На волковысском ОАО «ВолМет» снижения издержек и роста добавленной стоимости достигают путем активной модернизации и расширения промышленной кооперации. Директор Александр ШАБОТЕНКО рассказал о некоторых нюансах повышения экономической эффективности своего предприятия.
- Александр Васильевич, ваше предприятие - основной производитель замков в Беларуси. Сейчас отечественный рынок ими серьезно насыщен. Массово продают изделия из Китая, Италии, Германии, а в последнее время еще и Турции. Как вам при этом удается развивать производство?
- Действительно, мы остаемся единственным специализированным производителем замков в Беларуси, выпуская их не менее 55 тыс. штук в месяц. Постоянно улучшаем конструкцию изделий, разрабатываем новые модели. К примеру, не так давно запустили в производство так называемый свадебный замок с удлиненной дужкой и специальной символикой.
Сотрудники нашего конструкторского бюро разработали также специальный противопожарный замок. На открытом огне он способен сохранять работоспособность в течение 30 мин, тогда как обычный замок выходит из строя через 5 мин. Таким образом, для действий в экстренных случаях у людей появляется драгоценное дополнительное время. Рассчитываем, что этим изделием заинтересуются службы по чрезвычайным ситуациям Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья, а также граждане, которые желают обеспечить себе и окружающим повышенную безопасность.
- В чем основное отличие традиционного волковысского замка от изделий конкурентов?
- Механизм наших замков делается из ЦАМ-сплава (цинк, алюминий, медь). «Начинка» импортного устройства - из желтого латунного сплава, который смотрится более богато и в основном привлекает покупателей своей эстетикой. Пока мы не можем использовать аналогичную начинку, поскольку она достаточно дорогая. Тем не менее, и наши замки находят своего покупателя.
- И пользуются спросом даже в Новосибирске… Но ведь сегодня российский рынок заполонили китайские товары!
- Тем не менее планируем наладить поставки в разные российские города, например, в Омск - уже есть договоренность с дилерами. Наша продукция также востребована в Польше, особенно в Белостоке. Образно говоря, в этом центре воеводства замок нашей фирмы применяется практически в каждом подъезде.
- Как расширяете географию поставок?
- Активно используем Интернет. Вышли на контакт с работниками базы хозтоваров в Каунасе (Литва). Сейчас поставляем туда изделия в среднем на 4 тыс. долл. в месяц. Аналогичным образом отыскали оптового покупателя в Молдове. Отправляем продукцию в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону. Из государств, где она пользуется спросом, выделю также Латвию и Казахстан.
В качестве дополнения к замкам выпускаем и продаем более 20 видов дверных ручек. В частности, строительные организации, производители окон ПВХ обеспечивают нам устойчивый сбыт ручек для стеклопакетов. «ВолМет» делает их из алюминия, и стоит каждая не больше 1 евро.
- Западные потребители привыкли к тому, чтобы внешне товар напоминал конфетку. Видимо, затраты на привлекательную упаковку существенные?
- Не совсем так. Дело в том, что в странах Евросоюза огромное значение придают экологии. Поэтому и наша традиционная картонная упаковка для замков представляет для них интерес: она экологична, ее можно пустить на вторсырье.
Вместе с тем мы хорошо осознаем потребность посетителей супермаркетов в ярких упаковках. У нас разработан и внедрен блистер - пластиковая упаковка открытого вида. Как правило, в крупнейших магазинах наши изделия представлены на стенде в современном виде.
- Александр Васильевич, «ВолМет» пополнил производственное объединение «Белавтомаз», планирует войти в состав холдинга. Каковы основные плюсы и минусы такой производственной интеграции?
- Самый весомый плюс - у наших работников есть постоянные заказы и гарантированный заработок. Мы знаем, что каждая единица произведенной продукции имеет свое целевое назначение. Кроме того, заказчик помогает нам с давальческим сырьем.
Стараемся ни на йоту не нарушать договоренности о поставках с МАЗом, потому что это, как говорится, себе дороже. Конвейер не должен останавливаться, иначе - огромные убытки.
МАЗ, а также МТЗ, Речицкий метизный завод, другие наши крупные заказчики получают еще два важных преимущества. Во-первых, организация работы на субподряде делает ее более качественной - клиент не закроет глаза на брак. Во-вторых, мы помогаем крупным предприятиям высвобождать площади: это плюс в процессе оптимизации производства.
Например, барабанная линия по оцинкованию метизов помогает нам поставлять на Речицкий метизный завод до 60 т высококачественных изделий в месяц. В их производстве для покрытия используются немецкие добавки, при этом наш продукт выглядит как в глянцевом журнале. В Речице его необходимо не менее 200 т в месяц. Думаю, со временем мы полностью обеспечим метизами нашего партнера из Гомельской области.
- Вы все больше зависите от заказчика. Как при этом формируется цена выпускаемой продукции?
- Обсуждаем, торгуемся, в итоге выходим на приемлемую для сторон цифру. Кстати, относительно производства для МАЗа: наша ближайшая задача - увеличить его на 1,5 млрд. руб. в месяц. Рост объемов способствует тому, что затраты на единицу продукции уменьшаются.
Для оптимизации затрат в промышленности важно наладить производство пусть и небольшого, но пользующегося устойчивым спросом продукта, который будет выпускаться большими партиями в течение нескольких лет. Например, наша универсальная дверная ручка для тракторов и комбайнов стала высокотиражным изделием.
- Есть ли иные пути сокращения издержек?
- Упор делаем на энергосбережении. В частности, приобрели новые термопласт-автоматы производства барановичского «Атланта». С их помощью ведем литье пластмасс и для замков, и для заказов по кооперации. Новая энергосберегающая печь плавления также помогает экономить электроэнергию. В три раза сократили ее потребление, установив два компрессора рогачевского предприятия Remeza. Мало того, прежде старые компрессоры охлаждались водой, что требовало затрат на ее подачу. А сейчас охлаждение происходит воздушным путем. В целом обновление производства помогло нам сэкономить 15% электроэнергии.
Справка «Директора»
Предприятие основано в марте 1970 г. По итогам 2012 г. объем выручки составил 40,4 млрд. руб., экспорта - 7,1 млрд. руб. Основные рынки сбыта - Беларусь, СНГ, ЕС.
ОАО «ВолМет» работает по направлениям:
• изготовление деталей механической обработкой из комбинированного проката, стальной полосы путем точения, фрезерования, сверления, растачивания, резьбонарезания, протягивания;
• литье под давлением из цинковых, алюминиевых сплавов, латуни, а также из пластических масс (типа полиамид и др.);
• шлифовка и полировка деталей, подготовка поверхностей под блестящее цинкование, химическое оксидирование, омеднение, двухслойное никелирование, а также полимерное покрытие порошковыми красками оплавлением;
• холодная штамповка (разделительные и формообразующие операции);
• термическая обработка (закалка, отпуск, нормализация).
231900, Гродненская обл., г. Волковыск, ул. Красноармейская, 23
Тел.: (+375 1512) 4-87-13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://wolmet.biz