Алексей АНТОНОВ

Для мебельной промышленности последние годы были не самыми легкими. Внутренний спрос пошел на спад: сказались и снижение объемов строительства жилья, которое всегда стимулировало продажи товаров длительного пользования, и высокие ставки по кредитам, и рост цен на импортные комплектующие. Также непростой оказалась конъюнктура внешних рынков. Но мобилизация всех видов ресурсов и поиск своей ниши позволяют успешно противостоять современным вызовам. В этом убедились на ОАО «Слониммебель», где объемы производства и сбыта продукции продолжили рост.

СлониммебельСвоим «коньком» ОАО «Слониммебель» выбрало спальные гарнитуры. Так уж сложилось исторически (а предприятию скоро исполнится 74 года), что именно в этом сегменте мебельной продукции всегда удавалось достигать наибольших успехов. Предприятие специализируется на выпуске продукции в среднем ценовом сегменте. Во-первых, эта ниша показывает наибольшую стабильность, в том числе по экспортному потенциалу. В Беларуси, России, Казахстане стремительно формируется средний класс, потребительские предпочтения которого нацелены на качественные, но не роскошные по цене товары.

Во-вторых, по расчетам, именно в этом сегменте фабрика может добиться максимальной конкурентоспособности. Нишу дешевой мебели полностью оккупировали представители микробизнеса, с которым непросто конкурировать, так как малые предприятия пользуются широкими преференциями по налогообложению. К тому же совсем массовый товар обладает низким экспортным потенциалом: транспортные издержки значительно влияют на розничную цену при транспортном плече свыше 1000 км. Элитная мебель отличается высокой маржинальностью, однако для успешного выхода на рынок дорогих изделий требуется соответствующий имидж предприятия, бренд, который создается десятилетиями. К тому же существует правило: дорогая мебель должна быть не просто качественной и «мелкосерийной», но и носить на себе подпись именитого дизайнера. «Безымянные» гарнитуры практически не имеют шансов на успешный сбыт, проигрывая тем же итальянским конкурентам, которые больше века зарабатывали себе славу лучших в мире на этом поприще. Да и сбытовая сеть для реализации мебели высокого ценового сегмента требует серьезных инвестиций с длительным сроком окупаемости.

«Средний ценовой сегмент наиболее привлекателен для нашего предприятия, - поясняет генеральный директор ОАО «Слониммебель» Анатолий ЖУК. - Сбыт более стабильный относительно других сегментов. Использование современных промышленных технологий и оборудования позволяет выпускать продукцию, которую не могут сделать маленькие предприятия». Правда, для использования всех возможностей данной стратегии необходимо постоянно проводить модернизацию производства, увеличивать производительность труда, тщательно работать над издержками и постоянно следить за конкурентоспособностью своего товарного портфеля. Слониммебель

Только за 2012 г. - I полугодие 2013 г. ОАО «Слониммебель» инвестировало в основные фонды 22 млрд. руб. Внедрена новая автоматическая четырехсторонняя линия нанесения кромки толщиной 0,3-3 мм на щитовые детали с автоматической системой загрузки и выгрузки. Если старое оборудование обслуживало 14 человек в смену, то новое - всего 4 при более высоком качестве продукции. Производительность труда - один из важных факторов конкурентоспособности мебельного производства на рынке. Так, доля заработной платы в себестоимости продукции достаточно высокая - 15-17%.

В прошлом году предприятие приобрело высокопроизводительный пантограф, который заменяет сразу три станка. Оборудование дорогое (стоит около 350 тыс. евро), и далеко не все даже европейские фабрики могут его себе позволить, поэтому таких агрегатов в ЕС выпускается всего несколько единиц в год.

Новый центр раскроя выдает около 40 м3 в смену: в два раза больше, чем его предшественник. В него инвестировали более 370 тыс. евро.
Действует система аспирации, которая обошлась более чем в 200 тыс. евро: теперь все отходы производства, вплоть до древесной пыли, по пневмоприводам удаляются из помещения. На фабрике значительно улучшились условия труда и повысился полезный сбор отходов производства, которые используются в качестве сырья в собственном котле на местных видах топлива. Предприятие полностью обеспечивает свои потребности в тепловой энергии. В этом году планируется установить еще один аналогичный котел в качестве резервного.
«Процесс модернизации на мебельном предприятии должен быть перманентным, - убежден Анатолий Жук. - Оборудование быстро морально устаревает, и чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке, необходимо обновлять технологии каждые 4-5 лет. Современное оборудование дает не только возможность снизить себестоимость и увеличить производительность, но и расширяет функциональные возможности предприятия, позволяет увеличивать ассортимент выпускаемой продукции». А еще - завоевать рынок новинками. Их доля в портфеле предприятия составляет до 60%. Слониммебель

Модельный ряд необходимо постоянно обновлять: слишком быстро начинают копировать изделия конкуренты. Поэтому для формирования спроса на свою продукцию всегда необходимо иметь свежие дизайнерские решения и оригинальные технологии, которые сложно повторить. Например, гнутые фасады, фрезеровку под пластик - такие элементы в «гараже» на коленке не сделаешь. Или использование полиуретановой лепнины в качестве декора, оригинальных багетов для обрамления фасадов кроватей. Эти комплектующие закупают у итальянцев, и сформировать соответствующую логистику способен только серьезный производитель.
Благодаря комплексной стратегии развития и правильно выбранной нише, ОАО «Слониммебель» по экономическим показателем является одним из лучших предприятий Беларуси в своей отрасли.

Справка «Директора»
За 2012 г. объем выручки составил 99 млрд. руб., за первое полугодие 2013 г. - 57 млрд. руб. Объем экспорта за 6 месяцев текущего года увеличился на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4,8 млн. долл. В 2012 г. экспорт превысил 10 млн. долл. До 85% продукции экспортируется в Россию, Казахстан, Таджикистан, Украину, Молдову, Кыргызстан. Среднесписочная численность работников фабрики составляет 326 человек.
На предприятии функционирует система менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО 9001:2000 в отношении разработки, проектирования и изготовления мебели. Внедрена документация СУОТ и СУОС, проведена сертификация систем на соответствие требованиям СТБ ИСО 14001-2005 и СТБ 18001-2009. По результатам аудита получены экологический сертификат и сертификат на систему управления охраной труда.

ОАО «Слониммебель»
231800, г. Слоним, ул. Торговая,19
Тел.: (01562) 255-95
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.slonimmebel.ru
{jcomments on}