Уважаемые читатели!

Общаясь с коллегами из Прибалтики и Германии, нередко приходится слышать мнение о том, что лет через 8-10 Беларусь станет членом Евросоюза. Казалось бы, логичное решение в свете глобализации и необходимости притока в белорусскую экономику новых технологий. Но так могло бы быть, если бы Беларусь все предшествующие годы, включая и советский период, развивалась как страна с 10-миллионным (или около этой цифры) населением и создавала промышленность и в целом экономику для обеспечения его потребностей. Однако в XIX ст. и особенно в ХХ ст. экономика Беларуси формировалась как составная часть государства с населением в 125 (1897 г.) - 293 млн. (1991 г.), и на ее территории были созданы предприятия, призванные обслуживать потребности Советской империи. Анализ объединения Германии позволяет нам понять, что будет происходить с Беларусью в случае ее вступления в Евросоюз. В Восточной Германии сохранялись только те предприятия, которые были ориентированы на восточный рынок, например, такие как вагоностроительный завод. Недозагруженность предприятий в Западной Германии не позволяла сохранять уже в объединенном государстве производственные мощности в Восточных землях. Кроме того, перезагруженность восточно-германских предприятий социальной сферой и излишней численностью работающих делало их менее эффективными в сравнении с западно-германскими. Одним из примеров может быть комбинат по добыче калийных солей с годовым объемом производства 36 млн. т и количеством занятых - 31,6 тыс. человек. Аналогичный комбинат на Западе выпускал 27 млн. т, на нем работало 7800 человек и, следовательно, выработка была выше в 3 раза. После объединения Германии комбинат на Востоке вынужденно был подвергнут реорганизации. Увольнялось большое количество сотрудников, предприятие освобождалось от социальных учреждений и недобывающих дочерних предприятий. Так было со многими восточно-германскими коллективами. И это притом, что Тройханд  вкладывал большие деньги в развитие Восточных земель . Но рыночная экономика диктовала свои условия хозяйствования.

Белорусские валообразующие предприятия кроме определенной технологической отсталости также имеют избыточную численность промышленно-производственного персонала, что, конечно же, не позволит им вписаться в экономику Евросоюза. Неминуемо встанет вопрос об их реорганизации и высвобождении численности работающих, занять которых в сегодняшней экономике Беларуси практически нереально. Более того, промышленность Беларуси свою деятельность строит на импорте российского сырья и энергоносителей, рассчитываясь за это поставками на российский рынок готовой продукции. А коль так, то логично было бы двигаться в направлении экономической кооперации с Россией, привлекать российские инвестиции за счет продажи предприятий. Но вот уже несколько лет как российский бизнес охладел к идее покупки белорусских предприятий и занял выжидательную позицию, отслеживая процессы, происходящие в нашей экономике.

Что же это за процессы, которые снижают интерес к приватизации у российского бизнеса?
1. Замедление в последние годы темпа роста ВВП до 1,5% (2012 г.), 5,5 (2011 г.), 7,7 (2010 г.), 0,2 (2009 г.), 10,2% (2008 г.).
2. Высокая суммарная задолженность белорусских предприятий, достигшая в 2013 г. 70% ВВП.
3. Хроническое отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по товарам.
4. Несмотря на предпринимаемые усилия по обновлению производства, а ежегодное накопление составляет более 40% ВВП, за последние 12 лет уровень материалоемкости в экономике не снижается.
5. Хроническое опережение роста заработной платы над динамикой производительности труда. Так, в 2012 г. рост зарплаты составил 22%, а производительности - 3,4%, ВВП увеличился на 1,5%.
6. Энергоемкость в 2 раза превышает среднеевропейский уровень.
7. Высокая в последние годы инфляция (в 2012 г. - 21,8%), которая формирует высокую ставку рефинансирования по кредитным ресурсам (сентябрь 2012 г. - 30%, апрель 2013 г. - 27%).
8. Хроническое невыполнение планов по привлечению ПИИ, которые в абсолютном выражении оказываются меньше 2 млрд. в год.
9. Низкая рентабельность. В 2012 г. по промышленности она составила 13% , а с учетом производственного лага, если даже его принять на уровне 120 дней, - оказывается меньше 5%.
10. Отрицательная динамика цен на готовую продукцию, поставляемую на российский рынок, в частности, на тракторы, грузовые автомобили и молоко.
11. Закредитованность сельского хозяйства. При этом возврат кредитов фактически нереален.
12. Без учета государственной поддержки высокий, более 33%, удельный вес убыточных сельскохозяйственных предприятий, несмотря на значительные капитальные вложения в последние годы в развитие села. Высокая их закредитованность. И этот процесс продолжается. На реализацию Программы устойчивого развития села на 2011-2015 гг. планируется выделить 29,8 трлн. руб. бюджетных средств, в том числе в производственную сферу - 27 трлн., социальную - 2,8 трлн. руб.

В этих условиях российский бизнес полагает, что чем позже он придет в Беларусь, тем дешевле можно будет приобрести активы предприятий. Руководство республики пытается исправить ситуацию и с начала 2013 г. сделало ставку на модернизацию экономики и, в частности, промышленности. Намечено создать 400 тыс. высокопроизводительных новых рабочих мест с выработкой как минимум 60 тыс. евро в год. Но что же с финансированием?

Если применить критерий организации аналогичных рабочих мест в Англии, то на практике на каждое уходит до 50 тыс. евро, и тогда суммарно 20 млрд. евро. На модернизацию действующих предприятий в 2013 г. в Беларуси намечено направить 13 трлн. руб. бюджетных средств, или 1 141 млн. евро. Только для 240 предприятий Минпрома потребуется, по заявлению министра промышленности, как минимум 6,1 трлн. руб., или 709 млн. долл. В среднем на предприятие - около 3 млн.долл. Что касается модернизации действующих предприятий, то надо заметить, что белорусская экономика сегодня соответствует 3-му и 4-му технологическим укладам . Не выше уровень технологического развития и в России. Удельный вес 5-го уклада, по оценке специалистов, в российской экономике не превышает 10%. Но Россия ставит задачу до 2020 г. довести удельный вес 5-го технологического уклада до 40%. При этом Программой Правительства намечено ежегодно направлять на капитальные вложения от 578 млрд. долл. в 2015 г. до 692 млрд. в 2018 г. и далее. Мы же модернизируем 3-й и 4-й технологические уклады при дефиците ресурсов и отсутствии ясного понимания источников. По мнению Правительства, необходимые средства должны формироваться из четырех составляющих: собственных средств предприятий, кредитов коммерческих банков, зарубежных инвестиций и государственных средств, удельный вес которых составляет 4,5% искомой суммы. Можно ли назвать эти источники реальными исходя из финансового состояния предприятия, которое характеризуется не только высокой задолженностью, но и дефицитом оборотных средств?

Привлечение для модернизации кредитных ресурсов под ставку 30 и более процентов, конечно же, нереально. Возможно допустить привлечение валютных кредитов, но только теми предприятиями, которые поставляют продукцию за рубеж. Что касается прямых зарубежных инвестиций, то понятно, что их объем не соответствует возлагаемым на них надеждам. Возможно привлечение ПИИ за счет зарубежного размещения ценных бумаг, но это сопряжено с ростом внешней задолженности, которая и без того приближается к пороговому значению экономической безопасности страны и превышает 50% ВВП.

Что же делать в этой ситуации?
1.    Необходимо сконцентрировать ресурсы на структурном изменении экономики, подразумевая под этим расширение сферы услуг с 40 до 60% в ВДС.
2.    Целесообразно работать над высвобождением на промышленных и, в первую очередь, валообразующих предприятиях излишней численности работающих. Увеличение производительности труда при сохранении объема производства позволит повысить заработную плату при неизменном фонде оплаты труда. Тем самым будут формироваться потребители платных услуг.
3.    Для обеспечения занятости высвобождаемых работников необходимо всемерно стимулировать создание малого и среднего предпринимательства и, в первую очередь, за счет расширения доступа к кредитным ресурсам и арендным площадям. Пока процесс идет в обратном направлении. Принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь №172 от 13.03.2013 г. «Об установлении размера базовой арендной величины», и ставка с 1 апреля увеличена до 10 долл. за 1 м2.
4.    Необходимо развивать сектор услуг за счет создания и развития сети платных дорог, формирования придорожного сервиса, отраслей строительства, связи, а также широкого внедрения в производство и быт цифровых средств передачи информации. При этом в Минске целесообразно возводить только элитное жилье, потребительских же качеств - в городах-спутниках и там, где есть работа. Неминуемое высвобождение работающих с промышленных предприятий может привести не только к необходимости выплаты пособий по безработице, но и создаст проблемы с содержанием жилого фонда безработных.
5.     Всемерно содействовать созданию экономических стимулов для становления предприятий по разработке программного продукта и, в первую очередь, автоматизирующего технологию инновационного процесса. Программный продукт, описывающий создание нововведения, невозможно купить за рубежом. Это тайна за семью печатями. Такой продукт каждая страна разрабатывает самостоятельно. Между тем именно он характеризует наряду с другими факторами, такими как широкое внедрение микроэлектроники, электроники, принципа цифровой передачи информации не только в производстве, но и в быту, 5-й технологический уклад.
6.    Развитие 5-го технологического уклада невозможно и без активного поощрения обучения молодежи за рубежом, а также создания условий для ее возвращения на родину. В этом направлении можно опираться на опыт Казахстана, Азербайджана, Российской Федерации.
7.    Следует расширить хозяйственную самостоятельность руководителей предприятий. Увеличить их материальное вознаграждение и поставить его в зависимость от результата хозяйственной деятельности. Оплата должна быть реально весомой. В сегодняшних условиях это более 5 тыс. долл. Кроме того, целесообразно в деятельности предприятий активно поощрять аутсорсинг, а также их специализацию на выпуске не готовой продукции, а комплектующих. Несравнимо более эффективно качественно производить детали и поставлять их на зарубежные конвейеры, чем выпускать продукцию для конечного потребления и пытаться продать ее, обеспечивая конкурентоспособность за счет ценового фактора. Нецелесообразно создавать и отверточную технологию, ибо надо думать об увеличении добавленной стоимости. На предприятиях легкой промышленности следует широко развивать франчайзинг. В этом процессе можно опереться на опыт ряда белорусских предприятий и, в частности, СП ЗАО «Милавица», которое открыло в мире более 500 магазинов.  
8.    Важно развивать конкуренцию, а для этого - активно привлекать новых игроков на белорусский рынок.
9.    Необходимо настоятельно совершенствовать отраслевое управление в направлении повышения качества и снижения себестоимости. Этого можно достигнуть за счет проведения единой научно-технической политики, сертификации и стандартизации производства. Следует освобождать предприятия от технологических переделов, которые могут выполняться специализированными предприятиями, например, таких как гальваника, инструментальное производство и т.д.
Несомненно, комплексная и системная работа по всем этим направлениям будет способствовать повышению эффективности белорусской экономики, что позволит республике занять достойное место в Едином экономическом пространстве.

С уважением, А.Н.Ковтуненко

{jcomments on}