Алексей АНТОНОВ
Производство алкогольной и табачной продукции традиционно считается выгодным независимо от пространства и времени. Однако неожиданный крен отечественной акцизной политики грозит разрушить эту парадигму. По крайней мере, для белорусских профильных предприятий. Ведь если повышение налоговой нагрузки в 2011-2012 гг. для них прошло более-менее спокойно, то рост акцизных ставок с 1 января вверг в лихорадочную дрожь, от которой они еще не оправились. Зато импорт все больше начинает расцветать и приятно пахнуть.
Цех по розливу… винограда
Руководители профильных предприятий в кулуарах заявляют: если так пойдет и дальше, то до полного выравнивания акцизных ставок с российскими многие белорусские заводы и фабрики могут попросту «не дожить». Причем российские же конкуренты и выжмут их с собственного рынка. Не по причине великого технического превосходства или удивительного качества, а благодаря финансовым возможностям. Мало того, что кредиты у восточных соседей более дешевые и доступные, в производстве «вредных привычек» уже давно и плотно обосновались транснациональные корпорации. У некоторых из них обороты превышают бюджет всей Беларуси. Обладая такими возможностями, российские конкуренты под денежным прикрытием ТНК попросту перекроят рынок «под себя». И отечественным предприятиям им практически нечего противопоставить.
Акцизная политика - один из самых существенных факторов, который влияет на структуру алкогольного рынка. В Средиземноморье пьют много вина, в Германии и Британии - пива. И не только благодаря культурным традициям. В этих регионах акциз на «легкий» алкоголь в 2-3 раза ниже, чем на «тяжелый». Поэтому водка, виски и бренди для массового рынка получаются дорогими и менее привлекательными. Кроме борьбы с «народным» пьянством, такая политика имеет и экономическое обоснование: поддерживаются местный производитель и собственная сырьевая база. Ведь вино и пиво начинаются с винограда, ячменя и хмеля, которые приносят хороший доход сельскому хозяйству. При всей пагубности чрезмерного потребления алкогольная отрасль формирует достаточно много рабочих мест.
Собственно говоря, долгое время аналогичные акценты расставлялись и в Беларуси. Но в последние два года акцизная политика к национальным напиткам повернулась спиной, к такому выводу заставляет склоняться официальная статистика. За первые пять месяцев этого года продажи водки и ликероводочных изделий в Беларуси упали на 11,6 и 22,7% соответственно. Пиво прибавило, но очень скромно - 6%. Зато на 48% выросла реализация коньяка, на 15% - виноградных вин. Правда, «виноградный алкоголь» в большинстве своем не полностью импортного происхождения, а белорусского розлива. Но коньячные спирты, виноматериалы и другое поступающее сырье - иностранного производства. Таким образом, основная маржа остается в стране происхождения.
Почему чисто отечественная продукция при затоваренных складах «минусует» и по продажам, и по объемам производства? Например, на фоне снижения выпуска на 6,4% спирта и водки скопилось в объемах двухмесячного производства. Зато выпуск коньяка и виноградного вина увеличился на 15-20%. Такие результаты не удивительны: акцизы на «падающую» продукцию последние два года росли в геометрической прогрессии. А на «виноградные» напитки налоговое давление было более щадящим. Поэтому согласно мониторингу Белстата средняя цена литра водки за последние 4 года в долларовом эквиваленте выросла в 2,3 раза, пива - в 2 раза, коньяка - всего в 1,5, а вина и того меньше - на 15%. Реакция рынка на ценовые изменения не заставила себя долго ждать. И процесс будет только усиливаться. Акцизы продолжат расти в прежних пропорциях, а традиции потребления спиртного будут ослабевать. В результате увеличится валютоемкость отрасли, ухудшится ее внешнеэкономическое сальдо, и до этого не слишком блестящее. Несколько странно, ибо в стране действует программа импортозамещения.
Словом, идет перераспределение структуры рынка в пользу напитков с иностранными корнями. Происходит это на фоне падения продаж алкоголя вообще. Но радоваться рано. Покупать спиртное люди стали меньше, а вот пить… В МВД бьют тревогу: буйно расцветает самогоноварение. Да и контрабандный суррогат никто не отменял. Ценовыми «перекосами» нельзя решить проблемы пьянства. Скорее они помогают загнать их в «тень», увеличив доходы нелегально-криминального рынка и количества отравлений жидкостями «с запахом спирта».
Что касается отечественной ликероводочной отрасли, то, как заметил в сердцах один из ее представителей, если так пойдет и дальше, рискуем остаться без собственного алкоголя. В свое время перед производителями поставили четкую задачу: обеспечить потребителей доступным, но качественным спиртным. С ней справились, развивая массовое производство так называемых «прейскурантных» напитков. Нынешняя акцизная политика «выбивает» почву из-под ног нижнего сегмента, на котором зиждется вся экономика отечественного производства. Причем изменения произошли стремительно: времени на перестроение и формирование эффективного продуктового портфеля под новые реалии нет. И места на полках постепенно начинает занимать продукция зарубежных конкурентов. Процесс идет пока не очень заметно, но с каждым месяцем увеличивается, например, выпуск лицензионной водки.
Дым пахнет… керосином
С высокими ставками на табак несколько другая история. «Жестокие» акцизы отлично вписываются в стратегию транснациональных корпораций, которые владеют мировыми брендами. Обычно именно они являются прямыми или косвенными инициаторами повышения налоговой нагрузки на все сигареты независимо от цены. На первый взгляд, идея логична на фоне всемирной борьбы с курением. Мол, вредную привычку надо сделать дорогой, а акциз использовать не для изъятия суперприбылей в пользу казны от определенных товаров, а для ценовой «надбавки» на никотин. И неважно, содержится он в копеечном табаке или элитной сигаре. Дорогим должно стать «действующее вещество». Такой подход фактически убивает конкуренцию. В том числе и по качеству. Себестоимость продукции как таковая перестает играть серьезную роль, ибо в Европе, с ее драконовскими налогами на табак, стоимость производства сигареты в розничной цене составляет несколько процентных пунктов. Все остальное - налоги. Если выражаться грубо, то солома с табачной крошкой, завернутая в папиросную бумагу, будет стоить лишь немного дешевле, чем элитные сигареты. В результате становится важным не столько технологическое развитие, сколько маркетинг. Такую стратегию для захвата новых национальных рынков в последние два десятилетия и использует «большая табачная четверка». Обладая мощнейшими мировыми брендами, раскрученными через все каналы коммуникаций еще до рекламных ограничений, транснациональные корпорации легко сминают местные торговые марки. Именно после повышения акцизов «загибались» табачные предприятия в странах Восточной Европы и Балтии, на Ближнем Востоке, в других регионах. В разы снижались объемы сбыта, рынок перемещался в «серую зону», расцветал контрафакт. В результате бюджетные доходы после повышения акцизов падали. В выигрыше оставались только мировые компании, которые наращивали свои прибыли, ведь их намного легче «прятать» в дорогой продукции. А дешевая в официальной продаже из-за высоких налогов попросту отсутствовала.
Причем посчитать реальную доходность международных брендов весьма проблематично. Состав смеси табаков, технология обработки держатся в секрете. Себестоимость сигареты остается неизвестной, поэтому судить о рентабельности «транснационалов» приходится опираясь на их данные. Собственно говоря, именно крупные мировые производители выступали в России за высокие ставки. В результате национальное табачное производство кануло в лету. Фабрики либо закрылись, не выдержав конкуренции с монстрами, либо были скуплены, более 90% продаж приходится на международные торговые марки. Такое грозило и Беларуси, если бы не грамотная акцизная политика, которая способствовала развитию собственного производства. Сегодня белорусские бренды занимают до 60-70% продаж на отечественном рынке. Их присутствие не дает разгуляться «международникам» и включить свою универсальную стратегию на полную катушку.
Действительно, транснациональные корпорации напрямую не выступают за пересмотр акцизной политики. Некоторые их представители в Беларуси даже в частных беседах отмечают положительные стороны отечественной модели. Но решения-то о глобальных позициях ТНК принимаются не в Минске, а в Москве, Киеве, а по стратегическим вопросам - в Женеве, Лондоне, Лозанне. Причем табачное лобби по всему миру у «большой четверки» огромное. И Россия - не исключение. В разное время некоторые крупные и известные российские политики «засветились» даже в составе директоров этих богатейших корпораций. Словом, свои вопросы решать эти гиганты умеют.
Накануне повышения акцизов в Беларуси в России началась пиар-компания: мол, белорусские производители заваливают соседний рынок своими дешевыми сигаретами. Причем без фильтра. Хотя единственная марка овальных сигарет, выпускаемых в Беларуси, - знаменитая «Прима». Ее продажи стабильно падают, а средние объемы производства не превышают 100 млн. штук в месяц. Для огромного российского рынка - крохи. Однако информационная «утка» стала для российского Минфина своеобразной моральной поддержкой в борьбе за повышение акцизов на всем пространстве ЕЭП.
Пока гром не грянул
В Беларуси с ликероводочными и табачными производителями принято только бороться. А вот на Западе несколько иная традиция: с алкоголизмом и курением воюют, а отечественных производителей этой продукции поддерживают и защищают от внешних посягательств. Как бы мы ни относились к вредным привычкам, их социальному «статусу», но есть еще экономика отраслей. В Беларуси на алкоголь, пиво и сигареты приходится 10-12% товарооборота. Это ежемесячно около 200-250 млн. долл. в эквиваленте, из них 100-120 млн. уходят в казну в виде налогов. Огромные суммы, за которые готовы побороться даже транснациональные корпорации.
Слишком резкие акцизные взлеты подкашивают отечественные профильные отрасли. Пока это существенно не сказывается на бюджете, но гроза может разразиться уже в среднесрочной перспективе. Экономика отраслей и их финансовое состояние находятся на пределе возможностей. Если не дать передышки, может произойти очень серьезное и необратимое падение. В том числе, в части наполнения бюджета.
Безусловно, интеграционные процессы всегда связаны с поиском компромисса. Вместе с тем некоторые направления экономики являются стратегическими. Как ни парадоксально, но табачная и алкогольная отрасли в Беларуси входят в их число. Слишком большие обороты, чтобы ими разбрасываться.
Конечно, российская сторона придерживается своей линии. Например, с 1 января следующего года предлагается снова повысить акцизы на нижний ценовой сегмент отечественных сигарет. А на высокий, в котором концентрируются интересы транснациональных компаний, можно и понизить. При этом никто не обращает внимания на самочувствие нашего производителя, который вряд ли оправится от таких инноваций.
Есть и другое существенное различие между белорусской и российской отраслями. В соседней стране все предприятия давно приватизировали: единственным инструментом регулирования отрасли остался акцизный налог. За счет него правительство заставляет коммерсантов делиться с бюджетом доходами от прибыльного бизнеса. Но активы находятся уже не просто в частных руках, а в большинстве принадлежит крупным ТНК. С ними спорить непросто - бизнес перетекает в большую политику. В Беларуси по доле рынка лидируют государственные предприятия. Они во времена низких акцизов и высоких прибылей наполняли бюджет за счет других налогов, отчислений в инновационные и иные фонды, финансировали различные мероприятия. Словом, при любой норме прибыли деньги все равно шли на национальные нужды. Стоит ли отказываться от такой системы, которая демонстрирует свою эффективность не только в Беларуси. К примеру, в Швеции алкогольный рынок полностью контролируют государственные компании.
Между тем процесс выравнивания ставок акцизов в ЕЭП запущен. Существует опасность, что партнеры по единому пространству будут «дожимать» тему по другому направлению: через снятие ограничений на перемещение подакцизных товаров. Например, спиртное с российской акцизной маркой смогут свободно ввозить и продавать в Беларуси, и наоборот. Такую идею некоторые лоббисты в России пытались протолкнуть еще четыре года назад. Однако она «заглохла», в том числе из-за кризиса. Думается, к ней обязательно вернутся. Ведь в этом случае доминирование восточных производителей на белорусском рынке не вызывает сомнения.
В ЕС каждая страна устанавливает свои налоговые тарифы на алкоголь. И никаких катаклизмов не происходит. Правда, структура западной интеграции несколько иная: при ярко выраженных экономических центрах полтора десятка стран «периферии» со схожими интересами имеют более сильные позиции.
Смеем надеяться, что и Беларусь сможет отстоять свои интересы в интеграционных процессах. Ведь акцизы, о которых идет речь, составляют существенную долю в доходах отечественного бюджета.
{jcomments on}