fbpx

Лилия ВЛАСОВА, кандидат юридических наук, медиатор Учебно-практического учреждения «Центр медиации и переговоров»

Несколько лет назад одной из самых употребляемых директорами фраз в публичных интервью и выступлениях была расшифровка китайского иероглифа о том, что «кризис», согласно китайской каллиграфической традиции, состоит из опасности и поворотного момента, позволяющего найти позитивные возможности. Из таких же иероглифов состоит и слово «конфликт».

Увидеть в конфликте опасность и «поворотные возможности» позволяет его глубинная суть. Но большинство людей, в том числе руководители, замечают только первую часть - опасность. Конфликтуя, люди паникуют, теряют контроль над ситуацией и тем самым упускают возможность не потерять или даже приобрести.

Конфликты - обыденное явление в жизни каждого человека, работника, менеджера, владельца бизнеса. Они всепроникающи - начиная от семьи и заканчивая размолвками с партнерами, коллегами и даже самим собой. Большинство людей старается избежать конфликта, а если этого не получается, то, вступив в него, победить, оставив врага (которым, чаще всего, оппонент и не является) разгромленным. Многие входят в конфликт как в войну в стадии активных военных действий, забывая, что самые важные победы достигались путем переговоров.

Сегодня наиболее эффективным разрешением конфликтных ситуации является обоюдная победа сторон (принцип win-win, знакомый многим по книгам американского бизнес-гуру Стивена Кови). Именно на этом принципе основана медиация - один из самых прогрессивных методов разрешения конфликта, активно применяемый в мире в судебной и внесудебной практике.

Медиация позволяет сторонам достигнуть консенсуса, максимально удовлетворив потребности каждого. Эти потребности выясняются в ходе переговоров с привлечением третьего незаинтересованного участника - медиатора, задача которого дать понять противоборствующим сторонам, чего они хотят достигнуть и как это сочетается с интересами их оппонента. В отличие от других посредников медиатор не имеет личной заинтересованности в исходе спора и не влияет на принимаемое сторонами решение. Его задача - дать понять, о чем они в состоянии договориться и помочь организовать переговоры. В результате - обе стороны решают свои проблемы, сохранив деловые и личные отношения, а также приобретают опыт успешного выхода из конфликта.

Медиация активно применяется на родине процедуры - в США, странах Западной Европы, а также Украине, России, Казахстане. У Беларуси также есть позитивный опыт. В 2011-2012 гг. пилотный проект осуществляелся в системе хозяйственного правосудия. В его рамках проведено более 200 медиаций. По каждому второму спору достигнуты соглашения. Уже в июне текущего года Палата представителей Национального собрания может принять во втором чтении закон «О медиации», который нормативно закрепит медиацию как легальный способ разрешения конфликтов.

Сегодня в Беларуси есть несколько десятков профессиональных медиаторов, которые обладают не только теоретической подготовкой, но и имеют практический опыт разрешения корпоративных, внутриорганизационных, трудовых, семейных и других конфликтов. С прошлого года действует специализированное учреждение «Центр медиации и переговоров», объединившее наиболее опытных медиаторов и занимающееся продвижением этого внесудебного способа разрешения конфликтов.

Если говорить об издержках, то медиация не столь затратная (по времени и финансам) по сравнению с судебными разбирательствами. Рассмотрение некоторых дел в судах затягивается на месяцы и годы. Согласно проекту закона медиация не может продолжаться более 6 месяцев. На практике переговоры и вовсе часто заканчиваются по итогам одного дня, а решение сложных конфликтов занимает до нескольких недель. Сроки в первую очередь зависят от желания сторон договориться. Финансовые затраты на медиацию делятся между сторонами поровну, если они не договорятся об ином распределении оплаты. По подсчетам, в среднем стоимость коммерческой медиации на 30-40% ниже, чем юридических услуг в рамках рядового хозяйственного дела.

Так как долгие годы суд оставался единственным способом урегулирования споров, у руководителей сложился определенный стереотип в принятии решения: «есть проблема - идем в суд». В некоторых ситуациях обращение в суд оправданно, например, когда есть спор о толковании норм права или «бесспорное» дело о возврате долга. Однако существуют и другого рода проблемы, в основе которых лежат межличностные конфликты между руководителями предприятий, партнерами, собственниками и менеджментом, директором и работниками. В таких случаях обращение в суд менее эффективно, так как это зачастую только усиливает конфликт, стороны теряют контроль над ним, и процесс становится неуправляемым. При обращении в суд ответственность за результат дела руководители перекладывают на юристов, устраняясь от ситуации. Перед юристами ставятся разные задачи: получить деньги (товар, услугу), поставить ответчика на место, а если нужно платить, то добиваться минимума. При этом забывают, что судебное решение непредсказуемо. Суд может принять к сведению аргументы и доказательства, меняющие ход процесса. И тогда сторона, чувствующая себя победителем, превращается в побежденную или глубоко неудовлетворенную. Руководитель получает новые проблемы, которые в результате приходится решать именно ему.

Практика пилотного проекта убедительно показала эффективность медиации в разрешении споров, основанных на межличностных конфликтах между собственниками бизнеса (корпоративные споры). Как правило, их первопричиной становились неадекватное поведение сторон, недостоверная информация и неэффективная коммуникация. Подобные ситуации трудно, а порой и невозможно, решить правовыми способами. Попадая в суд, они могут рассматриваться годами, обрастая все новыми исками. Автору приходилось неоднократно проводить медиации, где стороны по несколько лет «добивались справедливости», имея по 3-5 исков в хозяйственном и несколько исков в общем суде. Переговоры, как правило, начинались с взаимных упреков и убежденности, что договориться невозможно, а совместный бизнес нужно ликвидировать. Постепенно, отделяя личное от спорных проблем, удавалось возобновить нормальный диалог и переключить внимание с личных обид и эмоциональных всплесков на совместное решение проблем. В течение 5-6 переговорных сессий, длящихся в среднем по 3ч, стороны находили варианты решений, отвечающие их интересам. В итоге сохранялись бизнес, партнерские отношения и конфиденциальность информации, озвученной в переговорах.

Опыт развитых стран показывает, что медиация - метод управления конфликтом, который позволяет за опасностью увидеть новые возможности. Именно этим незаменимым качеством обладали лучшие полководцы истории.

{jcomments on}