Назначение в конце прошлого года нового посла Беларуси во Франции дало надежду на активизацию отношений между нашими странами. Еще молодой, но уже опытный Павел ЛАТУШКО (запомнившийся продуктивной работой на дипломатической службе, в МИДе, а также в должности министра культуры) с первых дней новой миссии задал ускоренный темп работы. Каковы цели и первые результаты? Об этом с послом беседует главный редактор журнала «Директор» Александр КОВТУНЕНКО.

Medef International- Павел Павлович, дорогу осилит идущий. Вам как новому послу Беларуси в этой стране какими видятся дальнейшие шаги по укреплению двустороннего сотрудничества?

- Приоритетом любой дипломатической миссии является максимальное содействие торгово-экономическому сотрудничеству. Хочется напомнить, что Франция - это вторая по величине экономика Евросоюза и крупнейший инвестор в Европе. В то же время мы не наблюдаем пока достаточного уровня взаимодействия с Францией: торговый оборот с ней (в прошлом году 530 млн. долл. - Прим. ред.) значительно отстает от таких стран, как Германия, Польша, Литва, Латвия и др. Таким образом, налицо значительный и одновременно неиспользованный потенциал. И мы хотим исправить эту ситуацию.

Сейчас активно занимаемся созданием инструментов двустороннего взаимодействия. Так, недавно в Париже зарегистрирован деловой белорусско-французский клуб, а в ближайшее время в Минске появится его представительство. В соответствии с французским законодательством и по сложившейся практике в перспективе на базе клуба может быть создана двусторонняя торгово-промышленная палата. Подобные структуры Франция имеет с 77 государствами. Чтобы в этом списке появилась и Беларусь, требуется как минимум 2 года активной работы клуба. Посольство будет этому всячески содействовать.

Осенью представительство у нас планирует открыть и Французское агентство по вопросам экономического развития UBIFRANCE. Данная структура имеет глобальную сеть офисов (в 60 странах), и ее приход к нам может стать  важным сигналом для бизнеса.
В числе приоритетов - организация бизнес-презентаций во Франции. Одно из таких мероприятий прошло в Париже в штаб-квартире бизнес-ассоциации Medef International. В нем приняла участие 31 французская компания, совокупный оборот которых в прошлом году, по нашим оценкам, составил 429 млрд. евро. Мы, конечно, понимаем, что завтра эти миллиарды не потекут в экономику Беларуси, но для того, чтобы мы поднялись с нынешнего уровня в несколько сот тысяч евро французских инвестиций, подобные мероприятия должны проходить на постоянной основе.

Как показали переговоры министра экономики Беларуси Николая Снопкова с представителями 14 французских компаний, бизнес Франции проявляет достаточно живой интерес к нашей стране. В целом прозвучала широкая палитра инвестиционных предложений - от создания сети общественного питания до совместного использования спутников.

Medef InternationalДоговорились, что в конце этого - начале следующего года организуем бизнес-миссию уже в нашу республику, чтобы провести более детальные переговоры. Хотя некоторые компании решили не дожидаться общей поездки и уже совершили визиты в Беларусь в июне-июле.
Активно продвигаем межведомственное сотрудничество. В частности, прошли встречи между руководством Минпрома и Минсельхозпрода Беларуси и Министерства сельского хозяйства Франции. Поскольку Франция - крупнейший производитель продуктов питания в Европе, а у нас эта сфера производства также является приоритетной, уверен, можно найти точки соприкосновения.

- Можно ли уже говорить о каких-то действующих проектах?

- Для нас важна реализация ряда крупных инвестпроектов, которые послужили бы примером  для компаний двух стран. Таковым может стать строительство больницы в микрорайоне Северный белорусской столицы оценочной стоимостью 115 млн. евро. Получены гарантии правительства Франции на выделение банковского финансирования. В случае положительного решения возведением современного объекта займется крупнейшая в Европе строительная компания Bouygues.
Прорабатывается проект строительства в Гродненской области нового сахарного завода с привлечением французских инвестиций в объеме более 100 млн. евро.

- Принципиально важно для нашей страны опережающее развитие экспорта с целью выровнять сальдо внешней торговли и текущего счета платежного баланса. Каковы перспективы поставок нашей продукции на французский рынок?

- Не стану скрывать, нас не устраивают объемы белорусского экспорта в эту страну. В прошлом году в денежном выражении он составил 100 млн. долл., в результате чего сальдо внешней торговли с Францией сложилось отрицательным (любопытно, что одновременно, по французской статистике, Франция имеет отрицательное сальдо в торговле с нами). Также не можем быть довольны номенклатурой поставок, наша задача - содействовать ее расширению. В советские времена мы продавали во Францию от 2 до 3 тыс. тракторов ежегодно, однако с развалом СССР этот рынок оказался потерян. Спустя более 20 лет пробуем вернуть утраченное. ПО «МТЗ» с компанией Podia  подписало дилерское соглашение, по которому французы взялись организовать продажу тракторов во Франции, Бельгии, Люксембурге, Испании и ряде стран Африки. Уже осуществлены первые поставки с «Бобруйского завода тракторных деталей и агрегатов».

Торговый центр по продаже белорусских товаров запланировано открыть в 100 км от Парижа, а рядом - сервисный центр. Поскольку во Франции работает ряд крупнейших добывающих компаний, по нашей инициативе проведены переговоры о возможных поставках самосвалов БелАЗ. На наш взгляд, перспективен также экспорт на французский рынок белорусских автобусов МАЗ.
Не будем забывать, что Франция имеет традиционно сильные экономические связи со странами Африки, а это значит, что сотрудничество с крупными французскими компаниями может открыть нашим товарам дорогу и в этот регион планеты.
В планах также наладить поставки сборных деревянных домов производства «Завода газетной бумаги» (г.Шклов), а в перспективе - создание из них целого курортного поселка.

- Пару лет назад я был одним из организаторов Белорусско-американского совета по предпринимательству. Предполагалось, что он будет содействовать становлению связей, привлечению инвестиций, но дальше организационного собрания дело как-то не пошло. Есть ли гарантии, что нынешние попытки активизировать работу с Францией поспособствуют приходу к нам западного капитала и технологий?

- Правительство поставило перед собой амбициозную цель - провести масштабную модернизацию реального сектора. Но внутренних резервов для этого явно не хватает. Задачу можно решить с привлечением иностранных инвестиций и технологий. Франция способна играть здесь одну из ключевых ролей. Иной вопрос, насколько мы готовы к работе с инвесторами? К сожалению, и в мою бытность послом Беларуси в Польше, и теперь во Франции у меня создается впечатление, что нежелание работать с иностранными инвестициями чаще демонстрируют у нас. Чтобы исправить ситуацию, на государственном уровне должны быть даны четкие сигналы о том, что иностранные инвестиции важны для страны. Второе - необходимо проводить системную работу на рынках, откуда мы можем почерпнуть средства и технологии. 

- Практика показывает, что западные инвесторы не спешат вкладывать в госкомпании, зато охотно работают с частными предприятиями, особенно малыми и средними. Так, может, следует расширять частный сектор в нашей экономике, чтобы обеспечить эффективное привлечение инвестиций?

- Если мы говорим о приходе европейских инвесторов, то здесь надо поставить знак равенства с приватизацией. Бизнес хочет иметь контроль над активами. И, на мой взгляд, без приватизации мы вряд ли сможем создать эффективную экономику, способную обеспечить прирост ВВП на постоянной основе. Да, есть стратегические отрасли с точки зрения доходности для государства. Но даже если мы говорим о промышленных флагманах, привлечь новые промышленные технологии в достаточном количестве можно только через приход иностранных инвестиций, а это значит - через акционирование и приватизацию.

- Сегодня многие западные компании заходят на наш рынок через Россию, Украину, открывая там производства и офисы. Но это не совсем выгодно нам, так как при такой схеме страна недополучает инвестиции и налоги. Можем ли мы изменить ситуацию?

- В ближайшее время мы хотим провести в Париже, а позже - в Мадриде масштабную презентацию ЕЭП и Беларуси в этом интеграционном образовании. Необходимо шире донести до западных бизнесменов мысль о том, что создание предприятий у нас дает возможность последующей беспрепятственной продажи товаров на крупном рынке трех стран-участниц ЕЭП.Medef International

- Опять-таки движение в этом направлении, с моей точки зрения, наиболее продуктивно через малый и средний бизнес, в быстро окупаемых отраслях, например, пищевой промышленности. Хороший пример - Украина, куда уже пришли французские компании, например, «Рошен».

- Согласен. В этой связи важным является реализация инициативы по созданию двусторонней рабочей группы в сфере сельского хозяйства, работа которой должна содействовать приходу инвестиций и организации совместных проектов.
Следует более активно заниматься диверсификацией экспорта белорусских продовольственных товаров. Пока, к сожалению, приходится констатировать слабую заинтересованность Минсельхозпрода и производителей в этом вопросе. У нас принято смотреть преимущественно на рынок СНГ  и считать, что нам на десятилетия вперед обеспечен там гарантированный сбыт. Но для отдельных предприятий и для отрасли в целом стратегически правильным была бы и диверсификация поставок. Нельзя складывать яйца в одну корзину! Например, мы видим перспективы роста экспорта наших продуктов во Францию. Несмотря на то что эта страна является крупнейшим в Европе производителем сельхозпродукции, она одновременно и один из основных потребителей. В ней проживает 65 млн. человек, большой поток туристов (Францию ежегодно посещают более 80 млн. иностранцев). Потребление огромное, а значит, есть смысл прорываться на этот рынок - и для этого надо искать свои ниши, работать системно и активно.

- А насколько успешно Беларусь позиционирует себя в сфере туристических услуг, и можем ли мы быть интересными французским туристам? На посту министра культуры вы активно продвигали идею реконструкции белорусских замков. Сказалась ли эта работа на туристическом потенциале страны?

- Государственная политика в части реставрации значительного числа объектов историко-культурного наследия стратегически важна и достойна активного продолжения. В рамках госпрограммы «Замкі Беларусі» многое еще предстоит сделать. Открытие после реставрации двух знаковых памятников - Несвижского дворца и Мирского замка- привлекло огромный интерес со стороны как белорусов, так и иностранных граждан. Ожидается, что только в этом году Несвиж посетят 500 тыс. туристов, Мир - 250 тыс., из них 15% - иностранцы. Реставрация и консервация до 2018 г. еще 38 памятников и далее будет способствовать дальнейшему увеличению туристической привлекательности республики.

Убежден, что привлечь больше западно-европейских туристов можно и через дальнейшую либерализацию визовой политики. Мы понимаем, что в решении данного вопроса страны руководствуются принципом взаимности - основооплагающим в дипломатии. Но как посол в трех европейских государствах  уверен, что нам стоит упрощать визовые формальности для иностранцев. Если Беларусь не готова отменить визовый режим для граждан ЕС, то мы должны обеспечить возможность получить визу в течение одного дня, в т.ч. на границе, уменьшить ее стоимость.
В нашем посольстве принято решение осуществлять прием документов на получение визы на протяжении всей рабочей недели (ранее - только три дня в неделю). Отмечаем рост желающих посетить республику в туристических целях на четверть.

А вот системные шаги по презентации туристических возможностей Беларуси, в частности, во Франции, к сожалению, еще не сделаны. Чтобы изменить ситуацию, по инициативе посольства и при поддержке Минспорта и Национального агентства по туризму в сентябре в Париже планируем открыть национальный стенд, на котором будут представлены белорусские замки, музей Шагала в Витебске. Обязательно подготовим информационные материалы на французском языке, чего раньше также не делалось. По итогам выставки постараемся определиться с туроператорами, которые предложат конкретный турпродукт для потенциальных туристов. Соответствующую информационную работу проведем и в 2014 г. в рамках Дней культуры Беларуси во Франции.

- Работу в этом направлении можно было бы дополнить более полным присутствием нашей туристической инфраструктуры в интернете. Пока даже на booking.com представлены не все белорусские отели. К тому же зачастую высокая цена проживания в них не соответствует уровню сервиса… А достаточно ли развиты в нашей стране сопутствующие услуги? Может ли турист помимо посещения замка взять, например, машину напрокат, поесть в уютном ресторане?

- Согласен, нужны системные шаги по всем вопросам: интернет, гостиницы - это все единое комплексное направление для работы. Но тут уже, как и в случае со строительством ресторанов, кафе, оказанием разного рода сопутствующих услуг - слово за частным бизнесом. Государство же должно обеспечить благоприятные рамочные условия для реализации предпринимательской инициативы.

- На мой взгляд, в нашей стране недостаточно развито изучение иностранных языков, даже английского, не говоря уже о французском. Не станет ли это препятствием в развитии образовательного и научного обмена с Францией? Наши партнеры по ЕЭП - и Россия, и Казахстан - наладили обучение своих специалистов в Западной Европе. А мы?

- У нас объективно нет возможности давать качественное образование абсолютно по всем направлениям. В прежней должности министра культуры мне удалось заручиться поддержкой главы государства в том, чтобы у нас была возможность стажировать студентов трех белорусских вузов сферы культуры, а также молодых специалистов за рубежом. Вскоре появилось соответствующее постановление правительства о зарубежных стажировках, причем не только для культуры, но и для других сфер образования. Были внесены изменения в положение о Фонде Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, которые позволили финансировать обучение за границей за счет этого источника. Убежден, работу в данном направлении надо углублять и дальше, особенно по специальностям экономического профиля. Это поможет формированию нового поколения управленцев, способных работать в рыночных условиях, что в итоге даст экономический эффект. Но одновременно надо предусмотреть  механизм возвращения специалистов на родину. Опыт обучения молодых дипломатов в МГИМО показывает, что некоторые выпускники предпочитают вернуть белорусскому государству средства, затраченные на обучение, и остаться работать за рубежом.
Что касается возможностей изучения французского языка в Беларуси, здесь действительно есть определенные тенденции. Мы видим, что количество заинтересованных в его изучении падает. Даже в лингвистических вузах его все чаще выбирают в качестве второго или факультативного языка. В то же время нужно учитывать, что по-французскии говорят не только во Франции, но и в Канаде, Бельгии, Швейцарии, многих странах Африки. Огромный пласт  мировой культуры связан с  французским языком. Содействуя пониманию этого, мы будем способствовать  становлению более тесных связей межу нашими странами.

- Господин посол, позвольте поблагодарить вас за интервью и пожелать вам успехов на дипломатической службе!

{jcomments on}