Сергей МИХНЕВИЧ, доктор экономических наук
С 14 августа 2013 г. на российско-украинской границе практически были остановлены товарные потоки, направлявшиеся из Украины в Россию. Это стало следствием ужесточения российскими таможенными органами процедур пропуска всех украинских товаров, в результате которых вместо традиционных нескольких часов оформление в среднем стало занимать два дня. Допустима ли такая ситуация, с точки зрения правил Всемирной торговой организации, членами которой являются обе страны?
Важность российского рынка для украинских товаропроизводителей сложно переоценить. По оценкам экспертов, из-за увеличения сроков поставки товаров, их удорожания или срыва внешнеторговых сделок потери Украины от ужесточения таможенного досмотра товаров могут составить около 3 млрд. долл.
В этой связи вызывает удивление заявление представителя Федеральной таможенной службы России о том, что российская сторона «действует строго по правилам и в рамках законодательства Таможенного союза».
Здесь уместно вспомнить, что Россия, Беларусь и Казахстан подписали и ратифицировали Договор от 19 мая 2011 г. «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Согласно ст.1 Договора, с момента присоединения любой из стран-членов Таможенного союза к ВТО положения всех без исключения Соглашений ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой страны к многосторонней торговой системе, становятся составной частью правовой системы Таможенного союза. То есть обязательства России перед ВТО являются обязательствами Таможенного союза перед ВТО.
С учетом изложенного правильным будет посмотреть на происходящее на российско-украинской таможенной границе с точки зрения принципов и правил ГАТТ/ВТО.
Ст.1 Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) формирует принцип торговли без дискриминации. В соответствии с ним договаривающиеся стороны Соглашения предоставляют друг другу во взаимной торговле режим наибольшего благоприятствования. Данная правовая норма является фундаментом всей существующей многосторонней системы регулирования торговли.
Согласно ст.1 режим наибольшего благоприятствования должен предоставляться в отношении таможенных пошлин и сборов на импорт и экспорт, на перевод за границу платежей за импорт и экспорт, в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, всех правил и формальностей в связи с ввозом или вывозом товаров, внутреннего налогообложения ввезенных товаров, в отношении всех законов, правил и требований, распространяющихся на внутреннюю продажу, предложения на продажу, покупку, перевозку, распределение или использование ввезенных товаров.
Ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении ее дискриминационный подход.
В свете российско-украинского торгового конфликта стоит напомнить и о ст. 3 ГАТТ согласно которой договаривающиеся стороны признают, что внутренние налоги и сборы, законы, правила и требования, относящиеся к внутренней продаже, предложениям о продаже, покупке, перевозке, распределению или использованию товаров, а также внутренние правила количественного регулирования, требующие смешивания, переработки или использования товаров в определенных количествах или долях, - не должны применяться к импортированным товарам таким образом, чтобы создавать защиту для внутреннего производства.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что положения данной статьи фактически запрещают введение налогов, сборов и других внутренних мер, которые являются дискриминационными в отношении импорта.
Ст. 5 ГАТТ (свобода транзита) определяет понятие «транзитные перевозки», а также обязывает обеспечивать свободу транзита «через территорию каждой страны-участницы по путям, наиболее подходящим для международного транзита, т.е. для транзитных перевозок на территории других стран-участниц или из них».
Положения данной статьи предписывают Договаривающимся сторонам предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования при осуществлении транзитных перевозок. Это заключается в том, что в отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с транзитом, каждая страна-участница должна предоставить транзитным перевозкам, идущим на территорию любой другой страны-участницы или из нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный перевозкам в любую или из любой третьей страны.
Стороны могут требовать, чтобы транзитные перевозки через их территорию совершались через соответствующие входные таможни. Вместе с тем транзитные перевозки не должны подвергаться каким-либо ненужным задержкам или ограничениям и должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех транзитных или других сборов, установленных в отношении транзита, за исключением сборов за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг.
Один из пунктов ст. 5 требует отказаться от применения дискриминационных мер в отношении осуществления транзитных перевозок. «Не должно делаться никакого различия, основанного на национальности судов, месте происхождения, отправления, захода, выхода или назначения или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товары, суда или другие транспортные средства».
Ст. 8 ГАТТ (сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом) призывает страны-участницы Генерального соглашения применять разумные размеры вознаграждений и сборов любого характера, относящиеся к процедуре ввоза и вывоза товаров. Указано также на необходимость упрощать механизм исполнения внешнеторговых формальностей.
Таким образом, анализ основополагающего правового документа многосторонней системы регулирования международных торгово-экономических отношений указывает на то, что российская сторона достаточно вольно трактует некоторые из его положений.
В складывающейся ситуации правительство Украины вправе задействовать в рамках системы ГАТТ/ВТО механизм урегулирования споров, являющийся важнейшим элементом обеспечения предсказуемости функционирования многосторонней торговой системы. Его действие направлено на то, чтобы обеспечить и сохранить надлежащий баланс прав и обязательств полноправных участников ГАТТ/ВТО, вытекающих из многосторонних соглашений, вносить ясность в отношении действующих положений этих документов в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права.
Правовой основой функционирования Органа по урегулированию споров (ОРС) является Договоренность о правилах и процедурах урегулирования торговых споров.
Ст. III Договоренности гласит, что «система урегулирования споров ВТО является центральным элементом, обеспечивающим безопасность многосторонней торговой системы» , а быстрое раз¬решение споров является необходимым для эффективного функ¬ционирования ВТО.
Орган по разрешению споров имеет полномочия создавать третейские группы, принимать их доклады и Апелляционного органа, контролировать выполнение решений и рекомендаций, разрешать приостановление уступок и других обязательств, которые вытекают из многосторонних соглашений.
Договоренность распространяется на споры, передаваемые на рассмотрение государствами в соответствии с положениями многосторонних соглашений. Также определена технология предоставления компенсаций или приостановки выгод от участия в многосторонней торговой системе в случае невыполнения страной рекомендаций ОРС.
Механизм урегулирования разногласий в рамках ВТО является одним из эффективных в международной правовой системе, однако надеемся, что российско-украинский торговый конфликт в ближайшее время будет урегулирован без обращения в Орган по разрешению споров ВТО. Ведь полноценные двусторонние торговые отношения чрезвычайно важны как для экономики Украины, так и для экономики России.
{jcomments on}