Михаил БАТУРА, ректор БГУИР, заслуженный работник образования Республики Беларусь, Академик Международной академии наук высшей школы, профессор, доктор технических наук
Экономика Беларуси нуждается в перераспределении трудовых ресурсов в пользу инновационных секторов с более высокой добавленной стоимостью, минимальной импортоемкостью и максимальной экспортной составляющей. Сектор информационных технологий один из них. Его динамичное развитие в последние годы базируется не на пустом месте. Поставщиком профессиональных кадров для IT-индустрии стал Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
Системной проблемой нашей страны остается высокая энерго- и материалоемкость многих отраслей, повышающая затраты и не позволяющая сформировать достаточную добавленную стоимость. С другой стороны, импорт большого количества энергетических и промежуточных товаров формирует отрицательное сальдо внешней торговли товарами.
Иная картина в сфере услуг - в 2012 г. положительное сальдо там сложилось в размере 2,803 млрд. долл. (+255,9 млн. долл. к показателю 2011 г.). Значительный вклад в эти цифры внесли т.н. «компьютерные услуги», в которые статистика включает основную часть продуктов IT-сферы. В прошлом году экспорт по данной статье услуг составил 406 млн. долл., а положительное сальдо внешней торговли - 352,2 млн. долл. Экспорт почти в 10 раз превысил импорт (!), что убедительно доказывает конкурентоспособность нашего интеллектуального продукта на внешних рынках и дает надежду на дальнейшее успешное развитие этого сектора.
В отличие от многих других отраслей IT-индустрия не зависит от природных богатств, а ее главным ресурсом является человеческий капитал в лице высококвалифицированных кадров. От их умения и компетенции в конечном итоге зависят коммерческий успех отрасли, формирование большей добавленной стоимости в рамках всей национальной экономики, а в будущем, возможно, и выравнивание ее внешнеторговых дисбалансов. Каков кадровый задел для достижения этих целей? Об этом беседуем с ректором БГУИР Михаилом БАТУРОЙ.
- Михаил Павлович, чем, на ваш взгляд, объясняется успех белорусской IT-индустрии на внешних рынках на фоне предельно жесткой конкуренции в мире?
- Наша сила - в известном маркетинговом соотношении цена/качество. Квалификация белорусских программистов позволят выполнить заказ любой сложности, качественно и в требуемые сроки. С другой стороны, поскольку в себестоимости IT-продукции основную долю занимает оплата труда специалистов, а зарплаты белорусских программистов хоть и выше по сравнению с другими секторами экономики, не столь высоки как европейских или американских коллег, это позволяет нашим фирмам формировать привлекательную цену для зарубежных контрагентов.
Добавьте сюда некоторые льготы и преференции, предоставленные резидентам Парка высоких технологий (ПВТ), а их более 120. Все это создает благоприятные условия для развития отрасли и наращивания экспорта, который только в ПВТ по итогам 2012 г. превысил 330 млн. долл. Напомню, руководством страны поставлена задача к 2015 г. довести показатель до 1 млрд. долл., т.е. почти утроить к нынешнему уровню, и, я полагаю, это вполне под силу.
По оценкам представителей отрасли, для достижения цели им ежегодно необходимо пополнять свои кадры несколькими тысячами высококвалифицированных специалистов. Со своей стороны наш университет прилагает все усилия, чтобы предложить IT-индустрии выпускников с должным уровнем подготовки.
- С этого учебного года БГУИР перешел на обучение по системе «4+2». То есть теперь получить высшее образование у вас можно будет за 4 года, а еще на протяжении 2 лет - углубить знания в магистратуре. Каким образом это стыкуется с необходимостью предложить отрасли большее количество лучше подготовленных специалистов?
- Система «4+2» - это европейская практика, адоптированная под белорусские условия. Теперь после 4 лет учебы в БГУИР, по окончании т.н. I ступени образования выпускники получат дипломы с присвоением квалификации инженера. Напомню, в рамках Болонского процесса, направленного на сближение систем высшего образования стран Европы, 4-летнее обучение позволяет получать дипломы бакалавров.
Учеба в рамках II ступени будет 2-летней в научно-исследовательской или практико-ориентированной магистратуре.
Учеба в рамках II ступени будет 2-летней в научно-исследовательской или практико-ориентированной магистратуре.
Теперь за 4 года мы будем давать тот же объем знаний, умений и компетенций, что за 5 ранее. Каким образом мы собираемся этого достичь? За счет интенсификации учебного процесса. Мы оптимизировали часы по ряду непрофильных, социально-гуманитарных, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. Зато добавили по 100-250 ч для более глубокого освоения большинства специальностей. Одновременно усилен формат самостоятельной подготовки студентов. По всем предметам созданы электронные учебно-методические комплексы дисциплин (УЭМКД), включающие конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ, курсовых проектов, а также тестов по оценке знаний. Уже сейчас все эта информационная база широко используется студентами, начиная с 1-го курса, при очном, заочном, а также дистанционном обучении.
В рамках 4-летнего образования мы также активней будем использовать систему «2+2», когда после успешного окончания 1-го или 2-го курса студент получает возможность сменить специальность с минимальной досдачей академической разницы по предметам. Благо новые стандарты, учебные планы и программы подготовки на разных факультетах максимально унифицированы. Если, к примеру, абитуриент при поступлении в БГУИР не добрал какое-то количество баллов, чтобы попасть на выбранную специальность, и был зачислен на другую, то по истечении одного или двух лет у него вновь появится возможность реализовать задуманное А это - очередной стимул стараться успешно учиться.
II ступень (двухлетняя учеба в магистратуре) позиционируется как элитное образование для тех, кто хочет углубить свои знания или пойти в отраслевую науку. Помимо прочего магистранты получают возможность обучаться в образовательных центрах нашего университета, основанных такими мировыми компаниями, как CiscoSystems, SAP, NationalInstruments, AndroidSoftwareCenter, INTES, и получить от нихсертификат об освоении определенного курса.
Уверен, в этом уровне образования будут заинтересованы и студенты, почувствовавшие «вкус» знаний, и предприятия, для которых магистратура станет площадкой для повышения квалификации работников.
В целом сокращение периода обучения на I ступени позволит нам ускорить выпуск специалистов, более полно обеспечивая кадровые потребности отрасли, а углубленное обучение на II ступени поможет подготовить будущую производственную элиту предприятий, а также преподавательский и научный состав системы образования.
В целом сокращение периода обучения на I ступени позволит нам ускорить выпуск специалистов, более полно обеспечивая кадровые потребности отрасли, а углубленное обучение на II ступени поможет подготовить будущую производственную элиту предприятий, а также преподавательский и научный состав системы образования.
- Частные компании различных отраслей жалуются на то, что вузы распределяют выпускников преимущественно на госпредприятия, тогда как частники получают кадры по остаточному принципу. Как поступает ваш университет?
- Мы государственное учебное учреждение, получающие финансирование из госбюджета, поэтому также обязаны в приоритетном порядке распределять выпускников-бюджетников на госпредприятия. Однако Кодекс об образовании позволяет нам в рамках договоров о целевой подготовке специалистов осуществлять распределение в организации частной и смешанной форм собственности. Если компания участвует в обновлении и развитии материально-технической базы вуза, содействует образовательному процессу, принимает студентов на преддипломную практику, она может рассчитывать на распределение к ней наших выпускников. По такой схеме мы, например, работаем с резидентами ПВТ.
А спрос на молодых специалистов со стороны реального сектора действительно высок. На одного в среднем приходится 2-2,5 заявки. Формировать списки распределения мы начинаем еще в начале 5-го курса. При этом каждое предприятие рассчитывает получить наиболее талантливых, креативных и ответственных ребят. Многие для поиска лучших активно используют разного рода тестирование, анкетирование и другие прогрессивные методики определения способностей человека. И здесь мы бы хотели, чтобы представители реального сектора экономики не просто ждали кадры, надеясь получить лучших из лучших, а еще на этапе обучения занимались «доводкой» специалиста, помогали ему освоить необходимые знания, в т.ч. практического характера.
- Можно ли говорить о преемственности советской школы в БГУИР, или со становлением рыночной экономики в 90-е гг. и распространением новых информационных технологий все кардинально поменялось в образовательной политике университета?
- За последние несколько десятилетий жизнь сильно изменилась, вперед ушли технологии, соответственно иными стали учебные программы. Но осталось главное - системный подход в образовании, то, что всегда отличало наш вуз. В советское время тогда еще Минский радиотехнический институт (МРТИ) был отнесен к ведущим вузам страны. Напомню, в СССР действовало около 1000 высших учебных заведений, однако такого статуса были удостоены лишь около 80. После учреждения института в 1964 г. была поставлена задача подготовить высокопрофесиональные кадры для быстро развивавшейся отрасли радиотехники и электроники. И мы с ней справились.
В 90-е годы бурное развитие в мире получили информационные технологии. Тогда мы использовали преобразование института в университет для некоторой переориентации учебных направлений. Сейчас, например, основу учебных планов практически по всем специальностям составляют предметы по информационно-коммуникационным технологиям. А поскольку информатика и электроника тесно связаны, базой для новых направлений стала как раз советская школа и преподаватели, которые из нее вышли. Поэтому преемственность, безусловно, присутствует.
Со студенческой скамьи мы приучаем молодежь к системной, комплексной работе. Это помогает им в дальнейшей жизни. Может, поэтому сегодня выпускники БГУИР (МРТИ) работают во всех отраслях, зачастую на руководящих должностях. Многие даже добиваются успеха в непрофильных для них сферах - например, делают карьеру дипломата.
Поэтому я уверен в успехе IT-индустрии в Беларуси. И миллиард долларов экспорта услуг для нас далеко не предел возможностей, а лишь стартовая площадка, задел для дальнейшего роста в интересах всей страны.
Поэтому я уверен в успехе IT-индустрии в Беларуси. И миллиард долларов экспорта услуг для нас далеко не предел возможностей, а лишь стартовая площадка, задел для дальнейшего роста в интересах всей страны.
Справка «Директора»
Минский радиотехнический институт был образован 15 марта 1964 г. согласно постановлением Совмина БССР №78 от 27 февраля 1964 г. В 1993 г. институт преобразован в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
За время своей работы университет значительно увеличил количество обучаемых студентов, в 1964 г. их было 2500, в 2010-м - более 8 тыс., а сейчас вместе с магистрантами и аспирантами - более 16 тыс. Обучение студентов осуществляется по 36 специальностям, магистрантов - по 30, аспирантов - по 28 научным специальностям, докторантов - по 9. Учебный процесс обеспечивают 800 человек профессорско-преподавательского состава, из которых около 400 имеют ученые степени.
Минский радиотехнический институт был образован 15 марта 1964 г. согласно постановлением Совмина БССР №78 от 27 февраля 1964 г. В 1993 г. институт преобразован в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
За время своей работы университет значительно увеличил количество обучаемых студентов, в 1964 г. их было 2500, в 2010-м - более 8 тыс., а сейчас вместе с магистрантами и аспирантами - более 16 тыс. Обучение студентов осуществляется по 36 специальностям, магистрантов - по 30, аспирантов - по 28 научным специальностям, докторантов - по 9. Учебный процесс обеспечивают 800 человек профессорско-преподавательского состава, из которых около 400 имеют ученые степени.
{jcomments on}