.by
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
{jcomments on}