fbpx

Андрей КОВХУТО, генеральный директор РУП «Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт» (БелНИГРИ), кандидат геолого-минералогических наук

Беларусь занимает третье место в мире по запасам калийных солей. А ведь еще в позапрошлом веке мы импортировали этот товар. Просто ученые сначала не умели заглянуть на 200-600 м в земные недра, где расположены калийные пласты, затем какое-то время не было технологий по добыче полезных ископаемых с такой глубины. Но сейчас толща земли перестала быть непреодолимой помехой на пути к ценным ископаемым. Генеральный директор РУП «Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт» (БелНИГРИ), кандидат геолого-минералогических наук Андрей КОВХУТО уверен: изучение полезных ископаемых, решение прикладных задач по их добыче возможно лишь с развитием фундаментальной и прикладной наук при планомерных исследованиях геологического строения недр.

Земля таит в себе много неизведанного. Чисто теоретически бедных полезными ископаемыми территорий практически не существует. Другое дело, что их залежи необходимо обнаружить, разведать, подготовить к промышленной эксплуатации и обзавестись технологиями, чтобы извлечь на поверхность. Не исключено, например, что в Беларуси есть и природный газ. Просто до него еще не добрались. Кристаллический фундамент известного Припятского прогиба, что на территории Гомельской и Могилевской областей, расположен на глубине 5-6 км. На нем осадочные породы, в которых обычно и покоятся залежи калийных солей, нефти, углей. Припятский бассейн давно исследован учеными, с 70-х гг. прошлого века идет освоение нефтяных месторождений. Но новых, таких же крупных, как Речицкое, не выявлено. Как не удалось обнаружить и залежи природного газа. Впрочем, некоторые признаки наличия углеводородов все же имеются.

«Основное наше направление - выход на большие глубины, - объясняет А.Ковхуто. - Современные технологии позволяют бурить скважины глубиной 5 км и более, а еще недавно 2-3 км были предельными». Возможно, более близкие к кристаллическому фундаменту геологические структуры и скрывают полезные ископаемые. Но для полной уверенности необходимо проводить планомерные исследовательские работы.
«Одним каким-то методом невозможно открыть месторождение, - утверждает специалист.

- Необходим комплекс исследований. И он должен проводиться поэтапно, с оценкой экономической целесообразности на каждой стадии работ. Ведь, например, то же бурение скважин - достаточно затратный способ получения информации о недрах. Прежде чем его использовать, необходимо иметь четкие признаки обнаружения полезных ископаемых. Конечно, и в геологии случаются удачи, но для нормальной экономической отдачи необходимо использовать научные подходы».

Причем надо изучать недра не только на предмет наличия определенных видов ископаемых, а вести планомерное и комплексное изучение геологических пород. В мировой практике нередки случаи, когда искали уголь, а обнаруживали в нем залежи редкоземельных или радиоактивных металлов. В месторождениях железной руды могут быть «вкрапления» золотоносных пластов. И все находки - и плановые, и попутные необходимо тщательно анализировать, проводить дополнительные исследовательские работы. Скажем, в Беларуси были случаи, когда в карьерах экскаватор зачерпывал в ковш большое количество янтаря. Но это оказывалось случайной прихотью природы, не обеспечивающей промышленные запасы полезного ископаемого.

Вообще геологические работы - «длительные» по своей сути. Обнаружить месторождение - это только первый этап по добыче полезных ископаемых. В дальнейшем его необходимо доразведать, более точно определить объемы полезных ископаемых и их характеристики, оценить возможность добычи… Все эти предварительные этапы являются достаточно дорогостоящими и, к сожалению, не всегда приносят быстрый результат. Кстати, не только в Беларуси. В нынешних знаменитых своей нефтью странах, скажем, Бирме, британско-голландская корпорация Shell искала месторождения нефти около 40 лет!

«Даже если исследования не приносят прямой экономической отдачи, это не значит, что они совершенно бесполезны», - уверен Андрей Ковхуто. По его мнению, если современные технологии и конъюнктура цен не оправдывают добычу сырья, не исключено, что через 5, 10, 20 лет реалии изменятся и проект приобретет большую экономическую перспективу. Например, залежи бурых углей в Беларуси предварительно были разведаны еще во времена СССР. Но на тот момент интереса для эксплуатации они не представляли. Сегодня ситуация складывается несколько иная. Поэтому и вернулись к возможности использования месторождения бурых углей. Хотя оно далеко не простое. Основные угленосные пласты расположены на глубине 700-800 м, причем на Полесье, известном своими большими водопритоками. Извлекать ископаемые шахтным методом в таких условиях практически невозможно: происходит затопление. Появились современные карьерные технологии, но для оценки их перспективности необходимы проводить дополнительные исследования. Причем результаты должны быть представлены с учетом мировых стандартов, чтобы инвестору были понятны перспективы и возможные риски.

Руководитель института отмечает, что в Беларуси получился определенный пробел с методиками расчета экономической целесообразности добычи минерального сырья. По большому счету, непосредственно геологи должны проводить изучение и разведку подземных недр, а определять способы добычи, осуществлять расчеты, составлять бизнес-планы - задача горных инженеров и профильных экономистов. Такое разделение труда и функций существовало в Советском Союзе. Был и профильный институт, который располагался в Москве и обслуживал всю страну. Сейчас необходимо формировать собственные структуры по этому направлению. Исследованием проблем экономики минерального сырья сегодня также занимается БелНИГРИ. В его структуре создано соответствующее подразделение, активно привлекаются молодые перспективные кадры, ведется их дополнительная подготовка по этому профилю.

Развивается и маркетинговое направление. А.Ковхуто считает, что наравне с фундаментальными исследованиями институт должен использовать свои наработки и для решения прикладных задач. В том числе и на экспорт. А рынок геологических услуг, по сути, глобальный. И конкурировать на нем приходится с крупными международными корпорациями, которые способны не только проводить разведку, но и поставлять различное оборудование. Однако у БелНИГРИ есть несколько уникальных разработок, которые могут быть востребованы за рубежом. В частности, запатентован метод добычи карналлитов путем растворения. Разработан метод обработки материалов: специалисты института могут проводить большой комплекс исследований дистанционно, анализируя состав образцов пород. Большой опыт у отечественных геологов и в работе с вязкими нефтями: на патентование поданы рецептуры растворителей - для каждого месторождения необходима особая, уникальная рецептура. Директор полагает, что белорусские геологи способны занять свою нишу на мировом рынке услуг и, решая прикладные задачи, финансово поддерживать фундаментальные разработки. По крайней мере, частично. «Глубокая наука» не может быть полностью коммерциализирована, поэтому для развития отечественной геологии необходимо также участие государства.

Государственное предприятие «БелНИГРИ»
220141, г. Минск, ул. Купревича, 7
Тел./факс: (017) 267-53-15, 263-63-98
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on}