Михаил БАТУРА, ректор БГУИР, заслуженный работник образования Республики Беларусь, Академик Международной академии наук высшей школы, профессор, доктор технических наук
Экономика Беларуси нуждается в перераспределении трудовых ресурсов в пользу инновационных секторов с более высокой добавленной стоимостью, минимальной импортоемкостью и максимальной экспортной составляющей. Сектор информационных технологий один из них. Его динамичное развитие в последние годы базируется не на пустом месте. Поставщиком профессиональных кадров для IT-индустрии стал Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).

Иная картина в сфере услуг - в 2012 г. положительное сальдо там сложилось в размере 2,803 млрд. долл. (+255,9 млн. долл. к показателю 2011 г.). Значительный вклад в эти цифры внесли т.н. «компьютерные услуги», в которые статистика включает основную часть продуктов IT-сферы. В прошлом году экспорт по данной статье услуг составил 406 млн. долл., а положительное сальдо внешней торговли - 352,2 млн. долл. Экспорт почти в 10 раз превысил импорт (!), что убедительно доказывает конкурентоспособность нашего интеллектуального продукта на внешних рынках и дает надежду на дальнейшее успешное развитие этого сектора.
В отличие от многих других отраслей IT-индустрия не зависит от природных богатств, а ее главным ресурсом является человеческий капитал в лице высококвалифицированных кадров. От их умения и компетенции в конечном итоге зависят коммерческий успех отрасли, формирование большей добавленной стоимости в рамках всей национальной экономики, а в будущем, возможно, и выравнивание ее внешнеторговых дисбалансов. Каков кадровый задел для достижения этих целей? Об этом беседуем с ректором БГУИР Михаилом БАТУРОЙ.
- Михаил Павлович, чем, на ваш взгляд, объясняется успех белорусской IT-индустрии на внешних рынках на фоне предельно жесткой конкуренции в мире?
- Наша сила - в известном маркетинговом соотношении цена/качество. Квалификация белорусских программистов позволят выполнить заказ любой сложности, качественно и в требуемые сроки. С другой стороны, поскольку в себестоимости IT-продукции основную долю занимает оплата труда специалистов, а зарплаты белорусских программистов хоть и выше по сравнению с другими секторами экономики, не столь высоки как европейских или американских коллег, это позволяет нашим фирмам формировать привлекательную цену для зарубежных контрагентов.
Добавьте сюда некоторые льготы и преференции, предоставленные резидентам Парка высоких технологий (ПВТ), а их более 120. Все это создает благоприятные условия для развития отрасли и наращивания экспорта, который только в ПВТ по итогам 2012 г. превысил 330 млн. долл. Напомню, руководством страны поставлена задача к 2015 г. довести показатель до 1 млрд. долл., т.е. почти утроить к нынешнему уровню, и, я полагаю, это вполне под силу.

- С этого учебного года БГУИР перешел на обучение по системе «4+2». То есть теперь получить высшее образование у вас можно будет за 4 года, а еще на протяжении 2 лет - углубить знания в магистратуре. Каким образом это стыкуется с необходимостью предложить отрасли большее количество лучше подготовленных специалистов?
- Система «4+2» - это европейская практика, адоптированная под белорусские условия. Теперь после 4 лет учебы в БГУИР, по окончании т.н. I ступени образования выпускники получат дипломы с присвоением квалификации инженера. Напомню, в рамках Болонского процесса, направленного на сближение систем высшего образования стран Европы, 4-летнее обучение позволяет получать дипломы бакалавров.
Учеба в рамках II ступени будет 2-летней в научно-исследовательской или практико-ориентированной магистратуре.
Учеба в рамках II ступени будет 2-летней в научно-исследовательской или практико-ориентированной магистратуре.

В рамках 4-летнего образования мы также активней будем использовать систему «2+2», когда после успешного окончания 1-го или 2-го курса студент получает возможность сменить специальность с минимальной досдачей академической разницы по предметам. Благо новые стандарты, учебные планы и программы подготовки на разных факультетах максимально унифицированы. Если, к примеру, абитуриент при поступлении в БГУИР не добрал какое-то количество баллов, чтобы попасть на выбранную специальность, и был зачислен на другую, то по истечении одного или двух лет у него вновь появится возможность реализовать задуманное А это - очередной стимул стараться успешно учиться.

Уверен, в этом уровне образования будут заинтересованы и студенты, почувствовавшие «вкус» знаний, и предприятия, для которых магистратура станет площадкой для повышения квалификации работников.
В целом сокращение периода обучения на I ступени позволит нам ускорить выпуск специалистов, более полно обеспечивая кадровые потребности отрасли, а углубленное обучение на II ступени поможет подготовить будущую производственную элиту предприятий, а также преподавательский и научный состав системы образования.
В целом сокращение периода обучения на I ступени позволит нам ускорить выпуск специалистов, более полно обеспечивая кадровые потребности отрасли, а углубленное обучение на II ступени поможет подготовить будущую производственную элиту предприятий, а также преподавательский и научный состав системы образования.
- Частные компании различных отраслей жалуются на то, что вузы распределяют выпускников преимущественно на госпредприятия, тогда как частники получают кадры по остаточному принципу. Как поступает ваш университет?
- Мы государственное учебное учреждение, получающие финансирование из госбюджета, поэтому также обязаны в приоритетном порядке распределять выпускников-бюджетников на госпредприятия. Однако Кодекс об образовании позволяет нам в рамках договоров о целевой подготовке специалистов осуществлять распределение в организации частной и смешанной форм собственности. Если компания участвует в обновлении и развитии материально-технической базы вуза, содействует образовательному процессу, принимает студентов на преддипломную практику, она может рассчитывать на распределение к ней наших выпускников. По такой схеме мы, например, работаем с резидентами ПВТ.

- Можно ли говорить о преемственности советской школы в БГУИР, или со становлением рыночной экономики в 90-е гг. и распространением новых информационных технологий все кардинально поменялось в образовательной политике университета?
- За последние несколько десятилетий жизнь сильно изменилась, вперед ушли технологии, соответственно иными стали учебные программы. Но осталось главное - системный подход в образовании, то, что всегда отличало наш вуз. В советское время тогда еще Минский радиотехнический институт (МРТИ) был отнесен к ведущим вузам страны. Напомню, в СССР действовало около 1000 высших учебных заведений, однако такого статуса были удостоены лишь около 80. После учреждения института в 1964 г. была поставлена задача подготовить высокопрофесиональные кадры для быстро развивавшейся отрасли радиотехники и электроники. И мы с ней справились.

Со студенческой скамьи мы приучаем молодежь к системной, комплексной работе. Это помогает им в дальнейшей жизни. Может, поэтому сегодня выпускники БГУИР (МРТИ) работают во всех отраслях, зачастую на руководящих должностях. Многие даже добиваются успеха в непрофильных для них сферах - например, делают карьеру дипломата.
Поэтому я уверен в успехе IT-индустрии в Беларуси. И миллиард долларов экспорта услуг для нас далеко не предел возможностей, а лишь стартовая площадка, задел для дальнейшего роста в интересах всей страны.
Поэтому я уверен в успехе IT-индустрии в Беларуси. И миллиард долларов экспорта услуг для нас далеко не предел возможностей, а лишь стартовая площадка, задел для дальнейшего роста в интересах всей страны.
Справка «Директора»
Минский радиотехнический институт был образован 15 марта 1964 г. согласно постановлением Совмина БССР №78 от 27 февраля 1964 г. В 1993 г. институт преобразован в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
За время своей работы университет значительно увеличил количество обучаемых студентов, в 1964 г. их было 2500, в 2010-м - более 8 тыс., а сейчас вместе с магистрантами и аспирантами - более 16 тыс. Обучение студентов осуществляется по 36 специальностям, магистрантов - по 30, аспирантов - по 28 научным специальностям, докторантов - по 9. Учебный процесс обеспечивают 800 человек профессорско-преподавательского состава, из которых около 400 имеют ученые степени.
Минский радиотехнический институт был образован 15 марта 1964 г. согласно постановлением Совмина БССР №78 от 27 февраля 1964 г. В 1993 г. институт преобразован в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
За время своей работы университет значительно увеличил количество обучаемых студентов, в 1964 г. их было 2500, в 2010-м - более 8 тыс., а сейчас вместе с магистрантами и аспирантами - более 16 тыс. Обучение студентов осуществляется по 36 специальностям, магистрантов - по 30, аспирантов - по 28 научным специальностям, докторантов - по 9. Учебный процесс обеспечивают 800 человек профессорско-преподавательского состава, из которых около 400 имеют ученые степени.
{jcomments on}