№4 (166) Апрель
Тема номера: ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ | |
|
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Уважаемые читатели!
В условиях нарастания конкуренции и, в частности, на наиболее важном для нас российском рынке, углубление переработки ресурсов, более эффективное создание добавленной стоимости в единицу рабочего времени для Беларуси является первостепенной задачей. Уже к 2015 г. уровень тарифной защиты экономики России, исходя из условия присоединения к ВТО, снизится, по сравнению с 2012 г. на треть: с 9,5 до 5,9%. Следовательно, и в дальнейшем строить стратегию на производстве продукции, аналогичной российской, и продавать ее за счет занижения цены будет все труднее.
В Беларуси, исходя из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию, есть понимание, что будущее - за созданием эффективных рабочих мест, с выработкой не менее 40-60 тыс.долл. Но важен не только объем реализации продукции, но и вклад белорусов в ее создание. Одно дело - организация отверточного производства, пусть даже наукоемкой продукции, и другое - когда локализация этого производства достигает хотя бы 50-60%. И дело не только в увеличении занятости и росте фонда оплаты труда, но и в росте косвенных налогов и, в частности НДС, что расширяет возможности государства по структурной перестройке экономики.
Последняя задача наиболее важна, ибо Беларуси для достижения приемлемых позиций в конкурентной борьбе необходимо активно работать над освоением пятого технологического уклада (более подробно на эту тему мы писали в журнале «Директор» №2 за 2013 г.). При всей важности модернизации деревообработки, легкой промышленности, стройиндустрии будущее за нано- и биотехнологиями, созданием программного продукта технологических процессов разработки инноваций, широким внедрением в повседневную жизнь цифрового принципа передачи информации. Определенная работа в этом направлении ведется. В своем Послании А.Г.Лукашенко отметил, что к 2015 г. «не менее 40% прироста экспорта дадут наукоемкие производства с низкой импортоемкостью, био-, нанотехнологии, фармация, информационные и оптоэлектронные технологии».
Но очевидно, что для освоения новых технологических укладов необходимы финансовые ресурсы. Следует купить или разработать технологическое нововведение, а затем освоить производство, обеспечить продвижение на рынке инновационной продукции. Исходить только из собственных капитальных вложений явно недостаточно. Нужны заемные средства или прямые иностранные инвестиции. Но для этого необходимо более настойчиво работать над инвестиционным имиджем республики.
В России в «Основных направлениях деятельности Правительства на период до 2018 г.» этой проблеме отведен специальный раздел. Предусмотрено увеличение инвестиций к 2015 г. - до 25% ВВП и к 2018 г. - до 27%, что означает удвоение их объема по сравнению с 2012 г. В Беларуси объем валовых инвестиций в 2011 г. составил 43,2% ВВП, но с учетом состояния доставшихся нам предприятий их явно недостаточно.
В целях создания международного финансового центра в Российской федерации предполагается утвердить программу «Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра». Итогом ее выполнения должно стать увеличение к 2020 г. активов банковского сектора до 3,5 трлн. долл., годового объема торгов биржевого рынка акций - до 8 трлн. долл. и публичного размещения акций на внутреннем рынке - до 60 млрд.долл. Кроме того, предполагается увеличить капитализацию российского финансового рынка на величину, превышающую валовой внутренний продукт, и войти в десятку крупнейших финансовых центров.
Не осталась без внимания и работа по расширению национальной предпринимательской инициативы. Намеченные в Основных направлениях мероприятия должны позволить войти России в рейтинге Всемирного банка в первые 20 стран по условиям ведения бизнеса. В частности, предусмотрено сократить на 50% время таможенного контроля и на 50% увеличить пропускную способность таможни, уменьшить время регистрации предприятий с 30 до 3 дней, регистрации права собственности на недвижимое имущество до 10 дней в 2015 г. и до 7 дней в 2018 г. Для упрощения процедур доступа предприятий на рынки намечено к 2018 г. довести число видов деятельности, осуществляемых на основе уведомительного порядка, до 50.
Все это требует адекватной реакции и со стороны Беларуси. Если мы хотим привлечь средства, то должны быть лучше, более привлекательны и, в первую очередь, для российского бизнеса.
С уважением, А.Н.Ковтуненко
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Республиканская программа развития молочной отрасли в 2010-2015 гг. предусматривает увеличение валового производства молока до 10 млн. т. При этом большую часть дополнительных объемов молочной продукции планируется поставлять на экспорт. В денежном выражении экспортные поставки должны возрасти до 2,65 млрд. долл. против 1,6 млрд. в 2012 г. Чтобы взять обозначенные рубежи, необходимо не только развивать сырьевую базу, но и ускорить модернизацию основных фондов для создания высокопроизводительных рабочих мест и снижения производственных издержек. Только на закупку импортного оборудования в текущей пятилетке отрасль планирует потратить 325 млн. евро.
Сегодня на предприятии проведена работа по обновлению цехов сушки молока с компьютеризацией процессов управления и полной заменой отработавшего оборудования. Все технологические процессы приведены в соответствие с современными нормами и требованиями. Построен новый цех по производству мороженого, что позволило увеличить выпуск этого популярного у детей и взрослых продукта с 20 до 100 т в месяц. Сладкое лакомство марки «Лепелька» многие считают лучшим из производимых в стране. Благодаря строительству новой компрессорной установки мощностью 3,1 кВт технологические процессы приемки и переработки молока обеспечены достаточным количеством ледяной воды, при этом годовой экономический эффект составил 2 млрд. руб.
В Толочинском филиале построен цех по выпуску твердых сыров производительностью 5 т/сут с автоматизацией технологического процесса. В планах - установка линии по допрессовке сыров, которая позволит увеличить производительность до 6 т/сут. На модернизацию данного филиала в прошлом году израсходовано 2,5 млрд. руб. инвестиций. Приобретена холодильная фреоновая установка для производства ледяной воды. Сейчас проводится тендер по приобретению линии для сгущения подсырной сыворотки методом нанофильтрации и оборудования для выпуска плавленых сыров. Это позволит обеспечить еще более глубокую переработку сырья.
Ведется целенаправленная селекционная работа, построено здание для выращивания нетелей на 630 голов, что позволит хозяйству обеспечить быстрое пополнение основного молочного стада. Уже сейчас на роботизированной ферме в год от одной коровы получают в среднем 7 тыс. кг молока, а к концу 2013 г. планируется достичь 8 тыс. кг.
На новом этапе предприятие не сможет развиваться без цеха по сушке молока мощностью 2,5 тыс.кг сухих молочных продуктов в час, стоимостью 250 млрд. руб., - отмечает директор. Реализация проекта позволит нам выпускать агломерированное молоко с повышенными качественными характеристиками, такими как низкая бактериальная обсемененность, высокая растворимость, фиксированное содержание белка. При этом энергозатраты будут снижены на 6 млрд. руб. в год.
Предприятия в такой ситуации оказываются между «молотом и наковальней». С одной стороны, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо приобретать современное оборудование. С другой - существует риск увеличения заемных средств к общей стоимости активов, что может привести предприятие к финансовому краху. Тех, кому удается найти «золотую середину», можно смело относить к кудесникам «высшего пилотажа» в менеджменте.
1) постоянное улучшение социально-бытовых условий. От этого зависит настроение работников, что очень важно для предприятия, которое модернизируется в режиме «нон-стоп» (создание собственной инфраструктуры: магазинов с широчайшим ассортиментом товаров, расчетно-кассового центра, благоустройство микрорайона, территории предприятия, хорошая столовая, раздевалки, комнаты отдыха и т.д.);
2) развитие брэнда «Лепелька», что сегодня служит не только продвижению товаров на рынок, но и воспитанию чувства ответственности и корпоративной гордости за родное предприятие;
3) четкая постановка целей перед коллективом, настроенность на их реализацию;
4) модернизация производства, обеспечивающая высокую производительность труда и качество продукции, что в итоге выливается в достойную заработную плату;
5) продуманный подбор и воспитание кадров. Но чтобы все это функционировало и давало результат, начинать любой руководитель должен с себя.
Сегодня ОАО «Лепельский МКК» - ведущий производитель сухого молока и масла на Витебщине. Предприятие зарекомендовало себя как надежный партнер, работающий с 14 странами мира. История создания брэнда «Лепелька» тесно связана с историей региона. Лепельский район входит в десятку самых больших районов Витебщины. Специфика его в том, что примерно половину территории занимают леса. Кроме того, Лепельщина - край озер с изумительной природой и удивительными заливными лугами. На предприятии долго думали над брэндом, способным объединить и обозначить всю выпускаемую продукцию. В итоге в 2006 г. появился босоногий мальчик по имени Лепелька. Лепелька изображается в окружении душистых полевых трав, сочного клевера, чистых ромашек и бесконечных лесов. В его имени сочетаются и частица города, и древняя легенда, гласящая, что «Лепель - лепшы горад, а жыхары яго жывуць лепей за усiх», а значит, и продукция под его именем - лепшая.
211180, Витебская обл., г. Лепель, ул. Борисовский тракт, 120
Тел./факс: (375 2132) 47456 (приемная)
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.lepelka.by
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
У нас же, к сожалению, чаще всего начинают с обратного. Вначале строят здание, закупают оборудование и только потом думают, для чего все это нужно. Но такой путь - выброшенные на ветер деньги.
Немаловажно то, что система в первую очередь рассчитана на руководителей, прошедших советскую школу обучения. А таких в стране большинство. Поэтому мы разработали простейшие, но, тем не менее, достаточно информативные таблицы, позволяющие сконцентрировать внимание руководителя на ключевых параметрах, избавив его от информационного «мусора». Это позволяет «увидеть за деревьями лес».
Это необходимо и для того, чтобы не повторять ошибок прошлых лет, когда какое-то подразделение могло выполнить пятилетку в четыре года, а смежники при этом продолжали работать в обычном ритме. Если мы, например, должны выпустить 20 комбайнов, то следует изготовить не более 24 рам для них, а не 48.
На нашем предприятии неважно, какой у тебя квалификационный разряд. Важно - какой сложности работу ты выполняешь и за какое время. На конечную оплату влияет уровень мастерства, а не заслуги прошлых лет. При этом не только сама система оплаты труда становится более справедливой, но и у персонала появляются материальные стимулы для профессионального роста. Это как в спорте, никто не дает награды за былые заслуги, каждый раз приходится доказывать свое преимущество в конкурентной борьбе.
246031, г. Гомель, ул. Фадеева, 1а
Тел./факс: (0232) 54-22-01
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Производительность современных компьютеров выше, чем нужна работникам, печатающим в Word или Excel. Поэтому покупайте самые простые и дешевые модели.
Чаще говорите «нет». Пришел сотрудник с просьбой что-то закупить - говорите «нет». Придет еще раз - снова «нет». В третий раз, если придет - значит, действительно необходимо.
Контролируйте менеджера по закупкам, выступайте «внешним злодеем» по сбиванию цен, ведите переговоры о стоимости контрактов, но не занимайтесь сами закупками. Тем самым вы снизите риски откатов и прочих проблем.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
На волковысском ОАО «ВолМет» снижения издержек и роста добавленной стоимости достигают путем активной модернизации и расширения промышленной кооперации. Директор Александр ШАБОТЕНКО рассказал о некоторых нюансах повышения экономической эффективности своего предприятия.
- Александр Васильевич, ваше предприятие - основной производитель замков в Беларуси. Сейчас отечественный рынок ими серьезно насыщен. Массово продают изделия из Китая, Италии, Германии, а в последнее время еще и Турции. Как вам при этом удается развивать производство?
- Действительно, мы остаемся единственным специализированным производителем замков в Беларуси, выпуская их не менее 55 тыс. штук в месяц. Постоянно улучшаем конструкцию изделий, разрабатываем новые модели. К примеру, не так давно запустили в производство так называемый свадебный замок с удлиненной дужкой и специальной символикой.
Сотрудники нашего конструкторского бюро разработали также специальный противопожарный замок. На открытом огне он способен сохранять работоспособность в течение 30 мин, тогда как обычный замок выходит из строя через 5 мин. Таким образом, для действий в экстренных случаях у людей появляется драгоценное дополнительное время. Рассчитываем, что этим изделием заинтересуются службы по чрезвычайным ситуациям Беларуси, ближнего и дальнего зарубежья, а также граждане, которые желают обеспечить себе и окружающим повышенную безопасность.
- В чем основное отличие традиционного волковысского замка от изделий конкурентов?
- Механизм наших замков делается из ЦАМ-сплава (цинк, алюминий, медь). «Начинка» импортного устройства - из желтого латунного сплава, который смотрится более богато и в основном привлекает покупателей своей эстетикой. Пока мы не можем использовать аналогичную начинку, поскольку она достаточно дорогая. Тем не менее, и наши замки находят своего покупателя.
- И пользуются спросом даже в Новосибирске… Но ведь сегодня российский рынок заполонили китайские товары!
- Тем не менее планируем наладить поставки в разные российские города, например, в Омск - уже есть договоренность с дилерами. Наша продукция также востребована в Польше, особенно в Белостоке. Образно говоря, в этом центре воеводства замок нашей фирмы применяется практически в каждом подъезде.
- Как расширяете географию поставок?
- Активно используем Интернет. Вышли на контакт с работниками базы хозтоваров в Каунасе (Литва). Сейчас поставляем туда изделия в среднем на 4 тыс. долл. в месяц. Аналогичным образом отыскали оптового покупателя в Молдове. Отправляем продукцию в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону. Из государств, где она пользуется спросом, выделю также Латвию и Казахстан.
В качестве дополнения к замкам выпускаем и продаем более 20 видов дверных ручек. В частности, строительные организации, производители окон ПВХ обеспечивают нам устойчивый сбыт ручек для стеклопакетов. «ВолМет» делает их из алюминия, и стоит каждая не больше 1 евро.
- Западные потребители привыкли к тому, чтобы внешне товар напоминал конфетку. Видимо, затраты на привлекательную упаковку существенные?
- Не совсем так. Дело в том, что в странах Евросоюза огромное значение придают экологии. Поэтому и наша традиционная картонная упаковка для замков представляет для них интерес: она экологична, ее можно пустить на вторсырье.
Вместе с тем мы хорошо осознаем потребность посетителей супермаркетов в ярких упаковках. У нас разработан и внедрен блистер - пластиковая упаковка открытого вида. Как правило, в крупнейших магазинах наши изделия представлены на стенде в современном виде.
- Александр Васильевич, «ВолМет» пополнил производственное объединение «Белавтомаз», планирует войти в состав холдинга. Каковы основные плюсы и минусы такой производственной интеграции?
- Самый весомый плюс - у наших работников есть постоянные заказы и гарантированный заработок. Мы знаем, что каждая единица произведенной продукции имеет свое целевое назначение. Кроме того, заказчик помогает нам с давальческим сырьем.
Стараемся ни на йоту не нарушать договоренности о поставках с МАЗом, потому что это, как говорится, себе дороже. Конвейер не должен останавливаться, иначе - огромные убытки.
МАЗ, а также МТЗ, Речицкий метизный завод, другие наши крупные заказчики получают еще два важных преимущества. Во-первых, организация работы на субподряде делает ее более качественной - клиент не закроет глаза на брак. Во-вторых, мы помогаем крупным предприятиям высвобождать площади: это плюс в процессе оптимизации производства.
Например, барабанная линия по оцинкованию метизов помогает нам поставлять на Речицкий метизный завод до 60 т высококачественных изделий в месяц. В их производстве для покрытия используются немецкие добавки, при этом наш продукт выглядит как в глянцевом журнале. В Речице его необходимо не менее 200 т в месяц. Думаю, со временем мы полностью обеспечим метизами нашего партнера из Гомельской области.
- Вы все больше зависите от заказчика. Как при этом формируется цена выпускаемой продукции?
- Обсуждаем, торгуемся, в итоге выходим на приемлемую для сторон цифру. Кстати, относительно производства для МАЗа: наша ближайшая задача - увеличить его на 1,5 млрд. руб. в месяц. Рост объемов способствует тому, что затраты на единицу продукции уменьшаются.
Для оптимизации затрат в промышленности важно наладить производство пусть и небольшого, но пользующегося устойчивым спросом продукта, который будет выпускаться большими партиями в течение нескольких лет. Например, наша универсальная дверная ручка для тракторов и комбайнов стала высокотиражным изделием.
- Есть ли иные пути сокращения издержек?
- Упор делаем на энергосбережении. В частности, приобрели новые термопласт-автоматы производства барановичского «Атланта». С их помощью ведем литье пластмасс и для замков, и для заказов по кооперации. Новая энергосберегающая печь плавления также помогает экономить электроэнергию. В три раза сократили ее потребление, установив два компрессора рогачевского предприятия Remeza. Мало того, прежде старые компрессоры охлаждались водой, что требовало затрат на ее подачу. А сейчас охлаждение происходит воздушным путем. В целом обновление производства помогло нам сэкономить 15% электроэнергии.
Справка «Директора»
Предприятие основано в марте 1970 г. По итогам 2012 г. объем выручки составил 40,4 млрд. руб., экспорта - 7,1 млрд. руб. Основные рынки сбыта - Беларусь, СНГ, ЕС.
ОАО «ВолМет» работает по направлениям:
• изготовление деталей механической обработкой из комбинированного проката, стальной полосы путем точения, фрезерования, сверления, растачивания, резьбонарезания, протягивания;
• литье под давлением из цинковых, алюминиевых сплавов, латуни, а также из пластических масс (типа полиамид и др.);
• шлифовка и полировка деталей, подготовка поверхностей под блестящее цинкование, химическое оксидирование, омеднение, двухслойное никелирование, а также полимерное покрытие порошковыми красками оплавлением;
• холодная штамповка (разделительные и формообразующие операции);
• термическая обработка (закалка, отпуск, нормализация).
231900, Гродненская обл., г. Волковыск, ул. Красноармейская, 23
Тел.: (+375 1512) 4-87-13
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
http://wolmet.biz
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Учеба в рамках II ступени будет 2-летней в научно-исследовательской или практико-ориентированной магистратуре.
В целом сокращение периода обучения на I ступени позволит нам ускорить выпуск специалистов, более полно обеспечивая кадровые потребности отрасли, а углубленное обучение на II ступени поможет подготовить будущую производственную элиту предприятий, а также преподавательский и научный состав системы образования.
Поэтому я уверен в успехе IT-индустрии в Беларуси. И миллиард долларов экспорта услуг для нас далеко не предел возможностей, а лишь стартовая площадка, задел для дальнейшего роста в интересах всей страны.
Минский радиотехнический институт был образован 15 марта 1964 г. согласно постановлением Совмина БССР №78 от 27 февраля 1964 г. В 1993 г. институт преобразован в Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
За время своей работы университет значительно увеличил количество обучаемых студентов, в 1964 г. их было 2500, в 2010-м - более 8 тыс., а сейчас вместе с магистрантами и аспирантами - более 16 тыс. Обучение студентов осуществляется по 36 специальностям, магистрантов - по 30, аспирантов - по 28 научным специальностям, докторантов - по 9. Учебный процесс обеспечивают 800 человек профессорско-преподавательского состава, из которых около 400 имеют ученые степени.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
- Таким количеством мы закрываем основные сегменты рынка: женский, мужской и детский. Верхний трикотаж ESLI рассчитан как на женщин, так и на мужчин. Если говорить, например, о колготках Conte elegant, то они делятся на несколько подвидов: классические, корректирующие, фантазийные и др. У каждого подвида свой ассортиментный ряд: например, в каталоге «Весна-Лето-2013» - 40 наименований.
СООО «Конте Спа» в месяц выпускает 8 млн. единиц продукции. 75% товара идет на экспорт: в Россию, Украину, Польшу, Молдову, Армению, Литву, Латвию, США, Израиль. В Интернете компания представлена сайтами: conte.by (колготки), diwari.by (коллекция для мужчин), conte-kids.by (детская коллекция) и esli.by (женский трикотаж).
г. Гродно, ул. Победы, 30
Тел.: +375 (152) 50-95-41
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Значительный рост добычи нефти и газа во второй половине 90-х - начале 2000-х гг. на фоне благоприятной конъюнктуры мировых рынков помог Азербайджану совершить впечатляющий экономический рывок. При этом использование нефтяных доходов не только на социальные нужды, но и на развитие различных отраслей способствует формированию устойчивой экономической модели в долгосрочном периоде.
Благодаря освоению новых месторождений углеводородов и привлечению в этот сектор иностранного капитала, Азербайджан полностью преодолел трансформационный спад, начавшийся после развала СССР. В начале 2000-х на волне нефтяного бума эта закавказская республика даже вышла в мировые лидеры по темпам роста экономики (в 2006 г. - 134,5%), обогнав Китай, Индию и других «азиатских тигров».
А ведь в начале 90-х гг. о рывке даже не думали, военный конфликт с Арменией породил миллионную армию беженцев, многие тогда узнали, что такое разруха, голод и нищета…
Миссия лидера
Беседу о современном Азербайджане Чрезвычайный и Полномочный Посол этой страны в Республике Беларусь Исфандияр Бахтияр оглы Вагабзаде начал с роли национального лидера: «Каждая эпоха, каждый народ имеют своих героев. Послевоенную Германию поднимал с колен канцлер Конрад Адэнауэр, становление современной Турции связано с личностью Мустафы Кемаля Ататюрка. Для Азербайджана таким человеком стал Гейдар Алиев». Возглавив в 70-летнем возрасте обретшую суверенитет республику, он, не пеняя на прожитые годы и внешние обстоятельства, начал экономические и социальные преобразования.
20 сентября 1994 г. правительство Азербайджана заключило с крупнейшими мировыми нефтегазовыми корпорациями «контракт века» на разработку шельфовых нефтегазовых месторождений Азери-Чираг-Гюнешли Каспийского моря. Соглашение стало своего рода стартом в промышленном развитии, сделав страну одним из мировых центров по привлечению инвестиций. В 2001-2010 гг. на долю прямых инвестиций (ПИИ) приходилось более 2/3 общего объема внешнего финансирования, а чистые ПИИ составляли до трети ВВП республики.
Новый лидер - Эльхам Алиев, ставший во главе государства в 2003 г., продолжил развитие нефтегазового сектора, в частности, во время его первого президентского срока заработали экспортные нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.
Продолжилось также активное привлечение иностранных инвестиций в этот сектор экономики. Но поскольку любой иностранный бизнесмен заинтересован не только в извлечении прибыли, но и в переводе ее в юрисдикцию своей страны, приток ПИИ в начале 2000-х обернулся чистым оттоком уже в 2006-2008 гг. С тех пор ставку сделали на национальный капитал. Так, если до 2006 г. в структуре инвестиций преобладали иностранные средства, то в 2007 г. доля внутренних источников достигала 77,5%. Благо, к тому времени цены на нефть находились на подъеме, что позволяло стране аккумулировать значительные средства.
Осознанная трансформация
Однако понимание того, что чрезмерная зависимость от «черного золота» делает экономику уязвимой, пришло до того, как глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. на треть обвалил стоимость сырья. С начала 2000-х власти Азербайджана начали смещать приоритеты развития, и к 2007. г нефтяной сектор утратил доминирующее положение в совокупном объеме инвестиций в основной капитал, а в 2008 г. более 70% всех вложений пришлось на другие отрасли. Это в какой-то мере стало «подушкой безопасности» для республики, помогло относительно безболезненно пережить глобальный кризис и обеспечило дальнейший рост экономики.
Сопоставление темпов роста ВВП Азербайджана с отдельными странами СНГ, %
Страна 2001 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Азербайджан 109,9 126,4 105,0 100,1 102,2
Беларусь 104,7 109,4 107,7 105,5 101,5
Казахстан 113,5 109,7 107,3 107,5 105,0
Кыргызстан 105,3 99,8 99,5 106,0 99,1
Россия 105,1 106,4 104,5 104,3 103,4
Таджикистан 109,6 106,7 106,5 107,4 107,5
Украина 109,2 102,7 104,1 105,2 100,2
Всего по СНГ 106,0 106,7 104,9 104,7 103,4
Средства от продажи нефти и газа были использованы рационально. После создания в 1999 г. Государственного нефтяного фонда Азербайджанской Республики туда направлялось до 60% нефтяных доходов. К началу кризиса его накопленные активы достигли 17 млрд. долл. и были израсходованы на поддержание финансовой стабильности в 2008-2010 гг. Одновременно продолжились структурные реформы и диверсификация национальной экономики. По данным Минэкономразвития Азербайджана, в 2012 г. вклад в ВВП промышленных отраслей, не связанных с добычей и переработкой нефти, обогнал сектор углеводородов. И если нефтяная отрасль сократилась по сравнению с 2011 г. на 5%, то остальные промышленные сектора совокупно продемонстрировали рост на 9,7%. Еще более впечатляющим было развитие информационно-коммуникационных услуг (+15,9% к уровню 2011 г.), строительства (+18%) и туризма (+18,8%). В итоге доля промышленности в ВВП снизилась на 3,8 процентного пункта - до 50%, тогда как остальных отраслей - выросла.
Отраслевая структура экономики Азербайджана по итогам 2012 г.
Преобразования направлены на развитие малого и среднего предпринимательства, регионов, а также в целом на диверсификацию экономики. Так, в исследовании Всемирного банка Doing Business-2009 Азербайджан назван одним из мировых лидеров в реформировании деловой среды, а в Рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного Экономического Форума (WEF - World Economic Forum) на 2011–2012 гг. - занял одну из ведущих позиций среди стран постсоветского пространства.
Новыми точками роста становятся производство строительных материалов (страна богата запасами природного камня и известняка), машино-, судо-, автомобилестроение, производство бытовой электроники. На Гянджинском автомобильном заводе совместно с белорусскими компаниями налажен выпуск грузовых автомобилей МАЗ, тракторов «Беларус», организована сборка российских автомобилей УАЗ и «Ока». В Шемахе группой компаний Evsen построен завод по выпуску легковых автомобилей марки Azsamand Aziz, Нахичеванский автозавод наладил сборку машин совместно с китайской компанией Lifan.
Согласно оценкам Международного союза электросвязи, по темпам развития ИКТ Азербайджан входит в десятку мировых лидеров. Природное разнообразие страны (здесь расположены 9 из 11 климатических зон планеты - от субтропиков до альпийских лугов) создает предпосылки для становления туризма, в т.ч. его лечебного направления. Ежегодно более 1,5 млн. иностранцев посещают республику, чтобы увидеть ее достопримечательности и поправить здоровье.
Еще пока не удалось в полной мере провести модернизацию в сельском хозяйстве, в результате чего страна продолжает импортировать значительное количество продуктов питания, но благодаря инвестициям последних лет показатели этой отрасли также пошли вверх.
Рост конкурентоспособности экономики тесно связан с образовательным уровнем населения, а потому власти активно инвестируют в знания. «За деньги от продажи нефти обучаем молодых ребят за границей. Тысячи из них уже получили образование в Кембридже, Гарварде, Сорбонне и других ведущих университетах мира», - с гордостью отмечает посол. На вопрос: возвращаются ли они на родину? - утвердительно кивает и добавляет: «Конечно возвращаются. Сегодня для молодежи созданы благоприятные условия для развития и реализации дальнейших планов».
Наверное, динамичное становление экономики, рост благосостояния граждан не были бы возможны без фундамента социально-экономической стабильности, заложенного первым президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. Светлая память о нем живет в народе, и, можно не сомневаться, в 90-ю годовщину со дня его рождения, которую страна отметит 10 мая, в адрес этого человека прозвучит немало добрых слов.
Справка «Директора»
Азербайджан - самая крупная закавказская республика. Ее площадь составляет 86 600 км, население - около 9,5 млн. человек. В 2012 г. ВВП достиг 68,7 млрд. долл. в рыночных ценах Республика граничит с Россией, Грузией, Арменией, Ираном и Турцией. Столица - Баку. Официальный язык - азербайджанский.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Наталия КОРОЛЕВА, ректор УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов» Минторга Республики Беларусь
Многие бизнесмены сталкиваются с дефицитом специалистов, а имеющиеся на рынке кадры зачастую не обладают достаточной квалификацией для работы с новым оборудованием, не владеют азами психологии работы с покупателем, не знают современных технологий управлением ассортимента. Особенно актуальна такая проблема в сфере торговли, гостиничных и ресторанных услуг. Но она может и должна быть решена.
Даже владельцам небольших фирм следует позаботиться о подборе кадров, если они хотят выжить в постоянно растущей конкуренции. Желательно, чтобы будущий сотрудник имел профильное образование. Если нет «корочки» - не беда! Ведь можно, что называется, вырастить специалиста, обучив за счет компании с условием последующего трудоустройства в течение оговоренного времени.
Подбор персонала для предприятий розничной торговли приобрел особую актуальность после прихода на белорусский рынок крупных иностранных (российских, литовских) ритейлеров и открытия первых супер- и гипермаркетов. Кадровым агентствам оказалось нелегко укомплектовать штаты крупных магазинов. Некоторым компаниям ничего не оставалось, кроме как начать агрессивно переманивать квалифицированных специалистов у своих конкурентов. Эта кадровая война не прекращается до сих пор. По статистике, текучесть персонала в торговых сетях достигает 50-60% в год.
Время идет, открываются новые гипермаркеты, а проблемы остаются: не хватает кадров, владеющих технологиями современных розничных продаж, отсутствуют традиции и культура работы в ритейле, статус профессии невысок, а зрелые специалисты с опытом работы в советской торговле не соответствуют современным требованиям.
Восполнить кадровые бреши помогает УО «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов» Минторга Республики Беларусь (УО ГИПКП), на базе которого обеспечивается непрерывное профессиональное обучение руководящих работников, специалистов, а также рабочих по различным профессиям. Осуществляем переподготовку специалистов на базе высшего образования по специальностям «Логистика», «Экономика и управление в гостиничном и ресторанном хозяйстве», «Маркетинг», «Экономика и управление в предпринимательской деятельности», «Бухгалтерский учет и контроль в предпринимательской деятельности». Срок обучения - 18 месяцев. Выдаем дипломы государственного образца с присвоением квалификации.
Институт организует тематические семинары, тренинги, практикумы, лектории на корпоративной основе, выездные занятия на предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Наряду с групповым обучением проводится индивидуальное по рабочим профессиям. Учебные планы и программы адаптируются к требованиям нанимателей.
Время подготовки (переподготовки) сокращено для лиц, имеющих родственную профессию либо освоивших образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) без присвоения квалификационного разряда, а также со средним специальным или высшим образованием, с учетом знаний, умений и навыков, которыми они обладают.
УО ГИПКП также проводит обучение и переподготовку официантов, барменов, поваров, кондитеров и продавцов под индивидуальные требования заказчика. При этом образовательный процесс разделяется на теоретическую и производственную части, вторая - организуется на базе предприятия-заказчика. По окончании подготовки слушателям выдается свидетельство государственного образца о присвоении квалификационного разряда.
Интеграционные процессы в ЕЭП, создавшие облегченные условия для движения капитала и рабочей силы, а также перспективы вступления республики в ВТО, формируют условия для прихода новых игроков на рынок услуг, а значит, следует ожидать обострения конкуренции. Это следует учитывать белорусским бизнесменам.
УО ГИПКП Минторга Республики Беларусь
220048, г. Минск, ул. Замковая, 33-209
+375 17 200-68-22
www.gipkp.com
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Андрей КОВХУТО, генеральный директор РУП «Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт» (БелНИГРИ), кандидат геолого-минералогических наук
Беларусь занимает третье место в мире по запасам калийных солей. А ведь еще в позапрошлом веке мы импортировали этот товар. Просто ученые сначала не умели заглянуть на 200-600 м в земные недра, где расположены калийные пласты, затем какое-то время не было технологий по добыче полезных ископаемых с такой глубины. Но сейчас толща земли перестала быть непреодолимой помехой на пути к ценным ископаемым. Генеральный директор РУП «Белорусский научно-исследовательский геологоразведочный институт» (БелНИГРИ), кандидат геолого-минералогических наук Андрей КОВХУТО уверен: изучение полезных ископаемых, решение прикладных задач по их добыче возможно лишь с развитием фундаментальной и прикладной наук при планомерных исследованиях геологического строения недр.
Земля таит в себе много неизведанного. Чисто теоретически бедных полезными ископаемыми территорий практически не существует. Другое дело, что их залежи необходимо обнаружить, разведать, подготовить к промышленной эксплуатации и обзавестись технологиями, чтобы извлечь на поверхность. Не исключено, например, что в Беларуси есть и природный газ. Просто до него еще не добрались. Кристаллический фундамент известного Припятского прогиба, что на территории Гомельской и Могилевской областей, расположен на глубине 5-6 км. На нем осадочные породы, в которых обычно и покоятся залежи калийных солей, нефти, углей. Припятский бассейн давно исследован учеными, с 70-х гг. прошлого века идет освоение нефтяных месторождений. Но новых, таких же крупных, как Речицкое, не выявлено. Как не удалось обнаружить и залежи природного газа. Впрочем, некоторые признаки наличия углеводородов все же имеются.
«Основное наше направление - выход на большие глубины, - объясняет А.Ковхуто. - Современные технологии позволяют бурить скважины глубиной 5 км и более, а еще недавно 2-3 км были предельными». Возможно, более близкие к кристаллическому фундаменту геологические структуры и скрывают полезные ископаемые. Но для полной уверенности необходимо проводить планомерные исследовательские работы.
«Одним каким-то методом невозможно открыть месторождение, - утверждает специалист.
- Необходим комплекс исследований. И он должен проводиться поэтапно, с оценкой экономической целесообразности на каждой стадии работ. Ведь, например, то же бурение скважин - достаточно затратный способ получения информации о недрах. Прежде чем его использовать, необходимо иметь четкие признаки обнаружения полезных ископаемых. Конечно, и в геологии случаются удачи, но для нормальной экономической отдачи необходимо использовать научные подходы».
Причем надо изучать недра не только на предмет наличия определенных видов ископаемых, а вести планомерное и комплексное изучение геологических пород. В мировой практике нередки случаи, когда искали уголь, а обнаруживали в нем залежи редкоземельных или радиоактивных металлов. В месторождениях железной руды могут быть «вкрапления» золотоносных пластов. И все находки - и плановые, и попутные необходимо тщательно анализировать, проводить дополнительные исследовательские работы. Скажем, в Беларуси были случаи, когда в карьерах экскаватор зачерпывал в ковш большое количество янтаря. Но это оказывалось случайной прихотью природы, не обеспечивающей промышленные запасы полезного ископаемого.
Вообще геологические работы - «длительные» по своей сути. Обнаружить месторождение - это только первый этап по добыче полезных ископаемых. В дальнейшем его необходимо доразведать, более точно определить объемы полезных ископаемых и их характеристики, оценить возможность добычи… Все эти предварительные этапы являются достаточно дорогостоящими и, к сожалению, не всегда приносят быстрый результат. Кстати, не только в Беларуси. В нынешних знаменитых своей нефтью странах, скажем, Бирме, британско-голландская корпорация Shell искала месторождения нефти около 40 лет!
«Даже если исследования не приносят прямой экономической отдачи, это не значит, что они совершенно бесполезны», - уверен Андрей Ковхуто. По его мнению, если современные технологии и конъюнктура цен не оправдывают добычу сырья, не исключено, что через 5, 10, 20 лет реалии изменятся и проект приобретет большую экономическую перспективу. Например, залежи бурых углей в Беларуси предварительно были разведаны еще во времена СССР. Но на тот момент интереса для эксплуатации они не представляли. Сегодня ситуация складывается несколько иная. Поэтому и вернулись к возможности использования месторождения бурых углей. Хотя оно далеко не простое. Основные угленосные пласты расположены на глубине 700-800 м, причем на Полесье, известном своими большими водопритоками. Извлекать ископаемые шахтным методом в таких условиях практически невозможно: происходит затопление. Появились современные карьерные технологии, но для оценки их перспективности необходимы проводить дополнительные исследования. Причем результаты должны быть представлены с учетом мировых стандартов, чтобы инвестору были понятны перспективы и возможные риски.
Руководитель института отмечает, что в Беларуси получился определенный пробел с методиками расчета экономической целесообразности добычи минерального сырья. По большому счету, непосредственно геологи должны проводить изучение и разведку подземных недр, а определять способы добычи, осуществлять расчеты, составлять бизнес-планы - задача горных инженеров и профильных экономистов. Такое разделение труда и функций существовало в Советском Союзе. Был и профильный институт, который располагался в Москве и обслуживал всю страну. Сейчас необходимо формировать собственные структуры по этому направлению. Исследованием проблем экономики минерального сырья сегодня также занимается БелНИГРИ. В его структуре создано соответствующее подразделение, активно привлекаются молодые перспективные кадры, ведется их дополнительная подготовка по этому профилю.
Развивается и маркетинговое направление. А.Ковхуто считает, что наравне с фундаментальными исследованиями институт должен использовать свои наработки и для решения прикладных задач. В том числе и на экспорт. А рынок геологических услуг, по сути, глобальный. И конкурировать на нем приходится с крупными международными корпорациями, которые способны не только проводить разведку, но и поставлять различное оборудование. Однако у БелНИГРИ есть несколько уникальных разработок, которые могут быть востребованы за рубежом. В частности, запатентован метод добычи карналлитов путем растворения. Разработан метод обработки материалов: специалисты института могут проводить большой комплекс исследований дистанционно, анализируя состав образцов пород. Большой опыт у отечественных геологов и в работе с вязкими нефтями: на патентование поданы рецептуры растворителей - для каждого месторождения необходима особая, уникальная рецептура. Директор полагает, что белорусские геологи способны занять свою нишу на мировом рынке услуг и, решая прикладные задачи, финансово поддерживать фундаментальные разработки. По крайней мере, частично. «Глубокая наука» не может быть полностью коммерциализирована, поэтому для развития отечественной геологии необходимо также участие государства.
Государственное предприятие «БелНИГРИ»
220141, г. Минск, ул. Купревича, 7
Тел./факс: (017) 267-53-15, 263-63-98
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
- Информация о материале
- Родительская категория: Журнал "Директор" - Архив номеров за 2013
Конвенция исключает любые сомнения в допустимости использования электронных средств связи для соблюдения требования о письменной форме договора, вытекающего из Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. (Нью-Йоркская конвенция) и Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Документ также содержит положения о трансграничном признании электронных подписей.
Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах вступила в силу с 01.03.2013 г.
Стоимость легкового автомобиля, приобретаемого государственными органами и юридическими лицами, хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, а также сельскохозяйственными организациями с долей государства в уставном фонде, не должна превышать сумму, эквивалентную 25 тыс. евро с учетом таможенных платежей.
Нарушение перечисленных требований влечет наложение штрафа на руководителя юридического лица в размере от 600 до 1000 БВ.
Указ №119 вступает в силу с 15.04.2013 г.
Доля каждого участника в праве общей собственности на имущество пропорциональна доле площади принадлежащих ему объектов недвижимого имущества в общей площади помещений жилого дома, иного капитального строения (здания, сооружения), расположенного на придомовой территории. Споры, возникающие при определении долей такого имущества, рассматриваются в судебном порядке.
Участники договора имеют право при наличии письменного согласия двух третей от общего количества участников отчуждать либо передавать во владение и пользование одному или нескольким участникам совместного домовладения и (или) иным лицам часть общего имущества.
Постановление №155 вступило в силу 16.03.2013 г.
Документом установлено, что обследование состояния многоквартирных жилых домов, блокированных и одноквартирных жилых домов государственного жилищного фонда и их придомовых территорий осуществляется ежегодно. Такая работа проводится организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, при плановых весеннем и осеннем осмотрах.
На основании обследования составляется акт, который утверждается руководителем этой организации.
Постановление №221 вступило в силу с 03.04.2013 г.
Постановление №474 вступило в силу с 22.03.2013 г.