Вячеслав МИЦУРА

Проникновение на наши традиционные рынки продукции транснациональных корпораций, постоянно растущие требования к экологичности техники, а также снижение спроса на машиностроительную продукцию в РФ стали непростым испытанием для Минского моторного завода. Но несмотря на все сложности, свой 50-летний юбилей предприятие встретило в достойной производственной форме. Текущая модернизация активной части основных фондов, расширение номенклатуры продукции и диверсификация рынков сбыта позволяют не только держаться на плаву, но и строить смелые планы на перспективу. О том, чем сегодня живет предприятие и как справляется с трудностями - рассказал генеральный директор ПО «ММЗ» Николай ЛОБАЧ.

Как опытный руководитель Н.Лобач не стал скрывать сложностей, а наоборот, уже с первых слов указал в самое их сердце. От машиностроителей Беларуси ждут высоких темпов производства, не ниже тех, что были достигнуты в 2000-2008 гг., т.е. 108% и выше. Но… «Мир не меняет технику так быстро, как нам этого хотелось бы, к тому же слишком много пришло конкурентов на наши рынки, - отмечает Н.Лобач. - Причем конкуренты не просто предложили свой товар, а сопроводили его сервисом, лизингом, кредитами, рассрочкой».

Сегодня все считают деньги: и партнеры по кооперации и потребители конечной продукции. И если соотношение цена/качество вдруг перестает удовлетворять покупателя - рынок можно быстро потерять. Многие заводы на пост-советском пространстве, не выдержав конкуренции, закрылись, иные, как российская группа «ГАЗ», чтобы минимизировать риски, сосредоточились на проектах, которые не требуют больших капиталовложений и обеспечивают быстрый оборот средств. На таком фоне ММЗ сохранил свой первоначальный производственный профиль и продолжает реализовывать средне- и долгосрочные инвестиционные проекты.

Курс на low cost

Удержаться в условиях растущей конкуренции позволило удачное позиционирование. Стратегической нишей ММЗ стал сегмент продукции low cost (англ. - низкие цены) при одновременном высоком качестве и соответствии новым экологическим стандартам. Например, новые дизельные двигатели класса евро-4 в среднем получились на 20-30% дешевле, чем у конкурентов. «Если бы мы не провели это позиционирование, такие наши потребители как ГАЗ перераспределили бы заказы в пользу других поставщиков. Но теперь нас не надо ни на кого-то менять. Были и те, кто заявил, что уходит от ММЗ, но потом они все равно вернулись», - рассказывает Н.Лобач.

Low cost стал хорошим аргументом в пользу покупок и на фоне текущих кризисных явлений в экономиках России и западноевропейских стран. Ведь при покупке двигателя ММЗ можно сэкономить до нескольких тысяч у.е. При этом по своим техническим и экологическим характеристикам продукция не уступает зарубежным аналогам. Хотя угнаться за все более жесткими экологическими требованиями непросто, признает руководитель. Ведь на разработку, испытания и внедрение в массовое производство нового класса двигателя надо до 5 лет. Стандарты же ужесточаются чуть ли не ежегодно. «Мы только успеваем переналадиться - и вновь надо менять всю конструкцию мотора, начиная от блока», - сетует Н.Лобач.

И это при том, что многие компоненты, особенно систему подачи топлива, очистки, электронику нужно не просто модернизировать, а создавать новые с «нуля». Чтобы сделать это за один-два года, требуются колоссальные финансовые и интеллектуальные затраты, которые не под силу одному предприятию. Но ведь смогли!

Дружба комплектующими

Выход нашли в более тесной производственной кооперации с мировыми машиностроительными корпорациями. В частности, ставку сделали на топливную аппаратуру с электронным управлением компании BOCH - и не прогадали. Рынку были предложены двигатели логических норм евро-3, евро-4, а на подходе уже и евро-5 (на базе мотора Д-249).
Есть попытки наладить более тесную кооперацию с немецкой компанией Liebher, китайской WEICHAI, польской MCP Technology Center и др. Конечно работа не всегда идет гладко, все, как известно, познается методом проб и ошибок.
Кроме того, сохраняется кооперация с наиболее надежными производителями комплектующих из России и Украины.
Обладая развитой технической и технологической базой, ММЗ также мог бы стать поставщиком многих деталей по кооперации, например, на машиностроительные заводы России. Время от времени проходят соответствующие переговоры.

Интересуемся, а может ли ММЗ войти со своими комплектующими в производственные цепочки западных корпораций? «Попасть на конвейер к западным компаниям непросто, - отвечает Н.Лобач. - Их кооперационные связи уже устоялись, а поставщики работают в формате глубокой специализации: кто-то производит коленвалы, кто-то - блоки цилиндров и т.д.».
Впрочем, заниматься производственной кооперацией можно и по-другому, через поставку готового агрегата - двигателя. Сегодня список постоянных покупателей минского завода состоит из более чем 40 предприятий СНГ и дальнего зарубежья, которые выпускают тракторы, комбайны, автомобили, спецтехнику, генераторы и другую машиностроительную продукцию.

Через модернизацию - к локализации

Бывает и такое, что партнер по кооперации начинает подводить, а некоторые - угрожают монополизацией рынка по тем или иным комплектующим. Поэтому ММЗ постепенно повышает локализацию, осваивая новые виды комплектующих. Так появилось собственное производство шестерен - теперь уже представители «Минского завода шестерен» приходят на ММЗ перенимать опыт. В ПО «ММЗ» освоили выпуск электрических жгутов для комплектации топливной аппаратуры и электронных систем управления двигателями. С этого года ММЗ имеет собственный поршень мирового уровня, изготавливаемого на станках фирмы «Фамер» (Италия), а в следующем на филиале в Столбцах намерен начать отливать гильзы на оборудовании немецких и английских производителей.

… к качеству

Модернизация на ММЗ давно уже превратилась в перманентный процесс. Ежегодно тут появляется новое оборудование из Германии, Австрии, Италии, Швеции и других стран-лидеров технологического прогресса. Во время экскурсии по предприятию заместитель технического директора ММЗ Владимир Соколов с гордостью показал некоторые из этих новинок. Закуплены комплексы по закалке коленчатых валов немецкой фирмы SMS-Elotherm GmbH. Поскольку от этого изделия зачастую зависит продолжительность и производительность работы двигателя. Переход на новое оборудование значительно повысил надежность продукции ММЗ.

Для обработки сложных деталей задействовали высокопроизводительные центры Athletic. Повысить качество, а также энергоэффективность и экологичность позволили новые плавильные печи ABP. В отличие от прежних, работающих в постоянном режиме плавки, эти могут быть погашены и вновь включены, что обеспечивает ощутимую экономию энергоресурсов. К тому же современная система воздухоочистки исключает попадание в атмосферу вредных примесей. А это немаловажно для предприятия, находящегося в черте Минска.
ОАО «УКХ «ММЗ» реализует проект «Производство 4- и 6-цилиндровых дизельных двигателей, мощностью от 80 до 350 л.с., уровня экологической безопасности Euro 4/5/6 - для автомобилей и автобусов, Stage 3B и в перспективе Stage 4 - для внедорожной техники». На 2013 г. плановый объем финансирования по данному проекту - 30,5 млрд. руб. В то же время только за январь-июль т.г. вложено 65,01 млрд., или 213,1% к годовому заданию.

Чтобы удержаться на рынке, необходимо работать не только на удовлетворение текущего спроса, но и готовиться к выполнению требований завтрашнего дня. На предприятии разработаны и тестируются двигатели экологического уровня евро-5 для автомобильной техники, Stage 4 для внедорожной и выше. Как ожидается, такие моторы станут обязательными на рынках в 2014-2015 гг.
Выдержать «гонку» экологических стандартов, наверное, было бы немыслимо без конструкторской и испытательной базы. Поэтому гендиректор ММЗ признателен государству, которое примерно на 50% финансирует ее модернизацию за счет средств инновационных фондов. Сегодня разработка и тестирование новых моторов проходит на самом современном оборудовании.

… и к ассортименту

Текущая стратегия развития ММЗ опирается на расширение модельного ряда двигателей, а также выпуск новой продукции (дорожно-строительной техники и генераторов). «Идем в нишу 3- и 2-цилиндровых двигателей, а также - в высокосильный сегмент: 1000 л.с. и более», - поясняет гендиректор.

Новые трехцилиндровые двигатели MMZ-3LD и MMZ-3LDT номинальной мощностью 35 и 42 л.с. соответственно предназначен для установки на сельскохозяйственную, строительную, дорожную, коммунальную технику и дизель-генераторы. Производственная программа предприятия рассчитана на выпуск 30 тыс. таких моторов в год, выйти на обозначенный рубеж планируют в течение полутора лет. «Посещал Ганноверскую выставку - там техника с малыми двигателями раскинулась на площади двух огромных залов», - воодушевленно рассказывает Н.Лобач. Если на Западе потребительский бум в этом сегменте, то и у нас следует рассчитывать на рост продаж. Тем более что на постсоветском пространстве можно занять нишу малых двигателей, которую потеряли Челябинский тракторный и Владимирский моторо-тракторный заводы.

Но есть и риски. Как оказалось, не все партнеры ММЗ по кооперации готовы оперативно использовать при сборке «малолитражки». К тому же в новом сегменте предстоит жесткая борьба с китайской продукцией, экспансия которой на наши рынки год от года только усиливается. Сложнее всего с ней бороться по цене. Например, Китай смог предложить маломощный трактор с комплектом навесного оборудования всего за 1200 долл. Кроме того, рынок СНГ заполонили генераторы из Поднебесной, с которыми ММЗ также приходится бороться, доказывая свое преимущество в этой относительно новой для белорусского предприятия нише.

Еще одно направление диверсификации - дорожно-строительная техника, а именно автобетоносмесители рабочим объемом 7 и 9 м3. Продукция ходовая: темпы жилищного и иного строительства в стране сохраняются достаточно высокими. Но и здесь не обошлось без «сюрпризов». Кризис в еврозоне, в частности, в Испании, привел к тому, что машины многих западных стройфирм оказались проданы на вторичном рынке. Эта уцененная техники хлынула и в нашу страну, что вынудило ММЗ скорректировать производственную программу по данному виду продукции.

Восток-Запад

Производители из третьих стран все более агрессивно захватывают российский рынок - основной для сбыта белорусской машиностроительной продукции. Похоже, что после вступления России в ВТО процессы эти будут только ускоряться. Нашему экспорту препятствует и нестабильная макроэкономическая ситуация - среди отраслей машиностроение наиболее остро ощутило на себе замедление экономики России в этом году.
Интересуемся у руководителя ММЗ: так есть ли уверенность, что в ближайшие 3-4 года выдержим борьбу за российский рынок? Несмотря на сложности, Н.Лобач уверен в конкурентоспособности продукции своего завода. Даже при наихудшем сценарии спроса роль подушки безопасности должна выполнить разумная диверсификация поставок. Уже сегодня порядка 4% продукции ММЗ отгружается в страны дальнего зарубежья. Предприятие устойчиво присутствует на рынках Германии, Франции, в Восточной Европе. Перспективен экспорт моторов в те страны, куда в советское время было завезено большое количество нашей техники: Куба, Никарагуа, Монголия, Эфиопия и другие государства. Это емкий рынок для продажи запчастей. Определенную сложность представляет значительное расстояние доставки, но при построении правильной логистики транспортные издержки можно оптимизировать, сохранив положительную рентабельность продаж.

Об экономной экономике

Очевидно, что дальнейший успех ММЗ как коммерческого проекта будет зависеть от финансовых результатов. В этом году неблагоприятная конъюнктура рынков привела к снижению рентабельности производства до 7%, что недостаточно для ускоренного обновления основных фондов предприятия. Но руководитель предприятия сохраняет оптимизм: «На заводе все понимают, не первый раз заходим в кризис, не первый раз выходим».

Запас прочности обеспечен эффектом масштаба. Ежегодно производя около 100 тыс. двигателей, минское предприятие может обеспечить работой большой восьмитысячный коллектив.
И все же пришло время более кардинально изменить отношение к активам, в частности, непрофильным. «Промышленность надо освободить от социальной сферы», - убежден Н.Лобач. В условиях постоянно растущей конкуренции и ценового демпинга Китая держать на балансе социальную инфраструктуру становиться рискованно.

Зато освободившиеся средства можно было бы инвестировать в развитие предприятия, причем не только в «железо», но и в персонал, например, повысить зарплаты инженерам и рабочим. И хотя на общем фоне предприятий они выглядят неплохо (средняя зарплата на ММЗ - порядка 6 млн. руб. в месяц), дефицит квалифицированных кадров подталкивает конкурентов переманивать людей рублем. ММЗ уже давно превратился в своеобразную кузницу кадров: отработал молодой специалист по распределению 2 года - и ушел в коммерческую структуру, где предложили на 1-2 миллиона больше. Конструкторы ММЗ нарасхват в СТО, специализирующихся на починке моторов, многих завлек российский холдинг «Яровит», шумно разрекламировавший ё-мобиль, который разрабатывают воспитанники ММЗ.

Обобщая, можно сказать, что экономико-производственная модель ММЗ достаточно успешна в части организации производства, наличия гибких технологий, конвейера, логистики. «Говорят, нам надо догонять другие страны, а я скажу - нет, - подчеркивает Н.Лобач.
Уже сегодня ММЗ - пример для многих коллег и конкурентов по машиностроительному цеху. Даст Бог - и в следующие 50 лет останется таковым.

Справка «Директора»
Минский моторный завод образован 23 июля 1963 г. на базе моторного цеха МТЗ. В 1983 г. ММЗ стал головным предприятием одноименного производственного объединения. В связи с созданием холдинга 20.11.2012 г. ОАО «ММЗ» преобразовано в ОАО «Управляющая компания холдинга «ММЗ».
Головное предприятие располагается в Минске на территории 32 га. Численность работников - порядка 5 тыс. человек, в ПО - около 8 тыс. Помимо столичного завода в холдинг также входят ОАО «Гомельский завод пусковых двигателей», ОАО «Житковичский моторостроительный завод», ОАО «Лидский литейно-механический завод», филиал в г. Столбцы, опытный завод «ОЭЗТО» г.Минск.

ПО «ММЗ»
220070, г. Минск, ул. Ваупшасова, 4
тел.: +375 17 218 31 09 (справочная)
тел./факс: +375 17 230 31 88
www.po-mmz.minsk.by
{jcomments on}