Марина БЕЛКОВЕЦ

Пока большинство предприятий думает, как диверсифицировать экспорт с традиционных рынков в западном направлении, на белорусско-германском производственном СП ООО «Минский мебельный центр» задались обратной целью. Изначально основным рынком сбыта была Европа, однако теперь интересы смещаются в сторону России, Украины и Казахстана (сейчас туда отгружается около 20% продукции). Минский мебельный центр

Предприятие располагает современным деревообрабатывающим оборудованием, подготовленными кадрами и выпускает мебель, не уступающую по своим параметрам аналогичной продукции западных производителей. Казалось бы, есть все, чтобы расширять сбыт в платежеспособной Европе. Почему принято решение о диверсификации, рассказал генеральный директор предприятия Василий КУРГАН. - Василий Федорович, Европа была основным потребителем вашей продукции. Почему сместили акценты в сторону традиционных для белорусских предприятий рынков?

- Действительно, раньше мы поставляли 99% производимой продукции в Германию, Австрию, Францию, Данию. Но четыре года назад начали диверсификацию экспорта и вышли на восточный рынок. Сегодня работаем с Россией, Казахстаном, Украиной. Сейчас порядка 18-20% составляют поставки в восточном направлении, и, я думаю, к 2014 г. эта доля увеличится до 30%. Откровенно говоря, там нам работать проще. Если немцы, французы уделяют внимание каждому центу в цене, то на востоке у нас более широкий ценовой спектр. Но главное даже не цена, а востребованность продукции. На этих рынках наметилась тенденция спроса на мебель из сосны западного дизайна. Наша компания имеет 25-летний опыт работы на западных рынках. Но мы продолжаем сотрудничать с концерном IKEA. В этом году прошли серьезные и сложные раунды переговоров. Сейчас в России у IKEA  14  магазинов, ее менеджеры как раз переориентировали нас с Европы на Россию. К сожалению, мы начали терять прибыль, когда российский рубль девальвировался с начала года. Однако, считаю, с IKEA надо работать, так как она - мировой лидер в мебельной промышленности и торговле. Это и мода, и качество, и европейские стандарты. Надо отдать должное этой компании. Мы у нее научились многому. Поэтому, даже если будут сложности, будем держаться за такого партнера.
Интересны и другие рынки. Сегодня есть куда развиваться на восточном направлении. К примеру, не исключаем возможность выхода на Азербайджан - богатую нефтедоллорами страну.Минский мебельный центр
Кроме этого, начинаем реализовывать продукцию в Беларуси, чего раньше не было. Здесь появился спрос на мебель из сосны.

- На чем основывается конкурентоспособность вашего предприятия? Каковы пути ее повышения?

- Раньше конкурентоспособность нашей продукции на рынках Европы базировалась на дешевой рабочей силе и дешевом сырье. Сегодня, по существу, обе эти позиции претерпели серьезное изменение. Так  стоимость электроэнергии для промышленных предприятий стала даже выше, чем на западном рынке, у наших непосредственных конкурентов.

Стоимость труда также выросла, но она ниже, чем в Минске и Москве. Если раньше у нас была очередь из желающих работать, то сегодня ощущается недобор рабочей силы на 10-15%. Судя по всему, это не временная проблема. Молодежь стремится получить все и сразу, поэтому ищет более оплачиваемую работу.

Сложностей добавляет крепость белорусского рубля. Он, по моему мнению, сегодня переоценен, что негативно влияет на экспорт. Но это внешняя причина, на которую трудно повлиять, поэтому силы надо нацелить на решение внутренних проблем. Я вижу тут два пути. Первый - пересмотр модельного ряда. Мы стараемся разрабатывать и выпускать другие, более сложные, дорогие и конкурентоспособные модели. Также не стоим на месте в поисках новых рынков сбыта. Второй путь - снижение издержек. Тут вопрос стоит очень жестко. Одновременно надо искать возможность увеличивать производительность труда и зарплату. Иначе можно остаться без людей, а тогда ничего не сделаешь, будь ты хоть семи пядей во лбу. Минский мебельный центр

В стремлении снизить издержки мы перебрали многие варианты. Во-первых, пересмотрели направления инвестиций. Ранее они вкладывались в увеличение объемов производства, даже порой без учета сроков окупаемости. Сейчас, когда появился дефицит кадров, основная задача - искать такие направления инвестиций, которые позволят или увеличивать производительность труда, или сократить рабочие места, или уменьшить расход электроэнергии на единицу продукции, или сэкономить материалы, или все это вместе. С поставленной задачей справляемся и не снижаем вложений несмотря на сложности. В этом году планируем направить на модернизацию порядка 1,5 млн. евро.
Хотелось бы также отметить два направления инвестиционных планов. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что многое можно сделать в лесопилении. Наше оборудование уже устарело, а сегодня есть возможность применить прорывные технологии, что мы и делаем. Уже кое-чего добились, имеем положительные результаты. Во втором квартале следующего года ожидаем значительных изменений в лесопилении и в связи с этим - весомое улучшение экономики предприятия. Минский мебельный центр

Второе направление связано с отходами производства. Стоит задача полностью их перерабатывать и продавать. Почти пять лет производим пеллеты. А из отходов лесопиления будем выпускать топливные брикеты. Сейчас под это строим здание. Идея с брикетами и модная, и правильная, ведь появились серьезные рынки сбыта - страны Балтии, Скандинавии, Польша.

Что касается мебели из сосны - нашего основного товара - здесь каждый цент на учете, так как работа идет в нижнем ценовом сегменте. И мы продолжаем выпускать конкурентоспособную продукцию и по цене, и по качеству. Не забываем западный вектор, ищем направления на восточном. Надеемся, что такая диверсификация поможет в развитии предприятия и завоевании новых рынков.

Справка «Директора»
«Минский Мебельный Центр» образован в 1989 г. Его учредителями являются Минское производственное лесохозяйственное объединение (МПЛХО), РУП «Молодечненский завод металлоконструкций» и немецкая фирма «Хассе ГмбХ». На предприятии работает около 1 тыс. человек.

СП ООО «Минский мебельный центр»
222310, г. Молодечно, ул. В.Гостинец, 31а
тел.: 8 0176 76-81-32
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.spmmz.com

{jcomments on}