Вячеслав МИЦУРА
Отсутствие культуры оценки бизнеса тормозит процессы слияния и поглощения (M&A) во всех сегментах национальной экономики и порождает массу проблем после совершения сделок. Похоже, белорусские предприниматели пока не готовы профессионально заниматься этим вопросом, из-за чего переговоры о купле-продаже фирм, определении их стоимости и иных условий часто снисходят до уровня базарного торга. А боязнь государства продешевить при реализации госсобственности попросту блокирует приватизацию в стране.
Что происходит сегодня в сфере оценки активов? С одной стороны, худо-бедно развивающиеся рыночные отношения и в нашей стране сопровождаются покупкой и продажей компаний. Последние годы отмечены бурным ростом количества субъектов хозяйствования: только за 7 месяцев т.г. предпринимательская семья пополнилась 12 521 новым юрлицом. Это во многом объясняет увеличение числа M&A на рынке готового бизнеса, хотя бы с позиций чистой математики. Вместе с тем количественный рост пока не повлек за собой качественных изменений.
Напомним, в мировой практике принято использовать три основных метода оценки активов: затратный (на основе баланса), анализ денежных потоков и сравнительный (с учетом состоявшихся аналогичных сделок). Все они в той или ной степени прижились на белорусской земле, что, на первый взгляд, свидетельствует о нашем движении в русле общемировых тенденций. Однако дьявол, как всегда, скрывается в мелочах. Для госсектора такой «мелочью» стало главенство затратного метода. Тогда как дли инвесторов, особенно иностранных, в приоритете - доходный метод, позволяющий посчитать отдачу вложений, заметил в ходе недавнего круглого стола портала bel.biz начальник отдела исследований и аналитики инвестиционной компании «Юнитер» Дмитрий Кириленко.
В стремлении повысить балансовую стоимость госкомпаний «счетоводы» включают в нее все, что поддается инвентаризации и оценке. Нередко дело доходит до заброшенных колодцев, полуразвалившихся заборов и даже деревьев. А вот дисконтировать активы соразмерно страновому риску чиновники, отвечающие за приватизацию госсобственности, не спешат. В итоге - оценочная стоимость предприятия со стороны продавца и покупателя (иностранного инвестора) может отличаться в разы, что затрудняет достижение компромисса, а часто и вовсе не позволяет договориться.
Показательно, что наиболее гладко проходят сделки на нашем рынке между нерезидентами. Они, как правило, применяют одинаковую методологию оценки, в результате чего стоимость на выходе и у продавца, и у покупателя примерно одинаковая.
А вот M&A с участием двух фирм-резидентов Д.Кириленко сравнил с торговлей помидорами на рынке. Часто потенциальный продавец без какой-либо методологии называет желаемую цену, далее следует период относительно непродолжительного торга - и подписание договора. Это распространенная практика для сделок стоимостью от 1 до 10 млн. долл.
Варшава не советует
Стоит признать, ситуация с оценкой и продажей готового бизнеса в Беларуси не самая привлекательная для западных инвесторов, избалованных богатым рынком M&A, развитым инструментарием фондовых бирж и т.д. Руководитель отдела содействия торговле и инвестициям посольства Республики Польша в Республике Беларусь Веслав Покладек прямо заявил, что он не рекомендует польским бизнесменам ввязываться в приватизационные сделки в нашей стране: «Это дело сложное и не имеет больших шансов на успех, - убежден он. - Хотите инвестировать - пожалуйста, занимайтесь проектами green field, создавайте предприятия с нуля. Здесь риск не такой большой. Если при этом будут учтены все основные параметры экономики - проект станет успешным».
К слову, не только перекосы оценки подтолкнули представителя польского посольства занять столь непримиримую позицию к приватизации в нашей стране. По его словам, даже в тех случая, когда потенциальные покупатели соглашались с балансовой стоимостью активов и подписывали протоколы о намерениях покупки, белорусская сторона вдруг выдвигала новые условия. Далее начиналась неразбериха и переговоры прекращались. Доверяй - значит проверяй
Ключевая составляющая дисконта при оценке готового бизнеса в Беларуси - это риски. Причем не только макроэкономические. Отсутствие в нашем законодательстве принципов амнистии позволяет контролирующим структурам выявлять разного рода нарушения хозяйственной деятельности 3-5-летней давности и более и на их основании привлекать юрлица к драконовским мерам ответственности. Разумеется, проверяющим неинтересен тот факт, что со времени правонарушения у активов могли поменяться собственники. Получается, чем дольше компания работает на белорусском рынке, тем рискованней ее приобретать и тем сильнее дисконтируется ее стоимость. Во многих случаях потенциальным покупателям впору задуматься: стоит ли покупать компанию, или безопасней по отдельности приобрести ее активы?
Тем, кто все-таки решил обзавестись готовым бизнесом в Беларуси, партнер юридической фирмы GLIMSTEDT Дарья Жук рекомендует прибегнуть к дью-дилиженс - правовой экспертизе готовящихся на продажу активов. Следует обратить внимание на историю смены собственников фирмы, хронологию судебных тяжб, оформление трудовых отношений с коллективом, структуру кредиторской и дебиторской задолженностей. Например, наличие незавершенных судебных дел и тем более иски со стороны органов госуправления - это серьезные финансовые риски для покупателя, а трудовые отношения с коллективом, заключенные на длительный срок, - препятствие перед быстрой сменой топ-менеджеров и проведением новой кадровой политики в целом. Эти и другие факты, выявленные в ходе аудита, помогут по-иному взглянуть на сделку и выстроить дальнейший диалог между покупателем и продавцом. Риски будущих финансовых претензий к фирме также могут быть переложены на продавца оформлением письменных гарантий или иных договорных отношений. Главное - увидеть проблемные места и своевременно принять меры, чтобы избежать неприятностей в будущем.
Если же партнер по сделке не желает проходить аудит, это должно насторожить покупателя. Впрочем, много важной информации можно почерпнуть из открытых источников или специализированных баз данных без желания контрагента. По словам директора сервисной службы Республиканской конфедерации предпринимательства Владимира Шишкова, с 1994 г. он ведет первую в стране частную базу данных кредитных историй субъектов хозяйствования, в которой собрана информация по делам о банкротстве, взыскании долгов, задолженностям по платежам в бюджет, в том числе безнадежным, и о повышенном риске совершения правонарушений в экономике. В целом собрано досье на несколько тысяч субъектов хозяйствования.
Так что можно пенять на отсутствие в стране развитого фондового рынка - мерила рыночной стоимости активов, жаловаться на отсутствие открытой практики сделок M&A, неблагоприятные институциональные условия. А можно - прибегнуть к доступному инструментарию. Это и будет шагом в сторону повышения культуры купли-продажи бизнеса, а главное - к собственной финансовой безопасности предпринимателей.
{jcomments on}