Алексей Чубат

До сих пор представители реального сектора белорусской экономики не воспользовались в полной мере таким популярным на Западе инструментом привлечения финансирования как размещение акций предприятий на фондовом рынке. Хотя формально предпосылки для этого имеются. В стране есть крупные акционерные общества, не только Беларусь, но и отдельные компании уже имеют кредитные рейтинги. Поэтому не случайно ближайшая к нам и самая крупная в регионе Варшавская фондовая биржа (ВФБ) активно приглашает белорусские компании за капиталом.

Какие возможности дает выход на IPO? Несомненные плюсы - нет необходимости возвращать привлеченные финансовые ресурсы, а активы предприятия получают справедливую рыночную оценку. Улучшается имидж компании, повышается узнаваемость бренда. Минусы директорат видит в отчуждении части акционерного капитала, что в случае продажи более чем 25% акций (блокпакет) может привести к ослаблению контроля над предприятием и даже стать причиной недружественного поглощения компании.

Что же дало публичное размещение тем немногим белорусским компаниям, которые решились на него? Первое IPO в новейшей истории Беларуси связано с размещением на Белорусской валютно-фондовой бирже акций ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов». Летом 2011 г. на продажу предложили 125,5 тыс. акций на 59,7 млрд. руб. (15% уставного фонда). Инвесторы купили только 223 акции за 105 млн. руб., или 0,18% количества, выставленного на продажу. Первый блин вышел комом, в том числе по причине слабого сопровождения IPO в СМИ. Невозможно провести успешное публичное размещение акций, если об этом молчат газеты и журналы.

Через год, в апреле 2012 г., ОАО «Минский завод игристых вин» выставил на продажу 25%-й пакет акций. «Пищевикам», которые учли опыт «фармацевтов», сопутствовал больший успех: 70% предложенных акций были проданы за 28 млрд. руб. Деньги пошли на обновление основных фондов и другие цели, что помогло предприятию в реализации инвестпрограммы.
В ряде случаев компаниям удавалось привлечь финансирование через стратегических инвесторов. Так, несколько лет назад эстонская Silvano fashion group, являющаяся мажоритарным акционером белорусского СПЗАО «Милавица», успешно осуществила IPO на ВФБ. Около 10 млн. евро от вырученных средств были направлены на создание розничной сети «Милавицы» в России.

Компания-разработчик ПО с белорусскими корнями - EPAM Systems (ее основатель и учредитель Аркадий Добкин - наш соотечественник) в феврале 2012 г. осуществила IPO на Нью-Йоркской бирже (NYSE). И хоть первичное размещение прошло не в таких объемах, как ожидалось, - было размещено 6 млн. акций по 12 долл., тогда как планировалось 7,4 млн. по 16-18 долл., тем не менее в последующие месяцы капитализация этих активов примерно удвоилась. А это позволяет говорить о коммерческом успехе проекта.
Но вернемся на ВФБ. Биржа состоит из четырех основных площадок: т.н. главного рынка, NewConnect, Catalyst и Poee. На основной площадке разместили свои акции 438 компаний, в том числе 43 иностранные (преимущественно украинские, чешские и болгарские). Общая капитализация клиентов ВФБ достигла 181 млрд евро.

О том, что белорусским субъектам хозяйствования потенциально доступны инструменты ВФБ, свидетельствует опыт украинских компаний. Так, можно привести в пример агропромхолдинг «Астарта-Киев», который вышел на биржу со стоимостью акций 7,7 долл. за штуку, а в феврале 2013 г. котировки уже достигли 22 долл. за акцию. Кроме капитализации, выросло доверие и к украинским «сахарникам», что помогло «Астарта-Киев» наладить поставки продукции на завод Coca-Cola.

Примерно половина инвесторов на Варшавской бирже - иностранные, а это позволяет утверждать, что у ВФБ не локальный, а глобальный статус. Кроме того, в Варшаве действуют несколько крупных брокеров, способных привлекать в значительных объемах международный капитал.
Есть у ВФБ и другие достоинства. Например, в силу достаточно демократичных тарифов затраты по выходу на IPO и дальнейшему обращению акций в среднем на 50-60% ниже, чем в Лондоне и на других ключевых фондовых площадках мира.
Косвенную поддержку торгам в Варшаве оказывает относительно благополучная макроэкономическая ситуация в стране. В отличие от еврозоны, увязшей в рецессии, Республика Польша продолжает демонстрировать хоть и небольшой, но устойчивый рост экономики. В этом году прирост ВВП ожидается не ниже 1,8%. Определенное доверие инвесторов вызывает и размер экономики Польши, а это 30% совокупного ВВП 12 стран, присоединившихся к Евросоюзу после 2004 г. Кроме того, стране присвоены рейтинги: А2 стабильный (Moody’s), А - стабильный (Standard & Poor's и Fitch Ratings).

Для белорусских ОАО наибольший потенциальный интерес представляет Варшавская площадка NewConnect. Открытая 30 августа 2007 г., она рассчитана на малые и средние компании с капитализацией от нескольких миллионов долларов и предоставляет относительно простой и недорогой доступ к капиталу по сравнению с иными биржами. По состоянию на 15 октября 2012 г. число компаний в листинге NewConnect  составило 419, а их общая капитализация - 2,5 млрд. евро.
Несмотря на слабые потуги в деле приватизации, в умах белорусских чиновников в целом созрело понимание, что проведение IPO - один из наиболее перспективных и дешевых источников финансирования модернизации и текущей деятельности предприятий. На это, в частности, обратил внимание первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Сергей Пятков, выступая на недавней конференции «Требования по организации IPO и роль Варшавской фондовой биржи для хозяйственных субъектов из Восточной Европы».
К слову, законодательные основы для развития IPO у нас уже заложены. В 2010 г. Беларусь ратифицировала соглашение о свободном передвижении капитала, отчетности по МСФО в государствах-участниках СНГ. На международные стандарты отчетности перешли все белорусские банки, а также несколько десятков ОАО реального сектора экономики.

Неурегулированным пока остается раскрытие финансовой информации компаний, что крайне важно для тех, кто хотел бы выйти на международные фондовые площадки. Ясности не внесла и Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденная совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 12.04.2011 г. №482/10. Но есть хорошая новость: требование по раскрытию информацию обещают прописать дополнительно в примечаниях Программы.
Это дает некоторую надежду на то, что выход на фондовый рынок с акциями белорусских компаний спустя какое-то время станет не исключением, а привычной практикой. Правда, как скоро наступит это светлое будущее, не берется предсказать ни один эксперт. Очевидно, что многое будет зависеть и от регулятора в лице государства, и от субъектов хозяйствования, а точнее - от финансовой грамотности менеджмента и его готовности к рискам глобального финансового рынка.

{jcomments on}