№6 (168) - ИЮНЬ

 

Тема номера: АССОРТИМЕНТ КАК ИНДИКАТОР РАЗВИТИЯ

 
  • Ассортимент: следуем за рынком.
  • Деньги не спят, если технологии не дремлют: прорыв гематогена на Восток.
  • Работать на потребителя: кто покупает посуду у Добрушского фарфорового завода?
  • Вложили миллион - сэкономим два:  Жлобинское вагонное депо - лучшее на белорусской железной дороге.
  • "Душ" для больших и маленьких авто:  создаем в стране развитую транспортную инфраструктуру.
  • От машины до газопровода: хороший оценщик должен быть одержим своей работой.
  • С компъютером на "ты": как стать успешным программистом?
  • Все дороги ведут в регионы: стираем границы между городом и селом.
  • Разрушающая сила инфляции: Рост цен - кому это нужно?


Елена КОРНУШЕНКО, адвокат адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий СБХ»

Строительство многоквартирных жилых домов. Предоставление земельных участков для инвестиционных проектов

Изменен порядок предоставления земельных участков в г. Минске и областных центрах для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности). Они выделяются коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, а также юридическим лицам - победителям конкурса по выбору заказчика (застройщика), порядок проведения которого устанавливается правительством.
В целях совершенствования порядка предоставления земельных участков для реализации инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь, информация, содержащаяся в перечнях участков для инвестиционных проектов, должна постоянно поддерживаться местными исполнительными комитетами в актуальном состоянии, быть полной, достоверной, открытой, доступной, включать цели возможного использования этих участков.
Указанная информация обновляется на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных и распорядительных органов в сети интернет (при наличии таких сайтов) не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения.
Указ Президента от 05.06.2013 г. №258 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. №667». Вступает в силу с 01.09.2013 г.

Инновационные проекты. Государственная поддержка

Изменены условия оказания государственной поддержки для субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь и граждан, реализующих инновационные проекты с участием научно-технологических парков или инкубаторов малого предпринимательства. Поддержка оказывается Белорусским инновационным фондом и Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей поэтапно, причем успешное завершение предыдущего этапа является обязательным условием для поддержки на последующем. Закреплены требования, которым должен отвечать инновационный проект, претендующий на поддержку.
Белорусский инновационный фонд предоставляет финансирование в виде выдачи инновационных ваучеров и грантов на безвозвратной основе после прохождения проектами конкурсного отбора сроком до одного года.
Размер такой поддержки установлен в суммах, эквивалентных не более 25000 долл. на подготовительном этапе и не более 100000 долл. - на конструкторско-технологическом.
Указ от 20.05.2013 г. №229 «О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов». Вступает в силу с 22.11.2013 г.

Информационные технологии. Реестр должников

Принят документ, регулирующий вопросы получения субъектами предпринимательской деятельности информации о финансовом положении своих контрагентов, как нынешних, так и потенциальных, - утверждено Положение о Едином государственном реестре сведений о банкротстве (далее - Единый реестр). Устанавливается порядок формирования и ведения Единого реестра, порядок и сроки включения в него сведений, их размещения в сети интернет.
В Единый реестр включаются сведения о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), о введении защитного периода и открытии конкурсного производства, включая информацию о процедурах санации или открытии ликвидационного производства, сроках их проведения, а также исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Созданием Единого реестра упрощается получение информации о сроке предъявления требований кредиторов и почтовом адресе для корреспонденции, времени и месте проведения первого общего собрания кредиторов (в случае, если они установлены в определении об открытии конкурсного производства).
В Единый реестр включаются подробные сведения об антикризисных управляющих по делу о банкротстве, о должнике, а также извещение о проведении торгов имуществом должника.
Доступ к сведениям Единого реестра в сети интернет является открытым и бесплатным.
Постановление Совета Министров от 18.05.2013 г. №391 «О некоторых вопросах Единого государственного реестра сведений о банкротстве». Вступило в силу с 23.05.2013 г.

Приватизация. Оценочная стоимость жилого помещения

Документом установлены правила определения стоимости жилых помещений, являющихся объектами приватизации. Указывается, что их общая площадь определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений, расположенных в надземных этажах, в том числе мансардных, а также цокольных и подвальных этажах, отапливаемых пристройках и верандах, без учета неотапливаемых (холодных) помещений, лоджий, балконов и террас.
Для целей приватизации применяется оценочная стоимость жилых помещений с учетом их потребительских качеств, определяемая на первое число месяца, в котором подано заявление о приватизации. При этом действительная стоимость умножается на коэффициенты потребительских качеств жилого помещения, которые содержатся в приложении к Положению об определении стоимости объектов приватизации.
Постановление Совета Министров от 28.05.2013 г. №421 «Об утверждении Положения об определении стоимости объектов приватизации». Вступило в силу с 01.06.2013 г.

Труд несовершеннолетних. Легкие виды работ

Согласно ст.272 Трудового кодекса Республики Беларусь с письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкой работы. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утверждается Правительством.
Также расширен Перечень легких видов работ, которые могут выполнять эти лица. В него дополнительно включены: упаковка готовых мелкоштучных изделий, этикетировка продукции вручную, ремонт и изготовление картонной тары с применением ручного инструмента, работа с использованием персонального компьютера, возврат корзин и тележек в торговый зал организаций торговли, пошив столового и постельного белья и др.
Уход за цветниками, лесными и садовыми культурами должен проводиться без использования электромеханического инструмента и подъема на высоту; при сооружении игровых и спортивных площадок может применяться только материал, не требующий сварочных работ и монтажа металлоконструкций.
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 08.05.2013 г. №37 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. №144». Вступило в силу с 01.06.2013 г.

{jcomments on} 

Лилия ВЛАСОВА, кандидат юридических наук, медиатор Учебно-практического учреждения «Центр медиации и переговоров»

Несколько лет назад одной из самых употребляемых директорами фраз в публичных интервью и выступлениях была расшифровка китайского иероглифа о том, что «кризис», согласно китайской каллиграфической традиции, состоит из опасности и поворотного момента, позволяющего найти позитивные возможности. Из таких же иероглифов состоит и слово «конфликт».

Увидеть в конфликте опасность и «поворотные возможности» позволяет его глубинная суть. Но большинство людей, в том числе руководители, замечают только первую часть - опасность. Конфликтуя, люди паникуют, теряют контроль над ситуацией и тем самым упускают возможность не потерять или даже приобрести.

Конфликты - обыденное явление в жизни каждого человека, работника, менеджера, владельца бизнеса. Они всепроникающи - начиная от семьи и заканчивая размолвками с партнерами, коллегами и даже самим собой. Большинство людей старается избежать конфликта, а если этого не получается, то, вступив в него, победить, оставив врага (которым, чаще всего, оппонент и не является) разгромленным. Многие входят в конфликт как в войну в стадии активных военных действий, забывая, что самые важные победы достигались путем переговоров.

Сегодня наиболее эффективным разрешением конфликтных ситуации является обоюдная победа сторон (принцип win-win, знакомый многим по книгам американского бизнес-гуру Стивена Кови). Именно на этом принципе основана медиация - один из самых прогрессивных методов разрешения конфликта, активно применяемый в мире в судебной и внесудебной практике.

Медиация позволяет сторонам достигнуть консенсуса, максимально удовлетворив потребности каждого. Эти потребности выясняются в ходе переговоров с привлечением третьего незаинтересованного участника - медиатора, задача которого дать понять противоборствующим сторонам, чего они хотят достигнуть и как это сочетается с интересами их оппонента. В отличие от других посредников медиатор не имеет личной заинтересованности в исходе спора и не влияет на принимаемое сторонами решение. Его задача - дать понять, о чем они в состоянии договориться и помочь организовать переговоры. В результате - обе стороны решают свои проблемы, сохранив деловые и личные отношения, а также приобретают опыт успешного выхода из конфликта.

Медиация активно применяется на родине процедуры - в США, странах Западной Европы, а также Украине, России, Казахстане. У Беларуси также есть позитивный опыт. В 2011-2012 гг. пилотный проект осуществляелся в системе хозяйственного правосудия. В его рамках проведено более 200 медиаций. По каждому второму спору достигнуты соглашения. Уже в июне текущего года Палата представителей Национального собрания может принять во втором чтении закон «О медиации», который нормативно закрепит медиацию как легальный способ разрешения конфликтов.

Сегодня в Беларуси есть несколько десятков профессиональных медиаторов, которые обладают не только теоретической подготовкой, но и имеют практический опыт разрешения корпоративных, внутриорганизационных, трудовых, семейных и других конфликтов. С прошлого года действует специализированное учреждение «Центр медиации и переговоров», объединившее наиболее опытных медиаторов и занимающееся продвижением этого внесудебного способа разрешения конфликтов.

Если говорить об издержках, то медиация не столь затратная (по времени и финансам) по сравнению с судебными разбирательствами. Рассмотрение некоторых дел в судах затягивается на месяцы и годы. Согласно проекту закона медиация не может продолжаться более 6 месяцев. На практике переговоры и вовсе часто заканчиваются по итогам одного дня, а решение сложных конфликтов занимает до нескольких недель. Сроки в первую очередь зависят от желания сторон договориться. Финансовые затраты на медиацию делятся между сторонами поровну, если они не договорятся об ином распределении оплаты. По подсчетам, в среднем стоимость коммерческой медиации на 30-40% ниже, чем юридических услуг в рамках рядового хозяйственного дела.

Так как долгие годы суд оставался единственным способом урегулирования споров, у руководителей сложился определенный стереотип в принятии решения: «есть проблема - идем в суд». В некоторых ситуациях обращение в суд оправданно, например, когда есть спор о толковании норм права или «бесспорное» дело о возврате долга. Однако существуют и другого рода проблемы, в основе которых лежат межличностные конфликты между руководителями предприятий, партнерами, собственниками и менеджментом, директором и работниками. В таких случаях обращение в суд менее эффективно, так как это зачастую только усиливает конфликт, стороны теряют контроль над ним, и процесс становится неуправляемым. При обращении в суд ответственность за результат дела руководители перекладывают на юристов, устраняясь от ситуации. Перед юристами ставятся разные задачи: получить деньги (товар, услугу), поставить ответчика на место, а если нужно платить, то добиваться минимума. При этом забывают, что судебное решение непредсказуемо. Суд может принять к сведению аргументы и доказательства, меняющие ход процесса. И тогда сторона, чувствующая себя победителем, превращается в побежденную или глубоко неудовлетворенную. Руководитель получает новые проблемы, которые в результате приходится решать именно ему.

Практика пилотного проекта убедительно показала эффективность медиации в разрешении споров, основанных на межличностных конфликтах между собственниками бизнеса (корпоративные споры). Как правило, их первопричиной становились неадекватное поведение сторон, недостоверная информация и неэффективная коммуникация. Подобные ситуации трудно, а порой и невозможно, решить правовыми способами. Попадая в суд, они могут рассматриваться годами, обрастая все новыми исками. Автору приходилось неоднократно проводить медиации, где стороны по несколько лет «добивались справедливости», имея по 3-5 исков в хозяйственном и несколько исков в общем суде. Переговоры, как правило, начинались с взаимных упреков и убежденности, что договориться невозможно, а совместный бизнес нужно ликвидировать. Постепенно, отделяя личное от спорных проблем, удавалось возобновить нормальный диалог и переключить внимание с личных обид и эмоциональных всплесков на совместное решение проблем. В течение 5-6 переговорных сессий, длящихся в среднем по 3ч, стороны находили варианты решений, отвечающие их интересам. В итоге сохранялись бизнес, партнерские отношения и конфиденциальность информации, озвученной в переговорах.

Опыт развитых стран показывает, что медиация - метод управления конфликтом, который позволяет за опасностью увидеть новые возможности. Именно этим незаменимым качеством обладали лучшие полководцы истории.

{jcomments on} 

Евгений ШУНЕЙКО, кандидат искусствоведения, профессор Белорусской государственной академии искусств

В слове «живопись» читается его художественная суть: живо изображать окружающий и внутренний мир, доносить его трепетные образы до людей. Долгое время цвет в живописи был подчинен строгому рисунку, в картинах зачастую доминировала темная или приглушенная тональность. В начале ХIX в. живой свет впервые нашел отражение на холстах английских художников-романтиков. Затем их открытие поддержали французские коллеги. Они странствовали в окрестностях деревушки Барбизон, поэтому и называют их живописцами Барбизонской школы 1830-1850-х гг.

Создание передвижной мастерской связано с изобретением этюдников -ящиков с красками в тюбиках. Этюдники помогают работать художникам и в наши дни. А в барбизонский период окончательно закрепилось непосредственное творческое изображение природных мотивов на открытом воздухе. Учитывались все цветовые изменения, колебания и ощущения, связанные с разным освещением, состоянием световой и воздушной среды. Это и назвали пленэр (от франц. pleinair - на открытом воздухе).

Наиболее солнечная пленэрная живопись принадлежит французским импрессионистам, которые в 1870-1880-х гг. совершили настоящую революцию. В искусстве стали главенствовать первые впечатления, насыщенные богатством цветовых мазков, передающие живое ощущение воздушного пространства. И реальный окружающий мир стал восприниматься значительно ярче, более красочно и образно. Многие художники в разных странах также включились в процесс светоносного отображения.

В Восточной Европе наиболее активными последователями французских пейзажистов-новаторов стали представители московской школы живописи - К.Коровин, В.Поленов, И.Левитан и др. К примеру, нашему земляку В.Белыницкому-Бируле его наставник И.Левитан советовал сохранять в завершенных пейзажах живое ощущение красочного соприкосновения с панорамами всех времен года и скромными уголками природы. Талантливый ученик успешно воплощал наказ в своих полотнах.

Многие белорусские художники ХХ - начала ХХI в. также следуют этому золотому правилу, открывая все новые виды родной стороны. И это невзирая на тот факт, что на Западе пленэрный пейзаж в результате многих модернистских нововведений утерял свое ведущее значение и перестал развиваться. Отчасти такое явление можно объяснить гармоничной живописностью белорусской земли. В центре Европы удивительным образом компактно сохранился, образно выражаясь, натуральный зеленый остров в синеве рек и озер. К тому же наша природа достаточно первозданная, большинство городов и деревень утопают в зелени. Словом, в Беларуси можно без труда найти уголки, которые не затронуло нивелирующее воздействие современных гигантов-мегаполисов. В таких природных условиях художнику весьма трудно не стать убежденным пейзажистом.

Продуктивными пленэрными мастерами стали наиболее подвижные художники. Несмотря на педагогическую и общественную деятельность, они всегда находят возможность «вырваться на этюды». Среди отечественных пейзажистов Леонид Гомонов - своеобразный рекордсмен по участию и значимости достижений в республиканских и международных пленэрах. С середины 1990-х гг. он ежегодно по два-три раза выезжает на пленэрные форумы. После их проведения многие произведения мастера стали обогащать собрания отечественных и заграничных музеев. Для художника - это всегда настоящий праздник. Л. Гомонов успевает также успешно работать в Минске над решением дизайна книг в издательствах, выступает организатором международных конкурсов детского рисунка и т.п. Такая сверхтворческая активность способствует созданию смелых и впечатляющих образных решений, в которых запечатлены природные мотивы. Работы объединяет мягкость и задушевность изображаемого: традиционные деревенские домики в окружении столетних деревьев, тихие речные заводи, покрытые кувшинками, долины полноводных рек с далекими полями и лесами, лесные массивы, светоносные культовые памятники архитектуры на высоких холмах и др. Художник на ходу синтетизирует, обобщает, словно прозрачным туманом окутывает пейзажное пространство. И оно образно оживает. Наиболее трепетно живописец воспроизводит природное состояние самой ранней весны, утренней и вечерней зари. Вместе с тем в его творчестве оживают и развиваются многие пленерные традиции ХIХ-ХХ вв.

В 2003-2010 гг. профессиональный художник, сотрудник Министерства культуры Беларуси Николай Мищенко стал организатором международных пленэров, посвященных памяти классиков пейзажного искусства В.Белыницкого-Бирули, В.Цвирки и др. Это способствовало сближению ведущих художников России и Беларуси, которые активно создают пейзажи в романтично-реалистическом стиле, отображают необычное и трогательное на основе простых и бесхитростных природных реалий. Творческая дружба с российским классиком пейзажа Тверского края В.Сидоровым подтолкнула Н.Мищенко к поразительной живописной эволюции, дополнительной уверенности в своих творческих силах. В его активе - постоянная работа на этюдах, создание на протяжении одного-двух сеансов с натуры исключительно правдивых и образно-сконцентрированных произведений. Если это куст сирени, то он должен «гореть» под лучами солнца, если это старые дубы, то зритель должен ощущать непоколебимую мощь их стволов и трепет листвы под ветром. В очертаниях старинных зданий под кистью художника проявляется цвет прошлых времен, а в изгибистых речных потоках просвечивается песочное и каменистое дно. Многое почерпнул художник у великого пейзажиста С.Жуковского, следуя его опыту: не вдаваясь в мелочи, энергичными и сочными мазками цвета утверждать живописную красоту окружающего пространства.    

Неутомимым путешественником, который не расстается с этюдником, давно зарекомендовал себя известный минский художник Виктор Барабанцев. На его счету - многие монументальные мозаики возрожденных храмов. В 2000-х гг. мастер решил подарить белорусским зрителям также пейзажный свет, до этого невиданный и эмоционально не пережитый. Его авторская пленэрная программа «Заграничная палитра» - результат поездок в разные страны. Цель белорусского художника - с новой точки зрения и силы первых впечатлений отражать ранее недоступные нашим землякам пейзажные красоты. В 2010 г. В.Барабанцев добрался до Ниагарского водопада и написал его неповторимый мощный вид с натуры. А после возвращения в Европу создал серию французских и испанских мотивов по следам великих художников прошлого. Это значительно расширило горизонты белорусского пейзажа нового столетия. Поражает умение художника передать точные очертания природных и архитектурных объектов. В своих работах он увлеченно рассказывает о незабываемых местах, где побывал, куда собирается поехать в очередной раз, не забывая также о новых пленэрных открытиях на родной земле.

Актуальность современного пейзажа в живописи возрастает и по той причине, что большинство людей живут в городах. Им необходимо образное проникновение в натуральный и безграничный мир природного многообразия. Пейзаж словно раздвигает стены, придает новые силы и отвлекает от монотонности рабочих будней в офисах, государственных и общественных учреждениях. Несравненную радость бытия привносит пейзажная живопись и в наши дома. По-настоящему радуют произведения искусства, в которых пейзаж становится ярким высокохудожественным явлением. Неутомимое творчество белорусских мастеров пленэрной направленности - неиссякаемый источник единения традиций и новых открытий.

{jcomments on}