Наталья КОРЖ

Избежать роста складских запасов помогают изучение спроса и изменение продуктовой линейки вслед за предпочтениями потребителя. На складе ЗАО «Добрушский фарфоровый завод», где работа поставлена таким образом, продукция не залеживается и, как говорится, с колес поступает в торговые оптовые и розничные организации. Нюансами ассортиментной политики поделился генеральный директор предприятия Олег ПАРФЕНЮК.

- Наш ассортимент представлен чайно-кофейно-столовой посудой, а также художественными изделиями (вазы, сувениры и т.д.). Последнее производим в незначительных количествах, так как это не совсем наш профиль. Предприятие специализируется на фарфоровой посуде, ее выпускаем более 600 наименований, 7 тыс. артикулов. Из года в год ассортимент меняется. Если 10 лет назад в основном изготавливали сервизы (тогда было модно украшать ими мебельные гарнитуры, дарить на свадьбы и торжества), то сегодня рынок требует другой продукции. За последние два года произошли существенные изменения потребительских предпочтений в сторону штучных изделий или линеек.
Поскольку во главу угла мы поставили экспорт, на зарубежных рынках практикуем работу под заказ. Формируем его в том числе через наш сайт. Удельный вес экспорта в этом году составляет 55,6% в объеме отгрузки.

Смещение акцентов в ассортиментной политике вкупе с работой под заказ на экспорт обеспечивает предприятию устойчивый сбыт продукции. Реализация у нас сопоставима с производством, а иногда и превышает его. Иногда приходится работать и в три смены, чтобы удовлетворить спрос.

Последние восемь лет в ассортименте также прослеживается четкий сдвиг в сторону сегмента HoReCa (гостиница, ресторан, кафе). Если раньше для данной категории потребителей в мире выпускали 30% всей продукции, то сегодня - 70%. Примечательно, что чаще заказывают недекорированную белую посуду, она более дешевая, но одновременно востребованная рынком. В ближайшие годы завод планирует выпускать линейку белой посуды, которая будет производиться на новом современном оборудовании методом изостатического прессования и литья под давлением.

Налицо и другие тенденции в ассортименте. Если в 2006 г. произвели 2,753 млн. тарелок (15,6% в объеме), то в 2012 г. - 5,867 млн. (22,3%), что в 2,1 раза больше. Чайников в 2012 г. выпустили в 6 раз больше, а вот сервизов - на 56% меньше.
В целом ежегодно ассортимента обновляем на треть.

- Олег Иванович, как часто исследуете рынок, при помощи каких инструментов изучаете его? Насколько увязана работа отдела маркетинга с необходимостью определять спрос и удовлетворять его?

- Наши маркетологи постоянно изучают рынок. Обзванивают конкурентов, узнают цены, смотрят их ассортимент, анализируют изучают информацию в Интернете, ездят на международные выставки.
Как показывает анализ, в Беларусь фарфоровая посуда импортируется в основном из Китая. Она поставляется не только напрямую, но и через Бельгию, Германию, Гонконг, Доминиканскую Республику, ОАЭ.
Обратите внимание, в наших магазинах - сплошной Китай, а вот на белорусскую посуду со стороны отечественного ритейла заявок мало.
Замечу, что некоторые страны начали защищать свои рынки от китайского импорта. Например, ЕС ввел пошлины от 13 до 50% именно на посуду из Поднебесной. Аналогичный шаг хочет сделать Украина. Но есть риск, что это ударит по всем поставщикам, в том числе по нам.

- Можно ли говорить о вкусовых предпочтениях потребителей фарфоровой продукции на разных рынках?

- Мы заметили, что на юге России, в Украине любят цветы на посуде - сочные яркие маки, в северной России - нейтральные или холодные краски, голубой, синь, кобальт. Центральная Россия предпочитают все, лишь бы дешевое, а Москва - дорогую посуду. Южные страны выбирают продукцию с золотом и восточной вязью. Для Азербайджана и Казахстана выпускаем пиалы. Они отличаются и по форме, и по оформлению. А вот Германия покупает у нас белую посуду.

- Предприятие использует только собственные дизайнерские решения. Почему? Не проще ли перенимать удачные задумки конкурентов?

- Производство фарфора - это творчество и истинное искусство. Здесь  большое поле для проявления таланта художников. Кроме этого, важно не затеряться среди многочисленных производителей.

- Что есть политика качества для вас и как она реализуется на предприятии?

- У нас очень жесткие требования к качеству продукции, начиная с сырья и материалов. На них требуем от поставщиков сертификат, который потом подтверждаем у нас. На готовое изделие тоже оформляются сертификат и декларация Таможенного союза. Таким образом мы гарантируем качество клиенту.

Качественную работу стимулируем заработной платой, поощряем, а за брак - наоборот наказываем рублем.
Кроме того, обеспечиваем качество и снижаем процент отбраковки за счет модернизации производства.

- В структуре себестоимости фарфоровых изделий высока доля энергозатрат. Как это сказывается на конкурентоспособности предприятия, если учесть, что для российских производителей газ и другие виды энергоносителя обходятся дешевле?

- Удельный вес сырья и материалов в структуре затрат по итогам 4-х месяцев составил 27,6%, топлива и электроэнергии - 20%, заработной платы - 34,7%. За год доля энергозатрат снизилась на 2,4 процентных пункта. Но при этом заработной платы - возросла на 5,2 п.п. У нас пока много ручного труда на производстве.

Что касается российских предприятий, которым энергоносители обходятся дешевле, то мы с ними мало пересекаемся. Российские производители преимущественно работают в другой ценовой нише, выпуская посуду «под старину». Мы работаем в среднем ценовом сегменте при высоком качестве.

Для нас более актуальна другая проблема: слишком долгий путь изделия от образца до производства. Если китайцам дать рисунок, то они уже через три недели поставят готовое изделие на поток. У нас может пройти два-три месяца. Это связано с нестабильностью рынка, а также со сложным ценообразованием, при котором тяжело провести экономические расчеты и определить экономическую целесообразность выпуска той или иной продукции. Непросто предугадать курс доллара, транспортные и иные расходы. Ценообразование до такой степени забюрократизировано, настолько жесткий контроль, что это приводит к затягиванию производственного цикла.

- Каким видится будущее предприятия?

- Завод в стадии активной модернизации. С начала года объем инвестиций на эти цели составил 62 423 млн. руб. Мы заключили контракт на поставку немецкого оборудование изостатического прессования для изготовления белой посуды сегмента HoReCa. Поскольку оно не требует пара на сушку, это снизит потребление газа и увеличит производительность труда. Если сегодня 24 тыс. тарелок в сутки делают 70 человек, то три пресса с такой же сменной производительностью будут обслуживать четыре человека.
Я уверен, что завод в будущем станет современным предприятием с передовым технологическим оборудованием и в полном объеме будет удовлетворять потребности как внутреннего, так и внешних рынков.

ЗАО «Добрушский фарфоровый завод»
247050, г. Добруш, ул. Лесная, 8
Тел./факс: +375 2333 70 222
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.dfz.by

{jcomments on}